КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI – IV вв. до н. эр. 2 страница
Аристотель (384—322 до н. э.), виднейший философ античности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. В гимнасии Ликей он создал свою философскую школу, где обучение происходило во время прогулок, по-гречески — «перипата», отсюда и название школы — перипатетическая. Для своих учеников Аристотель создал рад трудов, охватывающих всю сумму тогдашнего знания. Прежде всего следует назвать его сочинение по онтологии, или «первой философии», которое называлось «Метафизика», что буквально означает «то, что следует после физики». Этим понятием обозначался раздел философского знания, исследующий недоступные для органов чувств и лишь умозрительно достигаемые начала всего существующего. Аристотелем были созданы также труды по логике, содержащие теорию познания, позднее объединенные в книгу «Органон». В отличие от Платона сенсорное восприятие им трактовалось в качестве основы познания. Инструментом познания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В этике Аристотель утверждал в качестве цели всех человеческих дел счастье, которое достигается в процессе духовного труда, в мышлении и познании. Духовный труд он ставил неизмеримо выше физического. В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстетического учения, введя такие понятия, как мимезис, или подражание, и катарсис, или очищение души от аффектов. Эти идеи оказали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до Нового времени. Натурфилософские воззрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его трактат «Риторика». В этом труде обобщен поистине драгоценный опыт классической Греции в ораторском деле. Аристотель определял риторику как искусство убеждения, которым должен владеть и каждый воспитатель юношества. Риторическое искусство заключается, по его мнению, в соединении по особым правилам логического и нелогического, рационального и иррационального, оно связано с эстетикой и дает человеку общую способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»1. Из всех высказываний Аристотеля по вопросам воспитания можно сделать вывод, что главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех основных сочинениях. Он продолжал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он был против упразднения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю, семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны находиться в соответствии друг с другом как часть и целое. Воспитание подрастающего поколения является основной задачей школы. Цель воспитания — формирование у молодежи добродетели. Воспитание с необходимостью должно быть двояким, так как в обществе, утверждал Аристотель, система «раб—господин» столь же естественна, как в семье «жена—муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг, схолу, для развития ума и всестороннего воспитания. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством. Разум, по Аристотелю, является формой души. Отсюда и важность умственного воспитания. Искажение разума ведет к деформации души и духовному оскудению. Задача воспитателя — развивать природу ребенка, а путь развития, по Аристотелю, это прежде всего развитие разума. Реализация разумного мышления и разумного действия предполагает воспитание воли. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Им выделялись три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Воспитатель, прежде всего, развивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания) и разумная (мышление и познавательная деятельность). Таким образом, сама природа души требует единства физического, эстетического, нравственного и умственного воспитания. По сути дела, им впервые дано обоснование необходимости гармоничного воспитания. Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, начатки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Платоном. Им были выделены следующие этапы, или качественно отличные ступени развития ребенка и юноши: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а с 7-летнего возраста — в школе. Глубоко продумано и логически обосновано у Аристотеля содержание образования. Он выделял четыре основных блока: пропедевтический, подготовительный блок: чтение, письмо, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, умения и навыки логического мышления; основной блок: знание о мире как таковом, т.е. науки о природе, история, астрономия, математика, метафизика, философия; знания в качестве руководства к практической добродетельной жизни в семье и полисе-государстве: этика, политика; блок знаний, умений и навыков, являющихся основой практической деятельности и личного творчества: риторика, поэтика. Надо отметить, что, по Аристотелю, у свободных граждан практическое владение искусством не должно достигать однобокого, профессионального уровня. Производство продуктов на продажу — удел рабов. Аристотель наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание. Наиболее подробно разработана им четвертая ступень, особенно логика научного мышления, умение пользоваться понятийным аппаратом и пр. В области методики воспитания и обучения Аристотель на первое место ставил такое, как он считал, внутренне присущее человеку качество, как способность к подражанию. Повторение, копирование, следование примеру, образцу доставляет чувство удовлетворения, радость. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений, частых повторений желательных действий, вызывающих чувство удовольствия. Влияние Аристотеля на последующее развитие педагогической мысли и на практику школьного строительства было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху становления схоластического обучения поздней античности и средневековья.
Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н. з.) Начало отсчета времени эллинизма датируется обычно годом смерти Александра Македонского (323) и распадом империи. Завершается эта историческая эпоха в последние десятилетия 1 в. до н. э. Она характеризуется, прежде всего, распространением греческой культуры на обширной территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Завершается это время подчинением эллинистических царств Риму и Парфии. Культурная жизнь этой эпохи характеризовалась сложным переплетением эллинских и восточных элементов, развитием традиционных форм воспитания в странах Ближнего Востока под влиянием воспитательной практики греческих полисов. Происходит и смена идеалов воспитания: если в классической Греции идеал воспитания видели в героической личности, то в эпоху эллинизма идеалом стала самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. В эллинистический период получают развитие государственные учебные заведения, подчиненные местной власти городов-полисов или непосредственно центральной власти монарха, как это имело место в Александрии и Пергаме. В греческих полисах контроль за школами осуществлялся народным собранием и городской администрацией. На народном собрании обсуждались важнейшие проблемы образования. Решения по этим вопросам утверждались магистратурой полиса, приобретая силу закона, за исполнением которого следили специальные чиновники. Школы повсеместно становились хорошо организованными учреждениями со своими помещениями, традициями и руководителями — схолархами. Вот примерный круг рассматриваемых на уровне полисной власти проблем управления школами: правила распорядка в училищах; строительство и открытие гимнасий и палестр, библиотек и театров, а также сбор средств для этих целей; издание декретов, регулирующих содержание образования; решения о прославлении правителей и лиц, открывающих училища и жертвующих гимнасиям свитки и школьные принадлежности; обсуждение правил обучения, качества и уровня преподавания и финансирования; выборы на один год преподавателя и заключение с ним соглашения магистрата на данный срок1. В эпоху эллинизма элементарное образование дети получали в дидаскалейонах. Дидаскалейон — начальная школа для детей с 7 до 12 лет, общедоступная для свободнорожденных. Здесь обучали грамоте, арифметике, литературе, музыке, рисованию. Обучение, как правило, вел один учитель, а за поведением ребенка следил, как и раньше, педагог, раб, приставленный смотреть за детьми и предупреждать их шалости. Государственные дидаскалейоны платили учителям до 700 драхм в год, что позволяло им жить достаточно безбедно. Особо отличившимся учителям полис выдавал денежные награды и издавал в их честь почетные декреты. Археологами были найдены ученические таблички школьников эллинистической эпохи. На некоторых из них сделаны надписи воспитательного характера, например: «Будь прилежен, мальчик, чтоб тебя не выдрали»2. По этим табличкам можно составить представление и о методике обучения письму. Например, каллиграфическим почерком учителя сделаны прописи, стих из поэмы «Труды и дни» Гесиода. Далее идет копирование учеником предлагаемого образца. На других табличках записан текст басни нравоучительного содержания с исправлениями учителем ошибок и троекратным повторением заданного им образца. Для начального обучения грамоте, осуществлявшегося буквослагательным методом, учителя выбирали краткие тексты, типа пословиц: «Учись спокойно гнев друзей переносить — и все, как бога, будут чтить тебя всегда», «Почитай родителей» и др. Школьники обычно приходили в школу с табличками — церами. Покрытие их воском возобновлялось раз в месяц. В эллинистической литературе есть, например, упоминание о такой распространенной детской шалости: ученики соскабливали воск и делали из него фигурки для игры, за что наказывались учителем. Положив свою табличку на колени, ученик упражнялся в написании букв и слогов, выцарапывая стилем текст. В школах имелись уже и учебные пособия: модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на четыре правила арифметики, счетные приспособления — абаки. Более основательное образование в эпоху эллинизма давалось в грамматических школах. Здесь обучали грамматике, под которой понималось ознакомление с литературой. Еще софисты классической Греции, введя грамматику в процесс обучения, акцентировали внимание на усвоение учениками искусства поэтических