Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паруса на Иртыше. 1997




Георгий Мезенцев – художник, который высшим предназначением человеческой жизни мыслил занятия живописью, а к живописи подходил со строгой избирательностью настоящего гения. Главное место в его творчестве занимал пейзаж. Про картины Г.Мезенцева лучше всего было бы писать стихами, поэтическая канва угадывается в каждом его живописном произведении, от этюда до большого полотна.

К одним из лучших пейзажных произведений казахской живописи можно отнести представленную работу «Паруса на Иртыше», написанную в 1997 году, когда мастеру было уже за восемьдесят. Г.Мезенцев, вообще, художник поздний, по-настоящему раскрывший свой талант во второй половине жизни. Чем старше он становился, тем смелее, свободнее и интереснее становились его работы. Даже формат полотен существенно увеличился в последнее десятилетие его жизни. Как будто исчезли скованность и робость, в 1990-х и особенно в 2000-х, он стал работать без оглядки на идеологические и формальные каноны и догмы, легко, неутомимо, без напряжения. Это лёгкость виртуоза, дарованная как награда за труд живописцу, который всегда следовал своему призванию.

Прекрасно изучив природные мотивы на многочисленных натурных этюдах, он говорил через пейзажный жанр о вечном, о главном, не отвлекаясь на несущественное, он выражал важное для себя, но адресовал свои произведения человечеству.

В полотне «Паруса на Иртыше» высокий ракурс позволил художнику передать всю выразительность широкой равнинной красавицы-реки, которая неторопливо и величаво несёт свои воды вдаль. Произведение просто источает спокойствие и безмятежность. Излюбленная палитра мастера, построенная на мягких неконтрастных переливах всех оттенков изумрудных, бирюзовых и синих цветов, созвучна текучим как песня, линиям, плавным очертаниям берегов и далей. Цвета насыщенные и глубокие, краски приглушенные, и только яркими акцентами - три подвижных штриха на середине реки – белые паруса, отражающиеся в глубокой синеве вод. Эти деятельные юркие, почти одушевлённые фигуры – энергичные персонажи, контрастно проявляющие характер природного пространства, которое разворачивается в картине во всей своей необозримости.

Но не только красота природного мира, от которой захватывает дух, предстает здесь перед зрителем, гораздо более важное чувство, ярко выраженное в этом произведении – это чувство свободы, упоение простором, почти зримое остро переживаемое ощущение полёта, которое возникает благодаря композиционному решению. Верхний ракурс, ракурс взгляда летящей птицы на поверхность земли, позволяет охватить и прочувствовать всю необозримость пространства как путь реки, как линию её жизни. Созерцательные, поэтические, философские интонации возникают благодаря такому характеру движения реки в картине - несуетливому, не обыденному, одухотворённому, значительному. Пейзаж Г.Мезенцева «Паруса на Иртыше» наполнен музыкальными ритмами, которые создаются цветовыми аккордами и тональными переходами. Река – как мелодия, разливающаяся далеко в пространстве.

В произведении «Паруса на Иртыше» природный мотив типизируется, превращается в новую идеальную реальность. Живопись-элегия, возвышенная и прекрасная.

Живопись последних лет открывает перед нами мастера, для которого, кажется, нет секретов, работающего легко, без напряжения. Пространство и цвет – становятся не просто главными выразительными средствами, а как бы героями всех его пейзажей. Его полотна, наполненные пространством до краёв, насыщенны чувственным поэтическим переживанием гармонии мира.

Георгия Мезенцева по праву можно назвать одним из последних романтиков в живописи ушедшего ХХ века.

 

Елена Бейсембинова (род. 1941)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.