Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Социальные функции исторического опыта. История как наука. Методологические принципы и методы исторического познания




Задание 1. Прочитайте следующие определения слова «история». Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает его содержание. Обратите внимание на изменения, произошедшие в толковании слова в русском языке за 150 лет.

 

«ИСТОРИЯ - слово, принятое от древних почти во все европейские языки, вообще в значении того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном значении бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и прочее. Естественная история, наука о природе, по трем ее царствам. || Слово история иногда знач. происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приключилась историйка».

(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. 1863-1866)

 

«ИСТО́РИЯ, (греч. historia - исследование). - 1. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции. 3. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книжн.). Пролетариат взял власть: перевернулась еще страница истории. Революции — локомотивы истории (афоризм Маркса). Законы истории. «Люди делают историю не так, как им подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову» Сталин. 4. Ход, последовательное развитие, движение чего-нибудь во времени; то, что случилось в какой-нибудь области жизни. История торговых сношений России с Западом. История вопроса о междупланетных сообщениях. История моего детства. История фабрик и заводов.||Описание, изложение того, что случилось. Писать историю своей жизни. 5. Наука о последовательном развитии человеческого общества. Заниматься историей. 6. Наука, рассматривающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-н. области природы или культуры. История земли. Естественная история. История литературы. Русская история. История феодализма. История русского языка. 7. Рассказ, повествование (разг.). Он любит слушать занятные истории. 8. Происшествие, случай, событие, чаще неприятное (разг.). С ним произошла или случилась печальная история. Вот так история!»

(Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940)

 

«ИСТОРИЯ - 1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) история. История средних веков. 3. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра. 4. чего. Ход развития, движения чего-н. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.). 6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории. 7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь».

(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992)

 

«ИСТОРИЯ - 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. 2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. 3. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История СССР. Новая история. 4. Ход, последовательное развитие чего-либо. 5. Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-л. области природы, культуры, знания. История музыки. Военная история. 6. Совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-либо. 7. Рассказ, повествование. 8. Происшествие, событие, случай. || Скандал, неприятность».

(Малый академический словарь. Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957-1984)

 

«ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества 2) Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органические части истории как комплекса наук - специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение)».

(Большой Энциклопедический словарь. 2000)

 

Задание 2. Проанализируйте приведенные ниже примеры письменных исторических источников и распределите их по видам.

 

Ведомость выплаты жалования чиновникам Санкт-Петербургского сыскного отделения за 1867 г.; «Повесть временных лет»; «Русская правда»; Брусилов А.А. «Воспоминания»; Данные переписи населения Российской империи (1897 г.); Журнал «Мир искусства». 1909. № 4; Пестержецкий М.Е. «Воспоминания об учебе в Морском кадетском корпусе в 1802-1805 гг.» (рукопись); «Биржевые вежомости». 1911. 20 марта.; «Соборное уложение» 1649 г.; Расходный лист обмундирования нижних чинов лейб-гвардии Литовского полка за 1821 г.; Лаврентьевская летопись; Данные о количестве койко-мест в учреждениях здравоохранения СССР по состоянию на 1933 г.

 

а) летописи; б) законодательные источники; в) делопроизводственная документация; г) статистические источники; д) документы личного происхождения (дневники, частная переписка, мемуары); е) периодическая печать.

 

Задание 3. Заполните следующую таблицу.

подход к изучению истории базовое понятие (определение) движущие силы и этапы развития истории
формационный Формация – это…  
цивилизационный Цивилизация – это…  

Задание 4. В рамках цивилизационного подхода мировая история рассматривается как процесс взаимодействия между локальными цивилизациями. Проанализируйте приведенные ниже фрагменты из текстов основателей-разработчиков теории локальных цивилизаций и ответьте на вопрос: по каким критериям выделяются эти социально-исторические общности как субъекты мирового исторического процесса? Сформулируйте определение локальной цивилизации.

«Деление истории на древнюю, среднюю и новую… или вообще деление по степеням развития – не исчерпывает всего богатства содержания ее. Формы исторической жизни человечества не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно говоря, только внутри одного и того же типа, или, как говорится, цивилизации, - и можно отличить те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития.

…Во всемирной истории можно выделить десять полноценных культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью до завершения цикла развития».

(Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. СПб., 1871. Цит по: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.С.85)

 

«Стоит лишь задуматься, подыскивая подходящее нашему обществу (имеется в виду западная цивилизация) имя, как другие образы и другие имена приходят на ум, особенно если сконцентрировать внимание на культурном плане. В этом плане в настоящее время мы можем безошибочно различить наличие по крайней мере четырех других живых обществ (цивилизаций) того же вида, что и наше:

1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;

3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;

4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.

Интересно отметить, что, обращаясь к 775 г., мы обнаруживаем, что количество и основные черты обществ на карте мира не претерпели с течением веков особых изменений. В сущности, мировая карта остается неизменной со времени возникновения западного общества. В борьбе за существование Запад стал доминировать в экономическом и политическом планах, но он не смог полностью обезоружить соперников, лишив их исконно присущей им культуры. В духовном поединке последнее слово еще не сказано».

(Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.. 1996. С.28-29)

Задание 5. Локальные цивилизации формируются в качестве ответов на комбинации вызовов природной среды и географического международного соседства. Изучите приведенные фрагменты и сформулируйте вызовы, с которыми сталкивается российская цивилизация. Чем объясняется воспроизводство этих вызовов из одной исторической эпохи в другую? В какой комбинации они сочетаются? Уникальна ли подобная комбинация или же схожий комплекс вызовов встречается в других цивилизациях?

«Схема Вызова-и-Ответа наиболее пригодна при исследовании генезиса цивилизаций. Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе и прекращение всякого роста. Согласно закону «золотой середины» вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором - непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.

Стимулы роста можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения.

…К вызовам физической среды относятся вызов суровых стран и вызов дальних земель.

…К вызовам человеческого окружения можно отнести вызов ударов, вызов давления, вызов ущемления.

Назовем народы и государства, находящиеся под непрерывным внешним давлением, «форпостами». Если обратиться к православно-христианской цивилизации России, то можно обнаружить, что жизнестойкость этого общества имеет тенденцию концентрироваться то в одном, то в другом форпосте в зависимости от изменения в ходе исторического развития направления внешних давлений – с Юга, Востока и Запада»

(Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1996. С.99-116)

 

«При первом взгляде на карту Европы нас поражает различие между двумя ее неравными половинами - западною и восточною. На западе земля разветвлена, острова и полуострова, на западе горы, на западе много отдельных народов и государств; на востоке сплошная громадная равнина и одно громадное государство. Первая мысль при этом, что две столько разнящиеся между собою половины Европы должны были иметь очень различную историю. Мы знаем, как выгодны для быстроты развития общественной жизни соседство моря, длинная береговая линия, умеренная величина резко ограниченной государственной области, удобство естественных внутренних сообщений, разнообразие форм, отсутствие громадных, подавляющих размеров во всем, благорастворение воздуха, без африканского зноя и азиатского мороза; эти выгоды отличают Европу перед другими частями света; на эти выгоды указывают как на причину блестящего развития европейских народов, их господства над народами других частей света. Но, указывая на эти выгоды, должно разуметь только Западную Европу, ибо Восточная их не имеет; природа для Западной Европы, для ее народов была мать; для Восточной, для народов, которым суждено было здесь действовать, - мачеха».

(Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга VII. 1676-1703. Т.13. Глава 1)

 

«Существование же огромных пространств невозможно без вмешательства государства во все и вся. Активная роль государства в экономической и социальной сфере – это необходимость для России XVI – XVIII вв., усиливающая ее мощь. Но огромные слабозаселенные территории-периферии не могли быть быстро освоенными. Они в дальнейшем, конечно же, будут замедлять темпы экономического роста страны-гиганта. Россия бедна людьми и средствами»

(Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира. М.: Весь мир. 2007. С. 481)

 

«Он (Наполеон) думал, что его звезда воссияет новой славой, когда он заставит ее взойти над этой полярной землей, но ему пришлось, в свою очередь, уплатить жестокому климату ту дань, которую до сих пор она налагала на славу тех же самых русских»

(Коленкур Арман де Мемуары: Поход Наполеона в Россию. М., Таллинн, 1994. С.144)

 

«В этом царстве смерти все продвигались, как жалкие тени…Даже наиболее стойкие из наших солдат падали духом. Снег проваливался у них под ногами, и часто на зеркальной поверхности у них не было точки опоры, они скользили на каждом шагу и постоянно падали: казалось, что неприятельская земля отказывается их держать, что она выскальзывает из-под ног, что она строила им козни, как будто желая обнять их, замедлить их движение и отдать их русским, преследующим их, или ужасному климату!»

(Сегюр Ф. 1812. Поход в Россию. М., 2003. С.338-339)

 

«Осень: туман, дождь, сырые ночи в палатках, сырая одежда, холодная пища, трясина, заморозки, безысходность. Потом – зима: мороз, жуткий холод, неистовый ледяной ветер, метели и снег. Заснеженные деревни, одиночество…Мы все так устали от России».

(Дневник немецкого офицера Клауса Хансмана (1941-1943 гг.). Цит по: Краут Дж. Окопная правда Вермахта. М., 2009. С.149)

 

«Подумайте о том, как много определяет соотношение климата, почвы и рельефа,- от него зависят такие важнейшие вещи, как характер земледелия, тип жилища, еда, образ жизни, средства передвижения, источники энергии».

(Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994. С.14)

Задание 6. Ознакомьтесь с нижеприведенными фрагментами, характеризующими причины и высокую интенсивность вызова внешней угрозы для России. Сформулируйте свое суждение: какие ответы вынуждена перманентно давать российская цивилизация на этот постоянно присутствующий вызов?

«Россия, как географическая ось истории, занимает в целом мире столь же центральную стратегически позицию, как Германия в отношении Европы. Она может осуществлять нападения во все стороны и подвергаться им со всех сторон, кроме севера… Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над евразийской сердцевиной (heartland`ом); тот, кто доминирует над heartland'ом, доминирует над Евразией (Мировым Островом); тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром»

(Хэлфорд Маккиндер (1861-1947) – основатель геополитической науки. «Географическая ось истории» (1904 г.). Цит. по: Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999. С. 504)

 

«С XIV века, с которого можно считать начало возрождения русского государства, и до наших дней, в течение 525 лет (1368-1893 гг.) Россия провела в войнах 353 года, т.е. две трети всей жизни»

(Сухотин Н. Н. Война в истории русского мира. СПб., 1898. С. 30-31, 33)

 

«Враги со всех сторон, а границы открыты, нет гор, которые бы окружали страну и защищали ее, надобно жителям защищаться грудью; нападет непри­ятель нечаянно, осилит, одно убежище — в лесах; у других народов, у немцев, французов, англичан, итальянцев, испанцев, — горы, мож­но построить крепость на высоком неприступном месте, крепость каменную, камня много в горах; а у нас нет гор, камня мало, дома деревянные».

(Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. С. 191)

 

«Главнейшее и наиважнейшее для шведской короны – сломить и разрушить московитскую мощь, которая достигла таких масштабов благодаря введению заграничной военной дисциплины. Со временем эта мощь может сделаться еще более опасной не только для короны Швеции, но для всех граничащих с ней христианских земель, если она не будет уничтожена и задушена в самом зародыше».

(Король Швеции Карл XII о целях Северной войны. Цит. по: Григорьев Б.Н. Карл XII, или Пять пуль для короля. М.,2006. С. 227)

 

«Я пришел раз и навсегда покончить с колоссом северных варваров. Шпага вынута из ножен. Надо отбросить их в их льды. Пусть он (Александр I) не вмешивается в дела Европы. Цивилизация отвергает этих обитателей севера. Европа должна устраиваться без них»

(Наполеон Бонапарт о целях вторжения в Россию. Цит. по: Коленкур Арман де Мемуары: Поход Наполеона в Россию. М., Таллинн, 1994. С.102)

 

«Эта могучая, объединенная громадина России на востоке – в своем новом могуществе и новом вызове Западу, в своем отличии от Запада, в своих недавних контактах с Западом, внешние формы которого Петр Великий заставил Россию перенять, но к душе которого она не приобщилась и не хотела приобщиться… Россию невозможно было завоевать, ее невозможно было сделать частью Запада, частью утвердившегося европейского единства и окончательного мирного развития, которое было целью всех этих (наполеоновских) войн».

(Беллок Х. Наполеон: эпизоды жизни. М., 2005. С. 234)

 

«Я намерен… приложить все усилия, чтобы воспрепятствовать распространению вашего влияния и заставить вас вернуться в Азию, откуда вы и пришли. Россия – не европейская страна, она не должна быть и не будет таковой, если Франция не забудет о той роли, которую ей надлежит играть в европейской истории. Стоит ослабить ваши связи с Европой, и вы сами по себе начнете движение на Восток, чтобы вновь превратиться в азиатскую страну …Лишить вас Финляндии, балтийских земель, Польши и Крыма не составит труда. Это станет грандиозным падением России…».

