Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфаркт миокарда. 1987




События 1986 года в Алматы не оставили равнодушным творческую интеллигенцию: “Инфаркт миокарда” Б.Бапишева - отклик на эти события. Почти все художники данного времени пытались осмыслить происходившие события сквозь призму вечных ценностей. То, что никогда не теряет своего смысла - жизнь и смерть, любовь, верность и предательство.

Б.Бапишев в своем произведении воспользовался символическим языком искусства кочевников: здесь нет рассказа, нет описания трагических событий, и все же есть глубокая душевная рана и боль. На полотне художника собраны традиционные формы искусства номадов тюркского времени, по положению которых не трудно определить состояние души художника (“каменная баба”- балбал - изображена в лежащем положении, в то время как кочевники ставили ее строго вертикально).

Фон для балбала – тускииз, традиционный атрибут интерьера кочевой юрты; лежащий балбал, птица на каменном изваянии – за всем нет никаких действий или характерного драматического напряжения форм, обычно в таких случаях передающегося автором через композиционный строй, колорит или иные средства.

Б. Бапишев сумел синтезировать весь, имеющийся «генетический» материал, с идеями современности, с поисками национальных кодов в культуре. Поэтому столько таинственного и столько мистического в полотнах мастера, ибо он обращен вглубь не столько временную, сколь стремится дать прямую связь с пространственной протяженностью этого мира: связи конкретного пространства и человека, его бытия и инобытия. Художник идет на поводу у традиционных представлений номадов об аруахах – духах предков, которые непременно населяют пространство, но конечно, существуют в иной ее реальности.

Художник знает об общности и различиях в традиционных представлениях номадов о мироздании, о системе взаимоотношений миров, гармонии в ней, нашедших прямое отражение на понятиях «статика» и «динамика» форм в классическом народном изобразительном искусстве, и соответствующих понятиям «мир живых» и «мир мертвых». В данном произведении все статично, все замерло в ожидании и осмыслении произошедшего события.

В передаче чувства боли, когда предательский удар нанесен в самое сердце духу места, сложно трактовать иначе как полное безмолвной глубины остановку времени, когда нужно погрузиться в себя, чтобы понять случившееся…

Предательство всегда обезоруживает, наносит боль, которую сложно пережить, особенно, когда вера утрачивается, сбрасывается пелена с глаз. Так произошло с казахской советской молодежью в годы «перестройки». И, пожалуй, ни один художник не выразил состояние «души, обливающейся кровью» так, как это трактует Б. Бапишев: без излишней патетики, без крика и надрыва, но с глубокой болью, что особенно выразительно «просвечивает» в полной тишине и внешнем покое, передавая состояние шока.

Б. Бапишев обращается к образу духов во времена, когда очень остро задето национальное самосознание казахов, когда он изображает балбал поверженным, а ведь это значит, что и духи предков страдают не меньше и что это вызовет волну негодования и в той реальности. Глубоко национальные истоки можно проследить в творчестве Б. Бапишева, когда художник пишет природу, камни, деревья.

Обращение художника к древним поверьям, представлениям, к религиозной мысли своих предков не является единичным примером в искусстве этого периода. Все, что происходит в полотнах молодого художника связано и с теми социально-политическими событиями, что не могли не оставить без размышлений о мире, в котором живешь.

В безмолвии композиции «Инфаркт миокарда» - констатация факта: в душе, как в выжженном поле, все пусто и тихо.

Вероятно, не случайно во всех последующих своих произведениях художник будет обращаться к духам, к пророкам, будет прославлять бога, поскольку найти утешение, или ответ на вопрос о твоем месте и роли в этой реальности, художнику оказалось невозможно, и он буквально поглощен своими поисками духовного в пространстве современного ему мира.

Георгий Мезенцев (1916 - 2006)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.