Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памятник Чокану Валиханову в Алматы. 1979




Шокан Валиханов – человек новой формации, задумчивый и молчаливый, всегда взвешенный в своих помыслах и деяниях – символ высоты и красоты духовных устремлений нарождающейся казахской интеллигенции.

Скульптурный образ Ш.Валиханова должен был олицетворять человека высокого интеллекта, одного из передовых личностей не только казахского народа, но и представителя российского научного общества, участника походов на Коканд. Большой вклад в развитие культуры своего народа связан с его этнографическими исследованиями. Ш.Валиханов остался в памяти всех, кто его знал, как человек тонкий, с дипломатическим складом ума. И так же, как и Абай, он не мог не страдать из-за унизительного колониального положения своего народа.

Шокан Валиханов остался так же просветителем, проводником новой культуры, проводником по пути движения казахской нации к высотам европейской системы ценностей. Благоговение перед величием столь больших фигур казахской нации для скульптора Х.Наурзбаева явилось отправной точкой в поисках композиции.

В формировании личности Шокана Валиханова большую роль сыграли собственная среда, просвещенная и умная бабушка Айганым, образование, дружба с Ф.Достоевским, Семеновым-Тянь-Шаньским, соратником Г.Потаниным. И конечно, в его образе должна была найти отражение российская культура не только в форме одежды, но и в облике.

Шокан изображен, как изображали представителей российской интеллигенции, глубоко погруженным в свои мысли. В легком движении фигуры словно нерешительность, словно молодой, стройный и красивый человек задумался, едва заметная осторожность сквозит во всем облике скульптурного образа. А в естественности позы художник очень точно обнаруживает элитарность и благородство в происхождении молодого человека. Да и традиционная военная форма одежды русского подданного, подчеркивающая и без того стройный стан, очень ему к лицу.

Композиция установлена в одном из самых уютных и камерных уголков города Алматы, несмотря на монументальный неоклассический стиль архитектуры. Памятник стоит напротив здания Академии наук Республики Казахстан, но его взор не обращен на архитектуру или окружающую среду, как это характерно для многих монументальных скульптур советского времени. Если монумент Абая открывал проспект, словно открывал дорогу своему народу, то образ Шокана Валиханова - олицетворение глубокого осмысления мира вокруг и себя в нем, он как будто не видит окружающего пространства.

Однако это не значит, что отсутствует связь скульптуры и окружающей архитектурной среды. Напротив, она, как нельзя, кстати, расположилась в пространстве, которое раскрывается перед скульптурой. Это один из удачных масштабных решений архитектурной среды, где скульптурный монумент занял столь хорошее положение.

Главный вход в здание Академии расположен на улице Шевченко. Чтобы эта улица, на которую «выходит» монумент, «не проходила мимо», скульптура Шокана Валиханова несколько «утоплена» вглубь небольшой улицы (улицы его имени) так, что создается ощущение площади перед ней. Композиция завершается фонтаном, подчеркивающим архитектурно-пространственный комплекс.

Не случайно скульптура Ш.Валиханова противопоставлена архитектурной среде неоклассического стиля, авторами которого были в свое время А.Щусев, Простаков. Сам Шокан проводник европейской культуры, архитектура также европейской классики – поэтому все очень органично спроецировано в данном месте, как единое целое из страниц состоявшейся истории. И в этом противопоставлении нет случайного столкновения, есть точная характеристика и истории и личности в ней.

Что-то от лермонтовского Печорина в облике задумчивого и погруженного в себя образа, только это не «лишний» и «потерянный молодой человек» своего времени, это человек образованный и интеллигентный, и оттого, вероятно, чаще сомневающийся.

Х.Наурзбаев сумел выразить свою любовь и великое почтение тем духовным устремлениям, что возвысили столь молодого и, безусловно, талантливого человека в глазах всех его потомков. Серьезный внутренний процесс прочитывается в скульптурном облике «героя девятнадцатого века» отечественной истории.

 

Баки Урманче (1897-1990)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.