Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьего условия я не буду касаться, так как относительно его мы не имеем 45 страница




мгновенный ответ-образ "сыграет" перед вами свой выход. Но вы можете также

спросить, каково отношение лица, которое вы должны изображать на сцене, к

другому лицу в пьесе, и ответ может прийти уже не с такой быстротой. Могут

понадобиться часы, а может быть, и дни.

Вы увидите ряд сцен, моментов, мгновений, где все с большей и с большей ясностью

ваш герой своим поведением, своей "игрой", за которой вы следите вашим

внутренним взором, шаг за шагом сделает ясным для вас свое отношение к другому

лицу. На это вы должны дать ему время. Еще больше времени, несомненно,

понадобится для того, чтобы вы могли, например, "увидеть" ответ на вопрос:

какова основная идея пьесы? В этом случае все образы (ив особенности главные)

должны проделать сложное превращение и все они должны многократно "сыграть"

перед вами одну сцену за другой, но ваш настойчивый вопрошающий взгляд заставит

их постепенно прийти к двум, трем сценам (а может быть, и всего к одной), когда

перед вами вспыхнет основная идея пьесы в образах этих двух, трех сцен - в

поведении героев, в нескольких фразах, которые они произносят в этих сценах.

Так, день за днем, путем вопросов и ответов будет осуществляться ваша

художественная цель и созревать задуманное вами произведение.

"Видеть" внутреннюю жизнь образа

По мере того как вы будете прорабатывать и укреплять ваше воображение, у вас

возникает чувство, которое можно выразить словами: то, что я вижу моим

внутренним взором, те художественные образы, которые я наблюдаю, имеют, подобно

окружающим меня людям, внутреннюю жизнь и внешние ее проявления. С одной только

разницей: в обыденной жизни за внешним проявлением я могу не увидеть, не угадать

внутренней жизни стоящего передо мной человека. Но художественный образ,

предстоящий моему внутреннему взору, открыт для меня до конца со всеми его

эмоциями, чувствами и страстями, со всеми замыслами, целями и самыми затаенными

желаниями. Через внешнюю оболочку образа я "вижу" его внутреннюю жизнь.

Микеланджело, создавая своего Моисея, "видел" не только мускулы, волны волос на

бороде и складки одежды -он видел внутреннюю мощь Моисея, создавшую эти мускулы,

вены, складки и композицию ритмически падающих волос. Леонардо да Винчи терзали

образы его фантазии своей пламенной внутренней жизнью. Он говорил: где

наибольшая сила чувств, там и наибольшее мученичество.

Внимание

По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое

воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и

сменяют друг друга со

все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их

раньше, чем они успеют воспламенить ваше творческое чувство. Вы должны обладать

достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить их движение и держать их

перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила эта есть

способность сосредоточивать свое внимание. Все мы обладаем ею от природы, и без

нее мы не могли бы выполнить ни одного даже самого незначительного повседневного

действия (за исключением действий привычных). Но сила концентрации, которой мы

пользуемся в обыденной жизни, недостаточна для актера с развитым воображением.

От этой силы в значительной мере зависит и продуктивность изображения. Вы должны

развить ее в себе. Успех этого развития будет зависеть столько же от упражнений,

сколько и от правильного понимания природы и сущности внимания.

Внимание есть процесс

Что переживает душа в момент сосредоточения? Если вам случалось наблюдать себя в

такие периоды вашей жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали

наступления важного для вас события или встречи с человеком желанным и любимым,

вы могли заметить, что наряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще и другую -

внутренне деятельную и напряженную. Что бы вы ни делали, куда бы ни шли, о чем

бы ни говорили - вы непрестанно представляли себе ожидаемое вами событие. Даже и

тогда, когда сознание ваше отвлекалось заботами повседневной жизни, вы в глубине

души не прерывали связи с ним. Внутренне вы были в непрестанно деятельном

состоянии. Эта деятельность и есть внимание. Рассмотрим ее подробнее.

В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-

первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете

его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в

него.

Все четыре действия, составляющие процесс внимания, совершаются одновременно и

представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического

усилия и протекает целиком в области души. Даже в том случае, когда объектом

вашего внимания является видимый предмет и вы принуждены физически пользоваться

вашим зрением, все же процесс сосредоточения внимания лежит за пределом

физического восприятия зрением, слухом или осязанием. Часто упражнения на вни-

7.56

мание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха,

осязания и т.д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как

ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы

внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. Ожидая

предстоящего события, то есть будучи сосредоточены на нем, вы можете, как я уже

сказал выше, днями и неделями вести вашу повседневную жизнь, свободно пользуясь

вашими органами чувств: внимание протекает за их пределами. И даже (вы заметите

это при дальнейших упражнениях) чем меньше напряжены органы ваших чувств, тем

скорее вы достигаете сосредоточения внимания и тем значительнее его сила.

Едва ли следует говорить о том, что объектом внимания может быть все, что

доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический

предмет, событие как прошлого, так и будущего.

Внимание

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать

"гляденья" на предмет -опишите для себя его внешний вид.

Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс

внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему,

проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий

проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т. д.

Продолжайте упражнение, следя за тем, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы

тела не напрягались излишне.

Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:

1. Простой, видимый предмет.

2. Звук.

3. Человеческая речь.

4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.

5. Звук, вызванный в воспоминании.

6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.

7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.

8. Образ, взятый из пьесы или литературы.

9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п.,

созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для

вас легко выполнимым единым душевным актом.

Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые

действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в

сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать

комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко

выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания

протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями,

одновременно с ним совершаемыми.

Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось.

Не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Регулярность в упражнениях

(два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени

возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.

Последствия развития внимания

Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет

активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время

игры. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую

убедительность.

Одновременно с упражнениями на внимание делайте и упражнения на воображение.

Воображение и внимание

УПРАЖНЕНИЕ 2. Начните упражнение с простых воспоминаний (предметы, люди,

события). Старайтесь восстановить возможно больше деталей. Рассматривайте

вызванный в памяти объект, по возможности не отвлекая внимания.

Выберите небольшую законченную сцену из хорошо знакомой вам пьесы. Проиграйте ее

несколько раз в вашем воображении. Поставьте перед действующими лицами ряд задач

(вопросов) общего характера, например: ярче выявить ту или иную черту характера;

полнее отразить атмосферу сцены; усилить или ослабить то или другое чувство;

сыграть сдержанно, сыграть темпераментно; ускорить или замедлить темп сцены и т.

п. Проследите изменения, которые произойдут в игре актеров под влиянием ваших

вопросов.

Возвратитесь к той же сцене на следующий день. Снова просмотрите ее. Изменения в

связи с вашими вопросами могут оказаться значительнее, чем накануне. Оцените

самостоятельную обработку образами ваших вопросов. Поставьте новые вопросы или

повторите прежние и ждите результата на следующий день.

При многократном просмотре сцены не пренебрегайте теми "советами", которые

образы будут давать вам по их собственной инициативе. Меняясь и влияя друг на

друга, они могут вдохновить вас на новые идеи, вызвать новые чувства и навести

на непредвиденные вами средства выразительности. Принимайте или отвергайте их,

но не держитесь деспотически за ваши первоначальные желания.

Перейдите к работе над игрой актеров в деталях. Спрашивайте их о мельчайших

нюансах: о взгляде, движении руки, паузе, вздохе, о мимолетном чувстве, желании,

страсти, мысли и т.п. Задав вопрос, следите за реакцией на него.

Если под влиянием ответов вы почувствуете, что в вас вспыхнуло творческое

состояние, что вы сами хотите сыграть тот или иной момент, ^прекращайте

упражнения и отдавайтесь творческому импульсу. Конечная цель всякого упражнения

(как и всего предлагаемого метода) есть пробуждение творческого состояния,

умение вызвать его произвольно.

Переходите к упражнениям, развивающим гибкость вашего воображения. Возьмите

образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте его превратиться в другой:

молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег

развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний,

летний, осенний и снова зимний и т. п. То же с фантастическими превращениями:

заколдованный замок постепенно превращается в бедную избу и наоборот; старуха

нищенка превращается в красавицу ведьму; волк -в царевича; лягушка - в принцессу

и т. п. Продолжайте это упражнение с образами, находящимися в движении:

рыцарский турнир; пламя лесного пожара; возбужденная толпа; бал; фабрика;

железнодорожная станция и т. п.

Следующая стадия упражнения: через внешние проявления образа увидеть его

внутреннюю, интимную жизнь. Например: король Лир в пустыне; король Клавдий в

сцене молитвы; Орлеанская дева в момент откровения; муки совести Бориса

Годунова; восторги и отчаяния Дон Кихота и т. п. Наблюдайте образы, пока они не

пробудят ваших творческих чувств. Не торопите результатов.

Теперь вам следует научиться отказываться от первых созданных вами образов,

добиваясь все более совершенных. Держась боязливо за уже созданный вами, хотя бы

и хороший, образ, вы не найдете лучшего. Лучший образ всегда готов вспыхнуть в

воображении, если вы имеете смелость отказаться от предыдущего. Проработайте в

деталях образ из пьесы, литературы или истории. Изучите его. Откажитесь от него

и начните всю работу сначала. Если вы заметите, что лучшие черты первого образа

продолжают жить в вашем воображении, вливаясь во второй образ, примите их.

Проработав второй образ, откажитесь и от него, сохранив его лучшие черты.

Делайте это упражнение все с тем же образом, пока это доставляет вам

художественное удовлетворение.

Начните сами создавать и прорабатывать в деталях образы людей и фантастических

существ.

Репетировать в воображении

Хорошо развитое, подчиненное вашей воле воображение может стать для вас одним из

самых продуктивных способов репетирования. Еще до того как началась ваша

регулярная работа на сцене с партнерами, вы можете систематически проигрывать

вашу роль исключительно в воображении. Положительная сторона таких репетиций

заключается в том, что без фактического участия вашего тела и голоса, без

внешних затруднений, связанных с партнерами и мизансценами, вы можете целиком

отдаться игре, как вам подсказывает ваша творческая интуиция. Но и позднее, уже

во время работы с режиссером и партнерами, вы можете в часы, свободные от общих

репетиций, продолжать вашу игру в воображении. Теперь вы вносите в нее советы и

указания режиссера, мизансцены и игру ваших партнеров. И хотя то, чего вы можете

достигнуть, играя таким образом, может оказаться неизмеримо богаче и тоньше

всего, чего вы можете достигнуть, репетируя на сцене, однако многое из того, что

вам удалось создать в воображении, перейдет постепенно и в вашу фактическую игру

на сцене. Благодаря тому что ваше тело, оставаясь пассивным и свободным в то

время, как вы репетируете в воображении, получает тонкие импульсы, исходящие из

ваших переживаний, оно прорабатывается не меньше, чем во время репетиций на

сцене. Оно готовится стать телом вашего образа, усваивает его характер и манеру

движений. Пробужденные вашим воображением творческие чувства, проникая в тело,

как бы ваяют его изнутри.

Найдиффер Р. М. ВНИМАНИЕ В СПОРТЕ1

Многие из высококвалифицированных спортсменов обладают способностью к

произвольной концентрации внимания, о которой большинству из нас приходится

только мечтать. Вероятно, каждый может припомнить такие ситуации, когда его

сознание полностью сосредоточивалось на каком-то одном предмете, явлении и все

остальное в данный момент как бы переставало существовать. Однако в большинстве

случаев это происходит непроизвольно и не требует волевого усилия.

И хотя сосредоточение внимания на выполнении спортивных действий исключительно

важно, оно также может быть не только произвольным, но и бессознательным.

Например, выдающиеся каратисты выполняют целый ряд атакующих приемов с огромной

скоростью и точностью. Естественно, они не могут сознательно концентрировать

свое внимание на каждом приеме. Более того, совершенно очевидно, что слишком

сильная концентрация сознания на каком-то объекте или действии в

соревновательной ситуации привела бы к тому, что из круга внимания выпадали бы

другие важные для контроля объекты. Особенно это мешает представителям командных

игровых видов спорта, где спортсмен должен не только сосредоточиваться на

выполнении точного удара или паса, но и постоянно следить за перемещениями

партнеров и противников.

Поэтому тренеры, формируя у молодых спортсменов навыки управления вниманием,

должны добиваться умения фокусировать сознание на главном в данный момент

объекте и одновременно контролировать так называемым фоном внимания другие

важные объекты и действия. Такое распределение внимания особенно важно в

командных спортивных играх (например, в баскетболе).

Объем внимания

Большинство из нас хорошо представляют себе узкое и широкое внимание. Первое -

это внимание, которое мы проявляем, сосредоточенно читая книгу и не замечая

ничего вокруг. Ко второму виду относится то внимание, с которым мы управляем

автомобилем, следя одновременно за уличным движением и ведя беседу с сидящими

рядом товарищами. В первом случае внимание имеет более полную (хотя и более

узкую) концентрацию, во втором же оно не

Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.

столь интенсивно и выполняет как бы сторожевую функцию, включаясь на полную

мощность лишь в критических ситуациях.

В спорте мы имеем дело с проявлениями внимания и первого и второго видов, однако

наиболее распространенным и полезным в соревновательных ситуациях (особенно в

игровых видах спорта) является широкое внимание. Способность человека

контролировать одновременно несколько объектов и явлений определяет большой

объем внимания.

Сосредоточенность внимания

Кроме объема внимания существует еще такое важное свойство, как

сосредоточенность внимания. Дело в том, что в различные моменты времени внимание

может быть направлено на различные внешние объекты, внутренние ощущения,

переживания или мысли. Например, вы можете сосредоточить внимание на работе

своего сердца или на решении тактических задач. Важнейшим качеством спортсмена в

данном случае является его способность быстро переключать внимание с внутренних

ощущений на внешние события, которые необходимо учитывать при выполнении

спортивных действий. Причем в идеальном случае должно соблюдаться правильное

соотношение между контролем за внешними и контролем за внутренними объектами.

Нарушение этого баланса имеет нежелательные последствия. Так, спортсмен,

неспособный быстро переключиться с внутренних переживаний и мыслей на

внимательный контроль за внешними событиями, будет часто опаздывать с

восприятиями замысла партнеров. В свою очередь, спортсмен, полностью

"включенный" во внешнюю обстановку соревнований, как правило, теряет способность

к трезвому самоконтролю и решению сложных тактических задач. Наиболее важным для

спортсмена высокого класса является доведенный до автоматизма навык в каждой

соревновательной ситуации концентрировать сознание на наиболее важном в данный

момент предмете, действии, ощущении, не упуская остальные важные детали из поля

внимания. Особенно сложно "приучить" внимание безотказно переключаться с

наиболее важных внутренних объектов на внешние, сохраняя нужный объем и

необходимую сосредоточенность в напряженной психологической обстановке

соревнований, т. е. под воздействием стресс-факторов.

Дело в том, что стресс-факторы напряженных соревновательных ситуаций,

воздействуя на недостаточно эмоционально устойчивых спортсменов, парализуют в

первую очередь именно их внимание. Спортсмены теряют способность переключать

его, регулировать направленность и объем, оно часто как бы останавливается на

меша-

Широкий

А

Тренер

;S

S

IV

Виды на выносливость

Тяжелая атлетика

Толкание ядра

Футболист

II

III

Боуминг Гольф

Узкий

Рис. 1. Типы внимания

ющих навязчивых мыслях, переживаниях и не может быстро обеспечивать спортсменов

необходимой для оперативных решений информацией.

Для развития внимания и оценки его особенностей полезно, чтобы после

соревнований спортсмен сам охарактеризовал наиболее успешные моменты своего

выступления и неудачи. Рекомендуется также незадолго до предстоящих соревнований

продумывать, на что направить основное внимание и что будет контрольным фоном,

если в ходе соревнования возникнет та или иная ситуация.

Сочетание объема и сосредоточенности внимания

Я хочу подчеркнуть важность правильного выбора объема и сосредоточенности

внимания в каждый конкретный момент соревнования. Попытаюсь наглядно

проиллюстрировать это схемой (рис. 1), где объем внимания отсчитывается по

вертикальной линии, а сосредоточенность (внешняя, внутренняя) -по

горизонтальной.

Если вы обладаете большим объемом внимания вообще (или в данный момент), ваша

отметка по вертикали будет приближаться к точке А. Если вы к тому же

сосредоточены на внутренних переживаниях и мыслях, то ваша точка на

горизонтальной линии сдвинется к точке В. Значит, результирующая точка

(интегральный показатель) расположится где-то в левом верхнем сегменте между

точками А и

В и будет характеризовать одновременно объем и сосредоточенность вашего

внимания. Такая шкала в зависимости от задачи исследования может характеризовать

как основные особенности внимания каждого конкретного спортсмена, так и

ситуативное состояние его внимания (в данный конкретный момент).

Представленная схема позволяет отнести каждого спортсмена к одному из четырех

типов (т. е. разместить его в одном из четырех отсеков) внимания (в данный

конкретный момент): широкое с внутренней сосредоточенностью, широкое с внешней

сосредоточенностью, узкое с внутренней сосредоточенностью и узкое с внешней

сосредоточенностью.

Первый тип внимания отличается большим объемом и внутренней направленностью. Под

его контролем находится в основном внутренний мир атлета (ощущения, чувства,

мысли). Если внимание такого типа является не ситуативным, а устойчивым, то

можно сказать, что для представителей большинства видов спорта это

неблагоприятно, так как затрудняется контроль за внешними объектами. Однако

такой тип внимания является положительным для тренера, которому необходимо уметь

сосредоточиваться, одновременно оценивая несколько возможных решений и влияющих

на них факторов.

Второй тип внимания характеризуется большим объемом и внешней

сосредоточенностью. Он благоприятен для спортсменов, которым необходимо

принимать быстрые решения с учетом целого ряда внешних факторов. Это в первую

очередь представители командных спортивных игр, особенно защитники и

разыгрывающие игроки.

Третий тип внимания отличается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью.

Такое внимание особенно незаменимо в тех случаях, когда нужно реагировать всего

на несколько объектов или движений, но принимать решения очень быстро (во всех

видах единоборств, в играх, особенно в теннисе).

Четвертый тип внимания характеризуется небольшим объемом и внутренней

сосредоточенностью. Он имеет большое значение в видах спорта циклического

характера с преимущественным проявлением выносливости (например, в беге на

длинные дистанции или в плавании), где очень важно уметь точно оценивать свое

физическое состояние, степень утомления, запас сил и, сопоставляя эти ощущения с

требованиями конкретной соревновательной ситуации, регулировать темп прохождения

дистанции.

В повседневной жизни большинство из нас, чувствуя усталость или болевые ощущения

от тяжелой работы, старается, если это возможно, прекратить ее. Эти неприятные

ощущения являются сторо-

жевым сигналом организма, предупреждающим, что дальнейшее напряжение может

оказать на него неблагоприятное воздействие. Однако в спорте высших достижений

данный сигнал вступает в контакт с установкой спортсмена на необходимость

продолжать интенсивную работу. При этом достаточно тренированный организм в

большинстве случаев не подвергается опасности перенапряжения, но для этого атлет

должен очень тонко знать свой организм и уметь правильно оценивать поступающие

от него сигналы. Большую роль в таких случаях играют самовнушения и самоприказы,

когда спортсмен "желания" организма ("я не могу больше") подчиняет стоящей перед

ним задаче ("я должен"). Опытные спортсмены имеют в своем арсенале различные

индивидуальные формулировки самоприказов и мысленные образы, помогающие им

преодолевать усталость и болевые ощущения в наиболее трудные моменты тренировок

и соревнований.

Так, выдающийся американский пловец, семикратный чемпион Олимпийских игр в

Мюнхене 1972 г. Марк Спитц на вопрос журналиста о том, как ему удается

заставлять себя преодолевать на тренировках многочисленные отрезки дистанции,

ответил весьма своеобразно. Он сказал: "Когда мне становится особенно тяжело и

хочется прекратить тренировку, я представляю себе, что в каждом конце бассейна

меня ждет с распростертыми объятиями красивая девушка". Несмотря на шутливость

этого заявления, оно говорит о том, что приемы самовнушения для преодоления

усталости могут быть самыми разнообразными и должны быть максимально

индивидуализированы.

По предложенной схеме типов внимания каждый может отыскать свою точку на

вертикальной и горизонтальной линиях. Эта точка будет интегральным показателем

объема и сосредоточенности внимания. Естественно, что объем и особенно

сосредоточенность внимания-величины непостоянные, даже на протяжении короткого

времени. Однако у спортсмена высокого класса специфика его спортивной

деятельности будет накладывать существенный отпечаток на развитие именно тех

особенностей внимания, которые необходимы для достижения успеха в

специализируемом виде спорта. Вместе с тем различные соревновательные ситуации

могут требовать от спортсмена смены типов внимания. Так, например, игрок в гольф

должен уметь не только концентрировать свое внимание на точном выполнении удара

по мячу, но и одновременно учитывать такие факторы, как дистанция удара, сила

ветра, плотность воздуха, а также собственное физическое самочувствие.

Спортсменов с преимущественным развитием внимания большого объема и внутренней

сосредоточенности можно отнести к людям аналитического склада ума. Как правило,

они способны перерабатывать большой объем информации, предварительно мысленно

представляя и анализируя возможные ситуации предстоящих соревнований. Такие

спортсмены умеют делать выводы из совершенных ими ошибок и редко повторяют их.

Стиль их соревновательных выступлений отличается пластичностью и может

произвольно регулироваться в зависимости от ситуации. Спортсмены, обладающие

широким внутренним вниманием, обычно анализируют не только свои действия, но и

действия противника, прогнозируя и заблаговременно учитывая его игровое

поведение.

Однако такой тип внимания может таить в себе и определенные недостатки.

Спортсмены с чрезмерной склонностью к анализу не всегда способны быстро

переключить внимание на внешние объекты. Это затрудняет их реакцию на

неожиданные действия противника или партнера. Все мы неоднократно видели

футболистов, которые, увлекаясь демонстрацией индивидуального мастерства,

упускали возможность дать быстрый и точный пас открывшемуся партнеру.

Спортсмены, обладающие большим объемом и внешней сосредоточенностью внимания,

наиболее успешно выступают в соревнованиях, требующих быстрой смены действий в

зависимости от изменений внешней ситуации. Баскетболисты, футболисты, хоккеисты

с таким типом внимания славятся умением отдать моментальный пас открывшемуся

партнеру.

Однако наиболее успешно такой тип внимания реализуется спортсменами, умеющими не

просто воспринимать большой объем внешней информации, но и быстро вычленять из

нее наиболее важные для данного момента детали. В противном случае игрок с

широким внешним вниманием может запутаться в слишком большом объеме информации и

не найти правильного тактического решения в создавшейся ситуации. Особенно важно

сочетание этих качеств для разыгрывающего игрока.

В видах спорта, требующих высокой точности движений, наибольших успехов

добиваются спортсмены с узким внутренним вниманием, т. е. умеющие

концентрировать его на внутренней мобилизации. Высокое развитие такого типа

внимания позволяет спортсмену избегать многих отрицательных эмоций, как бы

отключаясь от мешающих ему внешних и внутренних факторов, таких, как реакция

зрителей, поведение соперников, навязчивые мысли и т. д.

К недостаткам спортсменов, обладающих таким типом внимания, относится их

недостаточная психологическая пластичность, т. е. неумение быстро перестроиться

в соответствии с изменением ситуа-

ции, внешних условий, результатов основных соперников и т. п. Это происходит

потому, что узкий внешний тип внимания не позволяет получить и быстро




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.