Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и сущность человека. Человек, личность, индивид, индивидуальность




Природа человека—это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отражающие его особенность как живого существа: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфические анализаторы, темперамент и т. д.

Большинство философов склонны рассматривать человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.

Сторонники еще одной точки зрения — антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению «ядра» человека.

Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть природы, идентичная другим ее составляющим. Предметно-материальная и духовная деятельность человека выводят ее за собственно природные рамки. Благодаря орудийной предметной деятельности, человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, и искусственной среде.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального.

В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение прежде всего природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру, и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Человек по своей природе - не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.

Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов. При этом, естественно, могут существовать определенные и довольно значительные индивидуальные различия, которые во многом зависят от характера социальной среды, в которой находится человек.

Человек, с момента его рождения, является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.

Понятие «индивид» служит для обозначения человека, как не похожего на других заключенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность — это соучастник исторического процесса, один из семи миллиардов человек, живущих на планете Земля.

Сущность каждого конкретного индивида, как личность составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.

При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельное общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.

Деятельность — основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других ролях. Произведенный предмет—это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой—средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.

Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что в конечном счете отвечает и общественным интересам.

В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а с другой—идет процесс активного воспроизводства общественных связей за счет его активной деятельности. В «технологии» этого общения заключается существенная роль социализации личности.

Социальная среда формирует личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношении, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение—семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т. д.

Личность, если она действительно является личностью, в сущности своей активна. Людям не дано выбирать социальную среду обитания, которая является результатом деятельности как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность всегда стремится быть «выше» обстоятельств.

Во взаимодействии с людьми происходит как обобществление, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего «Я» другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа «Я» или «Я — образа». Пробуждаясь в человеке, его «Я-«помогает ему стать личностью во всем ее многообразии.

«Я— образ» включает в себя три составляющие. Во-первых, это познавательный компонент — представление о своих способностях, внешности физической силе, социальной значимости. Во-вторых, —это переживания, самоуважение, себялюбие- и т. д. В-третьих,—это оценочно-волевой компонент-стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание, остаться незамеченным, держаться в тени. Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга «Я - образов», попеременно выступающих на передний план самосознания.

Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.

Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека, как бы отступают на второй план.

Индивидуальность—это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.

Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств—политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью—становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нем самом.

Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального созревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до восемнадцати и от восемнадцати и далее.

Личность проявляет себя также в трех «пространствах» существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти «пространства» существуют не изолированно, а образуют единое «пространство».

Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности—это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализации своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и других определенное ценностное отношение к себе, и в то же время сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть. А нужно быть самостью.

«Самость»—это некая независимость личности от внешнего мира. Не случайно целый ряд соответствующих понятий начинается с «само» (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование). Самость—это то, что в философии традиционно называется свободой воли и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее философская сущность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 5300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.