Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в 1894 - 1905 г.г.гг




В конце XIX в. появились элементы глобального мира, формировалась мировая политика, менялись методы взаимоотношений между странами. Изменились мотивации внешней политики. На первый план при выборе партнера теперь все отчетливее выступают экономические интересы. Явно выделилась группа мировых держав (Англия, Франция, Германия), и России нужно было занять свое место в глобализирующемся мире. В это время явно наметились два типа развития. Первый –– атлантический, ориентированный на демократические ценности, диалог власти и общества (Англия, Франция). Второй –– центрально-европейский, с акцентом на государственном регулировании и централизации власти (Германия, Австро-Венгрия).

В России многие из явлений, ставшие в ту пору уже привычными для европейских государств (кризисы промышленного производства, рост городского пролетариата, партийная борьба, огромная роль публичности и общественного мнения), были еще неразвиты, а порой просто отсутствовали. Это подпитывало широко распространенные в обществе и во власти представления об «особом пути» ее развития, о роли потенциальногом лидереа славянской цивилизации.

Чтобы доказать статус мировой державы, Россия на рубеже XIX-––XX вв. стала активно сближаться с Францией, капиталы которой занимали в российской экономике заметное место. Это привело к укреплению позиций России на Балканах и усилению противоречий с Германией и ее союзниками. Одновременно Россия начинает реализовыватьла свои геополитические интересы на Дальнем Востоке. С 1891 г. Россия активно проникала в Китай, строя железные дороги, создавая финансовые структуры. Были подписаны договоры с Китаем, по которым Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова. В конечном итоге это привело к столкновению России с Японией и США.

Апогеем стала русско-японская война 1904 -–– 1905 гг., в которой Россия потерпела поражение. Основными причинами поражения России можно назватьбыли экономическуюая и военно-техническуюая отсталость страны, которая усугублялась ошибками ряда военачальников, помощью Японии со стороны Англии и США. Все это явно свидетельствовало, что утверждение России в клубе мировых держав произошло исключительно усилиями дипломатии. Для обеспечения устойчивого развития страны в новых геополитических условиях требовалась модернизация всех сфер жизни от экономики до государственного строя. Это же вызывалось и потребностями внутреннего развития. Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной систем.

Но модернизация требовала средств. С этой целью в конце XIX в. министр финансов С. Ю. Витте провел финансовую реформу. В 1895 г. был введен золотой стандарт, что обеспечило стабилизацию рубля. Было введено золотое денежное обращение, в результате чего в страну начался приток твердой валюты и иностранных капиталов. Одновременно было реформировано налогообложение, и введена государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. Все это укрепило внешний и внутренний курс рубля, улучшило инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

Одновременно С.Ю. Витте начал активное железнодорожное строительство, которое стало локомотивом экономического роста. В 1893––1898 гг. имел место промышленный подъем: увеличение промышленного производства достигло 100%. В 1899––1908 гг. наблюдался спад индустриального роста: промышленное производство увеличилось только на 60%. 1909––1913 гг. отмечены новым промышленным подъемом: темпы прироста составляли около 9%, промышленное производство возросло на 50%. В России началась индустриализация. Это объясняет ведущее положение тяжелой промышленности; высокий уровень концентрации производства; заметную роль иностранного капитала; быстрое развитие новых промышленных районов и др.

Власть способствовала формированию рыночных отношений и стимулировала включение в них большого числа населения. При помощи иностранного капитала насаждалось крупное производство с новейшей технологией. Шло дальнейшее развитие таких институтов, как частная собственность и кооперативные объединения. Отдельного упоминания заслуживает частное предпринимательство, которое в рассматриваемый период вступило в полосу подъема.

В сельском хозяйстве тоже происходили позитивные перемены. Наблюдался рост производства. Причем теперь основной вклад вносили крестьянские хозяйства. Как следствие –– развитие кооперации в русской деревне. Однако «оскудение центра» страны, сохранение общины, крестьянское малоземелье, перенаселение центральных губерний, отсутствие ресурсов у крестьян сдерживали поступательное развитие сельского хозяйства. С. Ю. Витте начал разработку проектов аграрной реформы в рамках «Особогоых совещанияй о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902––1905 гг.), но революция помешала их осуществлению.

