Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Портрет поэтессы Берты фон Зутнер. 1962




Гармония внутри и вокруг – это то, что хотел передать мастер, создавая портрет поэтессы. Она возвышенна и хрупка, ее душа где-то в другом пространстве, и ее мысли в другом времени – все это мы читаем на ее лике. Богатая шевелюра, обрамляет хрупкий лик, создает ту сказочность и детскую незащищенность образа, столь грациозно ее обвивает, окутывает как облако как дым, что остается только восхищаться вместе с мастером образом поэтической души.

Художник выразил момент мыслительной деятельности, когда поэт в пространстве своего сознания ведет внутренний монолог с самим собой, и вот еще немного и польются поэтические строки…

И все же в самой улыбке поэтессы есть нечто, что свидетельствует о мыслях далеко не самых простых и даже высоких, скорее ощущение, что женщина в своих воспоминаниях, из глубин которых на свет должны «родиться» эти возвышенные звуки поэтического текста, скульптор уловил и выразил пластическим языком «момент творения» самого стиха, словно иллюстрируя ахматовское «когда б вы знали из какого сора…».

Для произведений И.Иткинда характерен улыбающийся рот, удлиненность лица, кружево вьющихся волос, но всякий раз эти схожие приемы приводят к разным трактовкам его персонажей.

Здесь – женщина глубоко утонченная, высокого интеллекта и хрупкой натуры. Опущенный взгляд, обращенный, как во время медитации, вглубь своего внутреннего мира, так же как и в медитативном состоянии человек испытывает состояние счастья, глубокого удовлетворения своим равновесным положением, так и в образе поэтессы художник отразил момент счастливого погружения в мир своих мыслей и чувств.

Медитация, когда мысли и чувства в равновесном состоянии, как правило, выражаются на лице удовлетворенной улыбкой. Так и в композиции И.Иткинда – почти медитативная погруженность в мир своих поэтических мыслей приводит человека в состояние умиротворения и внешнего покоя.

Он упорно не хотел видеть негативные стороны жизни. Да и нельзя было выражать трагическое, так как того требовала советская действительность. Пафосность соцреалистического искусства, можно сказать, отвергается мастером. Но и авангард в форме футуризма художник не признавал, как «моду на гнилое», то, что модно – пройдет, останется вечное – это всегда было известно человеку. Однако произведения искусства имеют одну особенность: могут быть преданы забвению и напротив, могут восстать из пепла, по велению того же времени.

И. Иткинд считал реалистическое искусство вершиной, но в своем творчестве использовал условность языка для выражения подсознательного «бегства» от той же реальности, что его окружала. Он явно не хотел видеть трудности, которые по его же мнению, как испытания необходимы человеку и все же в душе оставлял только светлые его стороны, иначе в искусстве остались бы только трагические моменты, что ни как не приемлемо для мастера.

При всем неприятии мастером авангардных тенденций в искусстве начала ХХ века, при почтительном отношении к классике мастер впитал в своем творчестве и то и другое. Импрессионистическая незавершенность, налет фрагментарности, мимолетности есть в его композициях, в отличие от требуемых временем обобщений в трактовке образа советского человека. Что-то и от русского лубка в самом подходе к решению композиционных задач мастером.

Таким образом, художник, вероятно, и помимо своей воли сплавил в своем сознании все художественные течения времени, что и придавало его произведениям столь особенный характер, а почерк мастера обрел свою неповторимость.

Николай Журавлев (род. 1926)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.