произведений. Однако своей вершины античная грамматика достигла лишь в эллинистический период. Произведения Гомера, Эсхила, Софокла, Эзопа и других авторов стали обрабатываться для нужд школьного образования. Гимнасии в эллинистическую эпоху стали государственными учебными заведениями для юношества из зажиточных семей. В этот период гимнасии существовали практически в каждом городе-полисе. В Афинах к трем гимнасиям предшествующего исторического периода — Академия, Киносарг, Ликей — прибавилось два новых — Птолемеон и Диогениум, названные по имени их основателей и меценатов — египетского царя Птолемея и македонского правителя Диогена. Гимнасии возникали и на периферии эллинистического мира — в полисах Северного Причерноморья, Грузии, Армении. В Вавилоне уже при парфянском правлении также продолжали существовать греческие гимнасии и палестры, высоко ценившиеся местным населением. Даже на территории Северного Афганистана археологи обнаружили типично греческий гимнасии1. В гимнасиях как интеллектуальных центрах полисов обучали чаще всего в форме свободных бесед литературе, основам философии, музыке, математике, географии, риторике. Городские власти управляли гимнасиями через выборных должностных лиц — гимнасиархов. Это были богатые горожане-меценаты. Гимнасии являлись и важной частью архитектурного облика полисов, представляя собой комплекс красивых зданий. При гамнасиях были учебные библиотеки, расположенные в специально для этих целей построенных помещениях. Имена меценатов и тех родителей, которые покровительствовали гимнасиям, гравировались золотом на мраморных плитах. Во многих полисах была введена так называемая «книжная повинность» для молодежи, что обеспечивало пополнение фонда учебной литературы. Каталоги книг, расклассифицированные по учебным дисциплинам, высекались на камне перед входом в библиотеку гимнасия2. В III в. до н. э. эфебия, как государственная организация военной подготовки юношества, трансформировалась в учебное заведение одногодичного и двухгодичного типа, где наряду с военно-физической подготовкой и даже в значительно большей мере осуществлялась образовательная подготовка, которая строилась на базе гимнасия. Например, в афинском гимнасии Диогениум осуществлялась специальная подготовка эфебов, которых обучали риторике и философии. На риторике как специальном предмете обучения в эллинистической школе следует остановиться подробнее. Для примера можно взять учебник риторики, составленный Дионисием Галикарнасским (55 — 8 до н. э.) — «О соединении слов». Риторика, по словам Дионисия, вещь полезная во всех случаях жизни, когда нужно пользоваться речью. Особенно она полезна молодым людям, достигшим совершеннолетия. Дионисий обращал внимание на то, что есть два рода упражнений: одни производятся над мыслями, другие — над словами. Первые из них принадлежат более к части предметной, вторые — к части словесной. Всякий, кто стремится хорошо говорить, должен проявлять одинаковое усердие в обеих этих науках о речи. Соответственно этой концепции Дионисий составил свой учебник, в котором выделил следующие разделы: природа соединения слов; сила слова; цель речи; виды речи; поэзия слова, речи; способы достижения искусства речи. Риторика, по Дионисию, является преддверием, обязательным условием последующего изучения отдельных наук и «заключенных в них мыслей». В процессе овладения риторикой юношам следует серьезно упражняться: «Ведь правила искусств сами по себе, без упражнения и навыка не в силах сделать славных ораторов из желающих: от труда и тяжких испытаний зависит, будут ли эти предписания дельными и достойными внимания или пустыми и бесполезными». Риторика Дионисия полна живых и ярких примеров анализа поэтических и прозаических текстов, доказывающих силу и убедительность красоты речи. Занимаясь риторикой, юноши должны были параллельно усваивать значительный объем знаний из самых различных областей наук и искусств. Дионисий специально отмечал: занимаясь риторикой, совершенно необходимо, не говоря уже об остальном, изучить обычаи греков и варваров, быть сведущим в законах и различных видах государственного устройства, знать жизнь и труды людей, их смерть и участь, философские рассуждения о справедливости, благочестии и других добродетелях1. Несомненно, что в эллинистическую эпоху риторика значительно продвинулась вперед, хотя в основе своей и восходила к софистам и Аристотелю. Она нашла свое место в системе школьного образования. В эллинистическом мире возникли крупные центры просвещения, где юноши могли приобщиться ко всем достижениям человеческой культуры того времени, стать учеными, философами, риторами, художниками, это — Афины, Коринф, Пергам, Смирна, Антиохия, Александрия, Рим. В качестве примера можно кратко описать один из них - Александрию, столицу царства Птолемеев в Египте. В городе с миллионным населением был создан центр наук и искусств — Мусейон, в котором занимались изучением проблем филологии, астрономии, математики, ботаники, зоологии. При Мусейоне имелась библиотека, насчитывавшая к I в. до н. э. около 700 