Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена или изменение принудительной меры медицинского характера




Отмена или изменение принудительных мер медицинского характерапроизводится судом, вынесшим определение о применении этой меры, или судомпо месту ее применения (ст. 412 УПК). Основанием для отмены принудительной меры медицинского характераявляется выздоровление лица или такое изменение состояния его здоровья,которое устраняет необходимость в сохранении ранее принятой принудительноймеры медицинского характера. Основанием изменения назначенной судомпринудительной меры медицинского характера может стать такое улучшение илиухудшение состояния здоровья лица, которое требует изменения типапсихиатрической больницы и формы принудительного лечения. Рассмотрение вопроса об отмене или изменении принудительной мерымедицинского характера производится на основании представления главногопсихиатра органа здравоохранения, которому подчинено медицинское учреждение,где содержится данное лицо. Представление должно быть основано на заключениикомиссии врачей. Поводом для рассмотрения вопросов об отмене или измененииэтих мер может быть и ходатайство близких родственников лица, признанногоневменяемым, и иного заинтересованного лица. В этом случае суд запрашиваетсоответствующие органы здравоохранения о состоянии здоровья лица, о которомвозбуждено ходатайство (ст. 412 УПК). Суд рассматривает вопрос об отмене или изменении принудительной мерымедицинского характера в судебном заседании с обязательным участиемпрокурора и представителя врачебной комиссии, давшей заключение (ст. 369,412 УПК). В судебное заседание вызываются также представитель органаздравоохранения или иное лицо, возбудившее ходатайство об отмене илиизменении принудительной меры медицинского характера. В заседании суда можетучаствовать защитник. Рассмотрение дела начинается докладомпредседательствующего, после чего суд заслушивает явившихся в заседание лици заключение прокурора. Затем суд удаляется в совещательную комнату ивыносит одно из следующих определений: об отмене принудительной мерымедицинского характера, если вследствие выздоровления лица, признанногоневменяемым, или изменения состояния его здоровья отпадает необходимость вдальнейшем применении такой меры или если лицо, заболевшее после совершенияпреступления хронической душевной болезнью, вследствие наступившегоизменения состояния здоровья не нуждается в дальнейшем применении такойпринудительной меры, хотя и остается душевнобольным: об изменениипринудительной меры медицинского характера, если лицо в связи с изменениемсостояния его здоровья нуждается в применении иной формы принудительноголечения: об отказе в отмене или изменении принудительной меры медицинскогохарактера, если состояние здоровья и степень общественной опасности такоголица исключают возможность удовлетворения возбужденного ходатайства. Если лицо, к которому вследствие его душевного заболевания,наступившего после совершения преступления, была применена принудительнаямера медицинского характера, будет признано врачебной комиссиейвыздоровевшим, суд одновременно с отменой такой меры решает вопрос овозобновлении дела и направлении его для производства дознания илипредварительного следствия, привлечения данного лица в качестве обвиняемогои передачи дела в суд в общем порядке (ст. 413 УПК). Время, проведенное вмедицинском учреждении, включается в срок содержания под стражей.Возможность возобновления производства по делу объясняется тем, чтоприменение принудительной меры медицинского характера в отношении лица,заболевшего душевной болезнью после совершения преступления, освобождает егоне от уголовной ответственности, а от наказания (ст. 11 УК). Если лицо, заболевшее душевной болезнью во время отбывания наказания,подверглось принудительной мере медицинского характера, суд выносит решениеоб отмене такой меры вследствие его выздоровления и возобновлении исполненияприговора. В этом случае время, в течение которого применяласьпринудительная мера медицинского характера, засчитывается в срок наказания(ст. 61 УК, ст. 366 УПК). При наличии оснований, исключающих возможностьдальнейшего производства по делу (истечение сроков давности, акт амнистии,помилование и т. п.), суд, отменяя принудительную меру медицинскогохарактера, одновременно прекращает уголовное дело. Глава XX11. Протокольная форма досудебной подготовки материалов Протокольная форма досудебной подготовки материалов -это процессуальнаядеятельность органов дознания по установлению обстоятельств совершенияпреступлений, не представляющих большой общественной опасности и сложности вустановлении обстоятельств дела. Она осуществляется строго в соответствии суголовно-процессуальным законом, ее результаты закрепляются соответствующимипроцессуальными актами, которые с санкции прокурора направляются в суд ислужат основанием для возбуждения уголовного дела судом и рассмотрения егопо существу по общим правилам уголовного судопроизводства. Протокольная форма была введена законодателем в 1966 г. по делам охулиганстве без отягчающих обстоятельств. В последующие годы данная формасудопроизводства была распространена на ряд других дел. В настоящее время ихчисло превышает 50. Исчерпывающий перечень статей Уголовного кодекса,предусматривающих преступления, по которым проводится протокольная формадосудебной подготовки, закреплен в ст. 414 УПК. Их расследование по общемуправилу не представляет особой сложности, часто обстоятельства их совершенияявляются очевидными, не требуют тщательного и длительного исследования(например, при задержании хулигана на месте совершения преступления,"несуна" с поличным, нарушителя правил безопасности дорожного движения и т.д.). К этим преступлениям закон относит кражу без отягчающих обстоятельств имелкое хищение государственного и общественного имущества (ч. 1 ст. 89, ст.96 УК): умышленное нанесение легких телесных повреждений (ст. 112):незаконная охота (ч. 1, ст. 166): уклонение от подачи декларации о доходах(ст. 162): отказ потерпевшего и свидетеля от дачи показаний (ст. 182):разглашение данных предварительного следствия или дознания (ст. 184):хулиганство без отягчающих обстоятельств (ч. 1, ст. 206) и др. Производство по указанным в ст. 414 УПК делам ведется по общим правиламУголовно-процессуального кодекса за изъятиями, установленными гл. 34 (ст.414-419). Упрощенный и ускоренный порядок досудебной подготовки этих делобусловлен не только несложностью исследования обстоятельств совершенногопреступления, но и стремлением законодателя приблизить наступлениеответственности за преступное деяние к моменту его совершения. Тем самымповышается эффективностьдеятельности органов и должностных лиц, ведущихуголовный процесс, ее воспитательное и предупредительное воздействие.Большое значение имеет и то, что протокольная форма досудебной подготовкиматериалов позволяет более рационально распределять силы и время работниковорганов дознания.. Следует учитывать, что закон в необходимых случаях в целях охраны прави законных интересов участников процесса и выполнения других задачуголовного судопроизводства предусматривает возможность проведения по даннойкатегории дел дознания или предварительного следствия. Действия органов дознания до направления материалов в суд. По делам опреступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, органы дознания в десятидневныйсрок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личностьправонарушителя, получают объяснения от него, а также от очевидцев события идругих лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости управонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другиематериалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. При этом уголовное дело не возбуждается, производство следственныхдействий не допускается, кроме осмотра места происшествия (ст. 178 УПК).Органы дознания не вправе применять к правонарушителю принудительныепроцессуальные меры (задержание, меры пресечения). Однако у правонарушителяотбирается обязательство являться по вызовам органа дознания и суда исообщать о перемене своего места жительства.. Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол, вкотором указываются: время и место его составления, кем он составлен: местои время совершения преступления, в чем именно состояли преступные действия,способы, мотивы, последствия преступления и другие существенныеобстоятельства: фактические данные, подтверждающие наличие преступления ивиновность правонарушителя: квалификация преступления по статье УголовногоКодекса РФ. К протоколу приобщаются все материалы: справки, характеристики,объяснения, протокол осмотра, если таковой производился и др., а такжесписок лиц, подлежащих вызову в суд. Начальник органа дознания, изучив представленные ему материалы, вправе:а) признать возможным применение к правонарушителю мер общественноговоздействия: б) тогда он, с согласия прокурора, в соответствии со ст. 10УПК, отказывает в возбуждении уголовного дела и направляет материалы нарассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних либо передаетправонарушителя на поруки трудовому коллективу или общественной организациидля перевоспитания и исправления признав необходимым передать материалы всуд, начальник органа дознания утверждает протокол. Затем все материалыпредъявляются для ознакомления правонарушителю. После ознакомления об этомделается отметка в протоколе, которая должна быть удостоверена подписьюправонарушителя. Протокол вместе с другими материалами направляетсяпрокурору. Прокурор: 1) санкционирует протокол и направляет материалы в суд длярешения вопроса о возбуждении уголовного дела и рассмотрения его посуществу: 2) возбуждает уголовное дело и направляет его для производствадознания или предварительного следствия: 3) возвращает материалы органудознания для дополнительной проверки (без возбуждения уголовного дела): 4)при наличии оснований, указанных в законе, отказывает в возбужденииуголовного дела. Возбуждение уголовного дела и его рассмотрение в суде. Особенностирассмотрения в суде дел данной категории в основном относятся к стадииподготовки и назначения судебного заседания. Центральная же стадия процесса- судебное разбирательство - в целом проводится по общим правилам уголовногосудопроизводства. При поступлении в суд материалов протокольной формы судья всоответствии со ст. 108, 222 УПК проверяет законность и обоснованность всехпредыдущих действий и решений органа дознания и прокурора. Признавпредставленные материалы достаточными для возбуждения уголовного дела ирассмотрения его в судебном заседании, судья выносит постановление овозбуждении уголовного дела и назначает его к слушанию в судебномразбирательстве. Дело должно быть назначено к слушанию и рассмотрено в пределах 14-тисуток с момента поступления в суд материалов досудебной проверки. В постановлении судьи излагается формулировка обвинения с указаниемстатьи уголовного закона, по которому правонарушитель - с этого моментапризнается подсудимым. Судья вправе применить к подсудимому одну изпредусмотренных законом мер пресечения. Судья вправе такжепереквалифицировать действия подсудимого на закон о менее тяжкомпреступлении. Вместе с тем в необходимых случаях судья должен решитьследующие вопросы: о приобщении к делу вещественных доказательств, признаниилица потерпевшим и гражданским истцом, привлечении к делу гражданскогоответчика, об участии в судебном заседании государственного обвинителя,защитника и другие, предусмотренные ст. 228 УПК вопросы. Должны также бытьприняты меры по обеспечению гражданского иска (ст. 233 УПК). Разрешаютсязаявленные подсудимым, его защитником и другими участниками процессаходатайства. Судья обязан обеспечить возможность реализации прав подсудимого идругих участников судебного разбирательства на ознакомление с делом,заявление ходатайств и т. д. Копия постановления о возбуждении уголовного дела и назначениисудебного заседания должна быть вручена подсудимому под расписку. Требованиест. 237 УПК о рассмотрении дела не ранее трех суток с момента врученияподсудимому копии обвинительного заключения не распространяется на дела спротокольной формой досудебной подготовки материалов. Если представленные материалы судья сочтет недостаточными длявозбуждения уголовного дела и судебного рассмотрения, он возвращает их дляпроизводства дознания или предварительного следствия, а при отсутствииоснований к возбуждению уголовного дела или при наличии обстоятельств,исключающих производство, своим постановлением отказывает в возбужденииуголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела может последовать и пооснованиям, указанным в ст. 10 УПК (с направлением материалов в комиссию поделам несовершеннолетних и др.). Судебное разбирательство по делам данной категории ведется в общемпорядке единолично судьей. Имеются лишь некоторые особенности, обусловленныепроцедурой досудебной подготовки: в начале судебного следствия оглашаютсяпротокол о правонарушении и постановление судьи о возбуждении уголовногодела и назначении судебного заседания, в котором формулируется обвинение: вслучае отсутствия в судебном заседании очевидцев или иных лиц по причинам,исключающим возможность их явки, судья вправе огласить объяснения, данныеими в ходе досудебной подготовки материалов. Производство дознания или предварительного следствия по делам даннойкатегории. В ряде случаев по делам, указанным в ст. 414 УПК выявляетсянеобходимость использовать не протокольную форму досудебного производства, аобщий порядок, т. е. дознание или следствие. Дознание по делам о преступлениях, указанных в ст. 414 УПК,производится органами дознания в следующих случаях: 1) при возбужденииуголовного дела начальником органа дознания, если в течение десяти днейневозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления(например, получить какие-либо документы из других регионов или провестиследственные действия, без которых нельзя установить необходимые для делаобстоятельства): 2) при возвращении судьей дела для выяснениядополнительных, существенных обстоятельств, если они не могут бытьустановлены в судебном заседании. По смыслу закона судья возвращает органудознания уже возбужденное им уголовное дело. Такое решение может бытьпринято судьей (а также и прокурором),например, если для установлениязначимых обстоятельств преступления требуется производство следственныхдействий или подлежит изменению квалификация на закон о более тяжкомпреступлении или если правонарушитель скрылся и необходимо принять меры кего розыску (что невозможно без возбуждения уголовного дела): 3) привозвращении прокурором либо судьей материалов для выяснения существенныхдополнительных обстоятельств, необходимых для решения.