КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания по изучению темы. Тема 1. Введение. Россия и мировой исторический процесс
Тема 1. Введение. Россия и мировой исторический процесс. Интернет-ресурсы www.annals.xlegio.ru/volga/egorov www.avorhist.narod.ru/publish www.avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik www.bibliotekar.ru/rusNevskiy www.cde.ael.ru/electronik/istor_otech www.dofa.ru/open/book/1_history www.elib.ispu.ru/library/history www.geum.ru/book www.gumfak.ru/his_html/orlov www.hist.msu.ru/Science www.history.pu.ru/biblioth/russhist/histsovruss www.iahistory.narod.ru www.list.by.ru www.mirrabot.com/work www.nasledie.russportal.ru www.old-rus.narod.ru/articles www.revolution.allbest.ru/history www.rushistory.stsland.ru/Statie/Historytext www.scepsis.ru/library www.schools.keldysh.ru www.society.polbu.ru/polyak_worldhistory www.studyroom.ru/konspekt/histori_russia СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Предмет и задачи курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Россия в мировом сообществе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
При изучении данной темы необходимо акцентировать внимание на понятии исторической науки, осмыслить ее основные принципы и методы, раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению истории. История – это наука, которая изучает развитие человеческого общества как закономерный процесс во всех конкретных формах, которые принимает это развитие. История изучает развитие человеческого прошлое во всей совокупности фактов, стремясь выявить причины и следствия происходящих событий, понять и оценить ход исторического процесса. Как и любая социально-гуманитарная наука, история решает три взаимосвязанные задачи: познавательную, прогностическую, воспитательную. Объект исторической науки охватывает все прошлое человечества. Предмет истории – это особенности исторического процесса, основные тенденции и закономерности развития человеческого сообщества. Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров: 1) по времени изучения – в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, Средних веков, новую и новейшую (следует учитывать, что эти границы достаточно условны); 2) по регионам и территориям (например, история Европы, история России, история Кольского края); 3) по тематике – история политическая, экономическая, социальная, военная, история культуры, науки, история какой-либо научной или социальной проблемы (например, история повседневности, история интеллигенции и др.). Но при всем разнообразии существующих направлений историческая наука отличается некоторыми закономерностями. В отличие от точных и естественных наук, она лишена возможности эксперимента. Прошлое нельзя ни проверить опытным путем, ни изменить. Как и все социально-гуманитарные науки, история сочетает объективность с элементами субъективного подхода. Данная особенность легко объясняется структурой исторического знания. Оно имеет два уровня: фактологический – изучение и систематизация конкретных фактов; теоретический – их толкование и оценка, выработка теорий, концепций и гипотез на основе изучения фактического материала. Объективность исторической науки обусловлена работой исследователя с историческими источниками. Под историческими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого сообщества. Среди основных групп источников можно выделить материально-вещественные, изобразительные, письменные, звуковые, визуальные и аудиовизуальные (кино-, фото- и фонодокументы). Основным местом хранения исторических источников являются архивы. Методология истории представляет систему научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания. Основные принципы исторической науки: объективность, историзм, всесторонность. Методы: хронологический, проблемный, ретроспективный, системно-структурный. Используются и другие, зачастую в комбинации нескольких методов (например, проблемно-хронологический). Важной отраслью исторической науки является историография, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний. Изучая отечественную историографию в прошлом и настоящем, остановитесь на персоналиях В. Татищева, А. Манкиева, М. Ломоносова, М. Щербатова, Н. Карамзина, С. Соловьева, В. Ключевского, С. Платонова, М. Покровского, Е. Тарле, Б. Рыбакова и др. Определите вклад этих ученых в развитие отечественной истории, назовите их основные труды. Приступая к исследованию основных подходов к изучению истории, необходимо учитывать следующее. При изучении общества все многообразие общественных отношений обычно группируют в четыре блока: экономика, социальная сфера, политика, духовная сфера. На сегодняшний день преобладают два подхода к изучению истории: формационный и цивилизационный. Приступая к анализу формационного подхода, следует помнить, что его основоположниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень развития мировой истории человеческого общества. Самостоятельно сформулируйте сильные и слабые стороны формационного подхода к истории. Основоположниками цивилизациоонного подхода являются К. Леонтьев, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Целесообразно проследить развитие понятия “цивилизация” в научном дискурсе с эпохи Просвещения (ХVIII в.) до ХХ в. Цивилизацию принято разделять на мировую и локальную. Мировая выступает как все человечество, развивающееся в едином поступательном движении как нечто целое. Локальная цивилизация – это регион планеты национального или государственного уровня, существенно отличающийся от других регионов по направлению своего развития. При цивилизационном подходе на первое место выходит поиск своеобразия каждого общества. Не существует единой типологии цивилизаций, но допустимо остановиться на следующей классификации. Типы цивилизаций: 1. По природно-географическому положению: морские, континентальные, прибрежные, 2. По типу взаимодействия человека с природой: примитивные общества (человек полностью зависти от природы), аграрные общества (человек берет в готовом виде то, что ему дает природа), индустриальные общества (человек переделывает природу, создает вторую природу), постиндустривальные (человек взаимодействует с природой, возмещая ей нанесенный его деятельностью ущерб). 3. По темпу и направленности развития: Восток – замедленный, устойчивый тип развития общества, основанный на слиянии человека с природой, Запад – динамичное, ускоренно развивающееся общество, основанное на активном воздействии человека на природу. Самостоятельно определите, к какому из указанных типов можно отнести российскую цивилизацию и сформулируйте те черты, которые определили ее своеобразие применительно к каждому варианту типологизации. Эти размышления представляются продуктивными в аспекте исследования тем “Россия в мировом сообществе” и “История России – неотъемлемая часть всемирной истории”. Изучая античное наследие в эпоху Великого переселения народов, уместно остановиться на греческих поселениях в северном Причерноморье (Ольвия, Херосонес Таврический, Пантикапей, Боспорское государство и др.). Постарайтесь выявить связь Великого переселения народов с этногенезом восточных славян.
Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение истории. 2. Для чего необходимо изучение истории? 3. Определите объект и предмет истории. 4. Что такое исторические источники? 5. Назовите принципы исторической науки. 6. Раскройте методы исторической науки. 7. Что такое формация? 8. Сформулируйте особенности формационного подхода. 9. Что такое цивилизация? 10. Перечислите типы цивилизаций. 11. В чем особенности Российской цивилизации? 12. Связан ли этногенез восточных славян с Великим переселением народов?
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |