Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты общественной жизни людей и их особенности




 

Как любое сооружение имеет свою несущую конструкцию, так и бытие общества немыслимо без непосредственного производства людьми материальных и духовных средств существования.

Не было и нет общества без создания необходимых для жизни людей средств жизни (пищи, одежды, жилья и т. п.). Производство средств жизни—это процесс преобразования людьми природной среды с помощью орудий труда.

Любой труд, как целесообразная деятельность людей по созданию необходимых средств потребления, постоянно воспроизводятся. Для того, чтобы осуществлять воспроизводство, труд должен быть определенным образом организован, ему должны соответствовать определенные производственные или экономические отношения, которые как бы заставляют людей постоянно заниматься трудом. Экономические отношения производства складываются между людьми на основе их отношений друг к другу: по поводу собственности (в чьих руках находится собственность: индивиды, группы, государства); по поводу распределения (как и в каких пропорциях каждый из занятых в конкретной производственной деятельности получает доход); по поводу обмена (каким образом осуществляется сопоставление разных видов производственной деятельности и созданных в ходе ее предметов на рынке в целом); по поводу потребления (в какой мере каждый из участников производства имеет возможность присвоить себе созданные в процессе производства предметы и реализовать свои потребности).

Экономические отношения в каждом конкретном обществе, несомненно, могут быть разными, образуя различные уклады хозяйственной деятельности людей: индивидуально-частные, общественные, кооперативные, арендные, государственные, транснациональные и т.д. Как правило, наличие этих укладов хозяйства закрепляется правовыми (юридическими) законами государства.

В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств материально-производственной деятельности, люди, естественно, могут выполнять разные функции (разные профессии, квалификации), а соответственно приобретать и разный статус, положение. Однако все они (рабочий, инженер, управляющий, торговец и посредник, покупатель, собственник, снабженец и т. п.) выступают субъектами необходимой для производственной деятельности, а следовательно, являются участниками и творцами не только производства, но и вообще всей общественной жизни. Это, пожалуй, сравнимо с тем, что сказал в свое время У. Шекспир:

«Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины все актеры.

У них свои есть выходы, входы.

И каждый не одну играет роль».

Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей. Общественная жизнь невозможна без труда учителей, музыкантов, людей, занимающихся наукой. Следовательно, нельзя противопоставлять производство средств существования духовной деятельности по формированию общественного сознания. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство, ибо производство средств, существования невозможно без создания условий по формированию самого человека, его сознания, как и наоборот. Трудно понять общество, концентрируя свое внимание лишь, на материальном производстве. В этом случае многое в реальном процессе жизнедеятельности людей будет огрублено, ибо все будет сведено к жесткой необходимости производств лишь материальных средств существования. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов в общественной жизнедеятельности людей роль сознания людей, роль чувств, мыслей, идей, теорий, взглядов.

В народе очень часто и правильно говорят: «Не хлебом единым жив человек». Переведя это выражение на язык философских понятий, следует сказать, что не только материально-производственная деятельность и соответствующие ей экономические отношения составляют бытие общества. Огромное значение в жизнедеятельности людей, бытия общества имеют и такие разнообразные виды деятельности, в которых человек оттачивает свой ум, формирует и накапливает знания, передает информацию другим людям, реализует многообразие эстетических, научных, философских связей с природой и другими людьми. Вне этих видов эмоционально-чувственной и интеллектуальной деятельности сознания людей практически невозможно говорить о бытии общества.

Общественное сознание или характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону бытия общества.

В зависимости от материалистического или идеалистического подхода сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным как осознанным общественным бытием. Это значит, что, во-первых, общественное сознание отражает общественное бытие, а не наоборот; во-вторых, общественное бытие и общественное сознание не тождественны; в-третьих, отражение может быть приблизительно верной копией отражаемого, в-четвертых, общественное сознание не может одномоментно и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Оно отражает общественное бытие только в общих и основных чертах.

Данные характеристики свойственны и индивидуальному сознанию. При этом индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой).

Мир сознания человека многогранен и беспределен. Ведь здесь может быть не только то, что есть в реальной жизни, но и то, чего в ней нет. Сознание включает в себя и идеалы, и иллюзии, и грезы, и фантазии. В этом бесконечном мире человек может ощущать себя маленькой песчинкой. Однако парадоксально, но факт, что в этой маленькой песчинке— одном единственном человеке, его сознании может как бы поместиться весь мир: миллионы звезд, галактики, вся история человеческого общества, культуры. Естественно, для какого-либо человека его сознание может и не простираться далее, его ближайшего окружения. Для другого человека его сознание охватывает предельно широкую сферу, а значит включает знание и отношение и к человеческому миру в целом, и к Вселенной. Многое зависит от самого человека, его стремлений к расширению круга своих знаний. Современная наука доказывает, что нет предела возможностей развития сознания. Более того, можно сказать, что сознание—есть возможность большего сознания. Об атом свидетельствуют резервные возможности человека, связанные с большим числом нейронов и нейронных связей, не задействованных не только в каждом конкретном акте познания, но и в течение всей человеческой жизни.

Общественное и индивидуальное сознание характеризуют и определенную оценку субъектом (личностью, группой, обществом) природною окружения, самого себя, другого человека.

Люди по-разному оценивают действительность в зависимости от физического самочувствия, уровня образования, жизненного воспитания и т. д. Кстати, и сами оценки тоже, могут быть очень разными: хорошее—плохое, истинное— ложное, прекрасное — безобразное, прогрессивное— реакционное, желательное - нежелательное, доброе - злое и т.п.

Индивидуальное сознание есть но своему существу сознание общественное, в котором, как правило, преломляется все богатство содержания последнего. Сознание индивида впитывает из общественного сознания знания, нормы, оценки и, усваивая их, делает своими, приспосабливает для своей жизни. Человек, как правило, творчески подходит к общественному сознанию: что-то он берет из него, а что-то отвергает. Нередко на основе воспринятого из общественного сознания и творчески переработанного знания создается нечто новое. Общественное сознание не следует рассматривать как универсальное сознание всех людей, а также как некоторую механическую сумму индивидуальных сознании.

Общественное сознание, во-первых, может соотноситься с разными его субъектами (носителями). Так, мы можем говорить о сознании какой-либо группы, нации, класса, трудового коллектива, общества на уровне страны, региона, человечества в целом.

Общественное сознание, во-вторых, характеризует социальную сторону сознания индивидов, т. е. оно включает в себя лишь то, что имеет определенное значение для общественной жизни людей. По своей форме это сознание, как выразился наш соотечественник, известный философ М. К. Мамардашвили, есть «нечто, что—между нашими головами». Другими словами, общественное сознание как бы в каждом из нас. Как общество не есть сумма индивидов, так и общественное сознание не представляет собой сумму индивидуальных сознаний. Общее тленное сознание - не всегда нечто типичное, общее, социально (для данной конкретной группы людей, общества) значимое. Обосновывая его сущность, известный французский социолог Э. Дюркгейм, показал, что совместная социальная деятельность, без которой мы не в силах ничего достичь и даже просто существовать, представляет собой кооперацию, которая формирует общее сознание.

Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии (они связаны друг с другом и порой крайне сложно огграничить одно от другого каждому из час). И хотя индивидуальное сознание вместе с тем всегда выражает и свойства данного человека, и особые черты его характера, и специфику его личностного развития, оно, как уже отмечалось, формируется под воздействием общественного сознания.

Личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли, духа, правда, конечно, всегда в определенных пределах. Из всего многообразия общественного сознания каждый человек «отфильтровывает», как правило, только то, что способствует удовлетворению его духовных и, в конечном счете, его материальных потребностей.

Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социальную значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей.

Зная закономерности и взаимодействия общественного и индивидуального сознания, очень важно, на наш взгляд, каждому человеку избегать крайностей. Личное сознание не должно быть чрезмерно индивидуалистическим и развиваться по принципу: что хочу, то и ворочу. Оно не должно целиком замыкаться только на своих сугубо индивидуальных потребностях и интересах. Плохо, когда предельно выпячивается свое «Я» и во всех случаях человек настаивает только на своем особом мнении. Надо прислушиваться к опыту других, уважительно относится к чужому мнению. В то же время плохо, когда личное сознание полностью как бы растворено в групповом сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию. Этим самым человек как бы сам воздвигает преграду на пути роста своего личного сознания. Общественное сознание имеет определенную структуру. В зависимости от того, какой аспект сознания—знание или оценка — выступает в нем преобладающим, вычленяются различные его уровни. Общественное сознание, рассматриваемое только с точки зрения содержащихся в нем знаний, представляет собой единство обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по глубине и полноте представленных в них знаний. Так, обыденное или, как его еще иначе называют, повседневное сознание, формирует у людей непосредственно на основе их личного опыта н включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания, суждения и умозаключения, формируемые, главным образом на основе так называемого «здравого смысла» и потому достаточно далекие от истинных.

Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание во многом результат специализированной подготовки люден к деятельности в той или иной области знаний и, конечно же, оно является свидетельством достаточно высокого уровня их и интеллектуального развития.

Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, как у каждого человека, так и всего общества, условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Ошибочно рассматривать обыденное сознание как что-то «недоразвитое», неполноценное в сравнении с теоретическим сознанном и на этом основании считать, что оно должно преодолеваться, ибо в будущем будет повсеместно замещено теоретическим. Наверно, нет смысла доказывать, что как бы не развивалась наука, как бы не росло вширь образование, обыденное сознание будет оставаться, качественно меняясь, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то определенного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обыденным сознанием предваряется формирование теоретическою сознания и, в конце концов, на его основе происходит и само усвоение научных знании. Любое серьезное занятие наукой, профессиональный выбор, овладение специальностью происходит на основе обыденных их представлений. Если бы этого не было, наверное, трудно было бы вообще говорить о науке и о теоретическом сознании в обществе.

Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Что касается общественной психологии, то можно было бы, наверное, сказать, что анализировать это явление сознания люден очень трудно, ибо оно как бы напоминает атмосферное давление; не видно невооруженным глазом, но весьма чувствительно. И действительно, эмоции, чувства, настроения, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и т. п.— все эти явления составляют сферу общественной психологии — существенно влияют на жизнедеятельность людей и на развитие общества. Достаточно сказать, что плохое настроение людей может не только снизить производительность труда, но и вообще привести к прекращению какой-либо деятельности. И, наоборот, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует приподнятое настроение, чувство уверенности и доверия друг другу. Кстати, все общественно-психологические явления: и чувства, и на строения, и привычки — заразительны. Они могут как бы совершенно неосознанно передаваться от одних людей к другим, постоянно захватывая, пленяя ум, чувства, поведение. Очень часто люди сами себе не могут объяснить, почему, например, порой их охватывает чувство безысходности, апатии, равнодушия, или, наоборот, безудержной радости, энтузиазма, какого-то внутреннего подъема. Конечно, дело здесь не только в заразительности чувств и настроений. Совпадающие условия жизни, совместная деятельность в данных условиях формируют у людей общие цели, потребности, интересы, а на их основе — сходные эмоционально-чувствительные реакции.

В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные, несущественные, ситуативные, каждодневные, глобальные. Для нее подчас все важно, на все «мелочи жизни» она реагирует, причем особым образом. Вот почету, говоря об общественной психологии, необходимо прежде всего иметь в виду, что она по существу является значимой, т. е. общей, типичной для данных конкретных условий жизнедеятельности людей, эмоционально-чувственной реакцией, выраженной в виде определенного переживания и поведения.

Психология общества многолика и разнообразна. Разные группы. Общности, объединения людей имеют свою, во многом отличную от других психологию. Именно поэтому можно говорить о специфических привычках, обычаях, традициях, вкусах, чаяниях, которые свойственны тому или иному классу, нации, профессиональной группе. Учебному или производственному коллективу. Каждый человек является носителем индивидуальной психики и одновременно психологии тех групп, к которым он принадлежит: семейной, производственно. Национальной, территориальной, профессиональной и т.п. Поэтому и психология каждого из нас как бы «соткана» из личной психологии и психологических установок, ориентаций, влечений, навыков тех групп, членами которых мы являемся.

Общественная психология вплетена в реальный процесс повседневности различных ситуаций жизнедеятельности людей. В не нет какой-либо упорядоченности, поскольку служи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на всем пути их жизни, присутствует во всех их деяниях, являясь формой духовной связи, сплачивающей людей в определенную группу на основе чувства «мы». Мы-россияне, мы-демократы, мы сельские жители и т.п.

Это чувство «мы» нередко противопоставляется чувству «они». В этом случае, как правило, происходит приписывание всем, кто не «мы», а «они», различных негативных качеств, которые вызывают предубеждение (вплоть до ненависти), формируя в конце концов образ врага. Не трудно себе представить, во что это может вылиться при отсутствии общественных и индивидуальных «регуляторов», сдерживающих проявление такого рода чувств. Кроме того, следует учесть, что чувства, как впрочем, и многие другие явления психологии, весьма консервативны, могут в течение длительного времени сохраняться, время от времени возрождаться и усиливаться даже тогда, когда, казалось бы, отсутствуют непосредственные условия, вызывающие их.

Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Идеология — это система теоретических знаний, основное содержание которых составляют осознание и оценка отношения людей к действительности. Основными структурными элементами идеологии являются политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.

В идеологии общество осознает себя, уясняет спои потребности и интересы, формулирует задачи и цели дальнейшего движения. Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение, оценку к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации или партии, государства). Правда, в отличие от общественной психологии в идеологии осознание и оценка отношений людей к действительности представлены к теоретической форме знания и самосознания коренных главных интересов групп. Идеологи не только четко и последовательно заявляют о своих интересах и теориях, но и доказывают их. При этом все общественные явления отражаются и оцениваются в идеологии, как правило, с точки зрения их важности, значимости и соответствия интереса какой-то определенной социальной группы.

Выработанная опенка воплощается в программы, уставы, заявления и другие документы и становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к деятельности. Все это вполне резонно вызывает вопрос об объективной истинности той или икон идеологии. По-видимому, если уж и говорить об истинности идеологии, то только в связи с определенными интересами определенных групп. Да, идеология истинна, правдива, если она точно представляет реальность своего собственного положения в связи с оправданием интересов группы. Но она, одновременно и ложна, поскольку, будучи верной в отношении себя, относительно защиты своих собственных интересов, является искажением всего, что расходится с ее интересами, что не отвечает ее потребностям. Но в обществе есть и могут быть другие группы, организации, объединения людей со своими собственными интересами, которые также претендуют на истину. Они тоже стремятся отразить свое бытие с точки зрения своих потребностей и интересов и тоже очень часто забывают или просто игнорируют, а порой сознательно фальсифицируют интересы других. Вот почему все то, что утверждается в идеологии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В постулаты идеологии можно лишь, только поверить и либо их принять, либо отвергнуть.

Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в определенные общности путем обоснования их интересов, требующих такого объединения. Но одновременно идеология и разъединяет людей на основе различия коренных интересов. Конечно, различно интересов объясняется различим положения, занимаемого людьми в обществе, что обусловлено, в свою очередь, противоречивыми общественными отношениями, в которые люди поставлены. Это, однако, не означает, что люди должны из-за различий в идеологии стремиться к физическому уничтожению идеологического «противника». Надо искать общие интересы, идти на компромисс, снижая или вообще снимая остроту идеологического противостояния. Перед современным человечеством возникает очень много серьезных проблем: охрана природной среды, борьба с болезнями, разоружение и т. д. Можно ли решить эти проблемы в условиях идеологического противоборства? Можно ли путем насильственного переустройства общества, оправданного той или иной идеологией, решить все социальные проблемы? Думается, что нет, и история подтверждает эту точку зрения.

Отказ от идеологического противоборства в общественной жизни вовсе не означает отмену идеологии. Во-первых, нельзя отказаться от борьбы с различными человеконенавистническими идеологиями: расизмом, фашизмом, национализмом, милитаризмом и т. п. Во-вторых, любое общество всегда будет нуждаться в осмыслении путей и целей своего движения вперед, вести поиск более совершенных форм жизни. Речь должна поэтому идти не о конце идеологии, а создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам развития людей, независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности, социального положения. Идеология, основанная на принципах таких общечеловеческих ценностей, как взаимопонимание, благополучие, здоровье, дружба, отвечает интересам людей и очень важно, чтобы именно она овладела массами, стала материальной силой движения общества по пути мира и прогресса. Общественно-историческая практика людей, выражая сущность бытия общества, содержит в себе и механизм своего собственного развития. Дело в том, что любая деятельность людей может приобретать особое значение и силу в ряду других видов деятельности и соответственно рассматриваться фактором общественного развития. Когда какие-либо условия жизни (экономические, политические, духовные или какие-нибудь еще) не удовлетворяют людей, они пытаются их изменить, преобразовать, чтобы ничто не мешало удовлетворять им их материальные и духовные потребности и интересы. Осознавая эти условия и их роль в своей жизни, люди целенаправленно организуют свою деятельность так, чтобы изменить условия своей жизни. Однако для того, чтобы эта их деятельность была успешной, необходимо глубокое и всестороннее знание общества и закономерностей его развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы существования людей в обществе?

2. Какие существуют определения общества?

3. Каковы подходы к определению основы общественной жизни?

4. Как соотносятся понятия «общество», «социум», «государство»?

5. Дайте определение деятельности и назовите элементы ее содержания.

6. В чем выражается системность общества?

7. Что такое общественное производство, какова его структура, функции?

8. Что представляет субъект и объект производственной деятельности?

9. Роль «общественного бытия» и «общественного сознания».

10.Раскройте уровни общественного сознания.

11.Чем отличаются общественное и индивидуальное сознание?

12.Идеология и идеологические теории и их место в формировании сознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.