Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения




Переплетение разных ветвей единой культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, развитость педагогической мысли, сильная позиция светского образования христианское вероучение, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и шко­лы власти кесаря, престижность образования — это далеко не полный перечень особенного лика Византии, характери­зующий собственно византийский феномен.

Для мировой культуры Византия, являясь страной высо­кой образованности, сыграла роль моста, соединяющего античность со средневековой образованностью. Следует иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя исчез­ла, византийская образовательная традиция, идущая с V в., не прервалась.

Помимо того, что Византия являлась культурным мостом во времени, через Константинополь поток духовной культу­ры успешно соединял Запад и Восток. Этот уникальный ис­торический опыт, свидетельствующий о возможности ста­новления общечеловеческих ценностей в школьном деле, должен быть осмыслен сегодня, что поможет избежать как европоцентристские, так и иные односторонние взгляды на развитие мировой культуры.

Византия уже в первое столетие своего существования транслировала греческую школьную традицию в Персию и далее на восток. При Юстиниане, после закрытия им в 529 г. Афинской академии, языческие философы и учителя перееха­ли ко двору шахиншаха Хосрова и организовали там дворцо­вую школу, где преподавалась «эллинская мудрость». Этому примеру следовали и христиане-несториане. Даже в дале­ком среднеазиатском Мерве существовала колония христи­ан из Сирии, где функционировав школы «свободных ис­кусств».

Интеллектуальный мост с арабо-исламским миром воз­ник еще при жизни создателя Корана пророка Мухаммеда (ок. 570—632), который был знаком с христианско-византийской книжной культурой. Считается, что греческий пере­вод Корана в Византии был известен уже к X в.

В VII в. арабы завоевали многие восточные и южные про­винции Византии, где была высоко развита педагогическая культура. Через сирийский язык, один из диалектов арамей­ского, близкого к арабскому, мусульмане познакомились с греко-византийской культурой и педагогической мыслью. Характерно, что после победы над империей в 830 г. арабы потребовали контрибуции не золотом, а книгами. В 832 г. халиф аль-Мамун создал в Багдаде знаменитый Дом муд­рости, бывший одновременно и скрипторием, местом пере­писки книг, и высшей школой. Многие преподаватели этой школы были христианами. По византийскому мосту арабо-исламский мир от Андалузии до Индии питался родниками античной мысли, прежде всего сочинениями Платона и Арис­тотеля, трактатами Порфирия, Симплиция, Иоанна Грам­матика и др.

Византийская традиция уважительного отношения к свет­ским знаниям как преддверию богословия была воспринята в арабском Халифате. Например, выдающийся арабский мыс­литель аль-Фарабй (870—950), автор педагогически насыщен­ных трактатов «Об основах знания», «О достоинстве науки и искусства», «Указание пути к счастью», «Жемчужина муд­рости», подобно византийским педагогам, утверждал, что лишь благодаря широкой, в том числе и светской, образо­ванности человек становится добродетельным.

Он ратовал за уважительные отношения между педагогом и учеником, требовал от учителя обязательной научной работы, что опять же было близко византийской школьной практике. Через арабское посредничество византийские подходы к школь­ному обучению проникали и в Западную Европу, повлияв на Р. Бэкона, Ф. Аквинского и др.

Одновременно с арабским вторжением с севера в VII в. в пределы Византийской империи проникают славянские на­роды Балканского полуострова. Они расселяются на ее тер­ритории, их поселения доходят до Крита и Малой Азии. В IX—XI вв. происходит становление славянской письменнос­ти. Она была создана на основе греческого уставного пись­ма в середине IX в., ее создатели — византийцы Кирилл и его брат епископ Мефодий, происходившие родом из Солуни, где проживало смешанное греко-славянское население. Прославленные славянские просветители и проповедники христианства в 863 г. были приглашены в Великоморавское княжество, где основали независимую от германского епи­скопата славянскую церковь. В том же 863 г. в столице кня­жества Велиграде была создана первая школа, где препода­вание велось на славянском языке. Славянские первоучите­ля — Кирилл и Мефодий впервые перевели с греческого языка на славянский ряд богословских книг и школьных текстов. После принятия Болгарией христианства (865) уси­лиями учеников и последователей Кирилла и Мефодия — таких болгарских просветителей, как Климент Словенский и Константин Болгарский, в стране была создана сеть славянских школ. Особенной известностью пользовались Охридская и Преславская школы. Содержание образования и методика обучения в этих школах восходили к византий­ской традиции.

