КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ формирования и выполнения производственной программы
На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить экономические последствия изменений условий договоров (сроков и объемов поставки, цен на сырье и продукцию и т.п.), а также влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Такая задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики фактического уровня затрат по отдельным изделиям. Решение подобных задач на крупных предприятиях с большой номенклатурой выпускаемой продукции возможно только с помощью ЭВМ. На небольших предприятиях, выпускающих 5-10 наименований изделий, расчеты могут производиться вручную. Факторный анализ производственной программы базируется на взаимосвязи прибыли, объема и затрат. Методика анализа указанного соотношения подробно рассматривается при анализе прибыли (§ 1.7) с точки зрения влияния объема реализации и затрат на величину прибыли. В данном параграфе рассматривается обратная задача: исходя из заданной прибыли рассчитывается необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему объем производства при определенном уровне расходов. Влияние на общую сумму прибыли уровня постоянных и переменных расходов, объема про-
где П - прибыль; к - количество изделий одного наименования в натуральном выражении; Ц - цена единицы продукции; МЗ -прямые материальные затраты в стоимостном выражении для производства отдельных видов продукции; ОТр - прямые затраты на оплату труда рабочих; ру/п - условно-постоянные расходы; Пy - прибыль в остатках нереализованной продукции. Указанная формула позволяет установить влияние на возможную прибыль таких факторов, как отказы от договоров по инициативе покупателей (в связи с низким качеством продукции, снижением спроса на нее, нарушением сроков поставки), изменения объема производства по инициативе покупателей, замены материалов, в том числе по вине поставщиков, изменения цен на материалы, продукцию и др. Влияние указанных факторов на прибыль определяется на основе приведенной выше формулы с помощью приемов элиминирования. В ходе анализа динамики объема производства продукции можно использовать как натуральные, так и стоимостные показатели. Однако большинство предприятий имеет широкую номенклатуру выпускаемых изделий, поэтому применение натуральных измерителей не всегда оправдано. Более представительным является анализ объема производства продукции с использованием стоимостной оценки. При этом возникает необходимость обеспечения сопоставимости исходных данных. В условиях инфляции одним из важнейших условий сопоставимости является нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) нашли отражение две основные концепции определения влияния инфляции на отчетность предприятия: концепция финансовой природы капитала и концепция предметно-вещественной природы капитала. Первой концепции соответствует «Методика оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности». Сторонники данной концепции абстрагируются от предметно-вещественной природы активов предприятия Они учитывают в основном покупательную способность денежной единицы и рассматривают пассив предприятия как основу оценки актива Данная методика ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». В соответствии с данной методикой, делающей упор на текущую стоимость статей актива баланса, каждый актив подлежит индивидуальному приведению к текущей цене Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При анализе объем производства продукции можно так же, как и имущество предприятия, рассматривать в одном из двух аспектов - активном и пассивном В зависимости от задач анализа можно использовать соответственно принципы сопоставимости прибыли и сопоставимости стоимостной и натуральной оценки Принцип сопоставимости прибыли основан на том, что собственник предприятия прежде всего заинтересован в получении прибыли При анализе динамики объема производства как одного из факторов, влияющих на величину прибыли, следует использовать общий индекс инфляции национальной валюты, так как в данном случае важна сопоставимость прибыли отчетного и базисного периодов. Принцип сопоставимости стоимостной и натуральной оценки предполагает приведение в соответствие изменение объема производства в натуральных единицах с их стоимостной оценкой. Анализ с применением данного принципа может оказаться полезным для оценки изменения спроса на реализуемую продукцию, для принятия решения об изменении объемов производства При этом могут применяться следующие методы- • пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (при относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции), • корректировки на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров (продукции, услуг) или по отрасли в целом С применением данных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар ити товарную группу. Статистическими органами регулярно публикуются индексы цен. При этом индекс потребительских цен (индекс цен на потребительские товары) выделяется как наиболее общий показатель, характеризующий инфляционные процессы, происходящие в национальной экономике. Кроме него, рассчитывается индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения. Агрегатный индекс (Iц) имеет вид С помощью указанной формулы сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) находится следующим образом: где ВП1 - фактический выпуск продукции в отчетном периоде. В процессе анализа выполнения плана производства изучаются следующие показатели: • основная номенклатура в натуральном выражении, в том числе поставка продукции по государственным контрактам для государственных нужд; обновление выпускаемой продукции; • товарная продукция в договорных отпускных ценах, в том числе на экспорт. Источники информации для анализа: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф. 1-п «Отчет предприятия (объединения) по продукции»; ф. 1-т «Отчет предприятия (объединения) по труду»); данные текущего бухгалтерского и статистического учета. Выполнение плана по объему производства продукции анализируют нарастающим итогом с начала года. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонений от плана. В качестве источников информации используются рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, машинограммы-рапорты, выдаваемые в АСУ, и т. д. Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. • * | Номенклатура - перечень наименований изделий с указа- • • нием кодов, установленных для соответствующих видов про- • • дукции в действующем на территории СНГ общесоюзном • • классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а так- •: же шифров или порядковых номеров изделий по плану.:
• Ассортимент - перечень наименований изделий с указа- • • нием количества по каждому из них. Различают полный • • (всех видов и разновидностей), групповой (по родствен- • • ным группам), внутригрупповой ассортимент. • Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Особое внимание при этом обращается на поставки продукции для государственных нужд (табл. 4.1), поскольку при невыполнении условий государственного контракта по объему и сроку поставки виновник выплачивает неустойку в размере 50 % стоимости недопоставленных товаров, что не освобождает его от выполнения условий госконтракта в дальнейшем. В отличие от госзаказа контракт на поставку товаров для госнужд гарантирует предприятию сбыт продукции, ее оплату, льготы по кредитам, налогам, дотации и другие льготы, что должно учитываться при формировании производственной программы. Табл 4.1. Анализ выполнения контракта на поставку продукции для государственных нужд за I квартал
Отклонение в выполнении обязательств по поставке изделия А в отчетном квартале на 5 единиц (7,1 %) должно быть восполнено в последующем периоде. Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента (гр. 3 табл. 4.2) либо сред-> него процента по формуле где Ка - выполнение плана по ассортименту, %; ВП3 - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции. При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. Табл 4 2 Анализ ассортимента продукции, млн р.
Процент выполнения плана по ассортименту составляет 99,5 (по способу наименьшего процента) и 96,7 (2369,7:2374,3 х х 100) (по среднему проценту). В любом случае план по ассортименту не может быть выполнен более чем на 100 %. При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать машинограммы (таблицы), в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции. • • : Структура продукции - это соотношение удельного веса: • • Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используются метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и др. При использовании метода средних цен (табл. 4.3) расчет производится по формуле где ABПc - прирост объема продукции за счет изменения структуры; Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий -фактическая и плановая (прошлого периода); к1 - фактическое количество изделий в отчетном периоде, шт. Табл 4 3 Расчет влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в стоимостном выражении (по средним ценам)
Прямой счет по всем изделиям (табл. 4.4) производится по формуле где ВП1 - фактический выпуск продукции при фактической структуре, ВП 1' - фактический выпуск продукции при плановой структуре Табл. 4.4 Анализ структуры продукции и расчет влияния структурных сдвигов методом прямого счета, млн р.
Для обеспечения увязки расчетов удельный вес рассчитывается с точностью до 0,01. Фактический выпуск при плановой структуре (табл. 4.4, гр. 5) рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Как показывают данные табл. 4.4, отклонение за счет изменения структуры продукции составило +15 млн р.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |