Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По договору страхования предпринимательского риска 5 страница




В соответствии с п. 2 ст. 901 ГК обращение взыскания по долгам вверителя на имущество, переданное им в доверитель­ное управление, не допускается, за исключением банкротства этого лица. В этом случае доверительное управление имуще­ством прекращается, оно включается в конкурсную массу для его реализации, и за счет полученной суммы удовлетворяются требования кредиторов. Имеется один случай, когда на зало­женное имущество может быть обращено взыскание. Он касает­ся передачи заложенного имущества в доверительное управле­ние. По установленному правилу передача заложенного имуще­ства в доверительное управление не лишает залогодержателя права обратить взыскание на это имущество (п. 1 ст. 902 ГК).

Установленные обязанности и возложенная ответственность на вверителя сочетаются с предоставленными ему правами. Так, вверитель вправе осуществлять контроль за действиями дове­рительного управляющего в части выполнения договорных ус­ловий. При выявлении нарушений достигнутых договореннос­тей он вправе требовать от доверительного управляющего их устранения.

Вверитель вправе требовать отчет от доверительного управ­ляющего о проведенной им деятельности в порядке и сроки, предусмотренные договором (п. 4 ст. 903 ГК). Он также впра-


ве требовать от доверительного управляющего передачи полу­ченных доходов от этой деятельности.

Закон предоставляет право вверителю расторгнуть договор доверительного управления имуществом, уведомив об этом до­верительного управляющего за три месяца до прекращения до­говора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (п. 2 ст. 907 ГК).

Поскольку закон допускает заключение договора довери­тельного управления в пользу третьего лица (выгодоприобре­тателя), то при его совершении указанные права возникают не у вверителя, а у выгодоприобретателя. От этих прав он может в любое время отказаться, если договором не предусмотрено иное (пп. 2 п.. 1 ст. 907 ГК). В данном случае договор доверитель­ного управления прекращается. Предвидя такого рода обстоя­тельства, закон предоставляет право делать в договоре оговор­ку, что права выгодоприобретателя в случае его отказа от полу­чения выгод по договору переходят к вверителю или вновь назначенному им лицу.

Обязанности и права доверительного управляющего. Ос­новной обязанностью доверительного управляющего является надлежащее осуществление возложенных на него правомочий по управлению вверенным ему имуществом. При этом все воз­ложенные обязанности по осуществлению доверительного управ­ления имуществом он обязан осуществлять лично, за исключе­нием случаев, установленных законом (п. 1 ст. 904 ГК).

Доверительный управляющий обязан обособить передан­ное ему в управление имущество от другого имущества ввери­теля, а также от своего личного. Вверенное управляющему иму­щество должно быть отражено у него на отдельном балансе, и по нему должен вестись самостоятельный учет. Он обязан при­нимать все необходимые меры по сохранности вверенного ему имущества и не вправе использовать его в своих личных инте­ресах или в интересах третьих лиц.

Сделки, осуществляемые доверительным управляющим, не должны выходить за пределы, предусмотренные договором до­верительного управления имуществом.

Доверительный управляющий обязан представить отчет вверителю и выгодоприобретателю о своей деятельности в по­рядке и сроки, предусмотренные договором доверительного управ­ления имуществом (п. 4 ст. 903 ГК).


Возложенные договором на доверительного управляющего обязанности он должен выполнять в течение всего срока дей­ствия соглашения. Односторонний отказ допускается лишь тогда, когда это связано с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять управление вверенным иму­ществом (например, по состоянию здоровья). Однако в этом случае он обязан уведомить об отказе вверителя за три месяца до прекращения договора, если договором не установлен дру­гой срок (п. 2 ст. 907 ГК).

Доверительный управляющий имеет право на вознаграж­дение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов, полученных от использования этого имуще­ства (ст. 906 ГК).

4. Ответственность сторон по договору доверительного управления имуществом

Законом (ст. 905 ГК) установлено, что если доверитель­ный управляющий не проявляет должной заботливости об ин­тересах выгодоприобретателя или вверителя, он несет перед ними ответственность, в частности возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления иму­ществом, а вверителю - убытки, причиненные утратой или по­вреждением имущества, с учетом его естественного износа, в том числе упущенную выгоду.

На доверительного управляющего возлагается ответствен­ность и в случае совершения им сделки в отношении имуще­ства, переданного в доверительное управление, с превышением полномочий, предусмотренных договором.

Доверительный управляющий несет ответственность за при­чиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобре­тателя или вверителя.

По всем долгам, возникшим с доверительным управлени­ем имущества, доверительный управляющий отвечает получен­ным имуществом. При недостаточности этого имущества взыс­кание может быть обращено на имущество доверительного управляющего. Если же недостаточно и имущества доверитель-


ного управляющего, то взыскание может быть обращено на иму­щество вверителя, не переданное в доверительное управление (п. 3 ст. 905 ГК).

Следует иметь в виду, что если доверительный управляю­щий при заключении сделки с третьим лицом не определил себя в ней в качестве доверительного управляющего, то он от­вечает только своим имуществом.

Чтобы избежать потерь и обеспечить возмещение убытков, которые могут быть причинены вверителю или выгодоприобре­тателю ненадлежащим исполнением договора доверительного управления имуществом, в нем может быть предусмотрено предо­ставление доверительным управляющим залога (п. 4 ст. 905 ГК).

5. Прекращение договора доверительного управления имуществом

Договор доверительного управления имуществом прекра­щается на основании двустороннего соглашения сторон и по общему правилу в результате надлежащего его исполнения.

Кроме того, согласно ст. 907 ГК рассматриваемый договор может быть прекращен и досрочно вследствие:

1) смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, либо объявления его умершим или ликвидации юридического лица -выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;

2) отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

3) смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, объявления его умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, признания инди­видуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом), а также установления запрета доверительному управ­ляющему осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

4) отказа доверительного управляющего или вверителя от осущест­вления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверитель­ное управление имуществом;

5) отказа вверителя от договора по иным причинам, чем та, которая указана в пп. 4 п. 1 ст. 907 ГК, при условии выплаты доверительно­му управляющему обусловленного договором вознаграждения;

6) признания лица, являющегося вверителем, экономически несос­тоятельным (банкротом).


Следует полагать, что смерть вверителя не является безус­ловным основанием прекращения договора доверительного управления, поскольку у него могут быть правопреемники. Доверительный управляющий в данном случае исполняет ука­занный договор до поступления соответствующих указаний от правопреемников.

Как уже упоминалось, при отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения догово­ра, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.

Имущество, находящееся в доверительном управлении, при прекращении договора передается вверителю, если договором не предусмотрено иное.

Литература

Андреев В.К. Ответственность за нарушение договора // Бухгалтерский учет. 1995. № 12.

Голубович АД. Траст. Доверительные услуги банков и фи­нансовых компаний клиентам. М., 1997.

Дозорцев ВА. Доверительное управление // Вестник Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. № 12.

Дозорцев В А. Доверительное управление имуществом // Дело и право. 1996. № 1.

Жанайдаров И.У. Проблемы реализации права государствен­ной собственности. Алма-Ата, 1994.

Кряжков А.В. Доверительное управление имуществом в России: формирование института и сферы применения // Го­сударство и право. 1997. № 3.

Михеева Л. Содержание- договора доверительного управле­ния // Хозяйство и право. 1999. № 7.

Нарышкина Р.Л. Доверительная собственность в граждан­ском праве Англии и США. М., 1965.

Рябов АА. Траст в российском праве // Государство и право. 1996. № 4.

Суханов ЕА. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. Журнал для деловых людей. 1995. № 11.

Функ Я.И., Хвалей В.В. Траст или доверительное управле­ние имуществом // Проблемы конституционализма: Сб. науч. тр. Мн., 1998. Вып. 4.

Чигир В.Ф. Правовое регулирование доверительного управ­ления имуществом // Судовы веснш. 1996. № 4.


Глава 34. ДОГОВОР КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

/. Понятие, виды и признаки договора франчайзинга

Понятие и виды договора франчайзинга. Развитие хозяй­ственных связей, необходимость рыночных отношений вызыва­ет появление новых видов договоров. Одним из них является договор франчайзинга. Слово «франчайзинг» в переводе с анг­лийского означает предоставление крупной компанией кому-либо лицензии на производство товаров (услуг) под ее фирмен­ной маркой, как правило, на определенный период и на ограни­ченной территории. В понятие франчайзинга может входить также передача знаний и опыта хозяйственной деятельности, организация сети по сбыту товаров и услуг, проведение реклам­ной кампании, предоставление секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, знаков обслуживания и т.д. Другими слова­ми, франчайзинг представляет собой одну из новых форм пред­принимательской деятельности, согласно которому крупная и известная фирма (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), обычно малому предприятию, развивающему свой бизнес, лицензионный комплекс и берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья, передаче новой технологии, оказанию услуг и др. В зависимости от этого и различают:

1) товарный франчайзинг. Суть его состоит в том, что у известной фирмы приобретается право ее партнером на продажу товаров с ее торговой маркой;

2) производственный франчайзинг. Представляет собой передачу технологического процесса производства продукции, т.е. выдает­ся лицензия другим компаниям или предприятиям на исполь­зование своего товарного знака или торговой марки при изготов­лении запатентованной продукции или производимой с помощью патентованного процесса, или «ноу-хау»;

3) деловой франчайзинг. При деловом франчайзинге осуществля­ется продажа лицензии пользователю на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами.


Выделяется так?ке.

- дочерний франчайзинг. Предполагает организацию и поддержку не­зависимого бизнеса под покровительством крупной ведущей фирмы;

- конверсионный франчайзинг. Смысл его в том, чтобы постепенно происходила конверсия (превращение) системы сбыта товаров широкому кругу оптовых и розничных торговцев в такую систе­му, когда сбыт продукции производится только оптовым или роз­ничным предприятиям, работающим по системе франчайзера.

В зависимости от того, сколько видов бизнеса предоставля­ется, различают франчайзинг:

- индивидуальный. Его суть в том, что лицензия продается только на один вид бизнеса;

- региональный. Предполагает создание двух- или трехуровневых франчайзинговых структур, которые функционируют в опреде­ленном регионе и имеют единое головное предприятие.

Региональный франчайзинг подразделяется:

- на франчайзинг с владениями многими предприятиями. В этом случае ведущая фирма и ее партнер заключают договор на регио­нальное развитие бизнеса, в соответствии с которым партнер име­ет право открывать свои предприятия в определенном районе;

- субфранчайзинг, когда головное предприятие имеет договор с парт­нером, который одновременно является субфранчайзером. После­дний привлекает других партнеров на основе договорных отно­шений и т.д.

Из изложенного следует, что выгоду от заключения таких договоров имеют обе стороны. Для франчайзера это расшире­ние бизнеса без больших финансовых затрат, получение дохода и дополнительной прибыли за счет предоставления комплекса исключительных прав. Для другой стороны такая система от­ношений выгодна тем, что она имеет возможность вести свой бизнес под торговой маркой (товарным знаком, знаком обслу­живания и т.п.), имеющей хорошую репутацию на рынке, сни­жать затраты на рекламу и т.д.

Рассматриваемый договор получил законодательное закреп­ление в ГК в гл. 53 (ст. 910, ЭЮ'-ЭЮ11 ГК)1. Согласно

1 Законом Республики Беларусь от 18 августа 2004 г. № 316-3 «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства» в гл. 53 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)» внесены значительные изменения и дополнения. См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 137. 2/1065.


ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сто­роне (пользователю) за вознаграждение на определенный в до­говоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правооблада­теля и нераскрытой информации, в том числе секретов произ­водства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Договору франчайзинга присущи следующие признаки. В силу того, что правообладатель обязуется передать пользовате­лю за вознаграждение комплекс исключительных прав, этот договор двусторонний, консенсуалъный, возмездный.

Цель договора - содействовать продвижению на рынке до­статочно хорошо зарекомендовавших себя товаров, в частности высокотехнологического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Сторонами по договору комплексной предпринимательс­кой лицензии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть коммерческие организации, граждане, зарегистриро­ванные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те ис­ключительные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение, т.е. он использует свои ис­ключительные права в процессе коммерческой деятельности. Следовательно, правообладателем должно быть лицо, офици­ально зарегистрированное в качестве предпринимателя.

В роли пользователя выступает лицо, получающее возмож­ность использовать исключительные права, но так как эти пра­ва ему нужны для продвижения товаров на рынке, следова­тельно, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга.

Предмет договора - исключительные права, принадлежа­щие правообладателю. К ним относятся право на фирменное наименование, нераскрытую информацию, в том числе секретов производства (ноу-хау), товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.


Эти исключительные права могут быть использованы в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием или без указания территории их использования применительно к опре­деленным видам предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 910 ГК).

Поскольку предметом договора является комплекс исклю­чительных прав, т.е. подчеркиваются его отличительные осо­бенности, то он (предмет договора) относится к числу суще­ственных условий.

Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга. Это объясняется тем, что объекты ис­ключительных прав по своей природе уникальные, относящие­ся к интеллектуальной деятельности. Поэтому цена определя­ется исходя из включения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. Эти платежи могут быть фиксиро­ванные, разовые и периодические, отчисления от выручки и др.

Форма договора франчайзинга определена в законе (п. 4 ст. 9101 ГК). Он должен быть заключен в письменной форме.

Договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Го­сударственная регистрация производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав. В том слу­чае, если правообладатель исключительных прав зарегистриро­ван в качестве юридического лица или индивидуального пред­принимателя за границей, то регистрация договора франчай­зинга производится в Республике Беларусь в органе, где зареги­стрирован другой участник - пользователь. При передаче по указанному договору исключительных прав, охраняемых па­тентом, он подлежит регистрации в патентном органе в поряд­ке, установленном действующим законодательством.

Несоблюдение указанной формы влечет его недействитель­ность.

Срок действия договора франчайзинга и условия его рас­торжения или продления оговариваются сторонами и должны быть отражены в договоре.

Законодатель срок действия этого договора не относит к числу существенных условий. Такой вывод следует из п. 1 ст. 910 ГК, где сказано, что комплекс исключительных прав предоставляется правообладателем пользователю на определен­ный в договоре срок или без указания срока.


В договоре франчайзинга должно быть также указано, ка­кие конкретно исключительные права будут использоваться, а соответственно какие в этой связи у сторон возникают права и обязанности, что по существу составляет и его содержание.

2. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга

В общем, права и обязанности как правообладателя, так и пользователя следуют из определения договора франчайзинга. При этом, если одна сторона несет обязанности, то соответ­ственно другая сторона имеет права.

Так, согласно ст. 9103 ГК правообладатель обязан:

1) передать пользователю техническую и коммерческую докумен­
тацию и иную информацию, необходимую ему для осуществле­
ния всего комплекса исключительных прав, предоставленных по
договору франчайзинга, а также проинструктировать пользовате­
ля и его работников по вопросам, связанным с осуществлением
этих прав.

При необходимости правообладатель должен выдать пользовате­лю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их регист­рацию в установленном порядке. В данном случае речь идет об исключительных правах, охраняемых свидетельством или патен­том, в частности, о товарных знаках (знаках обслуживания) и про­чих объектах, передача прав на которые в силу закона подлежит регистрации, отдельной от регистрации самого договора фран­чайзинга;

2) обеспечить регистрацию договора франчайзинга;

3) оказывать пользователю постоянное техническое и консультатив­ное содействие в использовании переданных по договору исклю­чительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала. Это объясняется тем, что переданные по договору объекты исключительных прав, как правило, непре­рывно совершенствуются. Правообладатель же в данном случае выступает как профессионал, поэтому пользователь объективно заинтересован в его знаниях. Полученная от него новая инфор­мация будет способствовать приближению товаров пользователя к рынку с наименьшими издержками;-

4) контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании догово­ра франчайзинга. Смысл данной обязанности заключается в том, что правообладателю, как специалисту, а иногда и создателю объек-


тов этих прав гораздо проще найти ошибки в пользовании и по­мочь пользователю их устранить. К тому же правообладатель, передавший по договору франчайзинга для использования объекты прав, заинтересован в том, чтобы они поддерживались на долж­ном уровне (например, товары выпускались качественные, шло их постоянное улучшение). Обязанности оказывать пользовате­лю постоянное техническое и консультативное содействие следу­ет право правообладателя требовать от него отдельного вознаг­раждения.

Соответствующие обязанности возлагаются и на пользова­теля. Они в целом изложены в ст. 9104 ГК. Так, пользователь обязан:

1) использовать при осуществлении предусмотренной договором
франчайзинга деятельности фирменное наименование правооб­
ладателя в соответствии с условиями договора.

Если вести речь в общем, то на пользователя возлагается обязан­ность использовать весь комплекс полученных им исключитель­ных прав в строгом соответствии с условиями договора. Он не имеет права использовать не оговоренные в договоре объекты, а при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг дол­жен руководствоваться теми указаниями, которые определены до­говором.

При использовании объектов прав правообладателя пользователь должен информировать покупателей (заказчиков) о том, что он все эти объекты (фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания) или иное средство индивидуализации) исполь­зует в силу договора франчайзинга;

2) производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надежности и качества, как непосредственно правообладатель;

3) соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, в том числе и указания, касающиеся внешнего и внутреннего офор­мления помещений, используемых пользователем, при осуществ­лении предоставленных ему по договору франчайзинга исклю­чительных прав;

4) обеспечивать покупателей (заказчиков) всем комплексом тех же услуг, включая и дополнительные, какие следовало бы ожидать непосредственно от правообладателя;

5) не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую ин­формацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

6) выдавать оговоренное количество комплексных предприниматель­ских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена дого­вором.


Выдача комплексных предпринимательских сублицензий предусмотрена ст. 9102 ГК. В п. 1 этой статьи сказано, что договором франчайзинга может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предос­тавленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях, согласованных с правообладателем либо определенных в договоре франчайзинга (комплексная предпри­нимательская сублицензия).

Как видно из указанного определения пользователь вправе передать субпользователю при наличии указания об этом в договоре весь комплекс исключительных прав или их часть, становясь таким образом по отношению к субпользователю правообладателем.

Поскольку пользователь по отношению к субпользователю выступает правообладателе^, закон требует, чтобы условия суб­пользования были согласованы пользователем с правооблада­телем либо определены в договоре франчайзинга. Речь идет о том, что если условия комплексной предпринимательской суб­лицензии четко не очерчены в договоре, то их надо согласовы­вать сторонам, так как могут последовать ограничения со сто­роны правообладателя на передачу исключительных прав или их части в субпользование.

Договором франчайзинга может быть предусмотрено не только право пользователя разрешать другим лицам передачу полученных им прав, но и его обязанность в течение установ­ленного срока предоставить определенное количество комплек­сных предпринимательских лицензий, т.е. субпользователей. Это связано с тем, чтобы как можно больше расширить круг лиц, реализующих товары, выполняющих работы, оказываю­щих услуги.

Срок договора комплексной предпринимательской субли­цензии не может превышать срока, оговоренного в договоре франчайзинга.

В связи с тем, что на основании договора комплексной пред­принимательской сублицензии пользователь по существу ста­новится правообладателем, то к нему применяются правила о договоре франчайзинга, если иное не установлено законодатель­ством (п. 5 ст. 9102 ГК). В то же время, как видно, эта норма носит диспозитивный характер и применение этих правил по­ставлено в зависимость от воли законодателя.


Законом (п. 4 ст. 9102 ГК) установлено, что за действия вторичных пользователей ответственность перед правооблада­телем несет пользователь, если иное не предусмотрено догово­ром франчайзинга. Диспозитивность этой нормы говорит о том, что ответственность перед правообладателем может быть воз­ложена и непосредственно на субпользователей.

Прекращение договора франчайзинга означает и прекраще­ние комплексной предпринимательской сублицензии.

Как следует из п. 1 ст. 9105 ГК, договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, которые по существу составляют их обязанности, а следовательно и воз­никает необходимость их выполнения. Суть этих дополнитель­ных обязанностей направлена на ограничение конкуренции.

Так, на правообладателя возлагается обязанность не пре­доставлять другим лицам аналогичные комплексы исключи­тельных прав для их использования на закрепленной за пользо­вателем территории либо воздержаться от собственной анало­гичной деятельности на этой территории. Перечень предостав­ляемых по договору франчайзинга исключительных прав мо­жет быть довольно объемным, и они могут быть различными по своему содержанию. В то же время ограничение в такого рода правах, дает право их правообладателю запретить переда­вать аналогичные права другим лицам без согласия правооб­ладателя.

В свою очередь пользователю вменяется обязанность не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отноше­нии предпринимательской деятельности, осуществляемой пользо­вателем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав. Такое обязательство, возлагаемое на пользователя, по существу выражается в ограничении количе­ства выпускаемых товаров, производимых работ, оказываемых услуг, а также ограничение цен на них. Какие же конкретно действия пользователю запрещены, в законодательстве не ого­ворено.

На пользователя также возлагается обязанность отказы­ваться от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конку-


рентов) правообладателя. Содержание этой обязанности направ­лено на обеспечение безопасности интересов правообладателя. К числу ограничений, установленных п. 1 ст. 9105 ГК, от­носится и обязанность пользователя согласовывать с правооб­ладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга ис­ключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформ­ление. Смысл этой обязанности заключается в том, чтобы по­мещения, где выполняются работы, продаются товары, оказыва­ются услуги, были хорошо оформлены, внешне выглядели оди­наково, т.е. должны быть индивидуализированы, что отличало бы их от конкурентов.

Следует отметить, что такого рода ограничения не должны противоречить антимонопольному законодательству, в против­ном случае они могут быть признаны судом не действитель­ными. Такой вывод следует из п. 2 ст. 9105 ГК, где сказано, что ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом соответствующего товарного рынка и экономического положе­ния сторон противоречат антимонопольному законодательству. Это, в частности, относится к таким ограничениям, как право правообладателя обязывать пользователя продавать товар ка­ким-то конкретным покупателям, определять цену продажи товара пользователем и некоторые другие.

Пользователь не вправе передавать полученные объекты исключительных прав другим лицам без согласия правообла­дателя.

За использование переданных по договору франчайзинга исключительных прав пользователь обязан выплачивать пра­вообладателю обусловленное договором вознаграждение. Оно может выплачиваться сразу после заключения договора или периодически (например, по истечении года).

Так же как и в других договорах, обязанностям одной сторо­ны, в частности пользователя, следует право другой стороны -правообладателя - требовать выполнение этой обязанности. Например, обязанности пользователя своевременно выплачи­вать установленное вознаграждение следует право правообла­дателя требовать его выплаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.