КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы. 1960
Во все времена особое значение придается монументальным композициям, что должны пропагандировать государственную мощь. Визитной карточкой Алматы советского периода стали произведения Х.Наурзбаева, что украшают, а точнее организуют центральные площади города. К таким монументам относится прежде всего памятник Абаю, на одной из самых центральных проспектов города - проспекте Абая. Скульптор выполнял госзаказ в годы полного диктата соцреалистических идеалов в культуре страны. Но в отличие от традиционных ленинских монументов, образ народного мыслителя трактуется художником предельно правдиво и просто человечно. Нет в нем традиционного пафоса титанической фигуры, что превалировал в обликах вождей революции, нет и гипертрофированной помпезности в стати. Это понятно, художник создает образ человека, оставившего не просто глубокий след в памяти народа, а являющегося его духовным наставником и проводником. Образ мыслителя, жившего в девятнадцатом веке, полностью связанного с глубоко традиционным обществом, каковым был казахский народ в то время, вместе с тем - это человек, опережающий свою эпоху, всей душой стремящийся к просвещению и осознающий необходимость прорыва своих соплеменников из оков старого мира. Абай для казахского народа, в какой-то степени больше, чем А.Пушкин для русского. Он стоял в момент начала больших перемен в сознании своего народа, сам формировал его, оказал большое влияние на будущее. В данной связи ответственность художника, создающего образ столь большого значения для социума, огромна и, естественно, сложна. Для автора скульптуры Х.Наурзбаева в целом присуще гуманистическое отношение к своим героям как к персонажам живым, что находясь в своем пространстве-времени, оказались в будущем, поскольку проецировали его всеми своими силами. Монументальные композиции, призванные пропагандировать социалистические ценности, опирались на свои позиции, но, как показывает история, и в рамках жесткого контроля художник создает произведения высокого уровня, отражающие эпоху. К таким произведениям и относится памятник Абаю. Художник создал монумент в камерной тональности, хотя стоит он на возвышении и взгляд устремлен вдаль. Такие композиции типичны для советского монументального искусства. Но образ Абая – это типичный портрет уважаемого аксакала, большого человека, что всегда пользовались особым почтением и уважением в культуре казахского народа. Каноничный композиционный прием, сложившийся в монументальном искусстве бывшего Союза СССР, конечно, «читается» в характерной устремленности фигуры вперед; так изображали почти всех вождей, когда надо было выразить идею: «из прошлого в светлое будущее». Деятельность Абая для казахского народа сравнима с просветительской деятельностью русских классиков, поэтому он и должен был олицетворять мысль о созидательной роли существовавшего в те времена государственного строя. Во всяком случае, деятельность Абая не нарушала идеологических устоев страны Советов, именно поэтому он и снискал право на создание монумента в свою честь в государстве, которое никак не было заинтересовано в какой либо форме свободомыслия. Как человек девятнадцатого века, Абай мог нести не тольконациональные этнические черты казаха, но он и интеллигент новой формации. Очень прост его узнаваемый силуэт и мудрый взгляд, обращенный на открывающуюся перед ним ширь проспекта. Он открывает один из самых длинных и больших проспектов города и словно всматривается в его пространство, но взгляд, как и должно в степном краю, окидывает всю округу. Художник с пиететом и большим уважением отнесся к традиционному народному образу, к исторически достоверному лику народного поэта. Время, в котором жил Абай, реконструировано лишь в одежде, простой покрой чапана, рука с книгой – все предельно просто, главное облик человека, озабоченного общими для его рода, вопросами бытия. Проспект Абая перед монументом и горные вершины позади – прекрасное пространственное место в городе, точно характеризуют положение великого мыслителя, место которого в истории нации соизмеримо с его духовным основанием.
Хакимжан Наурзбаев (1925-2009)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |