l
| Философствование
| потребность в философствовании укоренена в самой природе человека. Укрепляться в мудрости и познавать самих себя свойственно людям
|
| Философия
| любовь к мудрости, стиль европейского мышления, занимающийся проблемами бытия и познания универсума
|
| “Физис” (природа, hysis)
| первая реальность, основа бытия
|
| Космология
| философская наука, рассматривающая вселенную как единое целое
|
| Реальность метафизическая
| интеллигибильная, превосходящая чувственную, физическую
|
| Периоды античной философии
| 1) период натуралистический; 2) период так называемый гуманистический; 3) период большого синтеза Платона и Аристотеля; 4) период эллинистических школ; 5) религиозный период античной языческой мысли; 6) христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии
|
| Фалес Милетский
| с него начинается греческая философия, он полагал первопричиной всего воду
|
| "Первопричина" (arche)
| это праоснова, и то, из чего проистекает все сущее, и то, во что все разрешается, остающаяся постоянной при всех превращениях
|
| "Физики" или "натуралисты"
| суть те философы, мысль которых вращается вокруг "физиса"
|
| Панпсихизм
| философское воззрение, согласно которому все вещи мира имеют душу
|
| Анаксимандр
| был учеником Фалеса. Анаксимандром углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное - "физис"
|
| Апейрон
| означает нечто, лишенное границ как внешних (в пространственном смысле, и следовательно, количественно бесконечное), так и внутренних (значит, качественно недетерминированное)
|
| Теогония
| генеалогия Богов
|
| Анаксимен
| ученик Анаксимандра. полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное - воздух, воздушная безграничная субстанция
|
| Гераклит
| написал книгу "0 природе". Милетцы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, на то, что вещи возникают, растут и гибнут, и все миры подчинены этому процессу. Лишь Гераклит глубоко раскрыл эту тему. "Все движется", "все течет"
|
| Огонь
| Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформации огня. Огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии
|
| Пифагор
| пифагорейцы стали первыми математиками. Открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность, т.е. числовая, повлекло за собой такое необычное изменение перспективы познания, которое ознаменовало собой фундаментальный этап в духовном развитии западной культуры
|
| Абстракция
| создание разума
|
| Парменид
| основал свою школу, которой было суждено оказать значительное влияние на греческую мысль
|
| Онтология
| теория бытия
|
| Зенон
| он защищал позиции элеатов, впервые вводит и использует диалектический метод
|
| Атомисты
| подтвердили невозможность существования небытия. Ими вводится решительно новое понятие: речь идет о "бесконечном числе тел невидимых по причине их малости. Эти тела неделимы, и потому они - "атомы", т.е. по-гречески то, что не делится
|
| Софист
| этот термин, означающий "мудрый", искушенный, эксперт знания, стал употребляться как негативный, в особенности, в контексте полемики Платона и Аристотеля. Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и его жизни
|
| Протагор
| наиболее известный среди софистов. Базовое положение П рота-гора аксиоматично: принцип человека-меры
|
| Сократ
| родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., сконцентрировался на проблематике человека
|
| Человек (по Сократу)
| это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа
|
| Душа
| под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение
|
| Добродетель
| по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе
|
| "Самообладание" ("enkrateia")
| т.е. в состояниях радости, печали, изнеможения, подстрекаемый страстями, человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях
|
| Метод Сократа
| фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический
|
| Платон
| родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Был учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже-Сократа
|
| Платоновские идеи
| не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления, это, скорее, целостность, сущность. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть
|
| Благо
| положительное воздействие либо состояние телесного и духовного развития Человека
|
| Единое
| воздействует на неограниченную множественность в духе ограничения и детерминации, обозначения границ
|
| Познание
| это "анамнез", т.е. некая форма "воспоми' ания"
|
| Мнение (doxa)
| Промежуточная форма знания
|
| София
| мудрость, ею вполне владеет лишь Бог
|
| Миф о пещере
| символ метафизики, гносеологии и диалектики, который выражает всего Платона
|
| Аристотель
| родился в 384/383 гг. до н.э. в Стагире. Наиболее знаменитое сочинение - "Метафизика" - состоит из 14 книг
|
| Метафизика
| это наука о реальности по ту сторону физической
|
| Бытие
| имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия. Смыслы бытия, группируя их по четырем позициям; 1) бытие как категории (или бытие в себе); 2) бытие как акт и потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина (небытие как ложь)
|
| Энтелехия
| означает реализацию, совершенность
|
| Сверхчувственная субстанция
| субстанции суть первая реальность, все прочие модусы реальности зависят от них
|
| Киники
| наиболее значительная.сократическая школа греческой философии. Согласно учению киников, конечная цель человеческих устремлений - добродетель; она совпадает со счастьем
|
| Эпикур
| (греч. Epikuros), др.-греч. философ. Учение Эпикура состоит из каноники, физики и этики
|
| Стоя
| греко-римская философская школа, просуществовала со времени раннего эллинизма до эпохи Римской империи
|
| Августин Аврелий
| родился в 354 г. в Тагасте (Нумидия, Африка). Основные его произведения: "0 Троице", "0 граде Божьем", "Исповедь"
|
| Фома Аквииский
| был самым крупным схоластом, гением метафизики. Он был, скорее, аристотелевского круга мыслителем
|
| Уильям Оккам
| глава номиналистов
|
| "Бритва Оккама"
| не следует умножать сущности сверх необходимости
|
| Николай Кузанский
| с оригинальностью и утонченностью он вновь вводит основную тематику христианского неоплатонизма
|