Во времена византийского владычества (1018—1185), ког­да в болгарских школах насаждался греческий язык, учите­ля славянской книжности переселились в Киевскую Русь. С принятием христианства в 988 г. князь Владимир открыл в Киеве школу «учения книжного». Забота Владимира и других древнерусских властителей о деле образования, со­здание ими центров обучения, скорее всего, заимствованы от Византии, императоры которой покровительствовали дворцовым школам, где обучались дети служилой знати в целях подготовки судей и податных сборщиков. В древне­русскую школу «ученья книжного» вошел порядок изуче­ния семи свободных искусств и античные по своей приро­де методы обучения.

Из византийских мыслителей в славянском мире особы» вниманием пользовался Иоанн Дамаскин. Перевод его труда «Источник знания» вошел в орбиту славянского языка X в. через болгарский перевод Иоанна Экзарха. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и др.

Западноевропейская цивилизация и ее система образования немыслимы вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, классическое образование до недавнего времени строилось на основе знания латинского и греческого языков. Традиции обучения по античным книгам, реликт древнего мира, хранились в Византии на протяжении всего средневековья и передавались Западу прежде все­го через Италию. В V в. она была провинцией Византииской империи, а в XV в. — местом эмиграции интеллекту­альной элиты. С XIII—XIV вв. эта контактная зона расширилась за счет европейских университетских центров, школяров и профессуры. Гуманистическая концепция человека и понимание целей его воспитания становились об­щими и выводились из отношения человека с Богом, кото­рый понимался как вечное личностное начало и ключ к по­ниманию ценности существования отдельной человеческой личности.

Антично византийские педагогические идеалы, сохраненные в Константинополе, Трапезунде, Мистре, в атмосфере Западной Европы приобретали новое звучание, значительно усиливались такие мотивы, как ориентация на светские зна­ния, реальные земные цели воспитания человеческой лич­ности, рассматривавшейся как высшая ценность. Многие ви­зантийские педагоги, преподаватели высших школ XV в. (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Шифон и др.) либо через своих учеников, либо непосредственно дали мощный импульс педагогике европейского Возрождения, влились в ряды итальянских гуманистов, смешались с ними, придав итальянской гуманистической культуре свой отте­нок.

Многие из византийских мыслителей-педагогов в Ита­лии и других европейских странах стали видными учеными и профессорами древнегреческого языка, риторики, анти­чной философии, издателями греко-эллинистического на­следия в разных европейских университетах. Непосредственное их общение с западноевропейскими гуманистами было необычайно плодотворным и своевременным. Для Западной Европы, знакомившейся с античностью по раскоп­кам археологов и разрозненным текстам, добытым в глуби­нах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носи­телями античного наследия была очень важной. То, что в Италии исчезло в «темные века» средневековья, в Византии было еще реальностью. Известно, что византиец Метозит был учителем Петрарки, Гемист Плифон читал лекции по философии во Флоренции, Никифор Влеммид, знаток Пло­тина, оказал влияние на Николая Кузанского. Это лишь не­которые примеры византийского воздействия на конкрет­ных мыслителей эпохи Возрождения.

Под ударами турок-османов пал в 1453 г. Константинополь. Византия прекратила свое существование как государ­ство, но византийско-православная традиция обучения и вос­питания надолго сохранилась.


Рекомендуемая литература

Антология мировой философии: В 4-х т. — Т. 1. Философия древности и средневековья. — Ч. 2. — М.: Мысль, 1969. — 939 с.

Античность и Византия: Сб. ст. / Под ред. Л. А. Фрейберг. — Наука, 1975. - 415 с.

Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. — М.: Книга, 1985.

Византийская литература. — М.: Наука, 1974. — 263 с.

Гранстрем Е. Э. Наука и образование // История Византии. —: Наука, 1967. - 131 с.

Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X— Х1 веков. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 285 с.

Добротолюбие: В 5 т. — Т. 5. — Свято-Троицкая Сергиева лав­ра, 1992.

Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1991.

Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. — М.: Мысль, 1989. - 255 с.

Из истории Византии и византиноведения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. —157 с.

История Византии. — Т. 2. — М.: Наука, 1967. — 471 с.

История всемирной литературы: В 9 т. — Т. 2. — М.: Наука, 1984. - 672 с.

КажданА. П. Византийская культура. — М.: Наука, 1968. — 233 с.

КажданА. П. Книга и писатель в Византии. — М.: Наука, 1973. — 152с.

Культура Византии. IV — первая половина VII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1984. - 725 с.

Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1989. - 678 с.

Культура Византии. XIII — первая половина XV в. — М.: Изд-во АН СССР, 1991-637 с.

Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Анти­чность, Византия и Древняя Русь. — Л.: Лениздат, 1988. — 333 с.

Липшиц Е. 3. Очерки истории византийского общества и куль­туры. VIII — первая половина IX века. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 482 с.

Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. — М.: Наука, 1974. — 190с.

Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество: К ис­тории византийского предгуманизма. — М.: Наука, 1978. — 281 с.

Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. —Л.: Нау­ка. Ленингр. отд-ние, 1976. — 255 с.

Памятники византайской литературы IV—IX веков. — М.: Нау­ка, 1968. — 250 с.

Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 293 с.

Самодурова 3. Г. Социальный состав учащихся Византии VII— XII вв. // Византийский временник. — Т. 51. — М., 1990. — С. 14— 22. Там же. - Т. 52. - М., 1991. - С. 35-46.

Соколов В. В. Средневековая философия. — М.: Мысль, 1979. — 335с.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. — 730с.

Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. — М.: МП «Палом­ник», 1992. — 239 с.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой исто­рии. — М.: Высшая школа, 1991. — 510 с.

Удальцова 3. В. Византийская культура. — М.: Наука, 1988. — 287 с.

Начало западноевропейского средневековья связано с раз­ложением Римской империи. Гибель Римской империи со­провождалась распадом структуры рабовладельческого об­щества, общеэкономическим кризисом, утратой прежних ценностных ориентиров. В этот период, начавшийся с кон­ца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому об­ществу приходит новый жизненный уклад, связанный с за­рождением феодальных отношений, оплотом которого ста­ло христианство. Его деятели отвергали античную культуру как языческую и греховную, отрицая при этом и античный идеал воспитания.

Средние века — огромный исторический пласт, захваты­вающий более двенадцати столетий. В рамках средневеко­вья обычно выделяют три периода: V—X вв. — раннее сре­дневековье, XI—XIII вв. — развитое, или «высокое», сре­дневековье и Х1у—XVI вв. — позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения.

Культурное наследие средних веков в истории человечест­ва чрезвычайно богато. Известны великолепные образцы ико­нописи этого периода, появление готического и романского стиля в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланжело и др., поэзии Петрарки и Данте. Не случайно именно в средние века появляется кате­гория поглощенных знаниями людей — ученых.

Возникновение и становление средневекового образования связываются обычно с развитием церковной культуры и ее роли в обществе, поскольку знания требовались как для проповедования церковной дог­матики, усвоение которой было необходимо каждому чело­веку для принятия крещения, так и для борьбы с еретиками. Впервые вопрос о необходимости разработки программы цер­ковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античнос­ти Аврелием Августином (Блаженным), который одним из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании. В начале VII в. на террито­рии Ирландии и Британии благодаря активности монашест­ва появляются первые церковные школы. Открытию школ при монастырях благоприятствовало то, что там сохраня­лись античные рукописи, служившие хорошими учебными пособиями. Содержание образования в монастырских шко­лах черпалось главным образом из сочинений Августина. Его образовательная программа предусматривала светские зна­ния, необходимые христианскому полемисту и проповедни­ку, — изучение языков, истории, диалектики, риторики, ос­нов математики, способствующих также, по его мнению, углубленному пониманию религии. Эта программа предна­значалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества (пострига), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священ­нослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслу­живающих изучения в школе, Августин Блаженный реко­мендовал произведения последователей Платона как наибо­лее полно отражающих христианство.

Основное внимание как в монастырских, так и в откры­ваемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, которого до­бивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству, чтением сочинений на религиозные темы. Осо­бенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения. Элементарного уровня, включающего чте­ние, письмо, счет и пение, учащиеся достигали приблизи­тельно за пять лет. Для среднего уровня предназначался курс тривиума, куда входило изучение латинской грамма­тики, риторики и диалектики. И наконец, повышенный, содержащий полный курс «семи свободных искусств», в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки — ариф­метика, геометрия, астрономия и теория музыки, — так называемый квадривиум. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь. Обучение начиналось с меха­нического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и пись­му. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия от грамматических руководств (например, Присциана и Доната) и латинских разговорников (Эльфрика) до словарей и хрестоматий. А составленные Северином Боэцием (480—524) учебники логики, арифметики и музыки служили школе в качестве основных учебных мате­риалов вплоть до XIII в.

В результате широкого распространения монашества по всей территории Западной Европы средоточием образова­ния и воспитания долгое время оставались именно монас­тырские школы. Аскетический идеал, проповедуемый в мо­настырях, требовал от монаха тяжелой борьбы с самим со­бой и с миром. Поскольку в этом более всего помогала школа, устроению школ, разработке программ обучения и написа­нию учебных пособий придавалось большое значение. Кро­ме того, согласно монастырским уставам, монахам предпи­сывалось много времени проводить в чтении. «Монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия» — гла­сила средневековая поговорка.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ, открывая их при каждой церкви (в основном на тер­ритории Франции и Германии).

Одним из главных деятелей школьной реформы Карла Великого был преподаватель англосаксонской монастырской школы Альбин Алкуин (ок. 735—804). В написанных им обращениях к народу «Письмо об изучении наук», «Всеоб­щее увещевание» обосновывалась необходимость система­тического всеобщего образования, подготовки квалифици­рованных учителей для этой цели. Впервые после трехсо­тлетнего забвения античного наследия образование получило статус организации, способной сохранить все его достиже­ния. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», поскольку за­долго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению клас­сической древности и сохранению ее культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения «золотого» и «серебряного» века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Ови­дия, Ювенала, Цицерона, Саллюстия и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка «для школы». Это был период куль­турного подъема, расцвета литературы, искусства, архитек­туры. Ко двору были привлечены образованнейшие люди, объединившиеся в так называемую Академию, руководимую Алкуином.

Следует заметить, что на протяжении всего средневеко­вья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положени­ем. Вместе с тем образование служило и средством совер­шенствования человека, средством укрепления государствен­ного и церковного порядка.

Со временем последние правители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Живший античными тради­циями мир раннесредневековой школы полностью изменил направление своего развития в XI—XIII вв. Период разви­того средневековья, приходящийся на эти века, отмечен по­литической централизацией в странах Западной Европы, кон­центрирующей власть в руках монархии. Это вызывало ярост­ное сопротивление Церкви, не желавшей сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества добивается господствующего по­ложения новый вид религиозной философии — схоластика (от лат. 8спо1а8йсш — школьный, ученый). Она вырабатыва­ет иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26—1274). В своем основном тракта­те «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церков­ную традицию, пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психоло­гию. Вся его деятельность была направлена на отработку вероучения в форме научного знания.

В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служи­ли основным источником изучения богословия в школах по­вышенного типа — коллегиях и университетах. Развитие схо­ластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и ритори­кой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподава­ния. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования — высшей.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6—8 лет. Пер­вые два года посвящались философии, два следующих — изучению богословия, церковной истории и права, два пос­ледних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т. е. получить один из высших духовных санов.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объ­единяются в корпорации, называемые университетами. По­явление университетов было признаком возрастающей спе­циализации и дифференциации внутри средневекового об­разования. Обычно они состояли из четырех факультетов — младшего, артистического, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших — юридического, медицинского и богословского. Средневековая университетская образован­ность расширила рамки книжной учености, сложившейся в раннесредневековый период и выработала тип высокообра­зованного ученого, не только поглощающего знания для самосовершенствования, но и пополняющего их ради всего человечества. Интенсивное развитие сети университетов в конце XII—XIII в. говорило о заинтересованности общества в развитии образования.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие — бюр­герство, из которого позже выделилась буржуазия. Для удов­летворения потребностей в образовании торгово-ремесленного городского населения появляется ряд городских школ — магистратских, цеховых, гильдейских. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения различного типа — школы «счета», латинские школы и школы родного языка. Первые такие школы появились в Италии, где сконцентри­ровалось наибольшее количество образованных учителей. Затем известность приобретают парижские школы, главным образом благодаря их руководителям. Один из них, Гуго сен-Викторский (ок. 1096—1141), прославился своим знамени­тым педагогическим трактатом «Дидаскаликон», в котором была представлена не только классификация наук, подле­жащих изучению в школах, но и методика обучения этим наукам. Лучшим методом обучения считался им поиск наи­кратчайшего пути достижения знания. В разнообразие ме­тодов обучения, практикуемых в это время в школах, внес свою лепту и известный французский ученый Пьер Абеляр (1079—1142), предложивший оригинальный метод «да—нет», заключающийся в сопоставлении противоречивых точек зре­ния, дискуссиях, комментариях.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образова­ния, свидетельствовало о тенденции к обособлению педаго­гической проблематики в специальную отрасль знания.

Помимо распространения городских церковных и нецерковных школ средневековье выработало и такую форму образования, как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников и воспитание детей феодалов (рыцарство). В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим об­разом. Мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного или гильдей­ского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от двух до шести и свыше лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственно­го предприятия.

В рыцарской системе воспитания мальчик в возрасте 10— 12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни семьи и выполняя роль пажа, прислуживая своим благодетелям, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструмен­тах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обра­щению с оружием. Для этого приглашались в дом учителя. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь ис­тинный» и учил грамоте. В 14—16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в ры­цари. Идеал рыцарского воспитания, предполагающий раз­нообразие умений и навыков, широту культуры, высокую нравственность, явился эталоном гуманистического воспи­тания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем просле­живалась идея всестороннего развития личности. Особен­ности такого развития разработаны в сочинений крупней­шего мыслителя средневековья Винцента из Бове (1190—1264) «Об обучении детей благородных особ». По широте охвата педагогической проблематики, включающей все аспекты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений анти­чных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к разряду блестящих энциклопедий по воспитанию.

Девочки знатных семей воспитывались преимуществен­но дома или в монастырях. В программу их обучения входи­ло освоение грамоты, изучение языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. В менее знатных семьях девочки получали либо домашнее воспитание, либо воспитывались в специально открываемых для них городских школах.

Несмотря на религиозную направленность, средневеко­вое понимание всестороннего развития ребенка обогатило античное представление о гармонии души и тела необходимостью трудового воспитания не как Божьей кары, а как средства развития в общей системе воспитания личности. Испанский философ Раймунд Луллий (ок. 1235 — ок.1315) в трактате «Детское учение» объясняет, почему в бедных се­мьях, где дети обучаются ремеслу, воспитание приносит луч­шие плоды, чем там, где они воспитываются в праздности. Он указывает на хороший обычай мусульман посвящать своих детей в какую-либо профессию с раннего возраста.

Начиная с XIII в. в связи с начавшейся экономической переориентацией европейских стран на буржуазные отно­шения школьное образование оказывается на перепутье, переживая кризис. Преподавание многих дисциплин сво­дится к минимуму, необходимому для понимания схоласти­ческих трактатов. Античная литература почти совсем исче­зает из учебных программ. Вместо этого школа довольству­ется изучением сочинений назидательного характера и зазубриванием наизусть учебных поэм новых грамматиков, использующих так называемую «вульгарную латынь». По мере того как содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания занимали все большее место в школе.

Ограничение образования, особенно в городах, элемен­тарным обучением в течение двух-трех лет, несмотря на по­стоянный в связи с возрастающими потребностями количе­ственный рост школ различного направления, означало ка­чественную деградацию образовательной системы периода развитого средневековья, давшую основание гуманистам Воз­рождения окрестить его «темными веками».

Едва ли не единственными учебными заведениями, со­хранявшими свои традиции, оставались университеты. В их лоне образовался новый тип среднего и высшего учебного заведения, совмещавший общежитие со школой, — колле­гии. Именно они послужили образцом для формирования гуманистического образования позднего средневековья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.