КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символ плодородия. 1983
Творчество Б.Бапишева постепенно превращается в развернутый пантеон тенгрианства, языческих верований тюркской архаики. Уже в одном из ранних произведений, небольшом полотне изображавшем тщательно выписанного стилизованного барашка, художник принципиально очертил свои духовные и мировоззренческие координаты. Эту маленькую вещь можно было бы назвать программной для творчества Б.Бапишева. Свой символ плодородия художник понимает и постулирует как исконно скотоводческий, принадлежащий кочевому народу, возрождая и трансформируя в современной живописи, древний культ барана - не просто основы благосостояния кочевников, организующего начала традиционного хозяйственного уклада, но и одного из его тотемов-прародителей. Возвращая культ барана в живопись, отражавшую и преломлявшую события реальной жизни и сознания нации, он возвращает ей издревле сакральные тотемы и культы. Конечно, барашки никогда не уходили с полотен казахских живописцев, разбредаясь по степи и холмам, они всегда составляли неотъемлемый атрибут «национального по форме» пейзажа. Но все же «Символ плодородия» Б.Бапишева стал манифестацией открытого перевода стрелок культурного сознания нации, возврата его «на круги своя». Перевода, проделанного через трансформацию в живописи культового отношения к барану - символу плодородия кочевого скотоводства. Еще более ощутимого после совсем еще недавно прозвучавшего с живописного полотна благословения черных пластов свежевспаханной целинной борозды. Может быть сейчас, когда претворение национального сознания в культуре одолело многие этапы, раскрылось разными гранями, тогдашний шаг молодого художника не выглядит столь значительным. Но тогда, в маленькой заявке Б.Бапишева, развернуто расшифрованной чередой его последующих работ, был заключен принципиальный смысл, который можно сравнить с зашифрованным в художественный образ призывом к восстановлению национальной самобытности. Живописец реконструирует в живописи тюркскую модель мира, национальный способ мировидения переводит в фигуративные, при этом вполне условные образы. Он акцентирует, что слияние собственной точки зрения на мир с ракурсом традиции осуществляется им на уровне сознательного выбора. Дополняя генетический код духа и крови, интеллектом, эрудицией, интересом к новым изданиям, посвященным истории, культуре, мифологии тюрков, Б.Бапишев восстанавливает в полотнах цельную, стройную систему тюркского мировоззрения. Восстанавливает, с помощью созданного им условного формального языка, специфики звучания цвета, атмосферы концентрированного молчания, таящего первозданные знания человека о природе и о себе. Осознавая важность, поставленной им задачи воссоздания в живописи древней мифологии казахов-тюрков, и как всякий творец, внутренне сливаясь со своим творением, он создает в себе самом и, соответственно в собственных произведениях культ архаического мировидения. Культовым восприятием пронизано все в его работе, от внутренней позиции по отношению к изображаемому объекту, до претворения его в характере самой живописи. Присущий древним пантеизм проявляется в его живописи и на уровне понимания ценности каждой живой мелочи в божественном храме природы. Выписанные с кропотливостью работ вышивальщицы по шелку пучки шелестящих сухих трав вызывают в нем равноценный - глубинный и удивленный - трепет перед великим могуществом природы. Б.Бапишевым разработан способ работы с формой или, вернее, способ создания формы произведений. Он говорит об особенном, присущем ему декоративном даре. Декоративизм входит в его полотна единой структурой и отчетливой концепцией в сугубо восточном понимании его сути. Пронизывающий всю ткань полотен его декоративизм можно понимать как утверждение идеи гармонии и красоты мироздания, внутренней взаимосвязи всего сущего и единого порядка, пронизывающего мироздание. Логика эстетизации изображения, предпринятая Б.Бапишевым в его полотнах, характерна для развития художественного языка, трансформации стилистики живописи этого периода. Здесь прочитывается новый подход к живописной поверхности. Художник уходит не только от живописной иллюзии, наблюденной реалистической, чувственно ощутимой и эмоционально узнаваемой, но даже и от живописной декоративности как гармонии цельных, обобщенных форм и цветовых сочетаний к принципиальной условности языка. Он осуществляет наглядность своего шага через эстетизацию самой живописной поверхности холста, делая ее в каком-то смысле самоценной. Подчеркнуто, а в некоторых случаях даже утрированно, подвергает процессу эстетизации не только объект, но и сам принцип условности. Доводит до сознания зрителя мысль о необходимости максимального преображения факта реальности для превращения его в предмет искусства, причем преображения мастерского, искусного, изощренного.
Бахыт Бапишев (род. 1958)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |