Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект творчества




Практические потребности деятельного человека являются главным стимулом его познания. Познание начинается с затруднения в деятельности, с невозможности для человека осуществить деятельность в традиционных, усвоенных формах. Эта невозможность предполагает отсрочку действия, перенос действия в идеальный план, с его последующим осмыслением и пониманием. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием опять-таки через его последующую орудийную или знаковую деятельность, в которых опредмечивается результат деятельности сознания. В историческом многовековом процессе осознания мира человечеством были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления и созданы разнообразные методы познания, но и обособились одна от другой различные специфические формы познания. Это—наука, аксиология (ученые о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры), искусство и, наконец, практическая жизнь, как специфическая форма познания. Так, например, для античности наиболее значимым отношением, связывающим человека с обществом было, по мнению многих исследователей, искусство. В средние века на первое место выходили аксиологические ценности религиозного мистического сознания. Эпоха Нового времени выдвинула в качестве наиболее значимого познавательного отношения человека к миру—науку, а рыночные отношения поставили на первый план вопросы утилитарного (практического) освоения мира.

Однако познавательное отношение человека любого общества и всего человечества в целом обязательно включает в себя вес виды познавательных отношений—художественное, нормативно-ценностное, праксиологическое и научное, будучи значительно шире и разнообразнее каждого из них в отдельности. Поэтому все попытки современных исследователей познания ограничить свой анализ какой-либо одной из его сторон, представляются несостоятельными. А попытки ученых заменить разнообразие видов познавательного отношения человека к миру какой-либо наиболее «модной» или лидирующей в настоящее время наукой в конечном итоге, как правило, оказывались ложными. Тем более ложными были все претензии того или иного народа представить их религиозную, политическую, морально-этическую или правовую доктрину за единственно верное учение и вечную истину, одинаково пригодную для всех времен и народов.

В процессе своего исторического развития человечество выработало донаучные, научные и вненаучные формы познания и все они необходимы человеку, т. к. помогают активизировать сознание в человеческом труде, общении и познании, что обеспечивает, и, если угодно, оправдывает их право на существование.

Современная наука убедительно показывает, что кроме деятельности рассудка и разума, подчиняющихся четким законам логики, в любом виде познавательной деятельности большую роль играют интуиция (сверхсознание), а также такие феномены сознания как вера и убеждение.

Историки науки, исследуя особенности развития современного научного знания, с большим удивлением для себя обнаружили, что распространение научных знании во все времена непосредственно связано как с верой, так и с убеждением, которые отнюдь не тождественны научному знанию. Естественно, что вера в данном случае не отождествляется только с религиозной се формой, а рассматривается как необходимый компонент любого познавательного процесса. Вера связана с внутренним убеждением в истинности того или иного положения, которое может быть основано и не на знании. Исследуя проблемы обоснования и доказательства знания, ученые давно столкнулись с тем, что в любой концепции существуют такие исходные положения, которые не могут быть обоснованы. Их специфика заключается в том, что они связаны с исходной мировоззренческой позицией человека, с его восприятием и пониманием реальности. Вера не нуждается в аргументах и может держаться на силе традиций, авторитетном мнении, обычае.

Убеждение, как считают специалисты, включает в себя все виды психических процессов—эмоциональный, рациональный и волевой. Оно формируется под влиянием личного жизненного опыта человека и обязательно связано с его практической деятельностью.

Психологи считают, что убеждения человека формируются под влиянием социальных обстоятельств, в которых живет человек и от его воспитания. Однако личность не является пассивным «продуктом» обстоятельств», она активна и сама отбирает наиболее значимые для нее нормы и ценности общества, которые составляют ее систему ценностных ориентации и формируют ее активную направленность. Еще В. Г. Белинский писал о том, что «убеждения человека нельзя купить в первой лавочке, они должны быть выстраданы личностью». Убеждения — это личное достояние человека, ставшее его собственным внутренним «Я», тем голосом, к которому он всегда прислушивается, оценивая все свои поступки.

Считается, что именно убеждения ложатся в основу мировоззрения человека, формируя затем не только его сознание, но и определяя его жизненный путь и судьбу.

Человек, вступающий в мир, обладает большим количеством задатков, у него множество разнообразных биопсихических свойств, определяющих его половые, возрастные характеристики, его темперамент. Под влиянием социокультурной среды, семьи (особенно в первые годы жизни), человек формирует свои полевые и эмоциональные качества, память и мышление, ощущения и их восприятие. В этот же период жизни он получает первый опыт, как основу всех его последующих знаний, вырабатывает первичные умения и навыки, формирует привычки, типичные реакции на типичные обстоятельства, то есть то, из чего затем и вырастают ценностные установки, убеждения, мировоззрение личности и направленность ее активности.

Формирование сознания личности и ее направленности непосредственно связано с изменением самого человека под влиянием жизненных обстоятельств, воздействия общества и саморегуляции и самоконтроля или рефлексии человека.

Человек становится личностью в процессе овладения важнейшими формами жизнедеятельности через овладение нормами культуры, ее орудиями и знаками. Приобщение новых поколений к нормам и традициям культуры своего общества выступало и выступает как одна из наиболее значимых его задач. На современном этапе развития человечества, когда ощущается настоятельная потребность перехода всех народов мира к общей, единой в своих параметрах, цивилизации, эта задача кроме того, становится еще и необычайно сложной.

Исследования показывают, что процесс приобщения подрастающих поколении к культуре становится все более продолжительным по времени. Он требует все больше экономических затрат и привлечения различных материально-технических средств. К этому процессу все в большей степени подключаются государственные структуры, растет количество взрослого населения, занятого в сфере образования (обучения и воспитания) подрастающего поколения. Поэтому-то и нет ничего удивительного в том, что эта проблема становится одной из центральных в современном философском знании.

В процессе передачи культурного наследия подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов.

На первом из них ребенок путем подражания овладевает целым рядом умений и навыков, в первую очередь речью, а значит и формами умственной деятельности. Без этого этапа ребенок не является собственно социальным существом, т.е. человеком, принадлежащим роду человеческому. Истории известно немало случаев, когда дети вырастали в изоляции от других людей или воспитывались в волчьей стае, к стае антилоп и других животных. Ничего собственно человеческого в этих детях, к сожалению, не обнаруживалось и их последующая судьба всегда была трагичной. Потому, что с самого своего рождения ребенок формируется как социокультурное существо и низшая граница этого этапа — его прямохождение, членораздельная речь, умения и навыки жизнедеятельности в конкретной культурной среде.

Первый этап трансляции культуры осуществляет главным образом семья, и роль семейного воспитания была и остается очень значительной во всей истории человечества. Ребенок включается в мир культуры сначала через подражание. Члены семьи становятся главным примером для ребенка.

На следующем этане приобщения к культуре человек не только продолжает овладевать знаниями, нормами и ценностями общества, учится орудийной и знаковой деятельности, но и достигает такой степени понимания окружающей его культуры, что может воспроизводить, и транслировать другим усвоенные им образы. Ученые называют эту стадию стадией репродуктивного овладения культурой. Человек уже составляет часть данного общества, он в состоянии поддерживать се материальную и духовную культуру, он знает все традиции и обычаи общества, он - конкретный носитель данной культуры, хранящий и понимающий ее. Здесь трансляторами культуры становятся среда ближайшего социального окружения и различные общественные учреждения, передающие нормы культуры и знания от поколения к поколению.

Эта стадия особенно необходима человечеству в те периоды его существования, когда под влиянием разнообразных обстоятельств, быстро и резко меняются жизненные ориентиры и сами условия существования общества. Отсутствие преемственности прежних и новых форм жизни, забвение культурных традиций всегда приводило культуру к гибели, уничтожению. С исторической арены ушли многие и многие народы, чья культура оказалась забытой и ненужной ни им, ни представителям других культурных ориентации.

Третьим этапом взаимодействия культуры и подрастающих поколений можно считать переход от репродуктивного знания к продуктивному творческому, что предполагает наличие у человека способности к сотворению чего-то нового. Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство. Со времени своего зарождения философия стремилась постичь сущность творчества. При этом господствовавшее на протяжении столетий представление о том, что развитие культуры—это развитие духовного производства, творчества в сфере духа выдвигало на первый план в его изучении проблему его уникальности, неповторимости, оригинальности. Тем самым творчество ограничивалось сферой духовного производства, а его проблемы сводились к проблеме гениального человека в ней. При этом гениальность личности связывали с наследственными особенностями человека пли считали. что гениальность—это проявление его психических расстройств.

Материалистическое понимание ис тории подчеркивает, что в основе творчества лежат потребности общественного бытия людей. А, следовательно, продуктивные способности людей могут быть востребованы обществом, по могут и не понадобиться ему. Более того, как учит опыт истории, если новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия и реакции в обществе, тем более, показать их конкретных виновников, его будут преследовать властные структуры и официальные идеологи. Не меньшей опасности подвергались и ученые, когда они выступали с новыми теориями, отрицавшими старые, освященные веками догмы—будь то геоцентрическую систему Птоломея, теорию флогистона, концепцию неделимости атома, «божественного» происхождения человека и многие-многие другие. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи и музыке, литературе и архитектуре. Именно поэтому творец нового должен быть не только человеком «сообразившим» или «открывшим» что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки зрения творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. У него—разнообразная мотивация и разносторонние потребности, высшая критичность и большая сила воли, позволяющая ему переносить все препятствия на пути реализации своего творчества.

Развитие культуры, а значит развитие любого общества зависит от множества факторов производственно-экономических, политических, социальных, этнических и идеологических. Однако всегда творцом культуры является живой, реальный человек—главное богатство любого общества, что понимается далеко не всеми и не всегда.

В этом отношении вполне актуальной является мысль известного американского ученого X. Дельгадо о том, что современное человечество более-менее цивилизовано в своих научно-технических достижениях, тогда как в психических реакциях оно все еще остается варваром. Одной из важных задач на пути создания новой цивилизации становится и создание новой психологической культуры, позволяющей научиться людям управлять собой и своим духовным миром. Такой, умеющий владеть собой человек, формируется на планете уже сейчас. Представители гуманистической психологии называют его самоактуализирующейся личностью.

Исследуя процессы овладения культурой и механизм приобщения новых поколений к достижениям культуры, специалисты отмечают, что при этом могут быть использованы как малоэффективные, так и достаточно продуктивные способы адаптации подрастающих поколений к миру современной культуры. Особенности использования тех или иных способов приобщения находятся в самом обществе: в его экономике, в социальном и политическом устройстве, в его различных институтах, будь то семья или система образования. Ученые считают, что в традиционных обществах господствует способ приобщения к культуре через обучение старшими поколениями младших. Этот тип культуры, считают они, является достаточно консервативным, люди, неохотно включаются в процессы нововведений, они нс любят самостоятельности и инициативы. Здесь творчество связано в основном с традиционными типами и направлениями духовною производства, а не с созданием чего-то принципиально нового.

Во втором типе культуры взрослые и дети учатся у своих сверстников, в этом случае новации и нововведения, равно как и самостоятельное творчество, характерны для людей любого поколения. Этот тип культуры формирует высокий творческий потенциал общества, именно такая передача культурных достижений характеризует вес великие цивилизации земли.

В настоящее время человечество вырабатывает и третий тип трансляции культуры, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь значительно легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, у нее достаточно высоко развит творческий потенциал, инициатива и ее характеризует склонность к переменам. К такому типу культур переходит все большее количество народов, в том числе, по-видимому, и Россия делает сейчас шаги в направлении от традиционного к современному способу трансляции культуры и формирования творческого потенциала страны.

В гуманистической психологии личности творческая самореализация индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление вырванного из мира человека. Самоактуализирующиеся личности, обладающие большим творческим потенциалом и практически реализующие его, составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологических здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей. Поэтому они разительно отличаются от большинства. Известный американский психолог А. Маслоу предпринял обширное исследование таких самоактуализирующихся людей. В результате были выделены пятнадцать основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, постоянный интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это нс автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склочны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности но отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.

6. Автономия и независимость от окружения; психологическая устойчивость в ситуациях разочарования или недостижения какой-либо значащей для них цели.

7. Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг люден, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлении враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Творческий подход (креативность) к деятельности, независимо от того, чем человек занимается, и проявляющийся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны (т. е. не меняют своего поведения в угоду их окружения), но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они ощущают себя в большей степени представителями человечества в целом (космополитами), чем представителями только своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не могут или не желают принять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.