Активизация перехода от традиционного к современному типу общественной организации, которая наблюдалась в России в конце XIX –– начале XX вв., сопровождалась быстрым формированием институтов индустриального общества. Главными двигателями этого процесса выступали индустриализация, урбанизация, повышение уровня грамотности и образования, социальная мобильность и секуляризация мировоззрения. Сословная система все больше приобретала рудиментарный характер. Расширялась свобода личности. Модернизация разрушала старые институты, принося новые стандарты поведения, более свободные, вариативные. В массовом сознании, при всем его инерционности, утверждались идеи о ценности самостоятельной и независимой личности. Распространялась светская система ценностей, что, в свою очередь, создавало предпосылки для разрушения общинности и формирования персоноцентристской правовой культуры.

Рост рыночных отношений и жизненного уровня соответственно потребовал и усложнения государственно-правовых форм регулирования социально-экономических процессов. Отсюда и объяснимый переход от права-привилегии и юридически закрепленного неравенства к праву для всех, к равенству граждан перед законом и судом, к парламентаризму. Чем выше жизненный уровень людей, тем большая у них возникает потребность в личной свободе, демократии и государственно-правовом регулировании социально-экономических процессов. Неслучайно к концу XIX в. европейская цивилизация уже имела развитую инфраструктуру политической жизни, освоив парламентаризм, муниципальную деятельность, научившись пользоваться силой политических организаций и движений.

В России к этому времени также созрели условия для расширения участия общества в политической жизни. На авансцену выходило поколение, которое получило опыт земской работы. Однако вступивший на престол после смерти Александра III (1894 г.), его сын, Николай II не чувствовал вызовов времени. В своем первом публичном заявлении император высказался за сохранение самодержавия, что настроило общественность против молодого монарха и усилило оппозиционные настроения. Первые оппозиционные выступления начались в студенческой среде. В 1899––1902 гг. прокатилась волна студенческих забастовок. Сначала они проходили под лозунгом требования академических свобод, но постепенно требования приобретали политический характер.

Спад темпов экономического роста в первые годы XX в. и достаточно тяжелые условия жизни и труда привели к подъему рабочего движения. В крупных промышленных центрах прошли забастовки и демонстрации рабочих, которые чаще всего выдвигали экономические требования. Но, как и в случае со студентами, под влиянием социал-демократов рабочие все чаше наряду с экономическими выдвигали и политические требования. В 1900––1904 гг. достигли значительного размаха выступления крестьян (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Поводами послужили аграрный кризис, голод 1901 г. в центральных и южных губерниях. Крестьяне выступали, как правило, против отдельных помещиков и требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.

На рубеже XIX––XX вв. началось активное формирование общественных движений и организаций. Первыми были оформлены объединения социал-демократов. В 1894 г. в Москве был создан «Рабочий союз»., Вв 1895 г. в Петербурге –– «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»., Вв 1898 г. –– «Российская социал-демократическая рабочая партия», которая стала отстаивать интересы рабочего класса. В 1902 г. была учреждена Партия социалистов-революционеров (эсеры), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. С 1897 г. земское движение выходит за пределы земских организаций. С 1900 г. земская оппозиция регулярно проводит свои съезды, по итогам которых в 1902 г. возник «Союз освобождения», на основе которого позже была организована партия кадетов. В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституционалистов, которые впоследствии организовали «Союз земцев-конституционалистов». Это были либеральные организации, требовавшие уничтожения самодержавия и установления конституционного режима, проведения демократических политических реформ. Все эти организации носили нелегальный характер. Но общественность использовала и легальные формы. Шло создание легальных обществ (ученых, врачей), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы.

В этих условиях правительство проводило неуверенную политику. С одной стороны, оно шло на уступки. Так, в 1902 г. была проведена школьная реформа, в университетах разрешены студенческие организации научного характера. По инициативе начальника московского охранного отделения С. В. Зубатова рабочим разрешили создавать организации, формировать фонды социальной поддержки, открывать магазины и школы. С другой стороны, правительство использовало репрессивные инструменты. Например, достаточно жестко были подавлены крестьянские выступления. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800 тыс. рублей.

Неудачный ход русско-японской войны оживил оппозиционное движение. Император решил пойти на частичные уступки. В августе 1904 г. министром внутренних дел был назначен П. Д. Святополк-Мирский, который заявил о диалоге с обществом. 12 декабря 1904 г. появился указ, в котором заявлялось о предстоящих реформах. Но при этом ничего не говорилось о народном представительстве, которого требовало общество. Этот указ не успокоил общественность. Падение Порт-Артура (19 декабря 1904 г.) вызвало волну протеста. В начале января 1905 г. прошли антиправительственные выступления. 9 января 1905 г. состоялось шествие рабочих к Зимнему дворцу с целью вручить царю петицию. Оно было расстреляно, что послужило поводом к событиям, которые стали содержанием революции 1905 г.

Николай II 18 февраля 1905 г. обещал ввести народное представительство, но лишь с совещательной функцией. 6 августа 1905 г. была учреждена Государственная дума с совещательными полномочиями. Однако это не остановило революцию. В октябре 1905 г. состоялась всероссийская забастовка, которая вынудила императора издать Манифест 17 октября. Этот документ даровал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Избирательные права были предоставлены всем слоям общества. Государственная дума объявлялась законодательным органом.

Манифест 17 октября открыл возможность для создания легальных политических партий. На формирование партийной системы большое влияние оказали особенности социальной структуры общества, своеобразие политической системы, многонациональность населения и гетерогенность его правового сознания. В итоге в России сформировалась мультипартийная система: за первые шесть лет XX в. появилось свыше 50 партий. Радикальное крыло было представлено РСДРП, эсерами и др. Эти партии продолжали действовать нелегально, но имели свою легальную печать. Из легальных партий стоит упомянуть народно-социалистическую партию, отдельные национальные партии и др. В качестве либеральной оппозиции выступали конституционно-демократическая партия, Партия мирного обновления, Партия демократических реформ, Союз 17 октября. Консервативное крыло составляли монархические организации (Союз русского народа, Русское собрание, Союз Михаила Архангела и др.).

Кроме партий продолжали действовать огромное число профессиональных союзов и объединений. Они лишь отчасти носили политический характер. На левом флаге были профессиональные рабочие союзы и Всероссийский крестьянский союз. Центр занимали различные союзы интеллигенции. На правом фланге находился Совет объединенного дворянства.

§18.2. Изменения в государственном строе в 1906-––1913 г.г.гг. «Думская монархия»

23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи», которые закрепили все указанные изменения в государственном строе. В соответствии с ними верховная власть принадлежала императору. Законодательную власть осуществляли в единстве император, Государственная дума и Государственный совет.

Государственная Ддума формировалась на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г. Он включил в круг избирателей почти все население страны. Но этот закон не признавал принципа равенства: избиратели были разделены на курии, которые избирали выборщиков. Те в свою очередь избирали депутатов. Нормативной срок деятельности Думы составлял пять лет. Император мог распустить Думу и назначить выборы и сроки созыва Думы нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной думы определялись также царскими указами. Предметами ведения Государственной думы были: принятие законов; рассмотрение бюджета, надзор за государственным контролем, дела о постройке железных дорог за счет казны, дела об учреждении компаний на акциях.

Общее собрание депутатов избирало ежегодно председателя и двух его заместителей (товарищей). По истечении года они могли быть переизбраны. Председатель руководил прениями в общем собрании, наблюдал за порядком, осуществлял представительские функции. При нем для решения общих вопросов создавалось совещание или президиум. Со II Думы практиковались совещания представителей фракций и групп. Канцелярией Думы управлял избранный депутатами из своего состава секретарь и его товарищи.

В процессе деятельности Думы каждого созыва создавалось несколько постоянных и временных комиссий. Обычно это были мандатная, распорядительная, по личному составу, финансовая, бюджетная, по государственной обороне, аграрная и др. Комиссии играли роль предварительных инстанций для разработки и обсуждения законопроектов. Их заседания были закрытыми.

На заседаниях Думы могли присутствовать министры и главноуправляющие. Группа депутатов не менее 30 человек имели право обратиться с запросом к председателю Совета министров, министрам или главноуправляющим.

I Государственная дума работала всего 72 дня –– с 27 апреля по 8 июня 1906 г. Доминирующей фракцией были кадеты. Дума рассматривала вопросы об отмене смертной казни, о гражданском равноправии и др. Основным был аграрный вопрос. Но правительство не согласилось с Думой практически по всем вопросам и император, обвинив депутатов в разжигании революционных настроений, распустил ее.

В начале 1907 г. были проведены выборы во II Государственную думу На этот раз на выборах победили левые партии: трудовики, народные социалисты, социал-демократы, эсеры. Рассматривались вопросы о бюджете на 1907 г., о наборе новобранцев, об отмене военно-полевых судов, о реформе местного суда. Основным вопросом в Думе оставался аграрный и именно по нему вновь не удалось найти компромисса. Дума была распущена 3 июня 1907 г. (работала всего 102 дня).

Одновременно был издан новый избирательный закон, менявший. Его утверждение явно нарушало действовавший порядок, в связи с чем в обществе его восприняли как «государственный переворот». Новый закон ограничивал избирательные права широких слоев населения. Более чем на треть возросло число выборщиков от помещиков. На 56% уменьшилось число выборщиков от крестьян. Городская курия была разделена на две –– первую и вторую. Первую составляли городские верхи, которые и они получили больше избирательных прав. Вторую образовали мелкие владельцы недвижимости, чиновники, ремесленники, права которых были урезаны. Сокращались избирательные возможности национальных окраин и рабочих. В целом, избирательные права по новому закону получили 15% населения России.

Этот закон позволил сформировать III Государственную думу, в которой доминировали праволиберальные (Союз 17 октября) и консервативные партии. Дума была лояльна к правительству, в связи с чем отработала полный срок с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Ею было рассмотрено 2570 законопроектов. Среди знаковых законов можно назвать акты об аграрной реформе, о программе перевооружений армии и флота и др.

IV Государственная дума была созвана 15 ноября 1912 г. В ней сохранили лидирующие позиции октябристы и консерваторы. IV Государственная дума использовала те же формы работы, что и предыдущая Дума. Она обсуждала законопроекты, предложенные правительством, рассматривала и утверждала бюджет и отчет о его исполнении. В составе Думы действовало 36 комиссий.

20 февраля 1906 г. была проведена реформа Государственного совета. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, интеллигенции, предпринимателей и др. Примерно каждые три года состав Совета обновлялся. Из членов по назначению ежегодно избирались председатель и вице-председатель Совета. Была ведена новая структура Государственного совета. Он состоял из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и государственной канцелярии. В процессе деятельности Совета могли создаваться комиссии и особые совещания. Общее собрание выступало главным структурной частью Государственного совета. Оно играло роль верхней палаты.

Положения закона о том, что «законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет», а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился в законодательный орган и стал верхней палатой российского парламента, Дума являлась нижней палатой парламента.

В зЗавершаяение характеристикуи новой организации законодательной власти, следует отметитьсказать, что ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а Дума и Совет не собрались на сессию. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие. Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору и ответственным перед ним министрам. С 17 января 1905 г. император стал собирать для координации мероприятий по вопросам внутренней политики особое совещание министров. Вскоре оно стало именоваться Советом министров. 19 октября 1905 г. император утвердил закон, по которому Совет министров стал постоянным высшим правительственным учреждением. Его назначение состояло в том, чтобы координировать и направлять деятельность ведомств. В состав Совета министров входили министры и главноуправляющие на правах министров, а также государственный контролер, обер-прокурор Синода и председатель Государственного совета.

Председатель Совета министров назначался императором. Он имел право требовать от всех руководителей различные данные, а те должны были сообщать председателю все предложения по законодательству и управлению до подачи их императору и внесения в Совет министров. В итоге Совет министров стал регулярно действующим оперативным органом. Он собирался два-три раза в неделю. С принятием Основных законов 23 апреля 1906 г. был ликвидирован Комитет министров. Его функции в большинстве своем перешли к Совету министров, в силу чего компетенция последнего была заметно расширена.

Высшаясудебная и контрольная власть принадлежали императору и Сенату.

Рассмотренные преобразования 1905-––1906 гг. указывают на трансформацию формы правления Российского государства. После 1906 г. Российская империя представляла собой дуалистическую монархию. Схожая организация высших органов власти имелась в Японии и Австрии. Россия в 1906-––1917 гг. обладала сегментарной государственной формой, которая предполагала определенное разделение ролей между различными государственными институтами при осуществлении политической власти. Но при этом отсутствовала система сдержек и противовесов, было явное доминирование императора, существовала жесткая централизация, преобладали авторитарные методы управления при наличии ограниченных демократических свобод и самостоятельного местного самоуправления.

Отмеченные преобразования практически не затронули систему центральных государственных учреждений. Ее главными элементами по-прежнему были министерства. В 1905-––1914 гг. сохранились все основные звенья местной администрации, полиции и жандармерии.

Отдельные корректировки, в русле курса на унификацию управления Российской империей, были внесены в управление отдельными национальными окраинами. Подверглась некоторым ограничениям Финляндская автономия. Из компетенции местных органов власти были изъяты налоги, права русских подданных, суд, охрана государственного порядка и др. В 1905 г. на Кавказе было восстановлено наместничество. В Сибири окончательно упразднили округа и повсеместно ввели деление на уезды. Кроме того, были образованы несколько новых административно-территориальных единиц (Камчатская и Сахалинская области).

На основе прежнего законодательства работали земские и городские органы самоуправления, а также сословные учреждения.

Стабилизация внутриполитической ситуации («Третьеиюньская монархия»). Окончание революции привело к временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и посредством уступок и силовых мер подавить революционную волну. Вектор политического курса состоял в том, чтобы решить проблемы, вызвавшие революцию (прежде всего, разрешить аграрный вопрос), сверху в союзе и при помощис Государственной думойы. На Совет министров возлагалось задача осуществлять выработанные решения.

Большую роль в стабилизации внутриполитической ситуации сыграл П. А. Столыпин, возглавлявший в период с 8 июля 1906 г. по 1 сентября 1911 г. Совет министров. Столыпин считал, что борьбу со смутой и растущей анархией надо вести не только и не столько путем отдельных уступок или всеобщего усмирения. Жесткую политику водворения наведения порядка, полагал он, надо сочетать с позитивными мерами социально-экономического и политического характера. Следовало также во многом перестроить аппарат управления, унаследованный от сословного строя и обнаруживший в новых условиях свою неэффективность, особенно в нижних звеньях.

Реализуя этот курс, П.А. Столыпин начал аграрную реформу. Указом от 9 ноября 1906 г. был разрешен выход крестьян из общины. Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим крестьянам было предоставлено право переселения без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906––1913 гг. за Урал переселилось почти 3 млн человек. Основная их масса сумела приспособиться к новым условиям. Это позволило активизировать экономическое и социальное развитие Сибири. Только за 1906––1913 гг. посевные площади были расширены на 80%. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России.

Проблемой крестьян начала XX в. было отсутствие денежных средств для развития хозяйства. Ссуды Крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно.

В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 г. количество таких учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Преобразования в сельском хозяйстве открывали перспективу изменения местного управления. П. А. Столыпин задумал провести принцип бессословности до самых низших звеньев управления и в связи с этим отделить административные функции от поземельной общины. Первый этап реформ должны были составить реформы поселковая, волостная и местного суда. Поселковый и волостной проекты предусматривали модернизацию низших звеньев управления и самоуправления. По замыслу правительства, реформа института земских начальников, уездный и губернский проекты должны были составить вторую очередь реформ. Эти преобразования ставили своей целью провести многостороннюю модернизацию государственной машины от ее низших звеньев до губернского уровня.

Программа реформ П.А. Столыпина включала проект децентрализации управления страной. В 1907––1908 гг. С. Е. Крыжановский составил план общего переустройства управления Российской империей. Он предусматривал разделение государства на 11 областей. В каждой области планировалось создать земское собрание и правительственный орган с гражданским начальником во главе, который должен был заменить генерал-губернатора. Национальные окраины оставались вне этого деления. В перспективе П.А. Столыпин допускал предоставление большей самостоятельности Польше.

Эти проекты вызвали ощутимое сопротивление со стороны поместного дворянства и придворных кругов. После убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. интерес к реформам в правительственных кругах ослабел., имело место сосредоточение на текущей работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.