Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции




ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Качество продукции - совокупность свойств продукции •

• удовлетворять определенные потребности в соответствии •

• с ее назначением. •

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется по­казателем качества продукции. Различают единичные показа­тели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплекс­ные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, от­ражающие совокупность свойств продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следую­щие задачи:

• оценивается технический уровень продукции;

• выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

• анализируется структура выпуска продукции по парамет­рам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

• выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

• обосновываются возможности повышения качества продук­ции, сокращения брака и потерь.


Информация, используемая для анализа качества продук­ции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, ре­зультатах производства и реализации, рекламе и т.д.)- Источни­ками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов техническо­го контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продук­ции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.

К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качест­ва (потенциальному, мировому, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные стра­ны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной про­дукции и др. Три последних показателя характеризуют отступле­ния от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осу­ществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рек­ламациях на продукцию. В зависимости от действующей на пред­приятии системы представления информации о браке анализи­руются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, ра­бочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Ос­новными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструмен­тов, средств измерительной техники, отступление от технологи­ческого процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родствен­ных предприятий (табл. 4.7).

Данные табл. 4.7 показывают, что в отчетном году качество продукции по сравнению с планом и с предыдущим годом улучшилось: увеличился выпуск и удельный вес экспортной продукции, сократилось количество рекламаций.




 


Экспорт продукции характеризуется следующими данны­ми (табл 4 8)

Табл 4 8 Анализ экспортной продукции, млн р.

 

 

Государе тво импор rep Предыдущий год Отчетный год Отклонение от пре дыдущего года
объс ч про дукцииin экспорт удельный вес в общем объеме вы пуска % объем про тукции на jKenopr удельный вес вобщем объс ме вы пуска % об ьема продук ции удельно го веса %
Россия       20 2 +267340 +8 6
Украина         +92590 +2 4
Литва         +23370 +0 8
Польша         +10130 +0 2
Всем о         +393430 +12

Данные табл 4 8 показывают, что изменения в структуре экспорта по отдельным странам-импортерам неодинаковы значительно увеличилась доля стран ближнего зарубежья, до­ля стран осуществляющих расчеты в свободно конвертируе­мой валюте, возросла незначительно

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показа­тели оборачиваемости и рентабельности

Источники информации для анализа реализации продук­ции ф № 1 «Бухгалтерский баланс», ф № 2 «Отчет о прибы­лях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др

Выполнение плана по объему реализации зависит от степе­ни обеспеченности его товарной массой Для изучения этого по­казателя составляется баланс товарной продукции (табл 4 9) в двух оценках по себестоимости и по отпускным ценам

В связи с тем что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгружен-


ной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и ре­ализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной про­дукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаи­мосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остат­ков нереализованной продукции, имеет вид

где РП - реализованная продукция; ГПн ГПК - остатки готовой
продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП - выпуск продукции; ОП - отгрузка продукции.

Для второго варианта баланс произведенной продукций будет следующий:

где ТОн ТОк - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.

Баланс товарной продукции составляется в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выруч­ки или по себестоимости (плановой или фактической). Для сопо­ставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета. Табл 4 9 Баланс товарной продукции (вариант-«по оплате»-)

 

 

Показатели Фактически, млн р
в действующих отпускных ценах по себестоимости
А    
1 Остаток готовой продукции на складах и в юварах, отгруженных па начало отчет­ною юда    
2 Выпуск продукции    
3 Разные поступления (списания), кроме реа­лизации (излишки, недостачи и образцы) + 156 + 119
4 Реализация    
5 Ос 1агок готвои продукции на складах и в юварах опружсипых на конец отчет­но! о юда    
И 1 о i о расход с ос i a i ком (ст р 4 + с i p 5)    

Данные табл. 4.9 подтверждают взаимоувязку показателей движения готовой продукции.

На изменение объема реализации продукции влияют фак­торы, приведенные в факторной модели (рис 4 1).

Факторы изменения объема реализации рассчитываются балансовым приемом. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и това­ров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей (табл 4.10).

Табл 4 10 Анализ факторов изменения объема реализации, млн р.

 

Показатг чи По плану По отчету Влияние факторов на объем рсализа ции (+ -)
А   2  
1 Остаток юювои продукции па начало юда     + 1444
2 Выпуск продукции     +11873

Приведены вошускных ценах


Окончание табд 4 10

 

А 1 '    
3 Остаток готовой продукции на конец года     -42693
4 Отгрузка продукции (стр 1 + стр 2 --стр 3)     -29376
5 Остаток товаров, отгруженных а) на начало года     +7714
б) на конец года     +57836
6 Разные поступления (списания), кроме реализации X + 156 + 156
7 Реализация продукции за год (стр 4 + + стр 5a-crp 56±cip 6)     +36330

Данные табл. 4 10 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продук­ции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остат* ков товаров, отгруженных на конец года Отрицательное влия­ние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом вы­полнения договорных обязательств по поставкам продукции (табл. 4.11).

Табл 4 11 Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, млн р.

 

 

Отчетные периоды Производство иродук Пии Д1я заключения до говоров по плану Недоиос гавлепо про дукции по договорньм обячагепьствач Выполните договорных обязательств по постав кам продукции, %
за отчетный месяц за период i начала года за отчетный чесяп за период с начала года заотчетный месяц за периодс начала года
Январь     - -    
Февраль     - -    
Mapi     - -    
Апрель     - -    
Май     - -    
Июнь     - -    
Июль     - -    
AeiytT       -    
Ссшябрь     - -    
Октябрь         98 9 99,9
Ноябрь         98 9 99,8
Декабрь         98 7 99,7


Процент выполнения договорных обязательств рассчиты­вается по формуле

где Кп - искомый процент выполнения плана договорных обя­зательств, %; ТП0 - плановый объем продукции для заключе­ния договоров; ТПн - недопоставка продукции по договорам.

Данные табл. 4.11 показывают, что предприятие в течение трех кварталов выполняло договорные обязательства и не до­пускало недопоставки продукции. Однако в IV квартале из-за нарушений смежниками договорных условий по поставке комплектующих предприятие недовыполнило обязательства на 945 млн р., что составило 0,3 % от суммы заключенных до­говоров.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется ра­ботниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть орга­низован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сро­ков поставки. При этом производится оценка выполнения до­говорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-техни­ческого и статистического учета, материалы наблюдений. Бух­галтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Применение ЭВМ позволяет оперативно получать инфор­мацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.