КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г л а в а XIV
ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И БОЛЬНОГО (коммуникативные процессы в диаде врач—больной)
Коммуникация — способ взаимодействия людей для передачи информации. Можно предположить, что одной из задач коммуникации в процессе врач—больной является осуществление не только чисто информационной функции, но еще двух. Одна из них — способ преодоления одиночества, создание мира, в который кроме самого человека (больного) включаются и другие люди, и это есть возможность расширить личную, персональную Вселенную. Коммуникация — это, прежде всего, взаимодействие, само присутствие рядом другого человека уже предопределяет передачу информации и невольно функционирование человека построено так, чтобы облегчить или затруднить другому человеку прием этой информации. Например, так называемое «каменное» амимичное, маскообразное лицо, когда человек как бы закрывается забралом, чтобы другие люди, те, с которыми он общается, получили как можно меньше информации. Однако и в этом случае они получают информацию — о том, что человек не хочет передавать им информацию, что он закрыт. То есть, полностью исключить передачу информации при взаимодействии с людьми невозможно никакими способами. Следующая задача коммуникации, помимо передачи информации и способа избежать одиночества, это осуществление призыва к помощи. Стержень взаимодействия врач—больной как психологического коммуникативного феномена и есть реализация попытки больных призыва к помощи. В главе о паралингвистике уже говорилось, какую важную роль в процессе общения играют невербальные элементы. Известный исследователь психолингвист Меробян считает, что с помощью речи передается только 7% информации, 38% информации; передается паралингвистическими элементами, то есть тем, как эти слова произносятся, и 55% — выражением лица. Еще очень большую информативную нагрузку несут позы, жесты, движения рук| и ног. Значимую информацию о другом человеке несут и такие элементы, как одежда этого человека, прическа, аксессуары одежды. Все это участвует в коммуникативных процессах. Какие же факторы оказывают влияние на общие процессы взаимодействия, в том числе на взаимодействие врач—больной? 1. Выражение лица. 2. Дистанция общения. В главе, где говорилось о территориальном поведении упоминалось о дистанции межличностного общения: приближенность, отдаленность или оптимальность, расположения собеседника тоже либо облегчает, либо затрудняет или вообще делает невозможным общение. Вряд ли представляется возможным серьезное общение на расстояние 2-х км без помощи средств связи. 3. Социально-психологические факторы и механизмы психологической защиты. Действие последних в коммуникативных процессах играют большую роль. Так, например, механизм интроекции способствует коммуникативным процессам. Это своеобразное деление людей на «наших» и «ненаших». С «нашими» просто и легко, с «ненашими» трудно и враждебно. Здесь проявляется и преодоление одиночества, и осевое свойство человеческой психики — упрощение мира, наполненного только «нашими» и «ненашими». 4. Элементы социальной привлекательности людей — что привлекательно в той или иной социальной среде. Например, в среде ученых — это талантливость и одаренность, профессионализм. В студенческой среде — это определенные манеры держаться, принадлежность к какой-то группе, то есть то, что определяет социальный статус. Красивым людям легче устанавливать первоначальные контакты с другими людьми, чем тем, которые воспринимаются как уродливые. Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что «встречают по лицу, провожают по душе». На первых этапах коммуникации внешность имеет большое значение из-за лица, которое несет больше половины информации. Существует понятие «социальное восприятие». Взаимодействуя с людьми, человек ориентируется на какие-то их личностные характеристики. Здесь очень легко может проявиться феномен конформизма. Если человек встречается с другим человеком, репутация которого характеризует его как смелого, энергичного, решительного, то и восприятие этого человека, легко будет «видеть» именно эти качества и значительно труднее — те качества, которые говорят об обратном. Если одного и того же человека, имеющего определенный набор характеристик, оцененных экспертами, показать двум разным группам людей (это эксперименты известного психолога Аше, занимавшегося проблемой конформизма) и при этом характеризовать одной группе как деловитого, общительного, энергичного, смелого, а другой группе людей — как человека рассеянного, неуклюжего, плохо говорящего, то обе группы воспримут одного и того же человека так, как им его представили, соответственно установке. Это имеет большое значение в диагностической работе врача. Если более профессионально подготовленный и опытный врач предложит молодому врачу посмотреть у этого больного такие-то признаки, такие-то черты характера, — «больной очень нетерпелив, очень боится боли, очень раздражителен, плохо переносит боль.., посмотри его просто и опиши, а то мне сейчас некогда...», — то есть очень высокая вероятность того, что молодой врач, работая с этим пациентом, отметит именно эти черты. Такое же деление людей на определенные категории: «язвенник», «сердечник» и т.п., с соответствующими конституциональными, физиогномическими, поведенческими характеристиками, наводит врача на восприятие этого пациента именно через предложенный набор характеристик. Это явление социально-перцептивного конформизма называется «эффектом ореола». Для студентов важно помнить о существовании эффекта первичности: если молодой человек на первых годах учебы проявит очень высокую успеваемость и хорошее качество работы, то ему гораздо легче в дальнейшем прощают неверные ответы, пропуски, сниженную успеваемость. Все это рассматривается через эффект первичности как случайность, и ему продолжают выставлять положительные оценки. Точно так же врач, хорошо зарекомендовавший себя на первых порах, имеет снисхождение со стороны коллег к своим промахам, пока сказывается эффект первичности. На социальное восприятие при общении оказывает влияние так называемая каузальная атрибуция — когда человек воспринимает поступки другого человека и рассматривает их, как имеющие какие-то причины: такая была ситуация, такая у него личность. Поэтому, говоря о поведении пациентов, можно говорить о трех формах поведения, оказывающих влияние на взаимодействие врач—больной: 1) постоянное поведение — когда человек в похожих ситуациях поступает одинаково и похоже на других, 2) необычное поведение — если человек в сходных ситуациях ведет себя не так, как другие, 3) отличающееся поведение — если в сходных ситуациях человек ведет себя каждый раз по-разному. Врач, оценивая поведение пациента, старается найти элементы постоянного поведения, необычного и отличающегося поведения, стремясь, прежде всего выяснить, каково постоянное поведение, при этом оно приписывается внутренним причинам, например, особенностям личности человека. Необычное поведение врач склонен приписать не изменившемуся внутреннему состоянию человека, а каким-то внешним обстоятельствам, по принципу «довели». В этот момент врач должен подумать, не узнает ли он именно сейчас какие-то важные глубинные настоящие вещи об этом человеке, какую-то чрезвычайно важную информацию. Может быть, то поведение, которое он наблюдал достаточно долгое время, было не постоянным поведением этого человека, а именно растянутым во времени процессом приспособления к взаимодействию с врачом. Потом эта адаптация наступила, поведение вошло в привычное русло, и врач увидел более характерный облик этого больного — оказалось, что он напорист, энергичен и груб в общении, каким он не был, когда его привезли в стационар или когда он сам обратился за помощью. Врач склонен приписать эту грубость каким-то небывалым обстоятельствам и поэтому спрашивает больного: «А что у Вас сегодня произошло?» Может быть, в этой ситуации адекватней задать себе вопрос: каков этот человек, может это и есть подлинная постоянная форма его поведения. Но здесь срабатывают эффект ореола и эффект первичности, и в этом свете первоначальное поведение больного будет считаться постоянным, а последующее — изменившимся, хотя в реальности все может быть наоборот. Кроме того, врач с помощью своих психологических защит может не придавать большого значения новым формам поведения и значимыми остаются только первичные формы поведения больного. На социальное восприятие большое влияние оказывают установки. Они имеют три измерения: когнитивное (познавательное), аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение включает те мысли, предположения человека, которых он придерживается относительно тех или иных людей, особенностей их характера, позволяющих создать умозрительный образ восприятия. Аффективная составляющая — это то, что связывает мысли человека с его индивидуальной системой установок: что он любит, что не любит, они придают этим мыслям окраску или удовольствия и радости, или злобы и страха. Поведенческая установка предполагает реакцию человека, которая соответствует его убеждениям, мыслям и переживаниям. Врач, общаясь с больным, может испытывать страх перед конкретным заболеванием, потому что предшествующий опыт лечения этого заболевания был неудачен. И врач отодвигается от этого больного, передает его другому врачу, направляет его в другое учреждение. Врач делает все то, что может уменьшить его страх перед этой ситуацией. Сначала это был когнитивный процесс — установление диагноза, затем — аффективный (врач испугался), потом поведенческий — он направил больного к другому врачу. Как возникают установки, и как они функционируют. Большую роль в создании установок играет окружение человека, семья. Если в семье принято говорить, что люди с тонкими губами злопамятны, коварны, отличаются скверным характером, то человек получает определенную социально-перцептивную установку при восприятии пациента с такими губами. Обычно к тридцати годам происходит окончательное формирование этих установок и далее их трудно менять. Можно выделить осевые установки — центральные и периферические. Центральные установки касаются осевых характеристик человеческой личности, периферические — второстепенных. Этот факт во многом ставит под сомнение некоторые известные и хорошо разработанные в конце прошлого века методы психотерапии, например, так называемую рациональную психотерапию — психотерапию переубеждением. В своем традиционном варианте этот вид психотерапии малоэффективен. Если системой логических доказательств пытаться переубедить больного в том, что у него нет рака желудка (показывая рентгеновские снимки, приводя примеры из своей врачебной практики), то можно не получить никакого положительного эффекта, потому что в картине мира этого пациента признаки рака и методы диагностики совсем другие. Он убежден, что наличие постоянной ноющей боли в эпигастральной области, тошнота — несомненные признаки онкологического заболевания, кроме того, из своего мифа о болезни пациент знает, что рентгеновское исследование способно выявить этот диагноз только тогда, когда поздно что-то менять. Кроме того, у этого больного сосед тоже ходил по врачам, ему говорили, что у него гастрит, а умер он от рака. Опыт показывает, что рациональная психотерапия практически никогда не дает эффекта. Это не значит, что врач не должен информировать пациента об отсутствии опасности тяжелого заболевания. Напротив, необходимо дать ему подробную информацию, и если страхи и подозрения пациента не рассеются, то передать его специалисту — психотерапевту. В психиатрии, психотерапии и медицинской психологии последних двух десятилетий активно разрабатываются новые аспекты взаимодействия врач—больной через те новые находки, которые были сделаны психолингвистикой, паралингвистикой и так называемым нейролингвистическим программированием (НЛП). Однако по-настоящему научная система разработки взаимодействия врач—больной принадлежит психоаналитической школе, где процесс этого взаимодействия являлся чуть ли не основным звеном учения. Психоаналитической школой были введены понятия «сопротивление», «перенос» (или «трансфер»), «контрперенос», «лечебный альянс». Открытия психоаналитиков, несмотря на то, что они имеют специфическую психоаналитическую трактовку через функционирование либидо во взаимодействии пациента и врача, играют большую роль и в настоящее время. Процесс взаимодействия врач—больной рассматривался разнопланово: с одной стороны, активирующие, вытесненные желания, чувства, мысли и с другой стороны, возможность проекций на врача комплексов переживаний. Этапом, следующим за психоаналитическим, можно считать систему эмпирических находок великого американского психотерапевта Милтона Эриксона. В своей практической работе он огромнейшую роль отводил паралингвистическим и другим невербальным компонентам общения. Во многом работы классиков нейролингвистического программирования (НЛП) отправной точкой имели книги, семинары М. Эриксона. В определенной степени можно сказать, что это была форма научного описания многих эмпирических находок, сделанных М. Эриксоном. Уместно привести случай, когда проблема пациента была выявлена Эриксоном только на основании одного невербального коммуникативного компонента. Некий мужчина наблюдался у многих врачей, которые не смогли ему помочь, поэтому он очень сомневался в помощи Милтона Эриксона. Пациент ожидал какого-то заключения от врача, но прозвучал странный вопрос: «А давно ли Вы стали носить мужскую одежду?» Милтон Эриксон заметил, что когда пациент огибал шкаф, он двигался так, как это бы сделала женщина, боясь повредить молочные железы. Все эти исследования привели к тому, что врачи любых специальностей получили очень важный совет — врач должен уметь видеть, чувствовать, осязать, слышать грамотнее и лучше, чем пациент. Врач должен владеть техникой метакоммуникации, то есть не только коммуникацией с помощью слов, а читать общий смысл коммуникации, учитывая все невербальные компоненты общения. Так в НЛП возникло понятие о репрезентативных системах, то есть системах, которые считывают информацию из окружающего мира: это визуальная, аудиалъная, кинестетическая, обонятельная и осязательная. Еще раз было показано, что одно и то же явление из окружающего мира люди воспринимают совершенно по-разному, хотя и предполагают, что это и есть идеальный слепок с реального мира. Существует необычная вещь в психологии человека: есть некоторые истины, которые человечество слышит ежедневно на протяжении 30—40 веков, и все равно каждый раз это слышится, как совершенно новое. Идея о субъективности мира восходит даже не к философским традициям Древней Греции, она родилась значительно раньше в философии Китая и других восточных философиях, но тем не менее проблема субъективности мира каждый раз открывается каждому человеку заново на собственном опыте. Как врач воспринимает пациента? В силу своей позиции эксперта он устанавливает это не как личное восприятие, а как некую абсолютно объективную реальность, не имеющую других форм толкования. Это тоже очень важный прием упрощения мира. Трудно все время помнить, что человек живет в мире, который воспринимается им так, как больше не воспринимает никто его, и все, кто его окружает, воспринимают этот мир по-своему. Понимание этого опять приводит к чувству одиночества, к ситуации необитаемого острова. Это столь тяжелая для человека проблема, что он перерабатывает ее с помощью защитных механизмов, и человечество каждый раз заново должно открывать эту идею, чтобы потом вновь прибегать к защитным механизмам. Учение НЛП во многом строится на анализе репрезентативных систем. Люди говорят об одном и том же, и каждый слышит это совершенно по-разному. При анализе репрезентативных систем были раскрыты некоторые приемы, с помощью которых можно оценить: какая ведущая и репрезентативная система имеется у пациента, можно получить «ключи доступа» к сознательной и бессознательной сфере пациента. Глаза, поднятые одновременно вверх и налево — это зрительный эйдетический образ (для правшей). Если попросить пациента что-то вспомнить, то он сделает движение глазами вверх и налево, при доминировании зрительной репрезентативной системы. Если попросить пациента представить современный нарядный автомобиль одной из последних марок (сконструированный образ), то у этого же пациента будет замечено движение вверх и направо. Можно задать человеку вопрос и определить, что он сейчас делает: вспоминает или конструирует (придумывает). Расфокусированные. глаза означают то, что пациент видит зрительный образ. Глаза, обращенные просто налево, означают слуховые (аудиальные) воспоминания, направо — сконструированный аудиальный образ. Можно попросить пациента представить голос Мефистофеля и он отведет глаза направо. Глаза вниз направо — это аудиальные представления типа эйдетических образов, глаза вниз и налево — это кинестетические представления. В речи больных с одной из доминирующих репрезентативных систем будут использоваться слова, характерные для этой системы: «я чувствую, я вижу, я слышу». Два человека, войдя в одну и ту же комнату, могут сказать разное: один скажет, что он слышит здесь что-то интересное, другой скажет, что он видит здесь что-то интересное, из чего можно сделать вывод о их доминирующих репрезентативных системах. Эти люди воспринимают мир по-разному. Эти «ключи доступа» позволят врачу понять, когда перед ним рассказ—воспоминание, а когда перед ним рассказ—конструкция. Конечно, обличение пациента во лжи — бессмысленное занятие,? общение в этом случае затруднено, но врач должен для себя замечатъ, где пациент говорит правду, а где по каким-то совершенно разным причинам — нет. Кроме того, сконструированные истории, которые выдают пациенты, в большинстве случаев не относятся к категории лжи, то есть к сознательному мыслительному обману. Как правило, это сложная и неоднозначная реконструкция, на которую влияет огромное количество факторов. Тем не менее эти ключи очень важны. Например, человек описывает свой сердечный приступ и в первом случае, когда он вспоминает подробно о своих ощущениях, врач получает фотографический снимок, а во втором, когда он, пользуясь сценами из кинофильмов, чужими рассказами, конструирует приступ, получается картина, написанная многими художниками. Информативность и первого, и второго рассказов высоки. Во втором случае в целях лечения врачу предстоит переформировать «выдуманную» картинку больного в желательном для врача направлении. В нейролингвистическом программировании при общении врача и больного часто используется прием зеркала, когда больному возвращаются его слова с его же интонацией, чтобы он мог их по-другому услышать и почувствовать, В коммуникативном процессе врач—пациент большую роль играет процесс эмпатии. Когда пациент имеет право выбора врача, то он нередко останавливает свой выбор на эмпатийном враче — не на том, который более квалифицирован, но холоден и точен, а на том, который способен сопереживать. Эмпатия — это способность чувствовать те чувства, которые испытывает больной и в какой-то степени переживать их. Из-за того, что слова содержат всего 7% информации, изображение эмпатии в виде слов: «я понимаю Вас, я сочувствую Вам» должно сочетаться с паралингвистическими элементами, которые могут либо усилить чувство эмпатии (и тогда больной поверит врачу), или сильно его ослабить. Правда, есть пациенты, которые любят, чтобы их обманывали, но часто это люди, которые почти не встречались с подлинным сочувствием или очень разочарованные в чувствах других. Такую неправильную установку пациента, видимо, врач не имеет права эксплуатировать. Нельзя людей фальшиво жалеть и фальшиво любить. Испытывать эмпагию — не означает, что врач должен входить с состояние столь же тяжелой депрессии или страха, которые испытывает пациент; есть граница эмпатийного присоединения, за которой самому врачу уже понадобится помощь. По этим же причинам врачу не следует лечить своих родственников и своих близких. Одной из самых необходимых характеристик врача является его способность к эмпатии, но не к игре в эмпатию. Все люди актерской профессии делятся на две категории: тех, которые изображают жизнь и живут очень долго, и тех, которые живут жизнью своих героев в фильме, в спектакле и живут мало, потому что несколько раз умирают вместе со своими героями, моделируя свою собственную смерть. Для врача очень опасна такая глубина эмпатии, когда присоединяется психосоматика. Врачом Кэноном была разработана идея вуду-смерти: человеку, приговоренному к смерти, на шею вместо топора выливают воду, он умирает и при вскрытии обнаруживается, что во внутренних органах — те же самые изменения, которые могли бы быть при сильном кровотечении. Организм может моделировать смерть, он имеет модель, клише смерти. Это особенно опасно для тех врачей, которые работают с тяжелыми больными, поэтому искусство и профессионализм врача заключается в соблюдении этой тонкой грани между эмпатией и профессиональным отстранением от пациента. Именно по причине эмпатии даже самые совершенные ЭВМ никогда не заменят живого врача. ЭВМ может точнее поставить диагноз, вычислить оптимальную схему биологической терапии, но машина не может быть эмпатийной. Одной из главных форм взаимодействия врача и больного является призыв к помощи. Этот призыв может быть очень разным по содержанию, может быть выражен как в вербальных, так и в невербальных формах. Например, если у пациента есть внутрипсихический конфликт: на сознательном уровне — нозофобия, на бессознательном — нозофилия, то призыв к помощи будет носить сложный характер. Первое звучание будет типа: «спасите, помогите, облегчите мне состояние», а второй призыв — «но все-таки сохраните мне маленькую болезнь». И для заключения терапевтического альянса, то есть такой формы взаимодействия врача и пациента, в которой на бессознательном и сознательном уровнях мотивации врача и пациента совпадают, где они одинаково хотят одного и того же, где поведение пациента конструктивно и ориентировано на выздоровление и на помощь врачу, нужно уметь прочитывать призыв к помощи. Молодые врачи предполагают, что, когда к ним приходит пациент, он достаточно однозначен, он приходит лечить какую-то болезнь — боль в животе, одышку или кашель, или головную боль. Но это лишь маленькая вершинка айсберга, на самом деле, в большинстве случаев призыв к помощи — это не призыв к снятию симптомов. Призыв заключается в понимании. Могут бытьсовершенно парадоксальные призывы к помощи, типа: «отстаньте от меня, Вы можете сделать самое лучшее для меня — отойти от меня», как это бывает при психических заболеваниях. Поза кататонического больного, эмбриональная поза с сопротивлением медицинскому персоналу — это выраженный призыв к помощи. Он может быть прочитан так: «дайте мне побыть в полной безопасности». Призыв к помощи, помимо понимания, ориентирован еще и на потребность в безопасности. Он может содержаться и в таком девизе: «помогите мне обмануть самого себя!» В трансактном анализе есть понятие надписей на майках, когда на передней части майки декларируется одно, а на задней части — прямо противоположное. Это как бы предъявляемое и реальное. Часто в этом случае спереди на майке написано: «Доктор, помогите мне», а сзади — «Доктор, я хочу быть обманутым, я хочу не знать, что я могу умереть». Очень редко призыв к помощи имеет одинаковое звучание и на спине майки, и спереди. Работать с таким пациентом легко. Можно представить себе ситуацию, в которой пациент приходит к стоматологу с острой зубной болью для удаления зуба. После посещения одного стоматолога пациент говорит, что тот прекрасно удаляет зубы, что он не почувствовал боли, а про другого, — что тот не умеет удалять зубы, потому что тянул два часа. Если проверить с хронометром в руках, то выяснится, что они уложились почти в одно и тоже время; все дело в том, что больной пришел к врачу не столько за удалением зуба, не столько за прекращением боли, сколько за тем, чтобы понимали, как ему плохо, как ему тяжело, как он не спал сегодня ночью. И тот врач, который продемонстрирует понимание этого, будет взаимодействовать более эффективно. Кстати, отсюда выражение «умеет заговаривать зубы». Это и есть выполнение заказа пациента. Врач должен помнить не только о призыве к помощи, но и о содержании призыва к помощи. Понимание содержания призыва к помощи особенно трудно при работе с психически больным человеком, который окружающий мир воспринимает иначе, а людей, порой, — как монстров, безумцев, глупых. Слово «галлюцинация» означает слово «болезнь», и если в работе с пациентом сконцентрироваться на слове «галлюцинация», то окажется невозможным выполнить призыв к помощи. Больной просит не столько избавить его от голосов, сколько признать его равным человеком, имеющим все права жить нормальной человеческой жизнью. Для выполнения содержания заказа пациента необходимо работать, прежде всего, с его истинными чувствами, а не с мыслями и действиями. С ним легко можно заключить психотерапевтический контракт, в котором будет иметь место желание пациента не избавлять его от галлюцинаций, ибо он не считает эти голоса галлюцинациями, а желание избавить его от чувства страха, ужаса, подавленности. Понятие призыва к помощи влечет за собой другое — прочитывание этого призыва и заключение, как мы уже сказали, с пациентом контракта. Этот контракт не определяет сумму оплаты его лечения, а отражает наиболее желательные для пациента изменения в состоянии здоровья и способы терапии. Этот контакт универсален для врача любого профиля. Работа по составлению коррекции контракта практически всегда поэтапна. И если в начале лечения пациент предлагает чаще всего симптомы или проблемы, известные его окружению (родным, друзьям и т.д.), то с осознаванием своих проблем во время терапии происходит переформирование контракта. Следует помнить, что нарушение внутренней интеграции больного, когда еще многое «не прочитано сознанием», а врач уже предлагает работать, возможно, даже в нужном направлении, приводит к реакциям сопротивления, протеста и, порой, агрессии. Оптимальный вариант, к которому нужно стремиться врачу каждой профессии при заключении контракта, — это достижение максимального терапевтического или лечебного альянса. Этот термин, как и многие другие термины, связанные с психологией отношения врача и больного, такие, как «перенос», «контрперенос», «сопротивление», «негативная психотерапевтическая реакция», «отреагирование» был предложен и введен теорией и практикой психоанализа, но в настоящем можно рассматривать понятие «терапевтический альянс» несколько шире, чем элемент психоаналитического процесса. Он может характеризовать ситуацию коммуникации и взаимодействия врача и его пациента вообще. Он может рассматриваться в этом качестве, как основанный на сознательном и бессознательном стремлении пациента к сотрудничеству с врачом и стремлением воспользоваться теми методами терапии, которые ему предлагает врач. Кроме того, в понятие терапевтического альянса следует включить и позицию пациента по отношению к лечению, которая должна носить достаточно интернальный характер. В этой позиции пациент берет определенную долю ответственности за результаты лечения, за характер и глубину терапевтического процесса. Такое определение терапевтического альянса не совпадает с определением, которое предлагается психоаналитиками, это понятие включает в себя только сознательную сторону процесса. Если рассматривать ситуацию терапевтического альянса при лечении соматических заболеваний и связать это с типами взаимодействия с болезнью, то тогда можно отметить, что терапевтический альянс характерен именно для адаптивного типа взаимодействия с болезнью. Терапевтический альянс возможен также и при некоторых не резко выраженных вариантах аффективного или промежуточного типов взаимодействия с болезнью. При дезадаптивных типах взаимодействия с болезнью возникновение терапевтического альянса возможно тогда, когда врачу удается преодолевать, разрушать, переформировывать внутрипсихический конфликт противоположных мотиваций, лежащих в основе психологических механизмов этих дезадаптивных типов. Можно констатировать одну очень важную вещь: врач любой профессии, во-первых, при взаимодействии с пациентом может обеспечить максимальный успех в ситуации достижения терапевтического альянса, во-вторых, для того, чтобы ему как можно чаще достигать ситуации терапевтического альянса, необходимо обладать определенными психотерапевтическими навыками, какой бы специальности он не был, потому что в его практике часто будут встречаться дезадаптивные типы взаимодействия с болезнью, и трудно себе представить, что в каждом соматическом отделении будет работать психотерапевт, на которого бы была переложена эта задача. Таким образом, это становится проблемой или задачей каждого врача-интерниста. На основании того, что в понятие «терапевтический альянс» входит как сознательная, так и бессознательная части психических процессов в условиях болезни, не следует отождествлять терапевтический альянс только с сознательной стороной этого процесса, а именно с осознаваемым самим пациентом стремлением поправиться. На сознательном уровне пациент испытывает сильное желание быть здоровым, но позитивный смысл болезни и те эмоциональные, социальные и прочие подкрепления, которые он получает вследствие заболевания, блокируют терапевтический альянс, поэтому «терапевтический альянс» и активное сознательное стремление к лечению и выздоровлению не являются синонимами. Всегда нужны две составляющие — и сознательная, и бессознательная. Нельзя также сводить понятие «терапевтический альянс» только к бессознательному уровню взаимодействия. В случае психосоматического типа взаимоотношения с болезнью на сознательном уровне идет отказ от лечения, но на бессознательном уровне — стремление вылечиться. Следующая категория тоже взята из психоаналитической концепции — это категория переноса. Перенос в психоанализе во многом рассматривается, как появление в новой форме тех чувств, которые возникают по отношению к врачу и связаны с чувствами, пережитыми в детстве. С их помощью пациент идентифицирует врача с каким-то персонажем детства — отцом, матерью или другими родственниками. На врача «переносят» проблемы взаимоотношений с родителями. Позиция врача действительно во многом чем-то напоминает родительскую: беспомощный, больной человек, иногда вообще лишенный возможности ходить, и сильный, мощный человек, который должен «поднять его с постели». Это легко идентифицируется с образами ребенка и родителей. Поэтому, у больного возникает перенос на врача тех чувств, которые он испытывал в детстве. Переносом также называется перенос тех тревог, беспокойств, носящих не всегда рациональный характер, связанный вообще со страхами лечения и возникающий в результате культурального мифа о болезни. Страхи относительно своей болезни переносятся на врача. Встречаются пациенты, которые не могут находиться в одной дружеской компании с врачами-онкологами, они испытывают дискомфорт, потому что врач-онколог является эмблемой тех страхов и опасностей, которые тревожат и беспокоят человека, на протяжении многих лет боящегося онкологического заболевания. Тогда врач может столкнуться с реакцией агрессии, страха, причем страха не процедуры лечения, а страха самой личности врача. При изучении переноса некоторые сторонники психоаналитического подхода рассматривают как перенос практически всю систему коммуникации врач—больной, заменяя, таким образом, понятие «коммуникация» понятием «перенос». В переносе можно выделить еще одну важную вещь: перенесение отношений с других, значимых для пациента людей, на систему взаимоотношений с врачом. Например, врач лечит пациентку, которая привыкла властвовать над людьми и манипулировать ими. В ситуации переноса, когда врач будет рассматриваться, например, как дочь или муж пациентки, она тут же начнет им манипулировать, ибо для нее это наиболее привычный, проторенный, изученный, проверенный путь. Еще одна сторона взаимодействия врач—больной, когда больные пытаются манипулировать врачами. Некоторые врачи этому способствуют, тем самым облегчая себе жизнь. Например, врач в своей личной жизни и служебных отношениях привык, чтобы им руководили. Это для него вполне приемлемая форма взаимодействия с другими людьми, ему нравится, когда им манипулируют, так как это освобождает его от чувства ответственности. При работе с пациентом этот врач стремится повторить привычную для него систему поведения и разрешает пациенту манипулировать собой, когда пациент, по сути, начинает сам себе делать назначения. Например, к врачу приходит пациентка с дефицитными лекарствами и говорит, что сроки действия этих лекарств скоро подойдут к концу, и он назначает ей именно эти лекарства, если они не противоречат тем назначениям, которые необходимо было бы сделать. Пациентка уходит удовлетворенной. Второй раз она приходит и рассказывает, как хорошо стало ее соседке от иглоукалывания и вопросительно смотрит на врача, который тут же назначает ей курс иглотерапии. И так до конца пребывания в стационаре эта пациентка сама себя лечит и сама себе назначает процедуры. Покидает она стационар, убежденная в двух вещах: во-первых, что манипулирование людьми вещь всегда успешная, и во-вторых, что она прекрасный манипулятор. Так возникает ложное представление о своих возможностях — если она могла столь успешно осуществлять эти манипуляции, то ее понимание медицины приближается к знаниям врача. Этот человек будет иронично относиться к лечению. Перенос возникает также по целому ряду тех законов социального восприятия человека, которые описаны уже выше: это влияние установок, влияние конформизма, работа механизмов психологической защиты — идентификация врача с каким-то реальным персонажем жизни больного, эффект ореола. Например, больной попадает в палату и сразу получает от своих соседей информацию о том, что палатный врач очень опытный, внимательный человек, блестящий специалист, что им вообще невероятно повезло, что это лучший врач в отделении. И когда больной встречается с этим врачом, он начинает воспринимать все те качества, которые были ему описаны, и не воспринимать другие. Но возможно и другое, когда эффект ореола будет носить не позитивный, а негативный характер. Можно представить себе в качестве соседа по палате агрессивного, психопатичного или склонного к паранояльности пациента, который негативно относится ко всем медицинским мероприятиям и распространяет свою агрессию и на палатного врача в том числе. Тогда пациент будет воспринимать врача негативно, как ему только что рассказал сосед. Контрпереное, также как и все разбираемые категории, понятие введенное работами Фрейда и его учеников. Контрперенос в более широком понимании этого термина может рассматриваться как система чувств, переживаний и отношений врача к пациенту, когда он переносит на пациента какие-то свои проблемы. Здесь возможен вариант гиперкомпенсации. Человек, который привык, что им все манипулируют при взаимодействии с больными становится властным и деспотичным манипулятором, стремясь, как бы сбалансировать этот уровень манипулирования. Или пациентка ассоциативно напоминает врачу его жену, развод с которой послужил причиной его собственного тяжелого заболевания. И тогда врач видит в этой пациентке воплощение коварства и зла. На сознательном уровне врач может понимать, что эта женщина ни в чем не виновата, что она только внешне похожа на его жену, кроме того, она больна и нуждается в помощи. И возникает реактивное образование, как бы искупление вины: он начинает выделять ее из среды других пациентов, она получает особые льготы. Контрперенос оказывает серьезное влияние не только на систему взаимоотношений с пациентом, но и на систему диагностики. В приведенном выше случае, врач подвергает эту пациентку особым, тщательным исследованиям, иногда ненужным болезненным процедурам, он назначает даже те, которые не следует назначать в страхе, что он может что-то пропустить только потому, что она напоминает ему бывшую жену. Бели нет реактивного образования, то возникший контрперенос незаметно сказывается на том, что число диагностических процедур может сокращаться, может меняться диагноз. Явление контрпереноса, представляя не чисто логическую систему отношений, в принципе, явление довольно частое, ведь система взаимоотношений врач—больной строится на эмоциональной основе, о чем говорилось выше. И эта эмоциональная часть зависит от огромного количества факторов. Врачу нередко приходится работать с разными людьми и диапазон этих различий велик. Так, например, во время военных действий приходится работать с военнопленными, с представителями той страны, с которой воюет он и его страна. Тогда он сознательно говорит себе, что должен рассматривать этого человека не как врага, не как солдата или офицера вражеской армии, что он не должен учитывать его идеологию или его цвет кожи, а только видел» человека и притом больного. Очень важно возникновение контрпереноса при работе с так называемыми VIP — очень важными персонами. Здесь явление контрпереноса проявляется в том, что врач как бы скован страхом перед могуществом этого человека, что сказывается на постановке диагноза. Чаще всего этому больному сначала выставляют более легкий диагноз. Поэтому работа врачей в отделениях для высокопоставленных людей (VIP) — особо трудная. Для преодоления трудностей в работе с этими пациентами, как и в других случаях (переносы, контрпереносы), врачам необходимо работать с собственными проблемами психотерапевтически. Следующая категория — сопротивление — это процесс, возникающий у пациента в ходе терапии и мешающий формированию терапевтического альянса. 1. Сопротивление возникает прежде всего, когда функционирует нозофильная тенденция, когда лечение снимает позитивный смысл болезни. 2. Сопротивление появляется, когда терапия и сам факт лечения резко меняют привычные стереотипы пациента и его формы адаптации. В этом случае пациент пытается игнорировать болезнь и жить так, как он жил раньше. Это встречается в варианте психосоматического типа «взаимодействия с болезнью». 3. Сопротивление характерно для дезадаптивных типов взаимодействия с болезнью. 4. Сопротивление может возникать как ответная реакция на действия врача, которые рассматриваются самим пациентом как вредные, ошибочные, вследствие особой внутренней картины болезни, особого адаптационного образа болезни, в котором данные виды терапии могут принести только вред. Например, лет десять назад возник культуральный миф о вредности транквилизаторов, о том, что они разрушают кору мозга, уничтожают нейроны мозга, при этом, как это всегда бывает в мифотворчестве, пациенты ссылались на какие-то якобы виденные телепередачи, причем, «не сам видел,, а соседка видела» и потом подробно рассказала, как очень известный ученый говорил, что транквилизаторы «выжигают мозг и ухудшают память...» Началась мощная реакция сопротивления пациентов на прием транквилизаторов. Таким же образом периодически может возникать явление сопротивления к любым другим видам препаратов. 5. Сопротивление часто формируется парамедиками (знахарями), которые в борьбе за клиента дают четкие указания о вреде тех или иных медицинских мероприятий. 6. Сопротивление выздоровлению проявляется из-за страха потерять своего врача, остаться один на один с трудной жизнью. Это характерно для тех больных, у которых выражена экстернальная позиция и в результате общения с врачом возник синдром выученной беспомощности: «как же я смогу обходиться без врача?» Можно услышать от пациента: «Господи, доктор. Вы уезжаете на три месяца, как же я буду без Вас?» И на вопрос, почему он не сможет без врача, тот отвечает: «А вдруг что-то случится». Когда врач молод, ему это льстит, но с возрастом он понимает, что на этой фразе лечение и заканчивается, а это значит, что он проиграл терапевтический процесс. У него нет терапевтического альянса, потому что у пациента сформирован синдром выученной беспомощности. Иногда сами врачи пытаются сформировать этот синдром, в случае хронического заболевания они могут сказать пациенту: «Ну теперь мы с Вами до конца Ваших дней будем рядом!» Поэтому никогда нельзя постоянно опекать больного, надо делать двух-, трехмесячные перерывы в отслеживании его жизни, чтобы дать ему возможность быть самостоятельным, не говоря о том, что нельзя произносить фраз о постоянной опеке до конца жизни. Это работа с синдромом выученной беспомощности, это работа со стремлением сопротивляться процессу лечения. Есть способ преодоления такого сопротивления пациента: после его выздоровления устанавливать встречи с врачом для психологического консультирования, а не для лечения, тогда процесс выздоравливания не будет столь трагичен для пациента. 7. Сопротивление возникает тогда, когда в ходе терапевтического процесса появляется угроза самооценке человека. Например, пациентка в ходе психотерапевтического процесса приходит к мысли, что ее предположение о том, что заболевание связано с пьянством мужа, с черствостью детей неверно, а все дело в том, что она сама неумело построила свою личную жизнь и неумело воспитала своих детей. В данном случае возникает угроза самооценке, и, как следствие, мощное сопротивление лечению. Сопротивление легко установить по невербальным реакциям: на приеме пациент, у которого врач наблюдает двойственную коммуникативную информацию; пациент говорит, что ему стало хуже, но при этом в глазах его торжество и радость. 8. С понятием сопротивления тесно связана негативная терапевтическая реакция. Она возникает тогда, когда пациент осознает, что его состояние меняется к лучшему и вместо радости возникает осознание потери защиты от трудностей в виде болезни, потери щадящего больничного отдыха, врача как сочувствующего друга, понимающего и помогающего. Все это приводит к резкому ухудшению состояния. Это и есть негативная терапевтическая реакция. В психоаналитической литературе негативная терапевтическая реакция рассматривается как реакция на чувство вины, которое возникает после поощрения, похвалы, чрезмерной заботы родственников. Больному становится как бы стыдно, что он воспользовался массой преимуществ в силу болезни и он хочет искупить свою вину. Такую негативную терапевтическую реакцию можно назвать еще «психосоматическим алиби». В желании ответить на вопрос: «медицина — искусство или наука?» — в этой главе сделана попытка научного анализа (а следовательно, и возможности научения) той части медицины, которая прежде относилась к искусству талантливых медиков и была маловоспроизводима.
Г л а в а XV
ПСИХОЛОГИЯ ВРАЧА
Мотивацию выбора врачебной профессии определить достаточно трудно и не только потому, что мотивации весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, так как чаще всего те исследования, которые проводились, использовали в качестве основного метода анкетирование студентов. При таком методе исследования реальные, но скрытые мотивации как раз не выявляются, а выявляются скорее некие декларируемые мотивации. Трудно предположить, чтобы студент или абитуриент признался, что его выбор профессии был определен следующим соображением: «это был единственный вуз, в который мне могли помочь поступить...» Кроме того, следует говорить о нескольких мотивациях: прихода в медицину, поступления в вуз, продолжения обучения в медицинском вузе, выбора узкой конкретной медицинской специальности и т.д. Мотивации нестабильны (начало учебы в институте — и его окончание, начало работы в медицине — и в процессе работы) и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину» — мотивация по методу исключения. Мотивацию может определить атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в медицинский вуз, что особенно характерно для врачебных семей, гае уже с самого рождения ребенка автоматически предполагается, что он станет врачом. Никто этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы: «Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», — но при этом увлеченность родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и благородное дело. Во многих странах мира абитуриентов из врачебных семей при поступлении в медицинский ВУЗ встречают более благожелательно. Предполагается, что по опыту семьи эти люди знают, что такое жизнь врача: когда отца поднимают в три часа ночи по телефонному звонку или ему приходится сутками не выходить из клиники; какой усталой возвращается мать с ночного дежурства. То есть подрастающие дети врачей видят не только плюсы врачебной профессии, но и ее минусы. Иногда мотивация стать врачом возникает после длительного лечения, которое было удачным, и выбор профессии врача превращается в своеобразную плату обществу за выздоровление. «Я хочу быть благодарным людям за то, что меня на ноги поставили, я буду врачом, чтобы спасать других». При этом выбирается та медицинская профессия, которой был обязан этот человек своим выздоровлением. Иногда мотивация — это стремление помочь своим близким, которые больны. Это довольно наивная мотивация, построенная на одной малореалистической идее: «до меня не умели это делать, я приду и сделаю это. Никто не смог вылечить мою маму, я выучусь на врача и смогу вылечить ее». В настоящее время все чаще мотивацией выбора профессии врача становится престижность, которая имеет место в большинстве стран мира. Иногда мотивация — чисто материальная выгода от профессии, особенно сейчас, когда все чаще возникает вопрос о возможности существования частной медицины и гипотетических высоких заработках. Как меняется мотивация на протяжении учебы в вузе? Человек может прийти с одной мотивацией — романтической, с мечтами стать великим врачом, полубогом, избавителем от болезней, но столкнувшись с реальностью врачебной деятельности романтическая мотивация исчезает, уступая место какой-то иной. В советской пропаганде особо романтическими представали профессии хирурга и офтальмолога. Традиционный сюжет книг и кинофильмов: из операционной выходит усталый профессор или доктор средних лет, но уже с седыми висками, и говорит: «Жить будет!», — а сам салится, потому что у него нет уже сил стоять, и добрые коллеги суетятся вокруг него, помогают закурить. Это красиво. Или врач после многочасовой операции снимает больному повязку с глаз, и слепец начинает видеть. Тоже красиво. Такая пропаганда в художественных образах некоторых врачебных профессий несомненно играла роль в мотивации их выбора, так же, как играло роль замалчивание некоторых профессий. До недавнего времени практически ничего не сообщалось о профессии врача-психиатра или психотерапевта, как будто бы этих профессий вообще в природе не существовало. И одновременно, положительную роль для пропаганды этих профессий сыграли увлекательные, популярные в народе книги Владимира Леви, Добровича, которые как бы пропагандировали работу не столько психотерапевта, сколько психологического консультанта. Затем о психиатрии вспомнили, но... в связи с ее злоупотреблениями. До этого существовал культуральный миф — образ загадочных страшных застенков, где мучают психически больных. И массовое сознание получило подтверждение: не просто мучают, а проводят эксперименты на людях, ставят те диагнозы, которые нужны идеологизированному обществу, чтобы избавиться от диссидентов, не отдавая их под суд. А далее интерес к профессии психотерапевтов и психиатров снова утратился и вспоминают ее только тогда, когда говорят о недостатках и злоупотреблениях. Поэтому в массовом сознании образ врача-психиатра или психотерапевта искажен: это человек, который занимается странными вещами, обладает магическим взглядом. Автору книги неоднократно приходилось работать с журналистами, которые через несколько минут общения говорили: «И все-таки Вы меня сейчас гипнотизируете, не гипнотизируйте меня...» Среди врачебных профессий есть и неромантические. Например, кто воспевает труд врача-проктолога? А это поистине трудная и нужная профессия. Или врача-инфекциониста? О ней вспоминают только тогда, когда речь идет о массовых эпидемиях какой-то «страшной» инфекции: чумы, холеры, сибирской язвы. А то, что для борьбы с обыкновенными кишечными инфекциями тоже нужен кропотливый самоотверженный труд, не знает почти никто. Еще одной мотивацией является стремление к самопознанию. Чаще всего такие люди стремятся идти в медицинскую психологию, психиатрию и психотерапию под девизом: «Я хочу научиться узнавать себя, узнавать лучше свои чувства, свои мысли, и я хочу научиться новым способам контроля, взаимодействия с самим собой». Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: спасать жизни других людей — благороднейшая профессия. Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Врач — человек, достойный уважения, и, прежде всего, самоуважения. Поэтому выражение «хороший врач подобен Богу» можно считать почти буквальным отражением этой мотивации: человек хочет быть подобен Богу не для того, чтобы властвовать, чтобы ощущать себя всесильным и могучим, а для того, чтобы быть милосердным как Бог. Хотя бывают совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе — прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках врача-психиатра, уже не говоря о бальных, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой — одна из мотиваций прихода во врачебную профессию. Есть еще познавательная мотивация. Такая мотивация одних людей приводит к занятиями техникой — сложными машинами и аппаратами, а других — в медицину, потому что им хочется заниматься самым сложным механизмом — организмом человека, познать как устроен человек, как устроено человеческое тело, и как это все работает? Как происходят нарушения в этой системе? Трудно предложить некий универсальный набор качеств, которыми должен обладать врач, потому что он совпадет с тем набором качеств, который должен иметь любой порядочный нормальный человек в любой профессии. Ну, например, он не должен быть убийцей. Возникает вопрос: а кто должен быть убийцей? Врач не должен быть глупым. А кто может назвать профессию, где надо быть глупым? То есть все характеристики, необходимые для врачебной профессии, применимы к любому человеку, занимающемуся умственным трудом, и не только умственным, а творческим, потому что врачевание, это, прежде всего, творческий процесс. Врач должен обладать теми свойствами интеллекта, памяти, которые востребуемы в любой творческой деятельности. Но медицина имеет и некоторые специфические особенности. Человек, работающий с техникой, а не с людьми, например, с листом ватмана, с аппаратом, совсем не обязательно должен обладать способностью высокой эмпатии. Это свойство может быть ему присуще, но это не будет являться его профессиональным достоинством, если он не руководитель. Врач должен иметь постоянное стремление к самопознанию. Не к самоусовершенствованию, а к самопознанию, ибо это разные вещи. Потому что во врачебной деятельности большую роль играют аффективные и защитные механизмы, которые вмешиваются во все: и в диагностический, и в лечебный процессы. Для того, чтобы врач не был объектом контроля его собственных защитных образований, комплексов и чувств, а контролировал себя, ему необходимо самопознание, что гораздо труднее, чем познание других людей, потому что психологические защиты создают барьер между «я» изучаемым и «я» изучающим. Психологические защиты все время «подсовывают» человеку его искаженный образ, как в кривом зеркале, причем иногда это зеркало искажает в более приятную сторону для отражаемого («розовые очки»), а иногда — в более неприятную («черные очки»), когда человек видит у себя одни только недостатки и не видит достоинств. Врач должен уметь управлять своими чувствами. Когда ранее речь шла об эмпатии, отмечалось, что есть границы эмпатии, которые врачу не следует переходить, сострадая своему пациенту, потому что тогда понадобится некто третий, чтобы вылечить пациента и скоррегировать чрезмерно эмпатийного врача. Здесь возникают два важных понятия: профессиональная адаптация и профессиональная деформация. Следующая характеристика очень важна для будущего врача — это способность к целостному неконфликтному «я», когда наименьшая вероятность того, что с помощью своих пациентов врач начнет решать проблему по интеграции своего «я». Кроме того, врачу необходимо терпение и умение слушать — так называемое активное слушание. Карл Роджерс говорил, что человеку намного труднее слушать, чем говорил». С помощью речи человек структурирует свой мир и тем самым удовлетворяет очень важную мотивацию — стремление к структурированию. А слушая, он должен понять (принять) мир собеседника (а это иногда бывает трудно, а иногда — невозможно). В этой ситуации «другой» становится важнее. Диалоги людей часто превращаются в прерывистые монологи: человек высказался и ждет, когда выскажется другой, не слушая его, переждал и опять продолжает высказываться. При этом они бывают очень близки по теме разговора, но очень далеки по сути его. И чем дальше идет такой псевдодиалог, тем дальше расхождение. Профессия врача предусматривает умение и навык слушать. Врачу необходимо уметь читать нюансы человеческого поведения. Практикующий врач-клиницист должен иметь выраженную мотивацию на общение, каждый врач, прежде, чем он станет диагностом и лекарем, должен быть коммуникатором. Все вышеперечисленные качества редко даны человеку от рождения. Здесь возникает определенное несоответствие: врач — профессия достаточно массовая, особенно в нашей стране, а люди с качествами, необходимыми в этой профессии, рождаются очень редко. Когда человек поступает в медицинский институт, у него зачастую нет и половины тех качеств, которые необходимы, чтобы стать врачом. И даже когда он заканчивает учебу, он не имеет всех этих качеств. Поэтому, речь вдет о своеобразных формах профессиональной учебы врачей, то есть не обучению методам лечения и диагностики больных, а методам личностного роста и навыкам взаимодействия с людьми, а также навыкам самопознания. Обучаясь профессии врача, студент до недавнего времени овладевал одним — суммой определенных знаний и профессиональных навыков для выполнения профессиональной деятельности. У него не было специальных курсов для приобретения ориентации на самопознание, на совершенствование личностных особенностей. Заслуга в создании подобных курсов принадлежит, прежде всего, психотерапии. Одним из первых опытов подобного рода следует считать балинтовы группы. Английский врач Балинт, терапевт по профессии, создал группу врачей, которая регулярно обсуждала нетрадиционный для врачей вопрос: не проблему дифференциальной диагностики, не проблему выбора того или иного метода лечения — проблему своих психологических трудностей, особенности своего поведения во взаимодействии с пациентом. По очереди каждый из врачей рассказывал о работе со своим пациентом, о том, что он чувствует, об особенностях своего поведения, то есть проводил своеобразную самодиагностику. А участники балинтовой группы интерпретировали эти формы поведения и пытались найти те причины, которые искажают терапевтический альянс. Не ставился вопрос о том, каков диагноз у данного пациента, а обсуждалось, почему врач испытывает, например, чувство неуверенности при работе с этим пациентом. В дальнейшем, большое развитие получили так называемые «группы личностного роста», или Т-группы (тренинговые группы), в которых принимают участие и врачи разных профессий, и студенты медицинских вузов. Автор этой книги и его ученики имеют уже большой опыт по работе в таких группах для врачей разных специальностей (например, участковых терапевтов) и для студентов Кыргызско-Российского (Славянского) Университета, врачей—студентов факультета усовершенствования Медицинского Института. Обязательным условием обучения на факультете усовершенствования врачей было прохождение, помимо всех других циклов дисциплин, 7—10-дневной группы личностного роста. Для многих из них подобная тренировка явилась своеобразным раскрытием каких-то больших личных возможностей и способностей посмотреть по-иному на мир. Конечно, не следует переоценивать значение кратковременного цикла группы личностного роста, он не способен изменить человеческую личность и создать новую. Задача тренинга была другой — получение первичных навыков. У человека, хоть раз посетившего Т-группу личностного роста, может появиться мотивация для продолжения этого личностного роста и самопознания, в дальнейшем человек может посещать другие группы, самостоятельно продолжать процесс самопознания. Какие технологии обучения могут применяться в этих группах — неважно, но суть работы в них сводится к: 1) получению навыков коммуникации межличностного взаимодействия, 2) умению читать и выражать свои чувства, 3) стремлению к подлинности — мотивация аутентичности (самое опасное, что может происходить в группе, то, что люди начнут и г р а т ь в чувства, в подлинность, в открытость, а не о щ у щ а т ь всего этого), 4) научению быть открытыми. Но эта открытость — не аналогична своеобразному психологическому стриптизу, когда она носит гротескный характер, а открытость, которая сопряжена с определенным эмоциональным напряжением, во время призыва к помощи, то есть тогда, когда это важно и нужно. В группах личностного роста, по-видимому, не следует достигать крайней степени открытости, но для того, чтобы человек не испытывал чувство вины и страха при проявлении открытости, одним из обязательных условий в группе является чувство безопасности, которое создается участниками и тренером группы. Думается, что каждый, кто решил посвятить себя врачебной профессии, должен более или менее продолжительное время проработать в Т-группах. Есть еще один вариант, который выбирают многие психотерапевты, — это работа с ко-терапевтом, то есть работа в паре, когда тренер получает от своего партнера не коррекцию его диагноза (диагноза, который поставил он), не коррекцию обозначаемых у пациента проблем, не коррекцию избираемых технологий, а коррекцию чувств тренера. Например, по ходу работы группы ко-терапевт говорит тренеру: «Ты слишком открыт», или «Твой уровень присоединения не нужен, вреден и опасен и для тебя, и для пациента», или «Твои формы поведения провоцируют пациентку на активный эротический перенос» и т.п. Идет работа, в которой обсуждаются не содержание терапевтического и диагностического процессов, а психологические аспекты врачебной деятельности. Это своеобразная маленькая балинтовая группа, где каждый из партнеров корректирует ошибки своего напарника. При длительной работе в паре у тренера и ко-терапевта возникает очень важное чувство — чувство безопасности, что обеспечивает большую открытость при решении своих психологических проблем. Работа в группах личностного роста позволяет врачу научиться идентифицировать и выражать свои чувства. Какие чувства возникают чаще у врача? Прежде всего, это чувство страха, которое появляется, когда врач испытывает затруднения в выборе лечения, когда от его действий зависит жизнь или судьба пациента. Особенно это чувство усиливается, когда он работает в одиночестве, например, один врач на всю деревню. Но, если он интернален (а это обязательное свойство для врача — умение брать на себя ответственность), то даже при работе с коллегами ответственность за пациента все равно несет он сам. И это приводит его еще к другим чувствам — чувству одиночества (он ощущает себя как бы на необитаемом острове, где никто, кроме него, не поможет этому человеку) и чувству вины. Если он оказывается неуверенным и перекладывает ответственность за своего пациента на другого врача, то это приводит к снижению его самооценки. Для врачей характерны выраженные депрессивные реакции. Американские исследования трех профессий — архитекторов, юристов и врачей — тех профессий, которые одинаково престижны, примерно одинаково оплачиваются и имеют примерно одинаковые сроки обучения, показали, что среди врачей самый высокий процент самоубийств, депрессий, употребления алкоголя и наркотиков, значительно выше частота психосоматических заболеваний и короче продолжительность жизни. Величие личности врача можно измерять тем, как он адаптирован к своей профессии. Многие великие психотерапевты прожили очень продолжительную жизнь — Зигмунд Фрейд, несмотря на десятилетия борьбы с раком кожи, Карл Роджерс, Вирджиния Сатгер, Милтон Эриксон. Эти люди научились работать сами с собой и до последнего дня не утратили счастья творческого решения проблем. Очень важным понятием является так называемая «профессиональная деформация». В это понятие входит профессиональная усталость, потому что по роду своей профессии человеку все время приходится работать с проблемами, несчастьями, страданиями и смертью других людей. Это вызывает защитную реакцию — реакцию утомления и реакцию утраты интереса. Кроме того, чем больше работает врач в медицине, чем выше его профессиональный статус, тем больше ожидают от него пациенты, коллеги. Ему начинают приписывать свойства мага, волшебника, человека, который может все, а он не может всегда отвечать этим ожиданиям. Случается так, что больные, видя во враче волшебника, желают не лечения, а участия в магическом действии, и если этого не происходит, то у них развивается сопротивление лечению. Опытный врач может оказаться в таком положении: чем выше его репутация, чем больше занимаемая им должность, тем больше приписывается ему возможностей, в том числе тех, которыми не располагает никто на этой Земле. И надо учесть, что чем больше профессиональный стаж, чем старше человек, тем больше у него собственных недугов, утомления и проблем. У него бывает пора подведения предварительных итогов жизни и особенно неутешительных в том случае, если врач не реалистичен, если он ставил своей задачей вылечить все человечество, избавить его от рака или СПИДа, так, как это часто бывает у романтично настроенных молодых врачей. У врача должны быть не излишне заземленные, но вполне реалистические цели. За время работы врача у него могут возникнуть такие психологические защиты, как реакции отрицания или обесценивания. Возникает некий своеобразный профессионально-ироничный цинизм: «Все равно всех больных вылечить невозможно, значит, необязательно и стараться». Если такие реакции врача продолжительны, то они вызывают деформацию личности. Профессиональная адаптация заключается в том, что человек учится адекватно реагировать на чужую боль, страдания, смерть и на какие-то ситуации, которые у людей не врачебной профессии вызывают отвращение, например, на вид полусгнившего трупа или, например, на общение с очень ему неприятным человеком, с которым бы в частной жизни он не стал бы даже разговаривать, а в силу профессиональных обязанностей должен ему помочь. Адекватное реагирование на негативные стороны врачебной профессии и есть профессиональная адаптация врача. К адаптации стоит отнести и адекватное реагирование на безмерные похвалы пациентов. Пациент, избавленный от боли не столько врачом, сколько лечебным процессом, будет приписывать свое освобождение врачу и смотреть на него, как на Господа Бога. Очень важно здесь не утратить чувство собственной ответственности за то, что сделал, и смотреть на себя, в отличие от пациента, другими глазами. Также нельзя позволять себе испытывать чувство злобы и горечи в тех случаях, когда пациенты не оценили старания врача и даже пытались причинить ему какой-то вред жалобами в вышестоящие инстанции, угрозами, оскорблениями. Любая адаптация может перейти в деформацию, когда человек вообще становится бесчувственным к чужим страданиям, когда по механизму реактивного образования, он начинает цинично относиться к смерти. Очень характерна реакция у студентов второго курса в морге: на первом курсе они испытывали страх анатомического музея, а на втором — бравирование тем, что едят и играют в карты на анатомических столах. Смерть есть смерть, и как не следует испытывать ужаса перед ней человеку, который стал врачом, так же не стоит быть рядом с ней циничным. Профессиональная деформация происходит и в тех случаях, когда врач видит не пациента, а сумму вознаграждения, стоящую за ним. Или когда за человеком стоит только его болезнь. Эта знакомая фраза врача, о которой мы ранее упоминали: «Припала больная рука, левая» — говорит о том, что у врача произошла профессиональная деформация — человека перед ни
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |