КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По договору страхования предпринимательского риска 9 страница
Следует отметить, что законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверх возмещения вреда. В то же время в некоторых случаях в возмещении вреда может быть вообще отказано. Это происходит тогда, когда вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя не нарушают нравственных принципов общества (например, по просьбе потерпевшего вывозятся на свалку ненужные ему вещи). Подлежит возмещению также вред, причиненный правомерными 1 Судовы весшк. 1995. N° 2. С. 5; 1997. № 1. С. 26. действиями в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 933 ГК). Если это не противоречит государственным и общественным интересам, то суд, помимо возмещения вреда, вправе приостановить или прекратить деятельность предприятий, причиняющих вред (ст. 934 ГК), т.е. речь идет о предотвращении возможного причинения вреда этими предприятиями в будущем. Изложенное подчеркивает, что наличие имущественного вреда является необходимым условием возникновения обязательства вследствие причинения вреда. Причем причинивший вред обязан возместить его в полном объеме; 2) противоправного поведения. Противоправное поведение - это поведение (оно включает в себя действие и бездействие), не соответствующее требованиям закона, нарушающее правовые нормы и права физических и юридических лиц, т.е. это отрицательные последствия закона к вредоносному действию. Противоправным может быть и бездействие, если оно заключает в себе невыполнение предписанной законом обязанности совершить определенные действия (например, неоказание помощи больному, находящемуся в опасном для жизни состоянии). Иногда вредоносные действия правомерны, например уничтожение животных, создающих опасность заражения, т.е. имеется в виду, что лицо, совершая это действие, выполняло возложенную на него обязанность либо осуществляло право. Действующим законодательством предусмотрен ряд других обстоятельств, исключающих противоправные действия со стороны причинения вреда в тех случаях, когда осуществление права является одновременно и обязанностью (например, чтобы оградить распространение пожара в глубь лесного массива, уничтожается полоса леса). Законом предусматривается также правомерность вредоносного действия, совершенного по просьбе или с согласия потерпевшего. Но для устранения противоправности причините-ля вреда, а следовательно, и исключения ответственности, необходимо, чтобы: - согласие потерпевшего на причинение вреда было добровольным (без понуждения со стороны причинителя вреда и третьих лиц); - такое соглашение отвечало требованиям закона (ст. 9 ГК); - этим действием причинялся ущерб такому благу потерпевшего, которым он может распоряжаться полностью, а действием при-чинителя вреда не нарушались нравственные принципы общества (п. 3 ст. 933 ГК). Например, уничтожение с согласия собственника вещи, не представляющей ценности для общества, или переливание крови с согласия гражданина для оказания помощи потерпевшему. Вместе с тем является противоправным действие, заключающееся в причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего даже в том случае, если эти обязательства наступили по просьбе самого потерпевшего (например, ранение по просьбе потерпевшего). Действующим законодательством предусмотрено возмещение вреда в такого рода случаях. Объем его зависит от характера последствий, наступивших в результате причинения вреда (ст. 954 ГК). Исключается противоправность причинителя вреда, если потерпевший дает свое согласие на совершение действий, которые могут произойти в результате осуществления его профессиональных обязанностей (например, испытание самолетов, проведение спасательных работ, проведение операции с согласия больного и т.п.). Следует иметь в виду, что иногда причиняется вред потерпевшему в результате его неправомерных действий, что, в свою очередь, исключает противоправность действий со стороны причинителя вреда. Характерным примером является причинение вреда в состоянии необходимой обороны. Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы (ст. 935 ГК). Необходимой обороной называется совершение действий при защите интересов государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Из изложенного следует, что за имущественный вред, причиненный преступнику, гражданин не отвечает, если, обороняясь от него, он не превысил пределы необходимой обороны. Если же пределы необходимой обороны будут превышены, то ответственность наступает на общих основаниях (например, без нужды применяется огнестрельное оружие и т.д.). Размер возмещения определяется в зависимости от степени вины как потерпевшего, так и причинителя вреда. Имеются особенности в правовом регулировании возмещения вреда, причиненного и при крайней необходимости. Под состоянием крайней необходимости понимается такое состояние, при котором лицо, предотвращая опасность, угрожающую самому причинителю или другим лицам, в результате причиняет вред, поскольку опасность указанным интересам и правам не могла быть устранена другими средствами и путями. Таким образом, для признания состояния крайней необходимости требуется наличие следующих условий: - опасность наступления вреда должна быть реальной; - существующую реальную опасность нельзя устранить другими средствами, не причинив вреда третьему лицу. Иллюстрацией сказанного может служить такой пример. Для спасения замерзающего в пути путника сжигается копна сена или часть заготовленных дров. Хотя действия спасающего и правомерные, расцениваются законом как состояние крайней необходимости, тем не менее причиненный вред должен быть возмещен. Здесь необходимо исходить из требований закона. Вред, сказано в ст. 936 ГК, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Однако, учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред; 3) причинной связи. Причинная связь - это связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившим вредом. Когда речь идет о наличии или отсутствии причинной связи, то выводы должны основываться не на догадках, не на предположениях, что является вероятной причиной вреда, а на выявлении и внимательном изучении тех обстоятельств, которые действительно имели место в каждом конкретном случае. Противоправным может быть признано поведение лица лишь в том случае, если между этим поведением и вредом имеется существенная связь. Например, сбитого автомобилем гражданина с явлениями черепно-мозговой травмы доставили в больницу, где в результате неправильно проведенной операции он скончался. В качестве внутренней существенной связи в данном примере выступает неправильное лечение. В правоприменительной практике подобного рода случаи встречаются довольно часто. Поэтому правильное выявление причинно-следственных связей позволяет правильно разрешить вопрос о привлечении к ответственности и наказании виновных; 4) вины. Под виной принято понимать психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям. Если первые три условия относятся к числу объективных, то вина - субъективный элемент правонарушения. Понятие вины хорошо разработано в науке уголовного права. Но положения гражданского законодательства относительно вины имеют ряд особенностей, позволяющих достаточно четко отграничить ее от аналогичного понятия в уголовном праве. Одной из отличительных особенностей является презумпция виновности, т.е. причинитель вреда предполагается виновным до тех пор, пока не докажет, что действовал невиновно. Это положение о вине как условии ответственности вытекает из п. 2 ст. 933 ГК. В уголовном праве лицо предполагается невиновным, пока не будет доказано обратное, т.е. действует презумпция невиновности. Бремя доказывания своей невиновности, в отличие от уголовного права, в гражданском праве закон возлагает на причи-нителя вреда. Следующая отличительная особенность заключается в форме вины. В гражданском праве различают: - умышленную форму вины. Если причинитель вреда осознает противоправный характер своего поведения и желает или сознательно допускает наступление вредоносного результата, налицо умысел; - неосторожную форму вины. Неосторожность заключается в том, что причинитель не желает наступления вредных последствий, а иногда и не предвидит их, но должен был их предвидеть и не допустить отрицательных последствий. Неосторожная форма вины в гражданском праве подразделяется на две формы: простую и грубую неосторожность. Простая неосторожность заключается в несоблюдении для данных конкретных обстоятельств повышенных требований заботливости, внимательности, осмотрительности (например, хранение легковоспламеняющихся веществ вблизи проведения пожароопасных работ). Грубая неосторожность проявляется в несоблюдении элементарных требований заботливости, внимательности, которые предъявляются к лицу, осуществляющему определенную деятельность (например, хранение ядохимикатов рядом с продовольственными товарами). Различие между простой и грубой неосторожностью носит количественный характер. В уголовном праве форма вины влияет на квалификацию преступления, из чего и следует мера наказания. В гражданском праве независимо от того, умышленная или неосторожная вина со стороны причинителя вреда, он должен его возместить в полном объеме, если иное не установлено законодательством. Если в поведении лица нет ни умысла, ни неосторожности, в уголовном праве это признается невиновным причинением вреда и ответственность отсутствует. В гражданском праве, по общему правилу, при отсутствии вины ответственность также не наступает. Однако в порядке исключения в гражданском праве обязанность по возмещению вреда может быть возложена на причинителя вреда и за случайное, невиновное его причинение. Такого рода ответственность наступает в случае причинения вреда источником повышенной опасности. 4. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником Одним из случаев ответственности вследствие причинения вреда является ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Это особый случай ответственности, предусмотренный ст. 937 ГК. Согласно этой статье юридическое лицо либо гражданин обязаны возместить вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Потерпевшими в данном случае могут выступать физические и юридические лица. Они же выступают и в качестве лиц, ответственных за вину их работника. Итак, ответственность наступает, если: 1) вред причинен работником юридического лица или гражданина, т.е. ответчика. При этом работниками признаются не только граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), но и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору. Дополнительно к этому необходимо, чтобы они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ; 2) вред причинен работником именно при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Если же вред причинен работником не в связи с выполнением своих трудовых (служебных) обязанностей, то субъектом ответственности является непосредственно причинитель вреда, а не лица, указанные в ст. 937 ГК; 3) вред причинен по вине работника юридического лица или граж Необходимыми элементами правонарушения также являются противоправность действий, причинная связь и вина. Субъектами ответственности выступают непосредственно юридические лица или граждане при условии, что они являются причинителями вреда, либо в силу закона на них возлагается ответственность за вред, причиненный другими лицами. В свою очередь, эти лица, возместив вред потерпевшему, вправе в порядке регресса на основании п. 1 ст. 950 ГК предъявить требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом. Доказательством причинения вреда и вины причинителя могут служить акт о несчастном случае, решение суда, наложение административного или дисциплинарного взыскания на должностных лиц, показания свидетелей и др. В таком же порядке возмещают вред хозяйственные товарищества и производственные кооперативы, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива (п. 2 ст. 937 ГК). 5. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами В соответствии со ст. 938 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению. Это специальный (особый) случай ответственности, потому что речь идет о служебных действиях государственных органов, а также их должностных лиц. Под этими действиями понимается управленческая деятельность, которая проявляется во властных предписаниях. В качестве таких предписаний могут быть различного рода распоряжения (например, постановления, распоряжения, приказы), подлежащие обязательному исполнению и отданные к исполнению как в устной, так и письменной форме (т.е. форма принятия соответствующих решений для исполнения значения не имеет. Требуется лишь, если приказ отдан в устной форме, доказать это). Вред подлежит возмещению, согласно ст. 938 ГК, если причинен действиями не любых лиц, а только должностных. Должностными лицами являются граждане, осуществляющие функции, создающие отношения подчинения власти, а также занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. В результате осуществления должностными лицами своих функций ими совершаются не просто действия (например, произвести ремонт в здании органа местного управления и самоуправления, т.е. действия производственно-технического назначения), а действия, юридически значимые (например, принято незаконное решение о снятии с очереди для получения жилья). Незаконными действиями должностных лиц, причиняющими вред, который подлежит возмещению, является и их бездействие (например, должностное лицо, получив предписание о вос- становлении в очереди на получение жилья незаконно снятого с нее лица, тем не менее не выполняет его или же не заключает договора найма жилого помещения на основании принятого решения). В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-ХП «Об обращениях граждан»1, в ред. от 1 ноября 2004 г. № 340-3, обращения, поступившие в соответствующие органы, должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запросов дополнительных материалов руководитель органа, в который поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя. Непринятие мер по обращениям граждан является бездействием органа по отношению к обратившемуся. Статья 938 ГК относит к незаконным действиям и принятие государственными органами и соответствующими органами местного управления и самоуправления акта, не соответствующего законодательству, например принятие местными органами власти решения о возможности приватизации жилья только лицами, которые прожили в этой местности не менее 10 лет. Как следует из закона, причинение вреда незаконными действиями должностных лиц указывает на то, что данные лица (причинители вреда) действуют от имени конкретного органа управления и самоуправления. Однако это нельзя понимать пространно. Например, наделение лица (выдача доверенности), не работающего в определенном органе, правом на осуществление гражданско-правовых полномочий не означает, что его следует считать должностным лицом этого органа. Статья 938 ГК указывает, что вред может быть причинен незаконными действиями как гражданину, так и юридическому лицу, следовательно, и юридическое лицо, и гражданин вправе требовать восстановления нарушенного права. Например, если незаконными действиями государственного органа, органов ме- 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 376; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 189. 2/1089. стного управления и самоуправления, а также его должностных лиц будет причинен вред юридическому лицу, последнее вправе потребовать от виновных возмещения всех убытков. Обстоятельствами, способствующими причинению вреда юридическим лицам, в частности, является издание этими органами акта, не соответствующего действующему законодательству. Таким образом, для рассматриваемой ответственности характерно, что: 1) субъектом ответственности являются государственные органы, органы местного управления и самоуправления, действиями которых или их должностных лиц причинен вред потерпевшему. Непосредственным же причинителем вреда могут быть как сами эти органы, так и их должностные лица, причинившие вред при исполнении своих должностных обязанностей; 2) действия должностного лица должны быть связаны с непосредственным осуществлением обязанностей в этих органах. Должностными, или служебными, являются только те действия, выполнение которых на лицо возложено актом власти. Это означает, что, наряду с общими основаниями гражданско-правовой ответственности (вред, противоправность, причинная связь и вина), устанавливается еще одно квалифицирующее обстоятельство: вред должен быть причинен виновным действием работника при выполнении им своих должностных обязанностей, основанных на специальных актах. Действия не должны считаться служебными, если при их осуществлении лицо руководствовалось личными интересами; 3) действия должны быть незаконными, т.е. противоправными; 4) возмещение вреда осуществляется за счет казны. Если вред причинен государственным органом, то он возмещается за счет казны Республики Беларусь, а если муниципальным - за счет казны административно-территориальной единицы. 6. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры, так же как и ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами, пред- ставляет собой специальный случай ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. В равной степени к этой ответственности применимы особенности и характерные признаки, раскрывающие суть должностного лица, какие действия, осуществляемые им, являются должностными, и др. Рассматриваемая ответственность детализирует конкретные действия, влекущие за собой причинение вреда, называет непосредственных субъектов, действиями которых причинен ущерб, и определяет, что подлежит возмещению и в каком объеме. Так, вред, подчеркивается в п. 1 ст. 939 ГК, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, - за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательством. Такая конкретизация сторон, их действий и объема ответственности связана с охраной прав и свобод личности, интересов государства. Однако следует иметь в виду, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит (п. 1 ст. 952 ГК). Так, не подлежит возмещению ущерб, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, например, путем самооговора препятствовал установлению истины я тем самым способствовал наступлению противоправных последствий (незаконному осуждению и т.д.), т.е. здесь нет причинной связи между противоправным поведением должностных лиц и наступившим вредом. Законодательство четко регламентирует и сферу применения п. 1 ст. 939 ГК, а именно: такой вред, причиненный гражданину, возмещается в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного наложения административного ареста или исправительных работ. Критериями противоправности таких действий являются: постановление оправдательного приговора, прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления, прекращение дела об административном правонарушении. Указанные критерии одновременно являются основаниями для предъявления претензий по возмещению вреда. Ущерб возмещается государством за счет казны Республики Беларусь (административно-территориальной единицы) в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Возмещению подлежат: 1) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий. Размер сумм определяется с зачетом заработка, полученного за время отстранения от работы, отбывания наказания или административного взыскания в виде исправительных работ. В случае смерти гражданина это право переходит к наследникам. Возмещение ущерба производится за счет средств казны государства. Для определения размера утраченного заработка следует подсчитать среднемесячный заработок реабилитированного гражданина на момент причинения ущерба (незаконного ареста, заключения под стражу и т.д.). Среднемесячный заработок потерпевшего исчисляется путем деления общей суммы заработка (дохода) за 12 месяцев работы, предшествовавших совершению незаконных действий со стороны правоохранительных органов по отношению к гражданину, на 12. При подсчете среднемесячного заработка месяцы, в течение которых работник фактически не работал или проработал неполное количество рабочих дней вследствие увольнения и в других случаях освобождения от работы, предусмотренных действующим законодательством, по желанию потерпевшего исключаются из подсчета и заменяются другими непосредственно предшествующими месяцами. Месяцы, в течение которых работник фактически не работал или проработал неполное количество рабочих дней по другим причинам, не исключаются из подсчета и не заменяются другими месяцами. Среднемесячный заработок (доход) в данном случае подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (п. 3 ст. 955 ГК). Для других граждан, не относящихся к категории работников (художники, писатели и т.д.), среднемесячный заработок определяется путем деления на 12 годового дохода за предшествующий год. Ущерб исчисляется из среднемесячного-заработка на момент причинения его с зачетом заработка (других трудовых доходов, учитываемых при исчислении среднемесячного заработка), полученного за время отстранения от работы, отбывания наказания или административного взыскания в виде исправительных работ. Включаются в состав утраченного заработка и доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар. При этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Учет всех видов заработка осуществляется в суммах, начисленных до удержания налогов; 2) пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы. В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба переходит к тем членам семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца. Пенсия или пособие выплачиваются органами социального обеспечения или другими соответствующими органами по месту жительства гражданина к моменту предъявления требования; 3) имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест. Это имущество возвращается в натуре, а при невозможности такого возврата стоимость его возвращается финансовыми органами. В случае смерти гражданина эти права переходят к наследникам; 4) штрафы, взысканные во исполнение приговора, судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями. Возмещаются также расходы за оказание юридической помощи. Выплата производится за счет казны государства. В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба переходит к наследникам. Определение размера ущерба (за исключением пенсий, пособий, конфискованного, изъятого имущества или на которое наложен арест) производится в месячный срок со дня обращения гражданина соответствующими органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, о чем выносится постановление (оп- ределение), которое может быть обжаловано соответственно прокурору или в вышестоящий суд. Если требование о возврате конфискованного, изъятого имущества или его стоимости не удовлетворено или гражданин не согласен с принятым решением, он вправе обратиться в суд в порядке искового производства. Возмещению также подлежат неполученные доходы, взысканные штрафы, выплаченные судебные издержки, а также суммы за юридическую помощь. Все это возмещается финансовыми отделами органов местного управления и самоуправления за счет средств казны Республики Беларусь (административно-территориальной единицы). Кроме возмещения имущественного вреда производится восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав указанных граждан. Так, гражданину, освобожденному от работы (должности) в связи с незаконным осуждением либо отстраненному от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при невозможности этого (ликвидация юридического лица, сокращение должности, а также наличие иных, предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе (в должности)) - другая равноценная работа (должность). Работа (должность) предоставляется гражданину не позднее месячного срока со дня его обращения, если оно последовало в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления. Запись, внесенная в трудовую книжку, в этих случаях признается недействительной. По просьбе гражданина наниматель выдает ему дубликат трудовой книжки без внесения в нее записи, признанной недействительной. Время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Это время включается также в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления и днем поступления на работу не превышает срока, установленного законом. Если сведения об осуждении или привлечении такого гражданина к уголовной ответственности, о применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложении на него административного взыскания в виде ареста или исправительных работ были опубликованы в печати, то по требованию гражданина, а в случае смерти - по требованию его родственников, органов дознания предварительного следствия, прокуратуры либо суда соответствующие редакции обязаны сделать об этом необходимое сообщение. Требование о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав указанных граждан может быть рассмотрено судом в порядке искового производства по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика (по выбору истца).
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |