Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI – IV вв. до н. эр. 2 страница




Аристотель (384—322 до н. э.), виднейший философ анти­чности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. В гимнасии Ликей он создал свою философскую школу, где обучение происходило во время прогулок, по-гречески — «перипата», отсюда и название школы — пери­патетическая. Для своих учеников Аристотель создал рад трудов, охватывающих всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего следует назвать его сочинение по онтологии, или «пер­вой философии», которое называлось «Метафизика», что бук­вально означает «то, что следует после физики». Этим поня­тием обозначался раздел философского знания, исследую­щий недоступные для органов чувств и лишь умозрительно достигаемые начала всего существующего.

Аристотелем были созданы также труды по логике, со­держащие теорию познания, позднее объединенные в книгу «Органон». В отличие от Платона сенсорное восприятие им трактовалось в качестве основы познания. Инструментом по­знания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В этике Аристотель утверждал в качестве цели всех челове­ческих дел счастье, которое достигается в процессе духов­ного труда, в мышлении и познании. Духовный труд он ста­вил неизмеримо выше физического.

В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстети­ческого учения, введя такие понятия, как мимезис, или под­ражание, и катарсис, или очищение души от аффектов. Эти идеи оказали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до Нового времени. Натурфилософские воз­зрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его трактат «Риторика». В этом труде обобщен поистине драгоценный опыт класси­ческой Греции в ораторском деле.

Аристотель определял риторику как искусство убежде­ния, которым должен владеть и каждый воспитатель юно­шества. Риторическое искусство заключается, по его мне­нию, в соединении по особым правилам логического и не­логического, рационального и иррационального, оно связано с эстетикой и дает человеку общую способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»1.

Из всех высказываний Аристотеля по во­просам воспитания можно сделать вывод, что главной зада­чей общего образования он считал сообщение ученикам фун­даментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоя­тельного суждения.

Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристо­телем практически во всех основных сочинениях. Он про­должал развивать идею государственного воспитания и обу­чения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он был против упразд­нения семейного воспитания, как это фактически наблюда­лось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспита­ние соответствуют особенностям человеческой природы. Вос­питание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны находиться в соответст­вии друг с другом как часть и целое. Воспитание подраста­ющего поколения является основной задачей школы. Цель воспитания — формирование у молодежи добродетели.

Воспитание с необходимостью должно быть двояким, так как в обществе, утверждал Аристотель, система «раб—гос­подин» столь же естественна, как в семье «жена—муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг, схолу, для развития ума и всесто­роннего воспитания. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять госу­дарством. Разум, по Аристотелю, является формой души. Отсюда и важность умственного воспитания. Искажение ра­зума ведет к деформации души и духовному оскудению. За­дача воспитателя — развивать природу ребенка, а путь раз­вития, по Аристотелю, это прежде всего развитие разума. Реализация разумного мышления и разумного действия пред­полагает воспитание воли.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Плато­ном. Им выделялись три основные группы факторов: внеш­ний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке при­сущие ему задатки; целенаправленное воспитание, разви­вающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Воспитатель, прежде всего, раз­вивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три вида: рас­тительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания) и разумная (мышление и познавательная дея­тельность). Таким образом, сама природа души требует един­ства физического, эстетического, нравственного и умствен­ного воспитания. По сути дела, им впервые дано обоснова­ние необходимости гармоничного воспитания.

Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, на­чатки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Пла­тоном. Им были выделены следующие этапы, или качест­венно отличные ступени развития ребенка и юноши: от рож­дения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а с 7-лет­него возраста — в школе.

Глубоко продумано и логически обосновано у Аристоте­ля содержание образования. Он выделял четыре основных блока: пропедевтический, подготовительный блок: чтение, письмо, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, умения и навыки ло­гического мышления; основной блок: знание о мире как та­ковом, т.е. науки о природе, история, астрономия, матема­тика, метафизика, философия; знания в качестве руковод­ства к практической добродетельной жизни в семье и полисе-государстве: этика, политика; блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельнос­ти и личного творчества: риторика, поэтика. Надо отметить, что, по Аристотелю, у свободных граждан практическое вла­дение искусством не должно достигать однобокого, профес­сионального уровня. Производство продуктов на продажу — удел рабов.

Аристотель наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание. Наиболее подробно разработана им четвертая ступень, осо­бенно логика научного мышления, умение пользоваться по­нятийным аппаратом и пр.

В области методики воспитания и обучения Аристотель на первое место ставил такое, как он считал, внутренне при­сущее человеку качество, как способность к подражанию. Повторение, копирование, следование примеру, образцу до­ставляет чувство удовлетворения, радость. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений, частых повторений жела­тельных действий, вызывающих чувство удовольствия.

Влияние Аристотеля на последующее развитие педа­гогической мысли и на практику школьного строитель­ства было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху становления схоластического обучения поздней анти­чности и средневековья.

 

Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н. з.)

Начало отсчета времени эллинизма датируется обычно годом смерти Александра Македонского (323) и распадом империи. Завершается эта истори­ческая эпоха в последние десятилетия 1 в. до н. э. Она характеризуется, прежде всего, распростра­нением греческой культуры на обширной территории Сре­диземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Завершается это время подчинением эллинисти­ческих царств Риму и Парфии.

Культурная жизнь этой эпохи характеризовалась слож­ным переплетением эллинских и восточных элементов, раз­витием традиционных форм воспитания в странах Ближне­го Востока под влиянием воспитательной практики гречес­ких полисов. Происходит и смена идеалов воспитания: если в классической Греции идеал воспитания видели в герои­ческой личности, то в эпоху эллинизма идеалом стала само­стоятельная, независимая и сильная личность мудреца.

В эллинистический период получают развитие государ­ственные учебные заведения, подчиненные местной власти городов-полисов или непосредственно центральной власти монарха, как это имело место в Александрии и Пергаме. В греческих полисах контроль за школами осуществлялся на­родным собранием и городской администрацией. На народ­ном собрании обсуждались важнейшие проблемы образова­ния. Решения по этим вопросам утверждались магистрату­рой полиса, приобретая силу закона, за исполнением которого следили специальные чиновники. Школы повсе­местно становились хорошо организованными учреждения­ми со своими помещениями, традициями и руководителя­ми — схолархами. Вот примерный круг рассматриваемых на уровне полисной власти проблем управления школами: пра­вила распорядка в училищах; строительство и открытие гимнасий и палестр, библиотек и театров, а также сбор средств для этих целей; издание декретов, регулирующих содержа­ние образования; решения о прославлении правителей и лиц, открывающих училища и жертвующих гимнасиям свитки и школьные принадлежности; обсуждение правил обучения, качества и уровня преподавания и финансирования; выборы на один год преподавателя и заключение с ним соглаше­ния магистрата на данный срок1.

В эпоху эллинизма элементарное образование дети полу­чали в дидаскалейонах.

Дидаскалейон — начальная школа для детей с 7 до 12 лет, общедоступная для свободнорож­денных. Здесь обучали грамоте, арифметике, литературе, музыке, рисованию. Обучение, как правило, вел один учи­тель, а за поведением ребенка следил, как и раньше, педа­гог, раб, приставленный смотреть за детьми и предупреж­дать их шалости. Государственные дидаскалейоны платили учителям до 700 драхм в год, что позволяло им жить доста­точно безбедно. Особо отличившимся учителям полис вы­давал денежные награды и издавал в их честь почетные дек­реты.

Археологами были найдены ученические таблички школь­ников эллинистической эпохи. На некоторых из них сдела­ны надписи воспитательного характера, например: «Будь при­лежен, мальчик, чтоб тебя не выдрали»2. По этим табличкам можно составить представление и о методике обучения пись­му. Например, каллиграфическим почерком учителя сдела­ны прописи, стих из поэмы «Труды и дни» Гесиода. Далее идет копирование учеником предлагаемого образца. На дру­гих табличках записан текст басни нравоучительного содер­жания с исправлениями учителем ошибок и троекратным повторением заданного им образца. Для начального обуче­ния грамоте, осуществлявшегося буквослагательным мето­дом, учителя выбирали краткие тексты, типа пословиц: «Учись спокойно гнев друзей переносить — и все, как бога, будут чтить тебя всегда», «Почитай родителей» и др.

Школьники обычно приходили в школу с табличками — церами. Покрытие их воском возобновлялось раз в месяц. В эллинистической литературе есть, например, упоминание о такой распространенной детской шалости: ученики соскаб­ливали воск и делали из него фигурки для игры, за что нака­зывались учителем. Положив свою табличку на колени, уче­ник упражнялся в написании букв и слогов, выцарапывая стилем текст. В школах имелись уже и учебные пособия: модели геометрических тел, ящики с песком для упражне­ния в черчении, таблицы с примерами на четыре правила арифметики, счетные приспособления — абаки.

Более основательное образование в эпоху эллинизма да­валось в грамматических школах. Здесь обучали граммати­ке, под которой понималось ознакомление с литературой. Еще софисты классической Греции, введя грамматику в про­цесс обучения, акцентировали внимание на усвоение уче­никами искусства поэтических произведений. Однако своей вершины античная грамматика достигла лишь в эллинистический период.

Произведения Гомера, Эсхила, Софокла, Эзопа и других авторов стали обрабатываться для нужд школьного образования.

Гимнасии в эллинистическую эпоху стали государствен­ными учебными заведениями для юношества из зажиточ­ных семей. В этот период гимнасии существовали практи­чески в каждом городе-полисе. В Афинах к трем гимнасиям предшествующего исторического периода — Академия, Киносарг, Ликей — прибавилось два новых — Птолемеон и Диогениум, названные по имени их основателей и мецена­тов — египетского царя Птолемея и македонского правите­ля Диогена. Гимнасии возникали и на периферии эллинис­тического мира — в полисах Северного Причерноморья, Грузии, Армении.

В Вавилоне уже при парфянском правлении также про­должали существовать греческие гимнасии и палестры, вы­соко ценившиеся местным населением. Даже на террито­рии Северного Афганистана археологи обнаружили типич­но греческий гимнасии1. В гимнасиях как интеллектуальных центрах полисов обучали чаще всего в форме свободных бесед литературе, основам философии, музыке, математике, гео­графии, риторике.

Городские власти управляли гимнасиями через выбор­ных должностных лиц — гимнасиархов. Это были богатые горожане-меценаты. Гимнасии являлись и важной частью архитектурного облика полисов, представляя собой комплекс красивых зданий. При гамнасиях были учебные библиоте­ки, расположенные в специально для этих целей построен­ных помещениях. Имена меценатов и тех родителей, кото­рые покровительствовали гимнасиям, гравировались золо­том на мраморных плитах. Во многих полисах была введена так называемая «книжная повинность» для молодежи, что обеспечивало пополнение фонда учебной литературы. Ка­талоги книг, расклассифицированные по учебным дисцип­линам, высекались на камне перед входом в библиотеку гимнасия2.

В III в. до н. э. эфебия, как государственная организация военной подготовки юношества, трансформировалась в учеб­ное заведение одногодичного и двухгодичного типа, где наряду с военно-физической подготовкой и даже в значитель­но большей мере осуществлялась образовательная подготов­ка, которая строилась на базе гимнасия. Например, в афин­ском гимнасии Диогениум осуществлялась специальная под­готовка эфебов, которых обучали риторике и философии.

На риторике как специальном предмете обучения в эл­линистической школе следует остановиться подробнее. Для примера можно взять учебник риторики, составленный Ди­онисием Галикарнасским (558 до н. э.) — «О соединении слов». Риторика, по словам Дионисия, вещь полезная во всех случаях жизни, когда нужно пользоваться речью. Особенно она полезна молодым людям, достигшим совершеннолетия.

Дионисий обращал внимание на то, что есть два рода упражнений: одни производятся над мыслями, другие — над словами. Первые из них принадлежат более к части пред­метной, вторые — к части словесной. Всякий, кто стремит­ся хорошо говорить, должен проявлять одинаковое усердие в обеих этих науках о речи. Соответственно этой концепции Дионисий составил свой учебник, в котором выделил сле­дующие разделы: природа соединения слов; сила слова; цель речи; виды речи; поэзия слова, речи; способы достижения искусства речи.

Риторика, по Дионисию, является преддверием, обяза­тельным условием последующего изучения отдельных наук и «заключенных в них мыслей». В процессе овладения рито­рикой юношам следует серьезно упражняться: «Ведь прави­ла искусств сами по себе, без упражнения и навыка не в силах сделать славных ораторов из желающих: от труда и тяжких испытаний зависит, будут ли эти предписания дель­ными и достойными внимания или пустыми и бесполезны­ми».

Риторика Дионисия полна живых и ярких примеров ана­лиза поэтических и прозаических текстов, доказывающих силу и убедительность красоты речи. Занимаясь риторикой, юноши должны были параллельно усваивать значительный объем знаний из самых различных областей наук и искусств. Дионисий специально отмечал: занимаясь риторикой, со­вершенно необходимо, не говоря уже об остальном, изучить обычаи греков и варваров, быть сведущим в законах и раз­личных видах государственного устройства, знать жизнь и труды людей, их смерть и участь, философские рассуждения о справедливости, благочестии и других добродетелях1. Несомненно, что в эллинистическую эпоху риторика зна­чительно продвинулась вперед, хотя в основе своей и восхо­дила к софистам и Аристотелю. Она нашла свое место в системе школьного образования.

В эллинистическом мире возникли крупные центры про­свещения, где юноши могли приобщиться ко всем достиже­ниям человеческой культуры того времени, стать учеными, философами, риторами, художниками, это — Афины, Ко­ринф, Пергам, Смирна, Антиохия, Александрия, Рим.

В качестве примера можно кратко описать один из них - Александрию, столицу царства Птолемеев в Египте. В горо­де с миллионным населением был создан центр наук и ис­кусств — Мусейон, в котором занимались изучением про­блем филологии, астрономии, математики, ботаники, зоо­логии. При Мусейоне имелась библиотека, насчитывавшая к I в. до н. э. около 700 тыс. свитков, мастерские перепис­чиков и школы переводчиков, театры, палестры, гимнасий. В александрийских школах занимались научными исследо­ваниями и учили такие известные мыслители эллинисти­ческого мира, как математик Эвклид, историк Гекатей, фи­лософ Стратон, ритор Диодор, поэт Каллимах и др. В этом центре просвещения развивались в основном все тогдашние науки и искусства.

В эту эпоху получило развитие и женское образование. Оно значительно отличалось от того, которое было в Гре­ции классического периода. Женщина как бы выходит из замкнутого домашнего мирка и перед ней открывается путь к образованию. Наибольшее внимание образованию деву­шек уделяли в общинах пифагорейцев эллинистического и римского периода истории. Пифагореец Финтий, например, полагал, что и мужчине, и женщине присущи храбрость, разум и справедливость. Пифагорейка Феано проповедова­ла единство нравственных основ жизни для обоих полов. Одной из известных пифагореек была Гипатия (370—415 н. э.), руководившая школой в Александрии. Она была видным ма­тематиком и философом. Гипатия была убита христианами-фанатиками, а школа ее была сожжена1.

В эпоху эллинизма возник ряд философских школ, иг­равших роль высших учебных заведений, руководимых вы­дающимися мыслителями того времени. Так, в Афинах око­ло 300 г. до н. э. основатель стоической философской школы Зенон (между 336 и 332 — между 264—262 до н. э.) собирал своих учеников на агоре, месте народных собраний в Пе­стром портике, который называли стоей (откуда и название всей школы). Зенон разработал учение о всегосударстве, где правят мудрецы. Стоики полагали, что через воспитание человека можно сделать добродетельным, основные качест­ва, которые следует формировать в человеке, — это невоз­мутимость, спокойствие и самодостаточность. В своей пе­дагогической деятельности стоики придерживались сокра­товских и кинических представлений о воспитании. В основу умственного образования ими была положена логика Арис­тотеля.

Зенон, по словам Диогена Лаэртского, написал специ­альную книгу «Об эллинском воспитании», которая, к сожа­лению, не дошла до нашего времени. У Зенона молодежь обучалась философии, включая физику, этику, логику с ри­торикой и диалектику. Под риторикой понималась наука «хо­рошо говорить при помощи связных рассуждений», а под диалектикой — наука «правильно спорить при помощи рас­суждений в виде вопросов и ответов». Эти науки рассматри­вались как верное средство саморазвития1.

Большую известность в эллинистическом мире получил центр просвещения, основанный философом Эпикуром (341270 до н. э.), который был последователем Демокрита и про­должил развитие его атомистического учения, введя в него понятие спонтанности, индивидуального отклонения от нор­мы. Эпикура можно считать одним из предшественников сенсуализма, так как он утверждал, что данные органов чувств являются истинными, а ошибки проистекают от неверных истолкований. Отсюда и педагогическая задача — освобо­дить человека от невежества, т.е. обучить и воспитать его. Вне правильно поставленного воспитания путь к счастью человеку закрыт. Диоген Лаэртский приводил некоторые вы­сказывания Эпикура, отражающие его педагогические идеи: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий филосо­фией. Кто говорит, что заниматься философией рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастли­вым еще рано или уже поздно», «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности... мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души», «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее, это обретение дружбы»1.

Своих учеников Эпикур собирал в своем саду: поэтому и школа его получила название «Сад Эпику» Посещать ее могли все — мужчины и женщины, свободные и рабы2. Эта школа как союз друзей и единомышленников просуществовала до 51 г. до н. э. Как учитель, Эпикур поль­зовался огромным уважением. В течение не одного столетия после его смерти в эпикурейских ассоциациях регулярно уст­раивались торжества в его честь. В Риме эпикурейское уче­ние получило широкое распространение со II в. до н. э. Эпикурейцами были, в частности, Лукреций и Гораций.

Еще одним известным философским учением и, в из­вестном смысле слова, «школой» эпохи эллинизма был скеп­тицизм. Основоположником этого учения являлся Пиррон (ок. 360 — ок. 270 до н. э.). Как и в стоической и эпикурей­ских школах, скептики учили человека, как стать счастли­вым. Путь к счастью они видели не в правильно организо­ванном познании, а в отказе от познания, личных убежде­ний, что и позволяло, с их точки зрения, воспитывать невозмутимого и безмятежного человека.

Пиррон считал, что для достижения счастья в жизни че­ловек должен ясно представлять, как получаются все вещи, каким образом должны мы к ним относиться и что это дает людям. Главное, чему учили скептики, — это умению вести спор. Как отмечал Диоген Лаэртский, «они на каждую убе­дительность предмета находят другую такую же, отменяю­щую ее». Пиррон отстаивал характерный для эпохи элли­низма в целом принцип релятивизма, утверждая, что «одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло»3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.