КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Памятник Чокану Валиханову в Кокшетау. 1971
Памятник Чокану Валиханову Т.Досмагамбетова был открыт в июле 1971 года в городе Кокшетау. В 1965 году после окончания Ленинградского института, вернувшись в Алматы, Т.Досмагамбетов принял участие в конкурсе на создание памятника Ч.Валиханову. Образ Чокана – основной стержень творчества скульптора. Созданный Т.Досмагамбетовым образ Чокана был установлен в Кокшетау на родине ученого-просветителя. После шести лет упорного поиска над образом Чокана скульптору удается достичь успеха в композиционном решении. Чтобы отлить скульптуру из бронзы он отправляется в Ленинград. Показав модель своему учителю, скульптору М.К.Аникушину, Т.Досмагамбетов получает его высокую оценку. Следы ленинградской скульптурной школы четко проявляются в решении образа Чокана в романтически-классическом стиле. Сходство в применении деталей, шарфа и платка, завязанных на шее А.Пушкина в памятнике М.Аникушина и тот же прием в памятнике Ч.Валиханову Т.Досмагамбетова показывают влияние аникушинского метода.Шарф в скульптуре М.Аникушина соответствует общей трактовке одежды и поэтического образа А.Пушкина. Шарф явился одним из предметов раскрывающих образ портретируемого, он словно восхваляет тонкую душу поэта.Платок повязанный на шею Чокана по композиционному строю решен в активном действии, гармонично соответствует с движениями волос колышащихся от ветра в правую сторону.Развевающийся платок привносит некую легкость в печальный образ портретируемого. Военный мундир, в который одет Чокан, раскрывает внутреннюю динамику и отчетливо показывает эмоциональное состояние героя. Одежда героя подчеркивает возраст и наличие младшего офицерского чина молодого казахского просветителя в российской армии. Т.Досмагамбетов не рекламирует молодость и достижения Чокана. Он иносказательно передает их отдельными элементами. К этим элементам можно отнести бумажный свиток в левой руке героя, говорящий о научной, литературной деятельности героя. Этот свернутый лист, оставаясь в тени скульптуры, является и тонким композиционным приемом, он замыкает и собирает воедино движение руки. Глядя на скульптуру в фас можно видеть экспрессивное соотношение задумчивого лица и резкого абриса бумажного свитка, вносящего в образ экспрессию драматизма. Посредством реалистической моделировки лица скульптору удается передать глубокие думы ученого о жизни и бытие народа. В сжатом в кулак левой руке словно концентрируются мысли ученого. Т.Досмагамбетов сумел обратить внимание зрителя на портрет мыслителя, ставшей сильной стороной памятника. Чуть склонив голову героя лицом к зрителю, автору удается передать сдержанность в движении, полной внутренних сил и переживаний личности. Образ молодого этнографа, ученого, исследователя опоэтизирован и лиричен. Движение головы и волос в «Чокане» Т.Досмагамбетова находит сходство с «Партизанкой» известного русского скульптора В.Мухиной. Сравнивая оба портрета можно заметить идентичность в напраплении волос, поворота галовы и развития композиционной динамики характерной для портретов. Бронзовый памятник, поставленный на четырехугольный постамент и установленный на открытом пространстве, придают скульптуре возвышенность и легкость, словно герой непринужденно парит в воздухе. Памятник стал одним из крупных успехов скульптора, обладает высокой художественной значимостью.
Ескин Сергебаев (род. 1940) Памятник Мухтару Ауэзову в Алматы. 1980 Стремление уравновесить, сгладить противоречия бытия, утвердить в их обретенной гармонии позитив стабильных жизненных ценностей, характерны для творчества Е.Сергебаева. Драматизм традиционного сознания, постоянно решающего вопросы жизни и смерти, борьбы добра и зла, сакрального и инфернального читается в характерах его героев, скорее опосредованно и косвенно. Ощутимое в его натуре фольклорное стремление к цельному нравственному идеалу находит в его работах свое более обоснованное подоплеку в априори идеальных для потомка образах людей значительных для национальной культуры и истории. Но даже и в них, как, например, в памятнике выдающемуся классику казахской литературы XX века М.Ауэзову, художник создает более сложный, трагически противоречивый образ. Крупные масштабы сидящей фигуры придают монументу искомое впечатление величия и грандиозности творческого мира писателя. Но в сочетании с резкими, контрастными ритмами, в которые скульптор вписывает разворот рук, постановку ног статуи, пластически создается некое, гораздо более многозначное духовное напряжение. В непростом по эмоциональному звучанию произведении сплетаются нотки осознания бренности преходящей жизни, присущие восточному менталитету, ностальгический пафос прощания с миром великого кочевья, исчезающего на глазах извечного и мудрого степного уклада, мастерски воссозданного в творчестве М.Ауэзова, ощущается мощный энергетический и духовный потенциал личности талантливого писателя. Памятник Мухтару Ауэзову корректно и точно вписан в окружающее его пространство, за спиной писателя – здание Академического театра казахской драмы, названного в его честь, у ног писателя – водная гладь фонтана. Особую красоту в окружение вносит бегущая слева речка и широта проспекта Абая. Жизнь, кипящая рядом с памятником, казалось бы, подчеркивает его спокойное величие, равновесие его существования рядом с нами живущими и все же выше нас, над нами. Классической ясностью и выверенностью отличается композиционное решение. Бронзовая фигура величаво откинута в кресле, правая рука покоится на его подлокотнике, за спиной струятся складки плаща. Тщательно вылеплено лицо, в котором достигнуто редкое сходство с изображенным героем. В лице писателя скульптор настойчиво выделяет черты мыслителя, философа – высокий, открытый лоб, отражает внутренний ход мысли в глубоком сложном взгляде, где сочетаются мудрость и драматизм, покой и задушевность. Памятник Мухтару Ауэзову, выполненный Е.Сергебаевым настолько удачно дополняет площадь перед театром, что кажется, что он возвышался здесь всегда. Его монументальная строгость, художественная точность в решении лаконичного силуэта придает образу энергетику духовного величия, соизмеримого с личностью М.Ауэзова. Скульптор мастерски владеет всей системой пластических художественных средств, необходимых для создания монумента. Масштабность экспрессии образа достигается им за счет пластических гипербол, выстраивающих в результате в какой-то степени идеальную образную модель. Возможно, сравнение этого памятника казахскому литератору нового времени, созданного художником в русле реалистической пластики с мемориальной культовой скульптурой средневековых тюрков покажется в какой-то степени парадоксальным. Но, трудно не заметить, сквозь несходство стилистических приемов, отчетливо прочитываемое, сходство эмоциональных состояний, трудно не ощутить, общность настроений, эмоциональных интонаций образа, созданного нашим современником и несомых произведениями древних безымянных ваятелей. Неизменные ноты скорбного величия, отрешенной надвременной константы души и её приоритета над материальностью тела соответствуют в глубинной основе единому жанру монумента великому и почитаемому предку. Есть в этой резонной для «жанра» общности что-то ещё, более явственно и очевидно общее. Этим внутренним ядром национальной духовности можно, вероятно, признать именно высокий трагизм степного мировосприятия, с особой отчетливостью выражаемый в произведениях, прямо или косвенно связанных с традицией культа предков-аруахов. В безотчетном преклонении перед общим для нации предком М.Ауэзовым присутствуют все, пусть вписанные в реалистическую канву корневые параметры традиции - идеальная надвременность образа, понимание величия души изображаемого в аспекте её нравственной и философской умудренности жизнью, ощущение властной силы духа ушедшего над умами и реальностью жизни последующих поколений. Еркин Мергенов (род. 1940)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |