Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет О.Сулейменова. 1993




 

Портрет Олжаса Сулейменова представлен в виде динамичной скульптурной композиции. Трехчетвертной поворот, чуть приоткрытый рот, внимательный «колючий» взгляд, – все избранные автором ходы способствуют впечатлению того, что мы застали героя в момент страстного диалога.

Основное внимание направлено на лицо поэта. Скульптор лишь намеком дает представление об одежде. Поднятый воротничок рубашки является своего рода жесткой геометрической оправой, по контрасту подчеркивающей подвижность и одухотворенность лика поэта. Избранный автором материал – шамот, – как нельзя лучше подходит для воплощения образа современника, позволяя приблизить твердь скульптуры к живой плоти: текучесть шамота, способность материала приобретать любые очертания максимально обыгрывается автором, когда он акцентирует резкие перепады пластического рельефа, показывает небрежность прически, нахмуренный взгляд, подвижный рот.

Портреты выдающихся людей – один из существенных жанров мировой скульптуры. Сохранение для потомков конкретных черт героя так же важно, как и архивное собрание об его деятельности. С древнейших времен слепок с лица наделялся сакральным смыслом и становился неотъемлемой частью духовной преемственности поколений.

Портрет выдающегося поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова является столь же ценным элементом культурного генофонда. В первую очередь благодаря тому, что в нем скульптору удалось выявить суть портретируемой индивидуальности. Молодость, порывистость, готовность идти к истине, не страшась ни политического давления, ни жизненных невзгод, – все это отражено в небольшой станковой скульптуре.

Олжас Сулейменов стал знаковой фигурой своего поколения. Скульптор Р.Ахметов смог создать портрет-формулу и нащупал ту грань, которая отделяет образ от излишней подробности, или же наоборот, от впечатления наброска, первоначального варианта, излишне сжатой формулировки.

Скульптор внимательно исследует каждый сантиметр поверхности, каждый скульптурный ход у него осмыслен и продуман: в трактовке прически он более декоративен, чем в работе над лицом. Своими волнообразными формами она вызывает ассоциации с витальным началом, с близостью к органической природе, заставляя воспринимать портрет как отражение единства жизненных энергий.

Мастер стремится не только оставить следующим поколениям представление об облике знаменитого казахского деятеля. Он ставит перед собой более сложную задачу: показать характер, нрав, душевный стержень поэта. Более того, Р.Ахметов хочет приблизить зрителя к сути творчества О.Сулейменова, рассказать о его музе, требовательной и неподкупной; о тех вопросах самоидентичности и национальной идее в творчестве, о которых одним из первых заговорил поэт.

Живость первоотклика соседствует с монументальным прочтением образа. Смелые и плодотворные эксперименты мастера скульптуры в шамоте позволяют отнести его работу к одному из серьезных и важных для развития казахской скульптуры памятников.

 

Вагиф Рахманов (род. 1940)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.