(Император Франции Наполеон III в разговоре с российским послом в преддверии Крымской войны (1853-1856 гг.). Цит. по: Трубецкой А. Крымская война. М., 2010. С.163)

 

«Граница между Европой и Азией проходит не по Уралу, а на том месте, где кончаются поселения настоящих германцев... Наша задача состоит в том, чтобы передвинуть эту границу возможно дальше на восток, если нужно — за Урал... Азиаты и большевики будут изгнаны из Европы, эпизод 250-летней азиатчины закончен... Восток будет для Западной Европы рынком сбыта и источником сырья».

(Адольф Гитлер (сентябрь 1941 г.))

 

«Итак, каков же опыт остального мира в общении с Западом? Начнем с опыта России, ибо Россия есть часть общемирового незападного большинства человечества. Хотя русские были христианами, а многие и сейчас ими остаются, они никогда не принадлежали к западному христианству. Россия была обращена в христианство не Римом, как, например, Англия, а Константинополем; несмотря на их общие христианские корни, восточно-православное и западное христианство всегда были чужды друг другу, антипатичны и часто враждебны, что, к несчастью, мы и сегодня наблюдаем в отношениях России с Западом, хотя обе стороны находятся в так называемой постхристианской стадии своей истории.

Эта довольно печальная история отношений России с Западом имела, тем не менее, довольно счастливую первую главу, ибо, несмотря на различный образ жизни, Россия и Запад довольно удачно взаимодействовали в пору раннего средневековья. Шла взаимная торговля, заключались династические браки. Например, дочь английского короля Гарольда вышла замуж за русского князя. Отчуждение началось в XIII веке, после нашествия татар на Русь. В результате татарского ига Русь потерпела убытки, в конце концов, не столько от татар, сколько от западных соседей, не преминувших воспользоваться ослаблением Руси, для того чтобы отрезать от нее и присоединить к западно-христианскому миру западные русские земли в Белоруссии и на Украине. Только в 1945 году России удалось возвратить себе те огромные территории, которые западные державы отобрали у нее в XIII и XIV веках.

Западные завоевания средневекового периода отразились на внутренней жизни России и на ее отношениях с западными обидчиками. Давление Запада на Россию не только оттолкнуло ее от Запада; оно оказалось одним из тех тяжелых факторов, что побудили Россию подчиниться новому игу, игу коренной русской власти в Москве, ценой самодержавного правления навязавшей российским землям единство, без которого они не смогли бы выжить. Не случайно, что это новое самодержавное централизованное правление возникло именно в Москве, ибо Москва была форпостом на пути возможной очередной западной агрессии. Поляки в 1610 году, французы в 1812-м, германцы в 1941-м - все шли этим путем. И вот с тех давних пор, с начала XIV века, доминантой всех правящих режимов в России было самовластие. Вероятно, эта русско-московская традиция была столь же неприятна самим русским, как и их соседям, однако, к несчастью, русские научились терпеть ее, частично просто по привычке, но и оттого, без всякого сомнения, что считали ее меньшим злом, нежели перспективу быть покоренными агрессивными соседями.

Такое смиренное отношение к самовластному режиму, ставшее традиционным в России, является, с нашей, западной точки зрения, одной из главных трудностей в сегодняшних отношениях между Россией и Западом. Огромное большинство людей на Западе считают, что тирания - это невыносимое социальное зло. Однако если мы посмотрим на столкновение между Россией и Западом глазами историка, а не журналиста, то увидим, что буквально целые столетия вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию. За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, ставшая с XIII века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции, и следует признать, что, однажды разразившись, эта революция не проявляет до сих пор никаких признаков спада».

(Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 157-158)

 

«Когда части народонаселения, разбросанные на ее огромных просторах, живут особною жизнью, не связаны разделением занятий, когда нет больших городов, когда сообщения затруднительны, сознания общих интересов нет, то раздробленные таким образом части стягиваются правительственною централизациею, которая тем сильнее, чем слабее внутренняя связь. Централизация благодетельна и необходима, ибо без нее все бы распалось и разбрелось»

(Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга VII. 1676-1703. Т.13. Глава 1)

 

Задание 7. Перечислите основные черты неолитической революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.