тыс. свитков, мастерские переписчиков и школы переводчиков, театры, палестры, гимнасий. В александрийских школах занимались научными исследованиями и учили такие известные мыслители эллинистического мира, как математик Эвклид, историк Гекатей, философ Стратон, ритор Диодор, поэт Каллимах и др. В этом центре просвещения развивались в основном все тогдашние науки и искусства. В эту эпоху получило развитие и женское образование. Оно значительно отличалось от того, которое было в Греции классического периода. Женщина как бы выходит из замкнутого домашнего мирка и перед ней открывается путь к образованию. Наибольшее внимание образованию девушек уделяли в общинах пифагорейцев эллинистического и римского периода истории. Пифагореец Финтий, например, полагал, что и мужчине, и женщине присущи храбрость, разум и справедливость. Пифагорейка Феано проповедовала единство нравственных основ жизни для обоих полов. Одной из известных пифагореек была Гипатия (370—415 н. э.), руководившая школой в Александрии. Она была видным математиком и философом. Гипатия была убита христианами-фанатиками, а школа ее была сожжена1. В эпоху эллинизма возник ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений, руководимых выдающимися мыслителями того времени. Так, в Афинах около 300 г. до н. э. основатель стоической философской школы Зенон (между 336 и 332 — между 264—262 до н. э.) собирал своих учеников на агоре, месте народных собраний в Пестром портике, который называли стоей (откуда и название всей школы). Зенон разработал учение о всегосударстве, где правят мудрецы. Стоики полагали, что через воспитание человека можно сделать добродетельным, основные качества, которые следует формировать в человеке, — это невозмутимость, спокойствие и самодостаточность. В своей педагогической деятельности стоики придерживались сократовских и кинических представлений о воспитании. В основу умственного образования ими была положена логика Аристотеля. Зенон, по словам Диогена Лаэртского, написал специальную книгу «Об эллинском воспитании», которая, к сожалению, не дошла до нашего времени. У Зенона молодежь обучалась философии, включая физику, этику, логику с риторикой и диалектику. Под риторикой понималась наука «хорошо говорить при помощи связных рассуждений», а под диалектикой — наука «правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов». Эти науки рассматривались как верное средство саморазвития1. Большую известность в эллинистическом мире получил центр просвещения, основанный философом Эпикуром (341 — 270 до н. э.), который был последователем Демокрита и продолжил развитие его атомистического учения, введя в него понятие спонтанности, индивидуального отклонения от нормы. Эпикура можно считать одним из предшественников сенсуализма, так как он утверждал, что данные органов чувств являются истинными, а ошибки проистекают от неверных истолкований. Отсюда и педагогическая задача — освободить человека от невежества, т.е. обучить и воспитать его. Вне правильно поставленного воспитания путь к счастью человеку закрыт. Диоген Лаэртский приводил некоторые высказывания Эпикура, отражающие его педагогические идеи: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией. Кто говорит, что заниматься философией рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно», «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности... мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души», «Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее, это обретение дружбы»1. Своих учеников Эпикур собирал в своем саду: поэтому и школа его получила название «Сад Эпику» Посещать ее могли все — мужчины и женщины, свободные и рабы2. Эта школа как союз друзей и единомышленников просуществовала до 51 г. до н. э. Как учитель, Эпикур пользовался огромным уважением. В течение не одного столетия после его смерти в эпикурейских ассоциациях регулярно устраивались торжества в его честь. В Риме эпикурейское учение получило широкое распространение со II в. до н. э. Эпикурейцами были, в частности, Лукреций и Гораций. Еще одним известным философским учением и, в известном смысле слова, «школой» эпохи эллинизма был скептицизм. Основоположником этого учения являлся Пиррон (ок. 360 — ок. 270 до н. э.). Как и в стоической и эпикурейских школах, скептики учили человека, как стать счастливым. Путь к счастью они видели не в правильно организованном познании, а в отказе от познания, личных убеждений, что и позволяло, с их точки зрения, воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. Пиррон считал, что для достижения счастья в жизни человек должен ясно представлять, как получаются все вещи, каким образом должны мы к ним относиться и что это дает людям. Главное, чему учили скептики, — это умению вести спор. Как отмечал Диоген Лаэртский, «они на каждую убедительность предмета находят другую такую же, отменяющую ее». Пиррон отстаивал характерный для эпохи эллинизма в целом принцип релятивизма, утверждая, что «одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло»3.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |