Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей Программой




2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛЕКЦИЯМ

 

Одна из основных функций системы ВПО в идеале состоит в помощи студенту в формировании и развитии у него высоконравственного интеллекта, способного к эффективной индивидуальной и коллективной профессиональной и общественной деятельности в структурах организаций всех организационно-правовых форм, профессиональных и других сообществ.

Эффективность освоения курса «Земельное право» требует специальной организации его преподавания.

Главной целью данных методических рекомендаций является организация помощи преподавателю:

  • в проектировании и реализации учебного процесса по дисциплине «Земельное право»
  • в соответствии с современными требованиями;
  • в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения;
  • впроведении исследований частных и общих проблем преподавания с целью повышения качества преподавания.

Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя заключается в необходимости ведения, поддержки и сопровождения студентов, что позволит сформировать новое поколение специалистов, обладающих современными компетенциями.

Педагогическая деятельность преподавателя предусматривает наличие двух сторон:

- объективная – это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует;

- личностная – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует.

В зависимости от уровня подготовки студентов, вида занятий и конкретики излагаемого материала рекомендуется использовать следующие методы преподавания, которые условно можно разбить на четыре основные группы по типу коммуникации между студентами и преподавателем:

- методы самообучения. Рекомендуется использовать как традиционный подход к самообучению путем чтения печатных материалов, так и новые инновационные технологии обучения: аудио- и видео материалы, компьютерные обучающие программы, электронные журналы, интерактивные базы данных, другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям.

- педагогические методы «один – одному». Суть метода заключается в индивидуализации преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного студента с преподавателем или с другим студентом. Методы развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

- преподавание «один – многим». В традиционной образовательной системе в основе метода лежит представление преподавателем учебного материала перед студентами, не играющими активной роли в коммуникации. Помимо традиционного подхода, целесообразно использовать и инновационные технологии: лекции, записанные на электронные носители, «е – лекции» (электронные лекции), которые представляют собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят студентов к будущим дискуссиям.

- образование на базе коммуникации «многие – многим». Это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими студентами, а не только между преподавателем и студентами, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций, деловых игр и т. д. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Индивидуальный стиль работы преподавателя должен строиться с учетом преимущественной ориентация на процесс и результаты обучения.

Главные идеи, заложенные в программу дисциплины – максимальная приближенность излагаемого материала к уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также исследованию актуальных вопросов земельного права.

Организация учебного процесса в соответствии с технологией модульного обучения основана на объективных философских закономерностях – теории самоорганизации, экстраполированной на образовательный процесс. Организация процесса модульного обучения базируется на системном подходе к профессиональному обучению. При таком подходе исследуются не только изолированные элементы, но также учитывается возможность воздействия системы на отдельный элемент и наоборот, возможность воздействия отдельного элемента на всю систему и изменения ее в результате такого воздействия. В частности, требуется учитывать не только влияние средств обучения на преподавателя, но и влияние преподавателя на средства обучения, то есть учебные модули должны систематически пересматриваться и совершенствоваться в соответствии с тем, как на них реагируют студенты, использующие их. При системном подходе требуется учитывать не только влияние преподавателя на студентов, но и влияние студентов на преподавателя: преподаватель должен учитывать потребности студентов, их личные планы, а также требования социальной и профессиональной среды, в которую войдут новые специалисты. Такой подход обозначается как подход, ориентированный на компетентность. Компетентность – это умение решать профессиональные задачи, опирающееся на знания.

Учебные модули, которые являются основным средством формирования системы профессиональных умений в технологии модульного обучения, целесообразно создавать или в виде бумажных носителей информации, или на электронных носителях с возможностью их использования в компьютерной сети Internet (интерактивное обучение), что сегодня является предпочтительным из-за быстро меняющихся запросов внутренних (студентов) и внешних (работодателей) потребителей.

Технологии модульного обучения и интерактивного обучения целесообразно использовать совместно, поскольку они удачно дополняют друг друга: в первой, возможно хорошо разрабатывать методы анализа профессиональной деятельности, постановки учебных целей и структуризации учебного материала, во второй – инструментальные средства для компьютерного представления дидактических материалов.

В качестве метода преподавания теоретического (лекционного) курса целесообразно использовать сочетание метода самообучения, преподавание «один – многим» и метод образования на базе коммуникации «многие – многим».

С целью повышения результативности и эффективности усвоения лекционного материала курса целесообразно использовать проблемный принцип (междисциплинарный анализ) подачи материала, когда каждая тема рассматривается с разных сторон (нормативная документация, технология, финансы, управление человеческими ресурсами и т. д., которые могут быть применены к излагаемому материалу).

 

 

2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Главными целями изучения дисциплины являются специальная подготовка студентов в области земельного права, получение ими необходимых знаний в области регулирования отношений по использованию и охране земель, освоение основных теоретических понятий, категорий и институтов земельного законодательства как важнейших, необходимых и полезных инструментов регулирования земельного строя, изучение базовых нормативных правовых актов-источников земельного права, в первую очередь нового Земельного кодекса Российской Федерации, в тесной взаимосвязи с нормами других отраслей российского законодательства, обеспечение их адекватного толкования и критического анализа использования в правоприменительной практике в условиях свободного владения, пользования и распоряжения земельными участками при активно функционирующем рынке земли как одного из стержневых элементов рыночных экономических преобразований в стране и важнейших факторов структурной перестройки экономики.
Поэтому при самостоятельной работе необходимо ориентироваться, прежде всего, на изучение новых федеральных и региональных нормативных правовых актов, официальных комментариев к ним и материалов судебной практики.

Изучение курса «Защита прав на земельные участки» предлагается начать с изучения субъектного состава, оснований возникновения и видов земельных правоотношений, признаки и виды правонарушений, за совершение которых лицо может быть привлечено к юридической ответственности.

Преподавание курса строится на сочетании практических занятий и са­мостоятельной работе студентов, в том числе над нормативно-правовыми доку­ментами.

Изучение учебной дисциплины завершается зачетом, который проводиться в устной форме.

 

Для более глубокого изучения учебного материала по курсу «Защита прав на земельные участки» учащийся должен соблюдать следующий порядок дей­ствий:

  1. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать соответствующую нормативную литературу.
  2. Изучить материал каждой темы по рекомендуемой норматив­ной литературе со­гласно методическим указаниям.
  3. Проверить полученные знания по вопросам самоконтроля, помещенным после каждой темы учебного задания.

4. Выполнить контрольную работу и выслать на проверку со­гласно сроку, указан­ному в учебном графике.

 

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения экономических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.

Важную роль в организации обучения студентов по курсу «Защита прав на земельные участки» имеет самостоятельная работа. От того, насколько она правильно организована и результативна, зависит общий успех подготовки студентов.

Самостоятельная работа предусматривает:

1) повторение пройденного материала по конспектам лекций и схемам

2) ознакомление с рекомендованной по каждой теме учебной литературой

3) изучение нормативных актов, на которые опирается теоретический материал

4) решение тестовых и практических заданий

5) подготовку докладов согласно планам семинаров и рекомендациям преподавателя

6) подготовку письменных ответов на вопросы для самостоятельной подготовки.

Рассмотрим некоторые их них подробнее. Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический экономический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из примерного тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса. Часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение студентами, прежде всего с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Беседа студента и преподавателя может дать многое - это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем науки.

При выполнении заданий по каждой теме студенту следует знать, что:

· Цель задания состоит в том, чтобыстудент усвоил полученные на лекции знания, закрепил их в ходе изу­чения литературы и нормативных актов по данной теме, произвёл новые знания при написании пись­менных ответов на вопросы для самостоятельной подготовки и смог применить их на практике за счёт решения практических заданий;

· Содержание задания по каждой теме (изучение нормативных актов, решение практических задач, подготовка докладов и др.) определяется планом самостоятельной работы по соответствующей форме обучения (см. ниже) с учётом указаний преподавателя;

· Срок выполнения задания определяет преподаватель с учётом расписания лекций и семинаров;

· Источники (литература и нормативные акты), которые нужно изучить при самостоятельной подготовке, определяются Программой учебного курса для каждой изучаемой темы отдельно.

· Ориентировочный объем письменного конспекта данных источников должен составлять не менее 5 страниц машинописного текста по каждой теме;

· Тестовые и практические задания предусматриваются для каждой изучаемой темы, а также указываются в разделе планы семинарских занятий для каждого семинарского занятия отдельно;

 

· Отчётность по результатам самостоятельной работы производится в форме проверки препо­да­ва­те­лем знаний студентов в ходе устных опросов на семинарских занятиях, ознакомлении с конспектами изу­чен­ной студентом литературы и проверки письменных ответов на вопросы для самостоятельной подготовки;

· При устной проверке знаний студентов на семинарах и рецензировании конспектов изученной литературы преподавателем применяется пятибалльный метод оценки.

Задания для самостоятельной работы по темам (для всех форм обучения)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.