Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания к изучению темы. Тема 3.1. Реформы и реформаторы в России




Тема 3.1. Реформы и реформаторы в России

Проблема эволюции и революции в истории России

Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России.

Попытки либеральных реформ при Александре I. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Россия при Николае I. Внутренняя и внешняя политика России в середине ХIХ в. Отмена крепостного права. “Великие реформы” Александра II и их последствия. Реформы С.Ю. Витте.

Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Народничество. Распространение марксизма.

Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

 

Приступая к изучению становления индустриального общества в России, следует иметь в виду, что этот процесс означает победу капиталистического способа производства над феодальными отношениями. Объясните, почему в Западной Европе становление индустриального общества началось раньше и шло более быстрыми темпами, чем в России. Давая общий анализ проблемы реформ и реформаторов в России, обратите внимание на ведущую роль государства в реформировании страны, на мобилизационный тип и циклический характер российских реформ (по схеме “реформы – контрреформы”). Также уместно вспомнить о “догоняющей” модели российской модернизации и о концепции “трех эшелонов развития капитализма”, согласно которой наша страна принадлежит ко “второму эшелону”.

Самостоятельное изучение правления Александра I следует начать с периодизации данной эпохи. Необходимо учитывать, что основные попытки либеральных реформ предпринимались императором в первый период его правления – “дней александровых прекрасное начало”. Исследуя эти попытки, обратите особое внимание на преобразования в крестьянском вопросе (“Указ о вольных хлебопашцах”), в сфере государственного управления (замена коллегий министерствами), в области образования и культуры (открытие пяти новых университетов, создание системы образования).

Наиболее радикальным в контексте либеральных реформ Александра I был предложенный М.М. Сперанским в 1809 г. проект реформирования системы высшего государственного управления. Он предусматривал разделение властей, двухпалатный парламент, полномочное правительство и отраслевые министерства, разделение компетенции судебных органов, ликвидацию сословной структуры. Император в этом случае превращался из самодержца в высшего государственного чиновника. Проект не был осуществлен, хотя в 1810 г. был создан Государственный Совет, который – по замыслу Сперанского, в случае реализации его программы – должен был координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Нужно учитывать и некоторые либеральные проекты, которые разрабатывались уже на втором этапе правления Александра I, в период аракчеевщины. В частности, комиссия под руководством Н. Новосильцева работала над проектом конституции для России – “Государственной Уставной грамотой Российской империи”. Этот проект так и остался нерассмотренным.

Причины незавершенности либеральных реформ Александра I.

– отсутствие в России начала ХIХ в. социальной базы либеральных реформ – сильного класса буржуазии;

– сопротивление большей части дворянства, интересы которого ущемляла программа либеральных реформ;

– противоречивость и непоследовательность самого Александра I;

– победа над наполеоновской Францией, сформировавшая комплекс национальной исключительности России и закрепившая консервативные ценности в общественном сознании.

Целесообразно отметить некоторые изменения в социальной ситуации, способствовавшие формированию класса буржуазии:

– стали полнее учитываться интересы купечества и государственных крестьян;

– шел процесс выделения из крепостных крестьян будущей промышленной буржуазии (“капиталистых крестьян”).

Но в целом, либеральные преобразования Александра I не носили структурного характера и не затронули политическую систему самодержавия. Наоборот, они укрепили ее, способствовали централизации и упорядочению власти.

Исследуя внешнюю политику России в начале ХIХ в., обратите особое внимание на противоборство с Францией. При этом следует вспомнить участие России в третьей и четвертой антинаполеоновских коалициях, а также основное содержание Тильзитского мира. Самостоятельно сформулируйте причины Отечественной войны 1812 г. Дайте характеристику тактике отступления русских войск. Раскройте ход и основные события Отечественной войны 1812 г.: переправу Великой армии через Неман, возникновение партизанского движения, Смоленское сражение, Бородинский бой, Тарутинский маневр М.И. Кутузова, пребывание французов в Москве, отступление Наполеона по Смоленской дороге, окончание разгрома французской армии. Анализируя причины победы России, обратите внимание на народный характер Отечественной войны. Исследуйте заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. Остановитесь на решениях Венского конгресса (1814-1815 гг.), которые закрепили победу антинаполеоновской коалиции (Россия, Пруссия, Австрия, Англия) и утвердили принцип “легитимизма” (законности). Под ним понималось восстановление прежних монархических династий и изменение границ в пользу победителей. Это по существу означало, что Европа возвращалась назад к феодальным порядкам донаполеоновского времени. Для закрепления этих порядков был создан Священный союз, в который вошли все монархи Европы. Решающую роль в этом союзе играл Александр I.

Рассматривая вопрос о движении декабристов, следует помнить о парадоксальности ситуации в российском обществе в первой четверти XIX в. Парадокс был в том, что и консервативные, и либеральные силы в основном формировались из одного и того же сословия – дворянства. Приверженцами революционного пути стали декабристы – представители дворянской интеллигенции, прежде всего – офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг.

Будущие декабристы начали свою деятельность, желая поддержать императора в проведении либеральных реформ. Основной задачей они ставили мирное повышение нравственности в делах управления государством и просвещение народа. Но постепенно участники движения пришли к необходимости вести вооруженную борьбу против и существующего строя, и против императора, свернувшего либеральную деятельность. Это подготовило участников тайных обществ к попытке выступления в духе привычных дворянству дворцовых переворотов. Раскройте задачи первых тайных обществ в России – “Союза спасения” (1816-1818 гг.) и “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.). Раскрывая особенности деятельности Южного и Северного тайных обществ, обратите особое внимание на конституционные проекты. Сопоставьте “Русскую Правду” П. Пестеля и “Конституцию” Н. Муравьева. Самостоятельно определите истоки более радикальных настроений Южного общества.

Анализируя революционные выступления декабристов – восстание на Сенатской площади и бунт Черниговского полка, следует учитывать противоречивую политическую ситуацию периода “междуцарствия”. Акцентируйте внимание на событиях 14 декабря 1825 г., когда впервые дворяне (традиционная опора престола) открыто выступили против монарха. Проследите связь между восстанием декабристов и николаевской реакцией. Следует учесть, что события 14 декабря дали мощнейший импульс российской общественно-политической жизни: движение декабристов вскоре нашло продолжение в формировании и либерального, и революционно-демократического движения в России.

Исследуя эпоху правления Николая I (1825-1855 гг.), необходимо учитывать такие определения данного исторического отрезка, как “эпоха николаевской реакции” и “период консервативной модернизации”. Исследуя внутреннюю политику Николая I, раскройте меры охранительного характера. Самодержавный принцип в царствование Николая I был возведен в абсолют. Проводником этого принципа стала Собственная его императорского величества канцелярия, особую роль в которой играло III отделение, занимавшееся политическим сыском и надзором. Созданная министром народного просвещения С.С. Уваровым теория “официальной народности” стала идеологической основой самодержавия. Раскройте содержание этой теории, учитывая, что с ее помощью правительство стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Рассмотрите карательно-репрессивные меры последнего этапа царствования Николая I – “мрачного семилетия”, когда реакция достигает апогея.

Не следует забывать о том значении, которое император придавал регламентации всех сторон жизни, подведение под нее законодательной и правовой базы. Дайте оценку кодификации законов Российской империи, которую осуществило II отделение канцелярии под руководством М.М. Сперанского.

Затем остановитесь на тенденциях “консервативной модернизации” России. Изучая позитивные сдвиги в социально-экономической жизни страны, необходимо отметить начало промышленного переворота, постройку первых железных дорог, появление пароходного сообщения, развитие внешней и внутренней торговли. Дайте оценку реформе государственной деревни П.Д. Киселева (1837-1841 гг.) и финансовой реформе Е.Ф. Канкрина (1839-1843 гг.).

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. Однако к концу его царствования все явственные проявлялись признаки того, что сословный строй постепенно изживает себя. Ломались сословные перегородки, шел процесс формирования буржуазии и рабочего класса.

Исследуя внешнюю политику в 1825-1855 гг., проследите ее связь с внутренней политикой. Николай I проводил великодержавную политику, исходя из представлений о Российской империи как о великой державе, имеющей право и обязанность диктовать миру свои условия. В сфере внешней политики перед царизмом в этот период стояли две основные задачи: борьба с революционной опасностью и восточный вопрос. Раскрывая первый аспект, вспомните о событиях, после которых Россию стали называть “жандармом Европы”. Исследуя восточный вопрос, обратите особое внимание на войны с Турцией. Раскройте причины, ход, основные события и итоги Крымской войны (1853-1856 гг.)

Поражение России в Крымской войне стало поводом либерально-буржуазного реформирования России. Изучение эпохи “великих реформ” Александра II целесообразно начать с анализа их объективных и субъективных причин и предпосылок. Непосредственно причинами проведения радикальных реформ было не только стремление ускорить социально-экономическое развитие страны, но и желание стабилизировать политическую обстановку в обществе. “Великие реформы” 60-70-х гг. XIX в. в России носили структурный характер. Они затронули все сферы жизни государства и общества и способствовали началу быстрой модернизации России. Были проведены экономические реформы (отмена крепостного права и др.), реформы в системе управления и судопроизводства (судебная, земская, городская), в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная), военные реформы. Важнейшим этапом в цепи реформ стала отмена крепостного права. Обоснуйте ключевую роль крестьянской реформы 1861 в “цепной реакции” великих реформ. Изучите подготовку реформы, ее основные положение. Определите, в каких аспектах реформы были максимально учтены интересы помещиков. Раскройте суть таких понятий, как “временнообязанные”, “уставные грамоты”, “мировые посредники”, “выкупные платежи”, “свободные сельские обыватели”.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословных привилегиях дворянства. Таким образом, иные основания социально-экономической и общественно-политической жизни обусловили целый комплекс первоочередных преобразований. Изучая реформы в области местного самоуправления (земская – 1864 г., городская – 1870 г.), определите функции всесословных органов общественного представительства, принципы организации выборов в них. Следует учитывать структуру земских и городских органов самоуправления, включающую две ветви власти – распорядительную и исполнительную. Дайте общую характеристику деятельности земств, обратите внимание на исторический феномен земской интеллигенции, на либеральную оппозицию царизму в лице земских деятелей. Оценивая земскую и городскую реформу как начало формирования гражданского общества в России, вместе с тем не следует забывать о некоторых недостатках реформ местного самоуправления.

Наиболее радикальной, демократичной и последовательной в ряду великих реформ Александра II стала судебная реформа (1864 г.), которая базировалась на достижениях западноевропейской юридической и правовой мысли. Вспомните, на каких принципах строилось российское судопроизводство до 1864 г. Сопоставьте их с теми принципами, которые вводились судебной реформой: бессословность суда, равенство всех подданных перед законом, несменяемость судей и независимость суда от администрации, гласность, публичность и состязательность судебного процесса, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов). В ходе реформы складывалась новая судебная система. Охарактеризуйте ее, раскрыв назначение и структуру мирового суда, коронного суда, Сената. Сформулируйте значение судебной реформы, при этом не забывая о некоторых ее недостатках.

Исследование военных реформ 1860-1870-х гг. предполагает анализ целого комплекса преобразований, предпринятых под руководством военного министра Д.А. Милютина. Центральным звеном реформ стало изменение принципа комплектования армии – замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью. Следует знать срок службы в пехоте и на флоте, систему льгот и отсрочек. Благодаря военной реформе была создана относительно небольшая боеспособная армия мирного времени с многочисленным хорошо подготовленным резервом на случай войны. Преобразования в армии и на флоте, ставшие важным фактором модернизации вооруженных сил России, позволили в войне с Турцией 1877-1878 гг. взять реванш за поражение в Крымской войне.

Изучая изменения в сфере образования и культуры, следует обратить внимание на расширение автономии университетов, юридически закрепленное университетским уставом 1863 г., на всесословный характер среднего образования, на смягчение цензуры и другие либеральные меры. Необходимо исследовать реформирование финансовой системы, проявившееся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и в прогрессивных изменениях налоговой системы.

Формулируя итоги либеральных реформ Александра II, следует учитывать, что они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Но в комплексе реформ не хватало очень существенного звена – реформы государственного управления и введения конституции. Стремление самодержавия контролировать процесс преобразований мешало развитию русского общества в направлении либерализации. Путь “реформирования сверху” неизбежно порождал противоречия в общественно-политической жизни, которые остро проявились в конце XIX в.

В 1893 г. начался исключительный по силе промышленный подъем. В конце XIX в. по темпам промышленного развития Россия вышла на первое место в мире. По общему объему промышленного производства она занимала пятое место в мире. Цикличность развития промышленности объяснялась сохранением крепостнических пережитков в экономике страны, прежде всего в сельском хозяйстве, что сдерживало развитие рыночных отношений.

Серьезное влияние на экономическое развитие России в конце XIX в. оказали реформы, проведенные по инициативе С.Ю.Витте. Основными из них были:

а) протекционистская политика по отношению к российским производителям;

б) стабилизация денежной системы (переход к золотому стандарту рубля, 1897 г.) и рост государственных доходов (определите, какую роль сыграла в этом «винная монополия»);

в) обеспечение притока иностранных инвестиций в российскую промышленность;

г) гибкая таможенная политика (вспомните о “таможенной войне с Германией”, которую выиграла Россия);

д) интенсивное железнодорожное строительство.

Дайте оценку попытке индустриализации России на рубеже ХIХ-ХХ вв., объясните причины ее незавершенности.

Анализируя общественное движение в России ХIХ в., нужно проследить обусловленность его зарождения жесткой охранительной политикой Николая I. В эпоху “николаевской реакции” возникают различные кружки либеральной и революционно-демократической направленности. Среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения – славянофильство и западничество, представители которых спорили о национальном своеобразии России и ее перспективах. И те, и другие считали крепостнические отношения тормозом, свои надежды возлагали на крестьянскую реформу и реформы, проводимые правительством. При этом западники отстаивали необходимость использования опыта Запада и выступали за европейский путь развития России. Славянофилы исходили из уникальности исторического развития России и считали, что традиционные государственные порядки (допетровского периода) способны двинуть страну вперед.

На рубеже 30-40-х годов XIX века складывалось и революционно-демократическое направление общественной мысли. Поражение революций 1848-1849 гг. в Европе породило неверие в революционные возможности западноевропейских стран и привело часть студенчества, интеллигенции к выводам, что к “русскому социализму”, благодаря самобытности, Россия придет, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Основоположниками этой теории были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, они и стали вдохновителями движения революционного народничества.

Объясните, почему массовый характер народническое движение приобретает в “эпоху великих реформ”. Раскройте особенности и практику течений народничества: 1) бунтарского, анархистского, 2) пропагандистского, 3) заговорщического. Охарактеризуйте народнические организации 1860-1870гг., раскройте массовую практику “хождения в народ”. Обратите особое внимание на деятельность “Народной воли”. Дайте собственную оценку народовольческому террору. После убийства народовольцами Александра II революционные народнические организации были разгромлены. Но остается либеральное народничество, которое в конце ХIХ в. сближается с земским либеральным движением.

В пореформенный период влияние в общественно-политической жизни приобретает рабочее движение. Первые рабочие организации 1870-х гг. находились под сильным влиянием народников. Но в 1880-х гг. все большее распространение в России получает марксистская версия социалистической идеологии. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Назовите первые русские марксистские кружки. Объясните, почему революционное учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом применительно к развитой Западной Европе, в России оказалось более популярным и востребованным, чем у себя на родине.

Исследуя развитие культуры в ХIХ в., следует показать специфику таких эстетических направлений, как романтизм, реализм, модернизм в литературе, музыке и живописи; классицизм и модернизм в архитектуре. Определите основное содержание таких культурно-исторических явлений, как “золотой век русской поэзии” (творчество А.С. Пушкина и поэтов пушкинской плеяды), “серебряный век” (русский религиозно-философский Ренессанс рубежа ХIХ-ХХ вв.). Сформулируйте свои суждения относительно того, почему вершиной мировой литературы считается творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Анализируя музыкальное искусство, следует помнить, что в 1860-х гг. были открыты Петербургская и Московская консерватория. Во второй половине ХIХ ведущую роль в развитии европейского музыкального искусства играли П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин. Исследуя русскую живопись, обратите внимание на творчество передвижников, которое имело ярко выраженный социальный характер и уже потому противостояло официальному академическому искусству.

Обобщая итоги исследования русской культуры ХIХ в., выявите ее связь с основными тенденциями общественно-политической жизни России.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения претерпели территория и население России в первой половине XIX века?

2. Назовите реформы, проведенные в царствование Александра I. Каково было основное содержание этих реформ?

3. Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение конституции в России?

4. Каковы были причины и последствия выступления декабристов?

5. Что нового появилось в общественной жизни России после 1825 г.?

6. Укажите новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половине XIX века.

7. Охарактеризуйте основные итоги царствования Николая I.

8. Назовите причины и предпосылки крестьянской реформы 1861 года. Изжило ли к тому времени крепостное право себя экономически?

9. Чем вызвана “цепная реакция” реформ эпохи Александра II? Носили ли эти реформы системный характер?

10. Почему главной движущей силой буржуазных по своей сути реформ выступало дворянство?

11. Каково общее назначение либеральных реформ 1860-1870-х годов в России?

12. Как вы понимаете выражение: “Отмена крепостного права сверху привела к революции снизу”?

13. Определите основные течения в общественном движении в России в первой половине ХIХ в.

14. Чем обусловлена активизация общественного движения в России во второй половине ХIХ века? Охарактеризуйте основные его направления.

15. В чем сила и в чем слабость русских народников? Определите свое отношение к народническому террору.

16. Объясните циклический характер модернизации в России применительно ко второй половине ХIХ века.

17. Сопоставьте эпоху контрреформ Александра III с эпохой николаевской реакции второй четверти ХIХ века. Чем обусловлено сходство и в чем источник различий?

18. Докажите, что в начале ХХ века Россия вступила в стадию империалистического развития.

19. В чем состояли особенности индустриализации С. Ю. Витте? Почему она оказалась незавершенной?

20. Каковы яркие достижения русской культуры в ХIХ в.?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.