Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны 8 страница




слуховая мембрана была удалена, все еще имели типичные колебания внимания при

слушании тиканья часов. Подобным же образом предположения о том, что причиной

колебаний внимания при зрительном восприятии является неустойчивость цилиар-ного

мускула, управляющего хрусталиком глаза, было опровергнуто открытием, что

колебания внимания происходят даже тогда, когда цйлиарная мышца парализована

атропином, и даже у пациентов с удаленным хрусталиком.

При осязании эксперименты с хорошо контролируемым воздействием раздражителей,

по-видимому, не дали колебаний внимания, так что колебания внимания, отмеченные

в менее точных измерениях, вызваны, вероятно, быстрой адаптацией (характерной

для этого ощущения), приводящей к отрицательной фазе, а также движениями в

процессе изменения раздражителей, которые у неутомленных рецепторов

восстанавливают ощущение.

Адаптация сетчатки. Более вероятным фактором колебаний внимания при зрительных

восприятиях является "утомление" некоторых частей сетчатки, подвергшихся

непрерывному раздражению. Непрерывно фиксируемый рисунок из черного и белого

цветов постепенно сходит на нет. Лучшим показателем такой адаптации сетчатки

являются отрицательные последовательные образы, которые видны после замены

рисунка-раздражителя равномерным серым полем. Пейс (1902) пользовался этим

показателем. Испытуемый пристально смотрел на слабые полосы света, которые

исчезали и снова становились видны, а экспериментатор устранял объективные

полосы в различных фазах колебаний внимания. Отрицательные последовательные

образы появлялись в том случае, если объективные полосы устранялись в начале

отдельной фазы, но не появлялись, если они устранялись в начале положительной

фазы. Адаптация сетчатки, таким образом, приходилась на начало положительной

фазы. Положительная фаза является временем прогрессирующей адаптации, а

отрицательная фаза - временем восстановления. Это истолкование проблемы было

подкреплено разнообразными экспериментами Ферри (1906; 1913), который обнаружил

далеко идущий параллелизм

между условиями, благоприятствующими колебаниям внимания и адаптации.

Против принятия адаптации органов чувств в качестве полного объяснения имеется

два веских довода: О она не может объяснить колебания внимания при слуховых

ощущениях, так как периферическая адаптация или утомление почги отсутствуют у

уха, и 2) если иметь в виду глаз, то адаптация объясняет только исчезновение

ощущения, но не появление его. Как может сетчатка избавиться от своей адаптации?

Ответ заключается в указании на то, что для устранения адаптации должно

измениться раздражение.

Движения глаз. Имеется один надежный способ для изменения раздражения сетчатки,

если даже внешняя ситуация остается неизменной: просто двигать глазами. Как

только они переменят точку фиксации, конфигурация раздражений попадает на другие

части сетчатки и, вероятно, на части, не адаптированные к этому особенному

рисунку света и тени. При помощи немногих последовательных движений глаз

сетчатка обычно остается в благоприятном равномерном состоянии и, таким образом,

в готовности воспринимать какую-нибудь конфигурацию раздражений.

Некоторые доказательства того, что движения глаз способствуют повторному

появлению слабых зрительных раздражителей, найдены экспериментами Гуилфорда

(1927), который одновременно отмечал движения глаз и колебания внимания. В то

время, когда испытуемый следил за слабым квадратным пятном света на черном фоне,

движения его глаз фотографировались, а движения его пальцев, сигнализировав об

исчезновениях и появлениях пятен света, регистрировались на том же фильме.

Анализ данных показал, что движения глаз не ограничивались какой-либо отдельной

фазой колебаний, но были более часты как раз перед появлением светлого пятна и

более редки как раз перед его исчезновением. Относительно постоянная фиксация во

время положительной фазы благоприятствует адаптации и исчезновению ощущения, а

движения глаз в течение отрицательной фазы благоприятствуют ее снятию и

появлению ощущения.

Центральные факторы. Другой эксперимент того же автора показал, что адаптация

может происходить в зрительных областях коры точно так же, как и в сетчатке, и

что кортикальная адаптация также принимает участие в колебаниях внимания. Когда

испытуемый сигнализировал об исчезновении пятна света, аппараты производили над

раздражителями одну из следующих операций:

1. Раздражитель оставался неизменным. В обеих сетчатках и в зрительных областях

коры продолжали раздражаться те же самые части, что и раньше (пока не

происходило движения глаза). Испы-

туемый сигнализировал о появлении светлого пятна через 10- 12 сек. -

обычная продолжительность его отрицательной фазы.

2. Раздражитель немедленно сдвигался на другую часть сетчатки. Раздражались

неутомленные части обеих сетчаток и зрительных областей. Испытуемый

сигнализировал о появлении светлого пятна примерно через 1 сек.

3. Раздражитель немедленно предъявлялся соответственной части другой сетчатки.

Таким образом, раздражались неутомленные части сетчатки, но, по предположению,

подвергалась воздействию та же самая часть зрительной области коры, что и

раньше, по причине проекции соответственных точек обеих сетчаток на одни и те же

точки коры. Испытуемый сигнализировал о появлении светлого пятна приблизительно

через 3 сек.

Сравнительно медленное появление пятна в последнем случае может, вероятно, быть

приписано некоторому роду церебральной адаптации. Слуховые колебания внимания

при восприятии менее всего объяснены. Их подлинность была подтверждена

тщательными экспериментами с современными звукопродуцирующими аппаратами. На

слуховую адаптацию, которой, по-видимому, не существует, здесь ссылаться

невозможно, и мускульные движения, по-видимому, также не являются имеющим

значение фактором. Наблюдения затрудняются субъективными ощущениями (звон в

ушах), которые могут быть важной причиной колебаний внимания.

Факторы, зависящие от кровообращения. Кровяное давление, а с ним и

кровоснабжение мозга подвержены слабым, периодическим колебаниям, которые иногда

называются волнами Траубе - Геринга. Их можно видеть на плетизмограммах руки. Их

период, правда лишь до некоторой степени изменчивый, согласуется в среднем с

периодом еще более изменчивых "волн внимания", и это соответствие наводит на

мысль, что колебания внимания могут зависеть от этих небольших изменений в

кровяном давлении, которые могут влиять на деятельность мозга. Первые

экспериментаторы (Боузер, 1903), регистрируя те и другие волны одновременно,

нашли, что между ними наблюдалось прекрасное соответствие, фаза в фазу. Позднее

критическая проверка показала так много исключений, что они скорее исключали

правило. Большое количество таких одновременных записей было изучено Гриффитсом

и Гордоном (1924), которые отмечали совпадения появлений и исчезновений слабых

зрительных раздражителей с различными фазами волн Траубе -Геринга. Они

происходили почти независимо, хотя имелось слабое (и статистически достоверное)

преобладание появлений во время подъема волн Трау-

бе -Геринга и слабое преобладание исчезновений на гребнях волн. Во время падения

и во впадинах таких преобладаний не было. Для такого распределения трудно найти

какую-нибудь физиологическую причину, однако эти данные согласуются с

заключением, что изменения в мозговой циркуляции имеют некоторую, хотя и

небольшую, роль в рассмотренных нами колебаниях.

Колебания производительности при непрерывной работе. Подходя к вопросу о

колебаниях с совершенно различных точек зрения, исследователи, изучающие работу

и утомление, отметили короткие снижения продуктивности, рассеянные на всем

протяжении исполнения однообразных заданий. Испытуемый время от времени делает

паузу, и его деятельность в этот момент кажется задержанной или заторможенной.

Эксперимент по изучению этих задержек ("блоков") (Билле, 1931) требовал быстрой

серии легких реакций, таких, например, как называние 6 цветов (предъявляемых в

беспорядке в виде неограниченного ряда маленьких квадратов), замена определенных

букв цифрами (которые были предъявлены в виде длинной серии) и попеременное

прибавление и вычитание 3 из длинной серии чисел. Испытуемый отвечал устно, а

экспериментатор нажимал ключ при каждом ответе испытуемого, отмечая, таким

образом, время на кимографе, однако с некоторой возможностью ошибок, поскольку

невозможно было соблюдать точный темп при быстрой и нерегулярной серии звуков.

Блок определялся как интервал между двумя последовательными ответами, но крайней

мере вдвое превосходивший средний интервал у испытуемого в ту же самую минуту

работы.

В реальности таких блоков не приходится сомневаться. Работа продолжается

некоторое время на высшей скорости, а затем наступает срыв. Это лучше всего

можно видеть по отметкам нажатий. Срывы не происходят с ритмичной регулярностью,

хотя при просмотре записей может создаться такое впечатление. Билле приводит 17

сек. в качестве среднего промежутка между блоками, однако он находит, что

средние промежутки у разных лиц варьируют от 10 до 30 сек. и что упражнение

уменьшает, а утомление увеличивает частоту блоков. Даже у того же самого лица в

одном и том же коротком отрезке работы как длина этих блоков, так и промежуток

времени между ними могут колебаться в широких пределах.

Это явление может быть родственно тому, что мы назвали обычными сдвигами

внимания. Когда выполнение задания требует точного согласования нескольких

сложных мозговых механизмов, какое-нибудь отвлечение внимания или смещение

интереса на что-ни-

будь, не относящееся к задаче, нарушает это согласование и прерывает исполнение.

В аналогичном эксперименте (Стерзингер, 1924) задачи были более сложными и

допускалось много ошибок. Перед испытуемым был лист, содержащий длинные ряды и

группы букв, наподобие следующих:

абв фг х лнм ноб раб едиф гло р уа ца амн о ло гм но е л бб бан

ав ха-хо у ее аб в д н ерах фгх абв пм х офм н о орр

ел и у к шп рфаб кам нобс фгх сгх б емнр фан нич вца бв

абв сал т ра о ео н у с е фгх ра бг фл абв цид ах а абв вса абв

Три задания, выученные сначала по отдельности, были затем предложены вместе:

1) вычеркнуть все буквы, которые стоят отдельно и между двумя гласными;

2) вычеркнуть все буквы, которые одинаковы со стоящими непосредственно перед

ними;

3) вычеркнуть все группы из двух букв, которые следуют непосредственно за другой

группой из двух букв.

В этом эксперименте испытуемый делал много ошибок и пропусков, и в этих ошибках

и пропусках Стерзингеру представилась некоторая периодичность. Правильные

реакции осуществлялись в периодической последовательности, причем последняя не

носила характера случайной. Некоторые испытуемые имели тенденцию ошибаться в

одном случае из каждых трех, другие - в одном случае из каждых четырех, как если

бы они имели привычку отдыхать через определенное количество актов внимания.

Можно ли эти колебания называть колебаниями внимания? Когда перестают следить за

объектом, объект обычно не исчезает совершенно из поля сознания, как слабый

раздражитель в отрицательной фазе колебания или как в эксперименте на борьбу

полей, где раздражитель, направленный на одну сетчатку, исчезает в тот момент,

когда раздражитель, направленный на соответственную часть другой сетчатки,

появляется в поле зрения. Смены в соперничестве сетчаток - это нечто большее,

чем сдвиги от фокуса к периферии внимания, т. е. от ясности к неясности. Это

переходы от осознания к неосознанности.

Известно также, что внимание может переходить от слабого раздражителя и обратно

к нему, в то время как раздражитель остается в положительной фазе колебания.

Один из испытуемых Гуилфорда сообщает после эксперимента, в котором от него

требовалось наблюдение за слабым светом:

"В первой части эксперимента я замечал, что в тот момент, когда раздражитель

находился в поле зрения, я мог направлять свое внимание в сторону без того,

чтобы это повлияло на восприятие раздражителя. Я направлял свое внимание на стол

экспериментатора, на подставку для головы, на свет, который падал, как казалось,

с левой стороны комнаты, но которого я до тех пор не замечал. Несмотря на то что

все эти вещи захватывали мое внимание, раздражитель оставался... После того как

он исчезал, я мог, наоборот, отвлечь свое внимание от всех этих вещей и

направить все свои усилия целиком на ожидание раздражителя, но безуспешно".

При соперничестве сетчаток происходит конкуренция между раздражениями левого и

правого глаза; при рассматривании двухзначных фигур происходит подобная же

конкуренция, а именно: двух-значная фигура является адекватным раздражителем для

одной из двух реакций в зависимости от восприятия фигуры одним из двух различных

способов. Эти реакции взаимно исключают друг друга; они не могут быть выполнены

в одно и то же время. Аналогичный тип соперничества имеет место между некоторыми

рефлексами (Шер-рингтон, 1906). Стоя, животное не может почесаться одновременно

обеими задними ногами. Одна из задних ног должна поддерживать туловище в тот

момент, когда другая чешет его. Если раздражения наносятся с обоих боков, то

животное некоторое время чешется одной ногой, затем - другой, и так попеременно.

Таков результат у децеребрированной собаки; нормальная собака с центральным

контролем над спинным мозгом имеет в своем распоряжении большее разнообразие

реакций и ведет себя менее стереотипно. Соперничество между спинно-мозговыми

рефлексами более родственно соперничеству сетчаток; то, что происходит "при

рассматривании многозначных фигур, несколько более сложно, потому что существует

более чем два альтернативных способа видеть такую фигуру.

При обычном смещении внимания, так же как и при обычном переходе от одной

двигательной реакции к другой, происходит соперничество между альтернативными

реакциями, но поведение в этом случае более сложно и более подвижно, чем при

соперничестве сетчаток, так как альтернативы здесь более многочисленны и не

являются взаимно исключающими друг друга.

Для понимания динамики поведения большое значение имеют по крайней мере два

главных факта, которые были обнаружены при изучении внимания: О передвижение

внимания, находящее типичное проявление в его сдвигах, и 2) ширина поля

одновременной активности-ширина, которая реальна и, как обнаружено при изучении

объема и отвлечении внимания, не беспредельна по своим размерам.

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Принцип экспериментов на отвлечение внимания прост: во время выполнения

назначенной задачи вводятся не относящиеся к делу раздражители, "дистракторы", и

наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношениях исполнение. Испытуемый

может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие

раздражители, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях

он скоро убеждается, что ему ничего не остается делать с этими раздражителями,

кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание

испытуемого, испытуемый же старается не отвлекаться.

Отвлекающие раздражители не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать

исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то

посторонние звуки станут более чем отвлекающими раздражителями, поскольку они

будут маскировать тоны. В таком случае могут быть применены зрительные

раздражители,

У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: раздражители не

отвлекают их внимания, за исключением, может быть, короткого времени, пока

испытуемый не приспособился к ситуации. Убедительным экспериментом такого рода

является эксперимент Гови (1928). Класс второкурсников колледжа был разбит на

две одинаковые группы для выполнения определенного задания. 6 недель спустя

контрольная группа выполняла это же задание в другой форме при нормальных

условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла его при условиях

слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили

7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощных гудка,

2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включавшаяся время от времени, и

фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то

там вспыхивали прожекторы, свет которых, правда, не был направлен в глаза

испытуемых, а помощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили,

неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были

неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали

мало. Они выполняли его почти так же, как и их товарищи в контрольной группе. В

результате две группы, условия которых были одинаковы в первом испытании, имели

во втором испытании следующие показатели:

Контрольная группа, работавшая при нормальных условиях... 137,6

Экспериментальная группа, работавшая при отвлечении.... 133^9 Очевидная

потеря вследствие отвлечения.............. 3,7

Будет ли данному испытуемому способствовать или мешать такой, например,

отвлекающий фактор, как танцевальная музыка, может зависеть от его собственной

установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно,

обнаружит улучшение результатов и их ухудшение, если ему внушено противоположное

убеждение (Беккер, 1937).

Как преодолевается отвлечение. Приемлемым было бы следующее предположение: для

преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Морган

(1916) проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при

выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись. Испытуемый работал

на 10 нумерованных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые

испытуемый переводил на числа соответственно коду. Испытуемый нажимал на

клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экспонировал другую букву

для кодирования и нажатия и т. д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с

которой он ударяет по клавише, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки

регистрировал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор

наблюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый работал в полной

тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф.

Действие отвлекающих факторов продолжалось в течение 10 мин. и сменялось 10 мин.

тишины. Более 20 испытуемых прошли через этот эксперимент с результатами,

которые различались в деталях, но согласовывались в следующих имеющих важное

значение отношениях:

1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания,

испытуемый в течение эксперимента показывал прогрессивное совершенствование.

2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы.

3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю

скорость и продолжал дальнейшее совершенствование.

4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но

часто имел место даже внезапный срыв. Прекращение шума, к которому испытуемый

уже приспособился, действовало как отвлекающий фактор.

5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совершенствование

исполнения.

6. Сила, с которой испытуемый ударял клавишу, убывала в течение первого периода

тишины, резко возрастала в начале шума,

оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума.

7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через глазок показали

речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с

которыми он имел дело, часто выговаривались вслух.

Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения одновременно с возрастанием

мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной

мускульной энергии в деятельность (в этом случае - движение пальцев),

совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривание цифр

и букв было менее бессознательным. Оно более похоже на средство, используемое

испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом человек

может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувствует себя

вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу

о том, действительно ли добавочная мускульная энергия преодолевает отвлечение и

если да, то каким образом, мнения расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место

конкуренция различных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом;

большая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества.

В приведенной таблице 5 сообщаются данные одного испытуемого, иллюстрирующие все

указанные выше пункты. Средние данные других 20 испытуемых показывают те же

самые изменения.

Дробь вдыхания - это время, требующееся на вдох, выраженное как дробь полного

цикла дыхания. В тишине вдох занимает 40-45 процентов времени, как показано в

таблице; до работы дробь вдыхания была 0,44. При произнесении слов вслух она

спускается до 0,16, так как при произнесении звуков воздух расходуется

постепенно.

Увидеть, что отвлечение преодолевается путем прибавления добавочной энергии, -

это еще не все. Если работа при том же отвлечении продолжается день за днем,

вступают в действие вторичные приспособления, и производительность сохраняется

при отвлечении без траты лишней энергии. Гармон (1903) измерял затраченную

энергию по темпу обмена веществ, определяемому при помощи респираторного

аппарата. Работа заключалась в сложении, а отвлекающим фактором была

фонографическая запись, сделанная в шумном учреждении. В течение первых

нескольких дней темп обмена был большим во время

шума, но примерно через 7 дней работы при одинаковом отвлечении по 20 мин. в

день темп обмена был одинаков и во время шума, и в тишине.

Отвлечения, которые не преодолеваются. В таких экспериментах, как только что

описанный, испытуемый старался не отвлекаться и готов был прилагать всю энергию,

необходимую для работы. Однако в повседневной жизни направленность на работу

часто бывает не так сильна. Новый раздражитель пробуждает любопытство, и не-

которое время затрачивается на ориентировку, как, например, у собак акад. И. П.

Павлова, отвечающих на отвлекающие раздражители "ориентировочным рефлексом" и

временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает

экспериментатор, является частью "дела", в то время как в обычной жизни подобное

отвлечение могло бы рассердить, а гнев представляет собой большее отвлечение,

чем шум. К тому же внутренний интерес к звонку и гудку и даже ко многим

фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-либо более интересное

может действительно отвлечь.

Работа во время шума и тишины

Таблица 5

Тишина Шум Тишина

Сотня реакций Время реакций 1 -я 2-я 3-я 4,9 4,5 4.1

4-я 5-я 6-я 4,0 4,8 3,6 7-я 8-я 9-

Я 3,5 3,6 3,4

Нажим пал ща (в,-)........ 293 197 150 115 300 302 235

180 165

Дробь вдыхания (до работы 0,44)........ 0,34 0,30 0,28 0,28 0,31

0,25 0,23 0,30 0,30

 

Исходя из этого соображения, Вебер (1929) применил в качестве отвлекающих

факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал

задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности:

сложение, вычитание, запоминание, определение, извлечение корня. Все 16

испытуемых показали уменьшение производительности (10 - 50 процентов), и в

отчете о своих субъективных ощущениях все они сообщили, что были в это время

отвлечены. Иногда отвлекающие факторы были только более или менее мешающим

фоном, но иногда

5. Гигшенрейтер.Психология внимания.

они врывались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый забывал свою

работу и отдавался музыке или рассказу. В другие моменты музыкальный фон

ощущался как облегчающий работу.

Субъективное переживание преодоления отвлечений внимания состояло, как сообщали

испытуемые Вебера, либо в отстранении отвлекающих факторов, либо в положительном

сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем

третирова-ния, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было

привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода

музыки. Некоторые испытуемые рассказывали об особом роде "внутреннего

закрывания" одного уха и исключении, таким образом, раздражителя. Положительное

сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы,

иногда в думаний вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвлечения, как

отмечалось экспериментатором, включало: 1) общее возрастание мускульного

напряжения; 2) возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные

движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза

сосредоточенности (наклонение туловища вперед и сжимание головы руками); 3)

оборонительные движения: встряхивание головой, закрывание глаз, прикрывание глаз

руками, движения плечами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные

движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою энергию на

преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали

в состояние временного нервного беспокойства, в котором они не могли работать,

или в состояние опустошения и полной заторможенности.

Острота ощущений в зависимости от внимания и отвлечения. При направлении

внимания непосредственно на раздражитель можно ожидать лучшего восприятия слабых

раздражителей и более низких порогов ощущения, чем в других условиях. Результаты

различных экспериментов, проводившихся по этой общей проблеме, расходились,

вероятно, потому, что испытуемые иногда действительно отвлекались, а иногда

сильно возбуждались отвлекающим раздражителем. Условия в эксперименте Невола

(1923) свободны от этой двойственности, потому что он применял не отвлекающие

раздражители, а изменял условия при помощи предупреждающих сигналов, вроде тех,

которыми пользовались при измерении времени реакции, меняя, таким образом,

готовность к восприятию слабых тактильных раздражений. Иногда сигнал о

готовности не подавался; в этом случае испытуемый был менее всего готов к

восприятию раздражения. Иногда этот сиг-

нал на 1,7 сек. предшествовал действию раздражителя, а иногда испытуемый мог

знать точно, когда будет дано слабое тактильное раздражение, наблюдая движущуюся

стрелку, которая достигала определенной метки как раз в тот момент, когда

предъявлялось тактильное раздражение. Этим тактильным раздражением было слабое

нажатие на палец. Приблизительно в половине проб нажатий не делалось. Задачей

испытуемого было отвечать, был ли дан раздражитель или нет. Скомбинировав данные

от двух испытуемых, мы получили таблицу, ясно показывающую, что чем больше

готовность (внимание), тем лучше ощущение. Чем ближе от сигнала

Таблица 6

Восприятие слабого нажатия на палец

% случаен, когда

% замеченных положительный ответ Итоговый

нажатий давался при отсутствии счет

раздражителя

Условие 1:

без предварительного

сигнала............ 52 8 4

Условие 2:

сигнал за 1,7 сек.

до раздражения...... 76 7 69

Условие 3:

движущаяся стрелка

показывает точный

момент раздражения... 86 6 80

готовности к моменту воздействия раздражителем, тем лучше различение между

слабым раздражителем и отсутствием раздражения. Сходные результаты были получены

со слабыми зрительными раздражителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.