Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скульптура




Раздел, включающий шедевры скульптуры, дает обобщенное представление о творческих методах, художественных традициях и новаторских исканиях в казахской пластике. Одним из основных принципов описания скульптурных памятников стала нацеленность авторов на выявление специфических выразительных средств скульптуры, связанного с трехмерным объемом, материальной осязаемой формой, архитектоникой пластических масс и т.д. Анализ отдельных произведений был подчинен общей логике становления и развития скульптуры Казахстана. Для успешного решения сложной задачи показать в частном проявлении воли художника общих художественных стратегий исследовательской группе было важно предварительно выявить и точно очертить основные стилевые и содержательные направления скульптуры Казахстана, связать их с социокультурным фоном, продемонстрировать неразрывную связь любого значительного памятника с духовными устремлениями эпохи, социально-политическими приоритетами, психологическими и идентификационными поисками.

Интерпретация шедевров монументальной скульптуры предполагает их рассмотрение в аспекте синтеза искусств: во взаимодействии с архитектурой, с пространственной средой, с точки зрения решения градостроительных задач и понимания масштабности образа.

Образы культурных героев нации всегда занимали умы и воображение скульпторов. В связи с этим, актуальным и значимым является выбор таких объектов анализа, как памятники Абаю Кунанбаеву и Шокану Валиханову в Алматы Х.Наурзбаева, памятника Шокану Валиханову в Кокшетау Т.Досмагамбетова и исследование соотношения идеального и характерного в пластических решениях этих мастеров.

Современные процессы, связанные с осмыслением исторического опыта нации привели к тому, что культуре возобладало пластическое мышление: монументальная скульптура приобрела огромное значение как зримое воплощение исторической памяти, ценностных и нравственных императивов. Чрезвычайно значимым для современной монументальной скульптуры, представленной работами таких мастеров как Е.Сергебаев, Б.Абишев, К.Какимов, Н.Далбай является, наряду с пластической убедительностью, сама программа памятника, его содержательная наполненность.

На примере детских портретов одного из основоположников скульптуры Казахстана Н.Журавлева и современного скульптора А.Жумабая можно представить произошедшие в этом виде изобразительного искусства изменения. Если скульптурный портрет Н.Журавлева опирается на нормы классического идеала, то произведение А.Жумабая демонстрирует использования всей палитры мировой скульптуры. От психологической характерности скульпторов старшего поколения современные авторы приходят к условному надиндивидуальному образу.

Наряду с монументальной пластикой были репрезентированы важные для понимания путей развития казахской скульптуры станковые скульптуры Р.Ахметова, Е.Мергенова, В.Рахманова, О.Шанова, Э.Казаряна, А.Есенбаева. Философские представления и художественные идеалы авторов, совпадающие с поиском пластических символов своего времени раскрываются во всей их противоречивой сложности. Стилизация, диалог с европейской скульптурой ХХ века, подчеркнутая логика конструкции, передача экстатических озарений или опора на классическое искусство и бережное сохранение пластичности становятся неотъемлемой частью их разнонаправленного творчества.

Скульптурный раздел книги-альбома является абсолютно новаторским, так как впервые на примерах станковой и монументальной пластики предоставлена развернутая картина динамики профессиональной казахской скульптуры с момента становления художественной школы Казахстана до наших дней.

Хакимжан Наурзбаев (1925-2009)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.