Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода, ответственность и необходимость в бытии человека




 

Существуют две крайние, и в общем-то не соответствующие действительности концепции свободы человека. Одна из них (фатализм) рассматривает человека как существо, объективно обусловленное и четко детерминированное внешними силами. Другая (волюнтаризм) видит в человеке существо, абсолютно независимое от внешних обстоятельств. По сути своей фаталистичными являются религиозные точки зрения, которые отстаивают идею божественного предопределения человека. В христианстве и исламе история есть реализация божественной воли, и верующим не остается ничего иного, как только в суете земной готовиться к Царству Божиему.

Аналогичные идеи содержатся и в философских учениях прошлого и настоящего, в которых ход истории, а также природные и естественные причинные связи и естественная необходимость, предопределяют судьбу человека. Человек часть природы, перед которой он бессилен.

Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и ее полную независимость от реальностей мира. Например, немецкий философ Фихте (1762— 1814) считал, что творцом мира является «Я» человек. В экзистенциализме воля человека—это замкнутая, автономная сила, присущая индивиду. Человек внутренне «обречен на свободу».

Очевидная ограниченность фатализма и волюнтаризма порождает стремление выявить подлинную взаимосвязь между свободой и необходимостью.

Еще Б. Спиноза (1632—1677) показал, что свобода связана с познанием необходимости. Он утверждал, что человек, не признающий необходимости, становится рабом своих страстей и влечений.

Познание необходимости - первое условие свободной деятельности человека. С точки зрения современной философии понятие свободы включает в себя: познание законом природы, общества человеческого мышления; принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей; наличие желания воли и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь. Реализуя свою свободу, человек должен сделать свой выбор. Его выбор будет определен присущими ему ценностной ориентацией, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого из спектра объективно возможного, человек тем самым «снимает» противоречие между свободой и необходимостью.

Высшая степень свободы человека—это совпадение его стремления, воли, хотения и объективной необходимости.

Уровень развития культуры определяет границы свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Однако недостаточно иметь право на свободу, нужно уметь пользоваться им. Человек в течение всей истории современной цивилизации стремился как можно полнее реализовать идеал свободы, постоянно преодолевая несовпадение между «хочу» и «могу».

Свобода человека сопряжена с ответственностью, так как любое действие человека, как правило, затрагивает интересы других людей. Проблема ответственности человека достаточно четко разработана в экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Именно поэтому человек ответственен за все происходящее в мире, за все его несовершенства. Экзистенциализм, как правило, жестко определяет меру ответственности. Человек не имеет права уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так» предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно, в случае неудачи. В итоге оказывается, что свобода связана не только с необходимостью, но и с рядом других факторов: с ответственностью, умением человека сделать правильный выбор и с его мужеством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.