Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае




В основе богатых и своеобычных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейно-общественного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.

Считалось, что в каждом доме был свой «домовой» (Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому всем приходилось соблюдать многочисленные табу, упорядочивавшие жизнь и дисцип­линировавшие поведение каждого члена семьи, например табу на бранные слова, поступки, вредящие семье и стар­шим. В этом можно увидеть проявления мистического ми­ропонимания, когда людям представлялось, что вокруг них существуют многочисленные божества, следящие за их нрав­ственностью. Такой настрой усиливала и домашняя нагляд­ность: картинки тушью, воспроизводившие нравоучитель­ные сценки из народной жизни и сказок.

В основе воспитательных отношений лежало поклонение младших старшим, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в древнем Китае чрез­вычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя счита­лась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глу­бокую древность. По преданиям, первые школы в Китае воз­никли в 3-м тысячелетии до н. э. В древних китайских кни­гах эти первые школы называют «сян» и «сюй». Сян понача­лу были местом прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В сюй молодежь учили стрельбе из лука. Затем для обозначения школы стали упот­реблять иероглиф «сюэ», что означает «учить», «учиться».

Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ донесены до нас в различных надпи­сях, относящихся к эпохе Шан (Инь) (XVI—XI вв. до н. э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятель­ных людей. К этому времени уже существовала иероглифи­ческая письменность, которой владели, как правило, так на­зываемые пишущие жрецы.

Умение пользоваться письменностью передавалось по на­следству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X—IX вв. до н. э.) — на бронзо­вых сосудах. Далее — вплоть до начала н. э. — для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пласти­ны, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н. э. лак и бамбуковую палочку заменили тушь и волосяная кисточка, В начале II в. н. э. появляется бумага. После изо­бретения бумаги и туши обучение технике письма стало бо­лее легким делом.

В эпоху Шан (Инь) содержание школьного воспитания и обучения включало шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыку, стрельбу из лука, управление лошадью.

Эпоха Шан (Инь) сменилась эпохой Чжоу, которая, в свою очередь, подразделялась на периоды Западного (XI— VIII вв. до н. э.) и Восточного Чжоу (VIII—III вв. до н. э.). Во времена Западного Чжоу получили развитие школы для детей наиболее высокопоставленных особ (госюэ) и для ме­нее родовитой знати (сансюэ). Госюэ создавались в столи­це, а сансюэ — в провинции.

В период Восточного Чжоу — с VI в. до н. э. — в Древнем Китае сформировались основные философские школы — конфуцианство, даосизм, моизм и школа легистов (закон­ников). Эти философские школы оказали влияние и на раз­витие педагогической мысли.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания и об­разования и педагогическую мысль в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н. э.), Он обобщил, в частности, весь опыт воспитания и образования в Китае и высказал ориги­нальные идеи в этой области.

Основу педагогического учения Конфуция составила трак­товка им вопросов этики и морали, управления государст­вом. Особое внимание он обращал на нравственное самосо­вершенствование личности. Ведущая часть его учения — те­зис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. По Конфуцию, прочность и жиз­ненность общества покоятся на воспитании его членов, со­гласно их социальному статусу: «Государь должен быть го­сударем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Правильное воспитание стояло у Конфуция в ряду ос­новных факторов человеческого существования. Им была поставлена проблема соотношения природы и воспитания при формировании человека. По его мнению, природное в человеке — это материал, из которого при правильном вос­питании можно создать идеальную личность. Впрочем, Кон­фуций не считал воспитание всесильным, связывая эффек­тивность формирования человека с унаследованной сущ­ностью.

Возможности различных людей от природы неодинако­вы, замечал Конфуций. Согласно этим задаткам он разли­чал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врож­денной мудростью и могут претендовать быть «правителя­ми»; «благородных мужей» — людей, пришедших к знаниям посредством учения, несмотря на ограниченные природные возможности, которые должны стать «опорой государства»; и, наконец, чернь — людей, не способных к трудному про­цессу постижения знаний.

Конфуций наделял идеального человека, сформированно­го воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, бо­гатой духовной культурой. Он пришел к идее разносторон­него развития личности, отдавая при этом нравственному началу преимущество перед образованностью. В программу нравственного, умственного, эстетического, физического раз­вития «благородных мужей» Конфуций включал обучение названным выше «шести искусствам».

Конфуций создал первую в Китае школу. По преданию, он имел до 3 тыс. учеников. У него обучались преимущест­венно будущие чиновники. В дальнейшем Конфуций вообще стал считаться божественным покровителем школы и ученых.

Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое от­ражение в классической книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая содержит запись бесед Конфуция с ученика­ми. Эту книгу учащиеся заучивали наизусть начиная со II в. до н. Э.

Вот некоторые педагогические изречения из этой книги, показывающие то высокое назначение, которое отводилось в Древнем Китае обучению: «Учиться без пресыщения, про свещать без устали», «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?», «Учиться и не раз­мышлять — напрасно терять время, размышлять и не учить­ся — губительно», «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»1.

Методика преподавания в школе Конфуция основыва­лась на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

В трактате «Книга обрядов» («Ли цзи») (IV—! вв. до н.э.), созданном последователями Конфуция, подробно изложе­ны его дидактические идеи. Школьное обучение признается необходимым и даже первостепенным в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершен­стве и получишь возможность самообразовываться», «Думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в уче­нии». Учителю и его ученику предлагалось одновременно совершенствоваться: «Учитель и ученики растут вместе»2.

В главе «Книги обрядов», озаглавленной «Об учении», изложено содержание школьного обучения, которое начи­налось- в возрасте 7—8 лет. После первого года проверяли степень умения читать и способность к учению. Через три года проверяли, питает ли ученик уважение к учению, при­ятно ли ему общество товарищей; через пять лет проверяли широту знаний и прочность привязанности к наставнику; через семь лет проверяли способность к научным рассужде­ниям и умение выбирать друзей. И наконец, через девять лет, при завершении обучения, учащийся должен был уметь делать умозаключения, «твердо стоять в науке»3В главе «Записка об учении» изложена своеобразная сис­тема воспитательных и дидактических принципов: «Если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не пре­одолеть»; «Когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «Благородный муж: учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «Питай чтение к последовательности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; кто «утвердится в учении, а наставник станет ему родным... он будет получать наслаж­дение в обществе своих товарищей и верить в свою правду, он не изменит им, даже разлучившись с наставником и.одно­кашниками»; надо «проверять друг друга, умножая доброе»; «Если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны»1.

Древнекитайский подход к методике обучения заключен в следующей емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, самостоятельное размышле­ние — вот что называется умелым руководством.

В Древнем Китае большое значение придавалось само­стоятельности в овладении знаниями, а также умениям учи­теля научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования по-своему развивали Мэн-цзы (Мэн Кэ) (ок. 372—289 до н. э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (ок. 313 — ок. 238 до н. э.). Оба они занимались обучением и имели много учеников. Мэн-цзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому опреде­лял цель воспитания как формирование добрых людей, обла­дающих высокими моральными качествами. Сюнь-цзы, на­оборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности уче­ников.

Перу одного из последователей Конфуция и Мэн-цзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» («Сюэ цзи») (III в. до н. э.). Это важный источник сведений о воспитании и образовании в Древнем Китае. В нем дается описание школьной системы этого периода, говорится о не­обходимости умственного, морального, эстетического и фи­зического развития учащихся. Автор различал два понятия: воспитание («цзяо») и обучение («сюэ»). В трактате отмеча­ется, что при воспитании и обучении Надо учитывать воз­раст учащихся, идти от простого к сложному. При этом под­черкивалось, что учитель в обществе должен занимать почетное место.

В период правления династии Хань (206 до н. э. — 22 н. э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией.

В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распро­странение. Престиж обученного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъ­емлемую часть государственной политики. В этот период возникла система государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей. Все, кто проходил курс школьно­го образования, стремились сдать государственные экзаме­ны, что открывало путь к бюрократической карьере.

В целом государства Ближнего и Дальнего Востока дали человечеству бесценный опыт воспитания и обучения, раз­витый на последующих витках истории школы и педагоги­ки. В эпоху древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Вос­тока возникли первые учебные заведения, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, программу, формы и ме­тоды воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Индии и Китая в определенной степени повлияли на вос­питание и обучение в других цивилизациях — эпох античности и средневековья.

 

Рекомендуемая литература

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. — М: Наука, 1983. — 45 с.

Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2-х т. —М.: Мысль, 1972-1973. - Т. 1. - 363 с.; Т. 2. - 384 с.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. — М.: Наука, 1 965. –599

Крамер С. История начинается в Шумере / Пер. с англ. — М.:

- 1:ка, 1991. — 233 с.

Оппенхейм А. Древняя Мессопотамия: (Портрет погибшей ци­вилизации) / Пер. с английского. — М., 1980. — 317 с.

Савельева Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамиид. — М.: Наука, 1971. — 118 с.

Три великих сказания Древней Индии. — М.: Наука, 1978. — В* с.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 1-т. ч. — М.: Высшая школа, 1980. — Ч. 1. — 328 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.