Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памятник Султану Бейбарсу в Атырау. 2000




 

В памятнике Султану Бейбарсу отразились главные особенности художественного кредо скульптора Кадырхана Какимова. Они заключаются в современном пластическом продолжении вечного стремления казаха-кочевника к высшему идеалу и духовному совершенству. В его творческом мире, полном безотчетного и преданного стремления к идеалу, творимом в противовес деформации сознания современника воссозданы цельность натуры наших предков, пластически претворено духовное наследие казахской народной культуры. В стабильности ценностных критериев, ясно прослеживаемых в памятнике, оживают принципиальные установки традиционной культуры и жизни казахов - осознание имманентности мировой гармонии, понимание единства обыденной жизни и сокровенного сакрального смысла человеческого бытия. Умение ощутить в частице жизни дыхание универсума, тяга передать беспредельность его высот, пространств и границ - кардинальные качества казахского искусства 20 века, претворенные в образе султана Бейбарса - это пластическая трансформация векового духовного опыта казахского народа. В творчестве Кадырхана Какимова это свойство национальной души и духовности нашло свое, особое воплощение.

Памятник султану Бейбарсу можно назвать программным произведением скульптора. Воплощая в его монументальной, но при этом парящей в вершины духа пластике свои представления о душе, о человеческом духе, как об истинном мериле ценностей, художник находит емкий и достаточно сложный в искусстве ход. Его герой - носитель подлинного, непоказного героизма, герой национального масштаба. Тем труднее в трактовке его образа не перейти некую условную грань, отделяющую искусство скульптуры от пластического просветительства.

Произведения Кадырхана Какимова, выполненные в станковой или монументальной скульптуре, на эмоционально-пластическом уровне несут идею реальной возможности достижения человеческой жизнью и судьбой гармонии и величия духа. Скульптурная чеканность лаконичных форм, колонный монолит мощного каменного монумента султану Бейбарсу. пластически экспрессивный, динамичный импульс образа Тамерлана, строгое тонкое изящество хрупких камерных статуэток скульптора объединены своеобразным умением передать в художественном образе накал пережитой, прочувствованной духовной и эмоциональной энергии.

Скульптору удается немногословным, конструктивно и пластически убедительным решением передать величие образа Бейбарса, не избегая при этом сложной гаммы оттенков и нюансов драматизма его судьбы, создать в пластике подлинно художественное воплощение сложной духовной жизни героя, его величия и человечности. Достижение высот духа через череду потерь и обретений на этой земле, становление характера через преодоление и покорение все более масштабных для личности задач становится для Кадырхана Какимова внутренним стержнем натуры его героя, ставшего победителем вопреки всем обстоятельствам жизни.

Лаконизм композиционного строя, с отчетливо выраженным акцентом на устремленность ввысь, в высоты духа, неба, мироздания, сочетаются в его произведении со сложной, особенно для монументальной скульптуры, эмоционально-психологической гаммой портретной характеристики. Эти качества, соединяясь с умением художника воплотить образ героя в узнаваемом, конкретном, убедительном типаже истинно казаха-степняка помогли ему создать полный высокой духовной силы, отмеченный полнотой внешней и внутренней узнаваемости образы героев казахского народа. Особой выразительности достигает скульптор в подаче лица султана Бейбарса, в чертах которого сочетаются мужественность и раздумье, решимость и сдержанность.

Образ султана, вытесанный из тяжелых глыб гранита, подан монументально и строго. Скульптор подчеркивает величие личности, сохранившуюся в воспоминаниях современников суровость облика. При этом общий акцент на силуэтное монолитное решение не исключает изысканных линеарных нюансов в трехмерных разворотах фигуры, тщательной проработанной пластике лица – выпуклых скул, гордого носа с горбинкой, тяжело нависших надбровных дуг. Жест прижатой к груди как в присяге руке раскрывает в нем личность государственного масштаба.

Султан Бейбарс возвышается перед соотечественниками и потомками на невысоком постаменте из двух облицованных кубов, в позе спокойного предстояния – философского раздумья о жизни, судьбе, перипетиях истории. Сочетание фактур облицованного камня постамента и необлицованного гранита самого памятника словно подчеркивает мысль скульптора об игре неровных и шероховатых жизненных обстоятельств и блеска исторической судьбы и роли героя.

Есть еще одна черта в этом памятнике, что отражает поиски и устремления современной монументальной скульптуры Казахстана. Это прекрасная вписанность в окружающую среду, умение мыслить пространством городского ландшафта. Возведенный на центральной города Атырау, отделенный от подходящих к нему широких аллей чередой гранитных ступеней, стоящий на возвышении между полусферой-юртой с казахскими тамгами и пирамидой с гравированными символами египетской культуры, памятник султан Бейбарс стал своеобразным художественным символом города, скульптурным рассказом о героях казахской степи, ставших правителями мощных мировых держав.

Искусство каждого народа - это в какой-то степени созданное человеком продолжение и творческое осознание окружающей его среды, родного народа, его характера, судьбы и истории. Одной из интереснейших граней современной монументальной скульптуры казахов, веками живущих в унисон естественным законам и ритмам природы, и, возможно, поэтому всегда стремящихся соизмерить и осознать себя и своих героев, в контексте универсума, стало творчество талантливого казахского художника К. Какимова.

Нурлан Далбай (род. 1961)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.