Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вне жанра. 1991




 

В произведениях Р.Хальфина плоскости цветовых пятен «организованы» соответственно с обретенной и прочно впитанной сознанием архитектурной практики - профессиональные навыки приучили мыслить гармонией линии и плоскостей. И, независимо от содержания, его полотна хранят эту воздушную среду сгармонизированных плоскостей.

Известно, сколь большое влияние было оказано Н. Стерлиговым в творческом становлении и формировании взглядов Р. Хальфина. Но творчество мастера пришлось на тот момент в истории страны Советов, когда устои соцреализма уже сильно покачнулись по всем просторам бывшей СССР. И «прибавочный продукт» в искусстве, о котором впервые было заявлено К. Малевичем, привело к тому, что художники Казахстана конца прошлого века также стремились к свободе выражения творческой мысли, они строят и утверждают версии по созданию своей «прибавочной продукции» в общую копилку модернизации мировой и собственной среды.

Произведения восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века отличает большая гармония, в которой при всей философии в ее строении, есть влияние архитектурного типа мышления. Он мыслит пространственно даже, когда это пространство мерцает, когда оно, как вата, как будто сплавляет свои неровные и неточные контуры с окружающей условной «средой».

В своей очередной композиции «Вне жанра», используя минимум цвета, а точнее оттенки белого, серо-сиренево-голубые и черные цвета, художник создает некое условное пространство, утопленное в окружающем «облаке» белого, словно остановленное застывшее мгновение импрессионистического произведения. В целом ахроматическое полотно выстроено на цвето-тональных перепадах, что, как в абстрактных полотнах, создают иной слепок данной реальности.

Создается ощущение, что автор делает упор на понятия «часть» - «целое», «пустота» и «заполненность». Заполненность горизонтальной полосы и пустота окружающей ее плоскости - в очень активном «диалоге», что обеспечивается композиционным размещением, несколько сдвинутом от центра и строгой горизонтали.

Диалогичность абстрактных цвето-тональных плоскостей связывается с тем заданным направленным движением, что улавливается на уровне подсознания человеком. А именно, используя игру ритмического движения плоскостей, он создает условное динамичное пространство, по которому глаз человека быстро «проскальзывает».

Движение идет в двух пересекающихся направлениях. Быстрота движения организована взаимным положением трех цветовых оттенков, точнее черный цвет, как и должно, «натягивает» на себя, скользящий по всему полотну глаз человека, пересекая серо-голубые, сиреневые тона. Он же – сеть пространственная глубина, композиционный акцент. Движение «ускорено» и общим положением горизонтальной полосы-фрагмента в «центре» белого холста, словно прорывая ее.

При всей условности, кажется, что это не фантастическое пространство, это в какой-то степени знакомое для казахской земли место. Только цветовая гамма иная, она «ватная», нет четких и резких границ плоскостей, сами плоскости из-за отсутствия локального покрытия воспринимаются воздушно. И это не «Осколки», что были популярны в живописи мастера достаточное время, где он изучает россыпь форм, некогда составлявшие целое. Это фрагмент некоего пространства в середине «пустоты» белого облака.

Кубофутуристические изыски привели мастера к осмыслению понятия все той же формы в искусстве, что вновь актуализировалась и будоражила мысли творческой интеллигенции позднего советского времени. Он изучает природу формы, изучает ее самостоятельное существование, в отличие от пластических возможностей чистого цвета.

Синтез импрессионистического видения мира, то есть важность понятия «цвет» и понятие «форма» и в искусстве и в целом в культуре человечества проявились в творчестве Р. Хальфина. Но импрессионизм сохранился только в передаче иллюзии движения цвета, в то время как форме он стремится придать состояние относительной устойчивости.

Р. Хальфин начинал, как живописец, вернулся к ней в конце своей жизни, когда тот же принцип моделирования живописной поверхности холста, нес уже иную информацию: глубокую душевную боль.

 

 

Жумакын Кайрамбаев (род. 1953)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.