Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в Западной и Восточной философских традициях




 

На современной стадии развития человечества западную и восточную культуры рассматривают как определяющие ход мировой истории. Многие исследователи отмечают значительные отличия в характере и содержании этих культур. Западная культура имеет инновационных характер, высокие темпы развития техники и технологии производства, мобильность экономических отношении.

К западной или европейской культуре относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию и в определенной степени Россию. Уникальность индустриальной модели антропологический характер культуры, проявляющийся в гуманистических традициях, а также, национализм являются основными стержнями европейской культуры. Исследователи европейской культуры отмечают также ее жизнестойкость, экспансивность и выживаемость.

Новоевропейская модель человека утверждает его самоценность, единство и цельность; раздробленность, множественность «Я» воспринимается как нечто болезненное, ненормальное. Европейская мысль старается объяснить поступок человека «изнутри»: действует ли он из чувства благодарности, из патриотизма, из корысти и т. д., то есть, в нравственном плане решающее значение придается мотиву поступка.

В европейской метафизической традиции от Декарта до Гуссерля «человек» понимался исключительно как субъект. Человек естественно конечен, он рождается и умирает. Субъект бесконечен, но и он не в силах постичь предела человеческого существования. Смерть и рождение остаются за горизонтом его присутствия. Метафизика никогда не могла осмыслить человека. Она имела дело исключительно с субъектом, субъективностью, что не мешало ей выступать под знаменем гуманизма: человек есть некое привилегированное существо, в котором объективируется, воплощается самосознание.

Запад живет в мире, расколотом на субъект и объект, «Я» и «не-—Я», «да» и «нет», «добро» и «зло», «правильное» и «неправильное», «истинное» и «ложное». Запад логичен, научен и рационален. Многие связывают с Западом активность, движение, завоевание. Запад верит в исторический прогресс, в будущее. Представители Запада отличаются практичностью, экстравертностью, отдают предпочтение разуму и логике.

В Европе духовная свобода личности в обществе имеет широкий диапазон своих проявлений, ибо включает в себя интеллектуальную свободу личности и поисках добра, истины и красоты. Именно на этом основании покоится современная наука, а также художественная литература и искусство, ведущие непрерывный поиск объективного знания о природе, обществе и о человеке.

У гражданина западной страны отказ от своей индивидуальности в угоду группе и сознание того, что интересы отдельного человека должны уступать интересам группы, вызывают чувство отвращения. И в то же время многие западные философы и социологи часто высказывают мысль о том, что индивидуальная свобода существует только тогда, когда люди добровольно подчиняют свои интересы общественным.

Индивидуализм, как принцип взаимоотношения с другими людьми, имеет свою сложившуюся традицию, свои объективные и субъективные основы. Первые американские переселенцы поселялись и вели свои дела чаще всего на фермах, далеко отстоящих друг от друга. В этих условиях больше всего ценились уверенность каждого в своих силах и независимость. Поэтому в Америке личный успех в делах и в жизни до сих пор считаются высшей ценностью. В США определяющей является также ориентация на реализацию личных, а не коллективных, частных, а не общественных интересов и желаний индивида. В соответствии с этой традицией индивид, хотя и признает себя членом общества, класса, группы или другой общности людей, склонен оценивать их с точки зрения утилитарного, служебного или функционального отношения к своему личному интересу.

Д. Белл констатирует, что в рамках этой традиции общество предстает не как собственная ассоциация людей, управляемая общей целью, а как объединение атомизированных индивидов, стремящихся к удовлетворению своих собственных желаний.

Такая ситуация характерна, например, для США и для Западной Европы. Интенсивное развитие капиталистических отношений в них привело к росту индивидуализма, который оказывается объективным средством выживания человека и его успешной адаптации к условиям рынка.

Многие философы критикуют утвердившийся на Западе утилитаризм, в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Принцип полезности лег также в основу нравственности, обусловив универсальный этический критерий — удовлетворение интересов индивида или общности индивидов. Основной недостаток утилитаризма усматривают в признании материальных потребностей людей доминирующим фактором истории. Долг и свободу утилитаризм отрицает как несущественные. Он паразитирует на культуре, способствует индустриализации искусства и становлению в нем упрощенных стереотипов. Утилитаризм приносит вред образованию, так как он не ориентирует процесс учебно-воспитательный процесс на формирование человечного человека. Ученые предлагают пересмотреть ориентацию утилитаризма на максимальное удовлетворение материальных потребностей человека, так как при этом утрачивается самоценность личности. Кроме того, современному обществу и современному производству в большей степени подходит коллективизм, чем индивидуализм.

На Востоке господствует иное восприятие материи и духа. эмоционального и рационального, добра и зла. Бога и Человека. Восток, в отличие от Запада, интуитивен. Здесь проповедуются покорность, отрешенность и пассивность. Здесь «золотой век» человечества принято относить в прошлое. Восточные мудрецы склонны к созерцательности, к обращению во внутрь своего «Я». Для них характерно стремление владеть своим «Я» в большей степени, чем внешним миром. Они находят удовлетворение и повседневном опыте, в ощущении своею единства с природой и Космосом.

В Японской культуре господствующим, например, является принцип холизма. Холизм рассматривает природу как иерархию ценностей, воспринимаемых как единство. Он проповедует принцип подчинения части целому, отводя большую роль коллективизму. Однако коллективизм по-японски- это не самоцель, а основа организации работы. Чтобы выжить, японцы вынуждены были вырабатывать привычку трудиться сообща, независимо от существующих разногласий. В этих условиях сложилось убеждение, без которого общество не могло бы развиваться: отдельный человек сам по себе— ничто.

Японцы сдерживают индивидуализм и придают особое значение совместным действиям. Система холизма воспитывает и приучает людей к долговременным связям, стимулирует достойное отношение их друг к другу. Японцы избегают судить о поступках и характере человека в целом, а оценивают его поведение применительно к конкретным обособленным сферам бытия, в каждой из которых как бы существуют свои законы и свой особый моральный кодекс. В этой связи различают: долг по отношению к императору, обязанности по отношению к родителям, к семье и к себе, а также по отношению к людям, которые что-то для тебя сделали.

В Восточной философии (особенно и индийской) утверждается, что творческая активность, составляющая сущность «Я», развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не аналитически, а в акте мгновенного озарения («сатори»), который есть одновременно пробуждение от сна, самореализация и погружение в себя. Восток представляет собой не какой-то монолит культуры. а скорее объединение ряда культурных ареалов, каждый из которых обладает исключительно ему свойственными чертами. исходными началами, доминантами развития. В восточной философской мысли утвердились различные точки зрения на проблемы взаимодействия западной и восточной культур. Так, «традиционалисты» отрицают любое ценностное значение западной мысли для восточного человека. Они усматривают в ней источник духовного кризиса и противоречий в современном мире.

Восточные «западники», наоборот, преклоняются перед классическими традициями западной культуры. «Умеренные» на Востоке выступают за синтез восточной и западной культур. При любом подобном подходе элементы западной и восточной культур воспринимаются как самостоятельные и разрозненные. Вместе с тем очевидно, что в настоящее время, когда Запад и Восток находят и контакт друг с другом в невиданных ранее масштабах, значительно усиливается взаимная необходимость углубления диалога культур. Однако многие ученые Востока высказывают опасение, что в этом случае не исключена опасность вытеснения современной западной культурой значительной части восточного культурного наследия и утраты им своей самобытности. Наведение мостов между Западом и Востоком, как полагают некоторые исследователи, возможно при создании общества, которое позволило бы людям жить в мире при сохранении своих культурны ценностей и социальных институтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 5151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.