вопроса о возбужденииуголовного дела. В этом случае речь идет именно о материалах (а не обуголовном деле). Решение вопроса о возбуждении уголовного делапредоставляется здесь органу дознания. Орган дознания проводитдоследственную проверку в порядке ст. 109 УПК в целях установления наличияили отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела и в зависимости отрезультатов проверки принимает одно из следующих решений: а) возбуждаетуголовное дело и проводит по нему расследование в форме дознания: б)отказывает в возбуждении уголовного дела. Анализ закона приводит к выводу, что орган дознания по возвращенномуматериалу не вправе вторично осуществлять действия в порядке протокольнойформы, во-первых, потому, что закон не предусматривает продлениядесятидневного срока этого порядка: во-вторых, потому, что материалывозвращаются "для выяснения существенных дополнительных обстоятельств,необходимых для возбуждения уголовного дела". Иное решение вопроса позволялобы органам дознания и дважды, и трижды, и большее число раз возвращатьматериалы протокольной формы в суд. Во всех случаях дознание по делам данной категории должно бытьзакончено не позднее, чем в двадцатидневный срок со дня возбуждения иливозвращения уголовного дела. При необходимости срок дознания может бытьпродлен в общем порядке, в соответствии сост. 121, 133 УПК. Предварительное следствие по указанным делам проводится, еслипреступление совершено несовершеннолетним или лицами, которые в силу своихфизических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое правона защиту, а также если судья или прокурор признают необходимым производствопо делу предварительного следствия (ст. 126, ч. 1, 2, ст. 417 УПК).Предварительное следствие производится в обычном порядке. Если по делам опреступлениях, указанных в ст. 414 УПК, производилось дознание илипредварительное следствие, производство в суде осуществляется по общимправилам уголовного процесса. Глава XX111. Уголовный процесс зарубежных государств ї 1. Общая характеристика уголовного процесса зарубежных государств Общность типа уголовного процесса развитых западных государств неисключает разнообразия его конкретных форм, процессуальных категорий.Различия относятся к пределам компетенции суда, процессуальным гарантиямправ личности, особенностям процесса доказывания, процессуальному положениюобвиняемого и обвинителя. В соответствии с этими категориями различаютсяследующие формы уголовного процесса: обвинительный, розыскной(инквизиционный), смешанный, состязательный. Наиболее широкое распространение в судопроизводстве современныхбуржуазных государств получили две формы процесса: смешанный исостязательный. Смешанный процесс получил свое наименование благодаря своемукомпромиссному характеру. С одной стороны, в нем нашли отражениепрогрессивные демократические принципы уголовного судопроизводства(устность, гласность, состязательность, непосредственность), а с другой, -сохранились отдельные элементы исторически более ранних форм уголовногопроцесса, в частности инквизиционного, что проявляется в виде различныхограничений процессуальных прав обвиняемого и защиты. Смешанная форма уголовного процесса характерна в настоящее время длямногих государств капиталистического мира (Франция, Германия, Италия,Испания, Япония и др.). Состязательный процесс строится на началах процессуального равенствасторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. Западнаяюриспруденция трактует его как спор в суде между равноправными сторонами -обвинителем и обвиняемым, считается, что государству надлежит "взять на себябремя доказывания" и доказывать виновность обвиняемого без какого-либосодействия с его стороны. Состязательная форма уголовного процесса распространена в настоящеевремя в странах англо-саксонской системы права (Великобритания, США, Канада,Австрия, Новая Зеландия и др.). Правовая реформа, начавшаяся в 60-х годах ипродолжающаяся до настоящего времени, в той или иной степени коснуласьпрактически всех отраслей современного буржуазного права. Однако совершенноособый, а в некоторых отношениях и исключительный характер, реформаприобрела именно в сфере уголовного и уголовно-процессуального права. Этообусловлено тем обстоятельством, что отрасли права являются наиболеедейственным инструментом буржуазного государства при исполненииправоохранительной функции, что особенно важно в условиях ростапреступности. Многочисленные реформаторские предложения включают и такие, которыепредусматривают применение наиболее оперативных и решительных санкций,глубоко затрагивающих права и законные интересы граждан. Большая подготовительная работа по научному обеспечению реформыпоказала, что правоохранительная деятельность уголовной юстиции требуетзначительных материальных затрат, которые из года в год возрастают. Поданным английских юристов, стоимость производства по одному сложномууголовному делу нередко достигает 50 000 ф. ст., а по отдельным деламприближается к 250 000 ф. ст. В этих условиях с реформойуголовно-процессуального права связывались надежды на такую организациюуголовного процесса, которая за счет упрощения производства даже путемсущественного ограничения процессуальных гарантий дала бы определенныйэкономический эффект. Реформу права нельзя рассматривать как региональное явление,характерное лишь для каких-то отдельных государств. Реформаторские тенденцииотчетливо прослеживаются в рамках континентальной правовой системы воФранции, Германии, Италии, Испании и других государствах. В государствахангло-саксонской системы права - Англии, США и др. - реформа отличаетсяособой сложностью и противоречивостью в связи с особенностяминормотворческой функции суда, обуславливается соотношением с ихзаконодательством. Здесь необходимость реформы обуславливаются ее не толькосоциальными мотивами и соображениями, но и весьма существенными факторамичисто юридического характера. Неконтролируемое накопление судебных прецедентов, несогласованность ипротиворечивость их содержания привели к чрезвычайной неопределенностиуголовно-процессуального права. Однако дальнейший неконтролируемый ростнесистематизированного и внутренне противоречивого нормативного материаламог привести к деформации принципиальных начал англо-саксонского уголовногопроцесса. Это породило естественное стремление поставить под более жесткийцентрализованный контроль дальнейшее развитие нормотворческой функции суда. В 80-е годы темпы развития правовой реформы существенно возросли, чтопроявилось, в частности в Англии, изданием таких важнейших законов, какЗакон об уголовной-юстиции 1982 г., Закон об обвинении 1985. г., Закон обуголовном правосудии1988 г., которые в определенной степени консолидировалиуголовный процесс страны. В теоретическом плане господствующей в современной западнойюриспруденции, особенно англо-саксонской, является доктрина контроля надпреступностью. Эта концепция предусматривает ограничениеуголовно-процессуальных гарантий прав и законных интересов личности,оправдывает допустимость нарушения законности правоохранительными органамиво имя усиления борьбы с преступностью, придает доказательственное значениепоказаниям анонимных свидетелей, итогам психофизиологического тестированияна полиграфе, данным негласного электронного наблюдения. Характерно для этойдоктрины смещение акцентов с относительно строго урегулированной нормамисудебной процедуры к преимущественно вне процессуальной деятельностиполиции. А это влечет за собой усиление роли полиции в уголовном процессе. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что многие положениядоктрины контроля над преступностью в последнее время получили своенормативное закрепление в рамках уголовно-процессуального законодательства.В октябре 1984 г. Президент США подписал Закон о контроле над преступностью:в том же году в Англии был принят Закон о полиции и доказательствах поуголовным делам. Аналогичные законы, реализующие идеи доктрины контроля надпреступностью, приняты и в других странах Европы. Вместе с тем следует отметить, что современное развитие уголовногопроцесса в этих странах свидетельствует о том, что много внимания уделяетсяреализации в нем общечеловеческих ценностей. Так, в рамках реформы СШАразвивается так называемое право бедности, благодаря которому материальнонесостоятельные обвиняемые получают возможность пользоваться услугамиадвоката бесплатно: в Англии устранен имущественный ценз для присяжныхзаседателей: во Франции усилена уголовная ответственность за незаконноезадержание: в ФРГ приняты меры к ограждению правосудия от влияния прессы,групп давления. В государствах англо-саксонской системы права уголовно-процессуальное идоказательственное право рассматриваются в качестве самостоятельных правовыхотраслей. Соответственно этому в западной уголовно-процессуальной литературестал фигурировать обобщающий термин "англо-американская системадоказательств". Под доказательственным правом понимается система правил одоказательствах. Англо-американская система доказательств занимаетпромежуточное место между другими двумя системами доказательств - формальныхи свободной оценки. С содержательной стороны доказательственное право включает в себяследующие основные институты: относимость и допустимость доказательств,способы установления искомых фактов, бремя доказывания, юридические ифактические презумпции. Значительное внимание уделяется проблеме допустимости некоторыхисточников доказательств. Во многих странах значительное распространение получила практикаиспользования в процессе доказывания по уголовным делам данныхоперативно-розыскного характера, и в частности информации, источникомкоторой является негласный полицейский осведомитель. В уголовном процессе США использование полицейских агентов в качествеоснований для применения ареста, обыска и других мер процессуальногопринуждения не требует даже раскрытия личности агента, огласки его имени.Такая норма закреплена во многих законодательных актах, и в частности в ї 1042, е Доказательственного кодекса штата Калифорния. Подобная практика, как признают исследователи этого вопроса вступает впротиворечие с конституционным принципом защиты граждан от необоснованныхарестов и обысков. Как известно, четвертая поправка к Конституции СШАпровозглашает, что "право народа на охрану личности, жилища, документов иимущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и ордерана обыск и арест не будут выдаваться без достаточных оснований,подтвержденных присягой или торжественным обещанием".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.