КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Прерогативы патриархальной семьи в воспитании были закреплены еще в таких документах древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне (1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др. Постепенно естественным путем вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов начал складываться и новый социальный институт — школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Эта общность — следствие того, что возникновение школ пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового строя к рабовладельческому. Типологичность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то, что они существовали изолированно друг от друга, имели при этом принципиально общее в сфере воспитания и обучения. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, происходили глубинные перемены в практике воспитания и обучения: качественно изменялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) стали дополняться собственно письменностью — клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности — важнейший фактор развития школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передающей не только общее содержание речи, но и членение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо превращается в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению обучения грамоте и тем самым к увеличению «производительных возможностей» шкоты. Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, вызвало к жизни и появление новой специальности — учителя. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность формировалась в рамках жестких социальных регулятивов, обязанности и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности в регионах Востока была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной группе, государстве. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания. Закономерно, что своим возникновением первые школы в древнейших восточных цивилизациях обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания. Вместе с тем возникновение школ, в конечном счете, являлось ответом на определенные экономические, культурные, политические запросы общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними изменялись сфера, содержание и методы обучения и воспитания. Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока были, несомненно, семья, церковь, государство. Семья, однако, не была в состоянии обеспечить общество необходимым числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, что требовалось для чиновничьего аппарата. Подготовка таких людей стала главной задачей особых учебно-воспитательных учреждений, создававшихся служителями культов и светской властью. В течение весьма длительного времени обучение и воспитание носили крайне рутинный характер. Мучительным и длительным был процесс обучения грамоте из-за весьма сложной системы письма. Содержание образования было крайне скудным и узкоспециальным, закрепляя за человеком определенные общественные положение и функции. К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, известное изменение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо аристократии и служителей культа учениками школ становились постепенно дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием. Школа, возникнув как определенный итог движения общества, обладала относительной независимостью в своем развитии и со своей стороны, будучи стимулом прогресса, влияла на общественную эволюцию. Так, школа письма, возникнув как ответ на необходимость закрепить результативность передачи опыта поколений, позволяла, в свою очередь, давать обществу возможность двигаться вперед без значительных потерь из опыта прошлого, что было неизбежно в дописьменный период. Школу и воспитание в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и как итог специфического развития каждой из этих цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями в сфере воспитания. «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии)
Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата государства Шумер и Аккад» существовавшие здесь вплоть до 100 г. до н. э., другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание — башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы. Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях — писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н, э, Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки. Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Нип-пура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668—626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования. К подобным текстам можно прикатить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуббах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения. Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э. Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает своего сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей, мудрых людей. Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Возглавлял эдуббу «отец»; учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей» эдуббы. Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей истории «домов табличек» фактически универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании табличек-моделей и их копировании в табличках-упражнениях. Сырые таблички-упражнения корректировал преподаватель. Позже иногда применялись упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Использовался и метод диалога-спора, причем не только с преподавателем или учеником, но и с воображаемым предметом. Как правило, ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. О том, каким был уклад школы и каким хотели видеть этот уклад в Междуречье, говорят найденные на развалинах столицы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не гот, кто думает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Один из клинописных документов (около 2 тыс. до н. э.) позволяет восстановить учебный день школьника, обучавшегося в эдуббе. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: скорее дай мне завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает. «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно»2. Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе школяр учился читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства различных сооружений, составлением торговых, правовых и других деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания и умения. Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Последний в первой трети 2-го тысячелетия до н. э. перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и культов. Основным предметом обучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии. Как следует из документов того времени, выпускник эдуббы должен был хорошо владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные, основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он должен был также уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов1. Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов табличек» претерпели затем определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Сама школа создала и особую учебную литературу, обслуживавшую учебно-воспитательный процесс. Первые методические пособия — словари и хрестоматии — появляются в Шумере за 3 тысячи лет до н. э. В них включались фольклорные поучения, назидания, наставления, облегчавшие обучение клинописной грамоте. В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели много помещений, включая библиотеку и комнаты для занятий писцов. Комплексы библиотека-школа именовались «домами знаний». В древнем Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются частные учебные заведения. О распространении грамотности свидетельствовал тот факт, что с указанного времени на различных документах появляются подписи торговцев и ремесленников. Своего расцвета эдуббы достигли в ассирийско-нововавилонский период — 1-е тысячелетие до н. э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением процесса разделения труда в Древней Месопотамии среди писцов усилилась специализация, отразившаяся и на характере обучения в школах. В содержание обучения входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Ассирийско-нововавилонский период отмечен появлением эдубб для девушек из знатных семей; здесь их обучали письму, религии, истории, математике. В этот период продолжало распространяться обучение при библиотеках, особенно в Ассуре и Ниппуре. Писцы этих библиотек занимались сбором и записями табличек на различные темы. Об объеме их работы свидетельствует библиотека царя Ашшур-банипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. таких глиняных табличек. В ассирийско-нововавилонский период особое внимание уделялось обучению математике. Наиболее образованные люди той эпохи были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. Высокого уровня достигло врачевание, которому обучали по пособиям, где содержались сведения о диагнозе и способах лечения многих болезней. Медицина изучалась как искусство врачевания и как отрасль магико-религиозных культов. Первые сведения о школьном обучении Школа в Древнем Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание. В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец». Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе»2. Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»3. Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения гераклеопольского царя» XIII в. до н. э. писал: «Следуй отцам твоим, предкам твоим»4. Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье5. Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице»1. Однако эту мысль он подробнее не раскрывает. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль»2. Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке. Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость. Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или::ной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Школы в Древнем Египте существовали, по-видимому, при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать, читать; затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться считать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь представление об отличиях между беглым, упрощенным и классическими способами написания иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать. Вот что говорил жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью»1. В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым — для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты. В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но в эту эпоху появился уже папирус — бумага, изготовленная из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса использовали в школе многократно. Перед очередным употреблением с папируса смывали ранее написанное. На школьных работах обыкновенно ставили число, месяц, день данного урока. Ученики переписывали тексты, из которых можно было почерпнуть те или иные знания. На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания усвоению содержания текста, на продвинутом этапе школьников обучали литературному языку. Красноречие считалось важнейшим качеством писца: «Речь сильнее, чем оружие», «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить его», — говорилось в древнеегипетских папирусах2. Одновременно школа сообщала некоторые математические знания, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических исчислений, которые использовались при прогнозировании разливов Нила и т. п. Нередко обучали и географии в сочетании с геометрией; в этом случае ученик должен был уметь, например, начертить план местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация обучения. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы, где готовили врачевателей. В школах Древнего Египта занятия шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический школьный режим беспощадно карались. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Вставай на твое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает твою душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит на твоей шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью»1. В папирусах достаточно часто встречаются высказывания такого типа: «Смотри, нет должности, где бы ни было начальника кроме должности писца, ибо он сам начальник»; «Вот отдаю я тебя в школу вместе с сыновьями знатных, чтобы тебя подготовили к прекрасной должности писца»2. Среди школ в древнеегипетском обществе имелись и особые «царские школы», где дети высшей знати учились вместе с отпрысками царской фамилии. Здесь особое внимание уделялось чтению древнейших текстов и переводу их на живой язык.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |