Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мадхавендра Пури




В исторической перспективе мы видим, как постепенно волна спонтанной любви начинает захлестывать Мадхва-сампрадайю. Изначально в Мадхва-сампрадайе был очень большой акцент на благоговейном поклонении Господу, айшварье, хотя Мадхвачарья всегда имел желание проповедовать мадхурья-расу и другие высшие расы. Однажды он уже собирался рассказать всем людям об этой сладости мадхурьи, но Кришна пришел к нему во сне и сказал: «Подожди! Время еще не пришло. Ты должен проповедовать айшварья-расу». Почему Кришна не разрешил ему проповедовать мадхурья-расу в то время? Дело в том, что люди в то время были слишком заражены влиянием атеистической маявады, и поэтому, прежде чем человек вошел бы в это царство высших рас, он должен был пребывать в духе благоговения и почтения перед Господом. Это та миссия, которую принял на себя Мадхвачарья – проповедь айшварья-расы, духа благоговения.

Мадхурья-раса пришла в нашу сампрадайю вместе с Мадхавендрой Пури. До этого никто и помыслить себе не мог, что возможны такие отношения с Господом. Мадхавендра Пури – это фигура очень противоречивая, и многие представители таттва-вади не признают его принадлежность к Мадхва-сампрадайе, потому что они все Тиртхи, а он – Пури. Никто не знает, почему он принял титул Пури. Некоторые говорят, что он принял его под влиянием Вишну Пури, знаменитого ученика Виджаядхваджи Тиртхи, о котором мы немного говорили. Некоторые так и говорят, что Мадхавендра Пури был санньяси-маявади, но те, кто хотя бы немного знают его, понимают, что это совершенно не соответствует истине. (Изначально как титул «Пури», так и титул «Тиртха» принадлежит к сампрадайе санньяси-маявади).

Итак, Мадхавендра Пури был первым, кто ввел мадхурья-расу. Именно ему принадлежит этот знаменитый стих: «Прощайте мои молитвы! Прощайте мои ритуальные омовения три раза в день! Прощайте полубоги! Прощайте предки! Прощайте все остальные! Прощайте, всего вам хорошего! До тех пор, пока я могу помнить о славном отпрыске династии Яду, о Кришне, мне не страшен никакой грех». Когда, благодаря практике регламентированного преданного служение, наше сердце очистится от всех материальных желаний, мы также сможем постоянно помнить о Кришне и не беспокоиться о многочисленных правилах и предписаниях преданного служения. К тому времени они войдут уже в привычку, и будут совершаться спонтанно, автоматически. В этом смысл раги. Мадхавендра Пури находился на этом уровне спонтанной привязанности к Кришне, и память его о Кришне была такой интенсивной, что он путешествовал всегда один. По строгим правилам санньясы, санньяси не должен путешествовать один. Его всегда должен сопровождать помощник, брахмачари. Но Мадхавендра Пури боялся, что если он возьмет с собой кого-то, то разговоры с ним могут отвлечь его от мыслей о Кришне, поэтому он странствовал один.

В Чайтанья Чаритамрите о Мадхавендре Пури рассказывается одна замечательная история. Эту историю поведал Своим спутникам Сам Господь Чайтанья.

«Однажды Шрила Мадхавендра Пури пришел во Вриндаван. Он хотел поклониться и обойти холм Говардхан. Он бы охвачен восторженными переживаниями и постоянно пел о славных подвигах Кришны, не различая дня и ночи. День уже клонился к вечеру, и Мадхавендра Пури спустился к озеру Говинда-кунда у подножия холма Говардхан, чтобы принять омовение. Уставший, он уселся под деревом отдохнуть и стал повторять Харе Кришна мантру. Ум его погрузился в мысли о Кришне. Неожиданно перед его задумчивым взором предстал очаровательный мальчик-пастушок. В руках мальчик держал горшок молока и дружелюбно улыбался. Он поставил горшок перед Мадхавендрой Пури и сказал:

– Я принес тебе молока, выпей! Почему ты за весь день ничего не попросил в деревне? О чем ты думаешь?

Простой деревенский мальчик, Он вызвал в сердце Мадхавендры прилив трансцендентного блаженства. Незнакомец был божественно красивым, голос Его нектаром вливался в уши, заставляя позабыть о голоде и жажде.

– Кто ты? Где живешь? Кто сказал тебе, что я здесь? – словно очнувшись от оцепенения, спросил Мадхавендра.

– О господин, – ответил мальчик, – Я пастушок из деревни. У нас никто не голодает. В каждом доме можно попросить что-нибудь попить и поесть. Всем хватает молока. Но если путник ни к кому не заходит, Я приношу ему еду. Тебя заметили женщины, ходившие сюда за водой. Они дали Мне этот кувшин и велели отнести тебе. Ну, ладно! Мне пора доить коров. Но скоро Я вернусь за кувшином!

И пастушок исчез, словно Его и не было, а перед Мадхавендрой остался горшок молока. Изумленный Мадхавендра Пури взял в руки горшок и медленно выпил сладкое на вкус молоко. Отставив в сторону пустой горшок, он стал ждать. Однако сколько он ни вглядывался вдаль, сколько ни смотрел на дорогу, мальчика не было. Уже стемнело, но Мадхавендра не мог спать, он сидел и в ожидании повторял мантру. Кругом по-прежнему никого не было, стояла глубокая ночь, когда неодолимая дремота сомкнула ему глаза. И тут Мадхавендра снова увидел чудесного пастушка. Мальчик стоял перед ним с почтительно сложенными руками, а потом повел в джунгли.

– Вот здесь Я живу, – показал Он рукой на густые заросли. – И страдаю от холода, ливней, ветра и зноя. Прошу тебя, приведи людей из деревни и забери Меня отсюда. Воздвигни храм на вершине холма, он станет Моим новым домом. Омой Меня чистой, свежей водой! Столько дней Я ждал тебя, Мадхавендра! Я терпел все невзгоды и думал: «Когда же он придет послужить Мне?». Почему ты так долго не приходил? Я принимаю твою любовь. Я вновь хочу явиться людям, чтобы спасти падших. Мое имя Гопал, а Мой дом – Говардхан. Мне поклонялся Ваджра, внук Господа Кришны, и Я – господин этих мест. Но однажды пришли мусульмане, и Мой священник спрятал Меня в этих зарослях, а сам убежал, в страхе спасая свою жизнь. С тех пор Я здесь. Как хорошо, что ты пришел! Прошу, помоги выбраться отсюда и позаботься обо Мне!

Мальчик исчез, и Мадхавендра открыл глаза. Ему показалось, что он вовсе не спал. «Я видел Господа Кришну, Он Сам пришел ко мне, но я не узнал Его!» – схватился он за голову. Но в следующее мгновенье прилив божественной любви унес его скорбь, и он в блаженстве повалился наземь. Слезы потекли из его глаз, волны экстаза завладели телом. Однако слова Гопала, эхом звучавшие в ушах, заставили Мадхавендру успокоиться.

Настало утро. Мадхавендра Пури совершил омовение и спустился в деревню, чтобы собрать людей.

– В густых диких зарослях, недоступных для людей, безвестно лежит Говардхана Дхари – ваш хозяин, – говорил он. – Мы должны забрать Его оттуда. Это глухое заброшенное место, поэтому возьмите с собой лопаты и топоры, чтобы расчистить дорогу.

С нескрываемым восторгом пастухи слушали Мадхавендру Пури. Тут же собрались они, и пошли за ним, топорами расчищая себе в джунглях дорогу. Вдруг Мадхавендра увидел Гопала. Он лежал на земле весь в глине, покрытый травой и сухими листьями. Еле сдерживая изумление и радость, пастухи осторожно расчистили Божество. Теперь Его нужно было перенести в деревню.

– Гопал очень тяжелый, нам не поднять Его! – говорили они между собой и решили вернуться в деревню, чтобы позвать местных силачей. Вместе с Мадхавендрой Пури силачи подняли Гопала на вершину холма.

Два огромных валуна служили Гопалу троном и опорой. У холма собралась вся деревня. Брахманы-священнослужители принесли из святой Говинда-кунды девять больших кувшинов воды и процедили ее, чтобы омыть Гопала от глины. Однако воды для этого понадобилось в сто раз больше. Вновь и вновь ее несли из Говинда-кунды и процеживали. Воздух оглашался мелодичным звоном колокольчиков пуджари, стучали барабаны, женщины пели. Начинался прекрасный праздник возвращения Гопала в Свою деревню.

Люди пели и танцевали. Все, что могли, они принесли сюда, опустошив свои дома: молоко, йогурт, топленое масло, рис… Невозможно описать всех блюд, сладостей и подарков для Гопала: бесчисленные подносы с листьями Туласи, море цветов, красивая одежда.… В воздухе пахло благовониями, ароматными маслами и цветами. Покой и благоденствие воцарились вокруг. Брахманы пели ведические мантры, а Гопала с головы до пят растирали маслами, пока Он не засиял светом миллионов лун. Шри Мадхавендра Пури торжественно начал абхишеку – церемонию купания.

Одно омовение следовало за другим. В первом кувшине была смесь даров матери-коровы: молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз. В другом стояла панчамрита – йогурт, смешанный с молоком, маслом, сахаром и медом. Следующее омовение называлось маха-снана, когда Божество омыли топленым маслом, а потом чистой водой, которую заготовили в ста кувшинах. Тело Гопала снова растерли благоуханным маслом, и оно заблестело. В довершение церемонии Его из раковины омыли ароматной водой.

Кругом горели красивые светильники на топленом масле, курились благовония. Гопалу начали предлагать бесконечное разнообразие блюд, и каждое – в огромных количествах! Прежде всего, йогурт и молоко, сладости и конфеты, затем остальные яства, вкусные напитки в новых глиняных кувшинах и воду для ополаскивания рта. И, наконец, смесь пряностей: гвоздики, кардамона и других, чтобы освежить рот.

Теперь можно было начать бхога-арати. Каждый возносил Господу молитвы и клал поклоны, падая перед Божеством ниц и выражая Ему полную преданность. Жители деревни понимали, что Гопал Сам пожелал прийти к ним, чтобы принять их любовь и служение. Все свои запасы риса, гороха и пшеничной муки они принесли к Его стопам. Эти подношения покрыли холм. Деревенские гончары принесли новую посуду, в которой утром брахманы начнут готовить для Гопала. Десять брахманов готовили блюда из зерна, и еще пятеро – супы и овощи. Здесь было все, что дарила людям земля в этих местах: несколько видов шпината, корнеплоды, фрукты. Пять или семь мужчин пекли чапати, густо смазанные топленым маслом. Весь приготовленный рис горками выкладывался на листья пайлаши. Его расставляли прямо на земле, расстелив красивые новые ткани. Рядом с горами риса вырастали горы чапати. Овощи и жидкие блюда стояли в чашах вокруг. Возле них были кувшины с йогуртом, молоком, маслом, сладким рисом, взбитыми сливками и сметаной. Эта церемония называлась аннакута. Мадхавендра Пури сам предлагал Гопалу каждое блюдо.

Чтобы напоить Шри Гопаладжи, Ему поднесли множество кувшинов ароматной воды. Сколько времени Он не ел и не пил! И теперь Он с удовольствием принимал все, что Ему предлагали, Хотя блюда, казалось, оставались нетронутыми. Как такое могло случиться? Это великое таинство Господа, и только Мадхавендра Пури, Его великий преданный, видел, как Господь Своей трансцендентной рукой прикасался ко всему. Праздник продолжался весь день.

Мадхавендра Пури подал Гопалу воду, чтобы Господь ополоснул рот, и орехи бетеля, а затем стал предлагать светильник на топленом масле, опахало из павлиньих перьев и чамару. Повсюду звучали прославления:

– Джая! Джая Гопалу! Слава Верховному Господу!

Теперь Гопалу нужно было отдохнуть, и Мадхавендра Пури устроил для Него новую легкую постель, застелив простой соломенный матрац красивым покрывалом.

Пока Господь отдыхал, Мадхавендра сказал поварам-брахманам:

– А теперь накормите всех, от мала до велика! Здесь столько прекрасного прасада!

Люди расселись рядами. Первыми сидели брахманы с женами, а потом все остальные. Здесь собрались не только жители деревни Говардхан, но и жители из окрестных деревень. Все пришли почтить Гопаладжи и вкусить прасад. Разносчики предлагали все новые и новые блюда, раздавали добавку, и не было конца этому пиршеству.

Всех, кто был на этом празднике, поражало сияние, исходившее от Мадхавендры Пури. По его милости во Вриндаване повторилась знаменитая церемония аннакута, которую пять тысяч лет назад проводили в присутствии Кришны. Маленький Кришна попросил тогда Своего отца Нанду Махараджа и пастухов отдать свои подношения, предназначенные для Индры, холму Говардхан. И когда все было готово, Он проявил Себя холмом Говардхан и поглотил огромные горы прасада. Теперь, спустя столько времени, Мадхавендра Пури, чистый преданный Кришны, вновь провел чудесную церемонию. Брахманы, собравшиеся на праздник, приняли у Шрилы Мадхавендры посвящение в ученики и стали преданными Господа Кришны. Они счастливы были служить Ему.

Вечерело, Гопал пробудился ото сна и снова стал милостиво принимать бесчисленные подношения из пищи, воды, масла, цветов и благовоний. По всей Враджа-бхуми разнеслась весть о том, что на вершине холма Говардхан явился Господь Гопал, хозяин этих мест, и к Его лотосным стопам шел нескончаемый поток людей, которые жаждали увидеть Его и почтить подарком. Узнав у Мадхавендры Пури, когда начнется церемония аннакуты, они с радостью готовили свои подношения Господу. Прекрасная аннакута продолжалась еще много-много дней, и все это время Шри Мадхавендра Пури не принимал никакой пищи. Только ночью, уложив Гопала отдохнуть, он выпивал немного молока.

С восходом солнца из разных деревень приходили новые люди. Они возносили молитвы и служили Божеству, предлагая Гопалу все свои запасы зерна, масла, молока и йогурта. И снова начиналась чудесная аннакута. Брахманы готовили пищу, и Гопал принимал ее. Земля Вриндавана вдохновляет на служение Господу. Любовь к Кришне пробуждается здесь сама собой в каждом, и Кришна сразу отвечает преданным такой же любовью. Сотни людей наслаждались великолепным прасадом. Глядя на прекрасного Гопала, они освобождались от несчастий и печали. Все ощущали присутствие Господа и были счастливы.

Постепенно слава о Гопале разлетелась по всей округе. Увидеть Господа пришли жители Матхуры. Они принесли с собой в подарок много золота, серебра, богатой одежды и украшений. И снова с восходом солнца начиналась церемония аннакуты, и так изо дня в день. Наконец один богатый и влиятельный человек, исполняя царский указ, выстроил для Гопала большой храм. Кто-то сделал кухонную посуду, а кто-то оградил храм высокими стенами. Каждая семья из Враджа-бхуми привела по одной корове, и теперь у Гопала были тысячи белых коров, которые давали много молока.

Из Бенгалии во Вриндаван пришли два чистых брахмана. Когда они услышали необычайную историю возвращения Гопала во Врадж, им тоже захотелось почтить Господа. Мадхавендра Пури отнесся к брахманам с большой заботой и вниманием, и оба они стали учениками Шри Мадхавендры, который попросил их ежедневно служить Гопалу в храме. Постепенно поклонение стало регулярным и пышным, Мадхавендра чувствовал себя счастливым. Прошло два года.

И вот однажды Мадхавендре приснился сон. Гопал снова пришел к нему.

– Мне невыносимо жарко! – сказал Он. – И ничто не приносит облегчения! О Мадхавендра, добудь Мне сандаловой пасты малаи-джа, которую делают близ Джаганнатха Пури, и нанеси ее на мое тело. Тогда жар спадет и станет легче. Поспеши! Никто, кроме тебя, не поможет Мне.

Мадхавендра пребывал в блаженстве, счастливый любовью к Гопалу и служением Ему. О Господь! Столько лет Ты томился в джунглях, ветры иссушали Тебя, палило солнце, и теперь даже тысячи кувшинов воды не остужают Твоего жара и не утоляют жажды.

Мадхавендра Пури сделал необходимые распоряжения, заботясь о том, чтобы поклонение Божеству продолжалось. Сотни людей были заняты в этом служении. Когда все было готово, во исполнение воли Гопала он отправился на восток, в Бенгалию. Путь лежал через Шантипур, где жил Адвайта Ачарья, который высоко почитал Мадхавендру Пури за его возвышенные качества и любовь к Богу. Шри Пурипада владел сокровищем бхакти и мог одарить им искреннего человека. Поэтому Адвайта попросил у него благословения стать его учеником. Когда обряд был завершен, Шри Мадхавендра отправился дальше, в Южную Индию.

Через несколько дней он достиг деревни Ремуны, где стоял храм Гопинатхи. Когда Мадхавендра увидел красоту Гопинатхи, волны необычайной любви побежали по его телу. Он танцевал у самого входа в храм, не приближаясь к алтарю, и пел святые имена Господа. Мимо проходил служитель-брахман, и Мадхавендра спросил, что обычно они предлагают Гопинатхе. В ответ он услышал названия самых изысканных блюд. «В этом храме хорошо служат Господу, – подумал он. – Нужно подробнее узнать, что здесь обычно готовят для Гопинатхи, чтобы предлагать такие блюда Шри Гопалу!».

Услышав вопрос, служитель с готовностью рассказал, что каждый вечер Божеству подносят сладкий рис в двенадцати глиняных горшочках.

– Вкус этого риса подобен амрите, небесному нектару, – объяснял он, – и потому называется амрита-кели. Наш сладкий рис известен во всей Индии. Его называют Гопинатха-кхир. Нигде в мире не предлагают больше Господу такого замечательного риса!

В это время зазвонил колокольчик – на алтаре перед Гопинатхой стояли двенадцать горшочков сладкого риса. Пуджари совершал подношение Божеству. Наблюдая церемонию, Мадхавендра думал: «Конечно, я не буду просить, но если посчастливится, я с удовольствием попробую его, чтобы приготовить такой же для моего Гопала». Но в то же мгновение он устыдился своих мыслей: как посмел он пожелать того, что еще не предложено? И Мадхавендра обратил мысленный взор на Господа Вишну. Тем временем предложение прасада закончилось, и началась вечерняя служба. Вскоре Мадхавендра Пури, воздав молитвы Божеству, покинул храм. Он ничего никому так и не сказал.

Он не имел обыкновения просить о чем-либо. Безразличный к радостям этого мира, он был свободен от пристрастий. Нет, он никогда ничего не просил. Если кто-нибудь приносил ему поесть, он ел, если нет – постился. Мадхавендра был настолько возвышен, что одолел потребность в сне, еде и плотских наслаждениях. Всегда смиренный, Пурипада служил Господу днем и ночью.

Мадхавендра Пури пошел в деревню и сел на базарной площади. Людей почти не было, и он спокойно повторял Харе Кришна мантру на четках. В этот час в храме Гопинатха укладывали спать. Завершив дневные обязанности, служитель тоже решил немного отдохнуть и прилег на свою подстилку. Вскоре он задремал, и во сне к нему пришел Господь Гопинатха:

– Пожалуйста, поднимись и открой дверь храма! Я спрятал горшочек сладкого риса. Он стоит за Моей накидкой. Возьми его и пойди в деревню на базарную площадь – сейчас там безлюдно. Найди санньяси по имени Мадхавендра Пури и отдай ему рис!

Брахман тут же поднялся и поспешил в алтарную, чуть не забыв, что прежде нужно омыться после сна. Приведя себя в порядок, он открыл дверь храма и подошел к алтарю, осторожно заглянув за накидку Божества. Каково же было его изумление, когда он увидел там горшочек сладкого риса! Как и было велено, он взял этот горшочек, протер место, где он стоял, и вышел из храма. В деревне брахман разыскивал Мадхавендру Пури, заглядывал в каждый хлев и сарай:

– Кого здесь звать Мадхавендра Пури? Иди сюда и забери этот горшочек! Гопинатха украл его для тебя! – Но никто не отзывался, и он шел дальше. – Где санньяси по имени Мадхавендра Пури? Эй, подойди и возьми горшочек риса. Насладись нектарным вкусом прасада и будь счастлив! Ты самый удачливый во всех трех мирах!

Наконец Мадхавендра услышал, что его кто-то зовет, и вышел навстречу. Брахман отдал ему рис и упал в почтительном поклоне, а потом подробно рассказал историю этого горшочка. С каждым словом Мадхавендра Пури все глубже погружался в океан неописуемой любви к Кришне, который так заботился о нем. А брахман-служитель, видя на лице Мадхавендры все признаки великого транса, в изумлении подумал: «Теперь я понимаю, почему Кришна украл ради него этот горшочек риса!». Как он был благодарен Мадхавендре за это откровение! Еще раз поклонившись ему в ноги, служитель вернулся в храм.

А Мадхавендра Пури, словно пламенем, охваченный любовью к Кришне, ел рис, который Господь передал ему. Он тщательно ополоснул горшочек и выпил воду, а потом разломал его на кусочки, аккуратно завязал их в узелок и хорошенько спрятал. Каждый день Мадхавендра ел по кусочку глиняного горшка, и снова волны восторженной любви захлестывали его. Это чувство переполняло сердце. Поистине прекрасная история произошла с ним!

Запрятав свой бесценный узелок, Мадхавендра вдруг подумал: «Завтра утром уже вся деревня будет знать, как Господь позаботился обо мне. Здесь соберется толпа, они будут называть меня великим святым. Нет, мне надо торопиться!». И, не дожидаясь утра, он помолился Гопинатхе и покинул Ремуну.

Много дней он был в пути, пока не достиг Джаганнатха Пури. Как только он вошел в храм и увидел улыбающегося Господа Джаганнатху, любовь к Кришне с новой силой овладела им. Он то трепетал, то замирал в духовном блаженстве, а иногда без сил падал на землю. Придя в себя, он смеялся, танцевал и пел. Какое счастье увидеть Господа Джаганнатху, властелина Вселенной! Мадхавендра Пури ничего не замечал вокруг, однако жители Нилачалы видели, что величие Мадхавендры не знает границ, и толпами подходили поклониться его лотосным стопам. Мадхавендра не искал славы, она сама словно тень преследовала его по всей Вселенной, потому что Кришна желал этого за его любовь и преданность.

Мадхавендра Пури решил поскорее закончить свои дела и покинуть Нилачалу. Однако исполнить просьбу Гопала было непросто, и Мадхавендре пришлось рассказать служителям Господа Джаганнатхи историю появления Гопала во Вриндаване. Узнав, что Гопал попросил принести из Джаганнатха Пури сандал и камфару, они с радостью согласились помочь, но прежде нужно было обратиться с просьбой к правительственным чиновникам, потому что сандаловая паста и камфара были богатством Ориссы и использовались для поклонения Господу Джаганнатхе. Но преданные рассказали историю Гопала и, несмотря на ограничения, получили от властей разрешение вывезти сандал и камфару из Джаганнатха Пури. Наконец настал день, когда почтенные брахманы передали Мадхавендре Пури сандаловую пасту и деньги на обратную дорогу, а также официальные бумаги, позволяющие избежать налогов. Теперь он готов был возвращаться во Вриндаван, неся с собой бесценную ношу – сандаловую пасту и камфару для Гопала. Через несколько дней Мадхавендра уже был в Ремуне, у храма Гопинатхи.

Он вошел в храм и поклонился, Мадхавендра готов был тысячу раз кланяться Гопинатхе. Любовь к Господу накатывала на него волнами блаженства, он пел и танцевал. Служитель-брахман сразу узнал удачливого санньяси и, почтительно поклонившись, предложил принять прасад – немного сладкого риса Господа Гопинатхи. Эту ночь Мадхавендра провел в храме, а под утро к нему во сне пришел Гопал.

– О Мадхавендра Пури, Я уже получил сандал и камфару, которые ты несешь для Меня. Смешай камфару с сандалом и нанеси эту пасту на тело Гопинатхи. Делай это ежедневно, пока не кончатся все запасы. Нет разницы между Моим телом и телом Гопинатхи. Поэтому, умащивая Гопинатху, ты спасешь Меня от мучительного жара. Не сомневайся и делай, как Я сказал. Доверься Мне, и ты доставишь Мне удовольствие.

Гопал находился во Вриндаване, очень далеко от Ремуны. В те времена странствующим проповедникам приходилось преодолевать немало трудностей, путешествуя через мусульманские провинции. Зная это, Гопал, великий доброжелатель своих преданных, освободил Мадхавендру от опасностей долгого пути.

Видение исчезло, Мадхаведра проснулся и созвал всех служителей храма Гопинатхи.

– Я нес этот сандал и камфару во Вриндаван для Божества Гопала. Но Кришна, Верховная Личность Господа, независим во всем и воля Его всесильна. Нанесите эту пасту на тело Гопинатхи. Делайте это ежедневно, пока не закончатся запасы, тогда Гопалу станет легче, жар спадет, и Он ощутит прохладу.

Слуги Гопинатхи с готовностью исполнили просьбу Мадхавендры, потому что на дворе стояло знойное лето, и Гопинатхе приятно было освежиться прохладной сандаловой пастой. Это повторялось каждый день, и Мадхавендра Пури был очень доволен. Он не покидал Ремуну, пока не закончились запасы сандала. Наконец жара спала, близилась осень, и он вернулся в Нилачалу, чтобы переждать четыре месяца сезона дождей у лотосных стоп Господа Джаганнатхи».

Слушая Господа Чайтанью Махапрабху, друзья Его забыли о времени. Непревзойденный рассказчик, Он с наслаждением описывал игры Господа Гопала и Шрилы Мадхавендры Пури, рисуя картины удивительной любви между Верховным Господом и Его чистым преданным.

– Кто на свете удачливее Мадхавендры Пури? – обратился Он к Нитьянанде Прабху. – Кришна Сам принес ему молоко. Трижды Он приходил к нему во сне и раскрывал Свою волю. Кришна чувствовал Себя должником Мадхавендры за его любовь, и явился перед ним в облике Божества Гопала. Он принял служение Своего великого преданного и даровал освобождение миру. Он даже украл для него горшочек риса, и с тех пор Кришну стали называть Кхир-чор, что значит «воришка сладкого риса». Мадхавендра предложил сандал Гопинатхе, и сердце его преисполнилось любви. Господь заботливо избавил его от преследований мусульман, и все испытания Мадхавендры на том благополучно закончились.

В беседе с Нитьянандой Прабху Господь Чайтанья раскрыл, что Мадхавендра Пури был живым воплощением према-бхакти, любви к Богу.

– Как необычайно все, что с ним происходило! Порой он был непредсказуем, рассказы о нем изумляют. Шри Мадхавендра Пури всегда искал одиночества, был молчалив и отрешен, ничто не тревожило его сердце. Избегая болтовни, он сторонился людей – во всем мире его интересовало только служение Господу. Чтобы исполнить волю Гопала, этот святой прошел тысячу миль, неся за спиной сорок килограмм сандала и камфары. Как ни был голоден, он не просил себе еды, потому что был настолько отрешен, что думал лишь о долге перед Богом. Он жил духовным счастьем и больше ничего не искал.

На пути во Вриндаван у него было много испытаний. Любой сборщик податей мог забрать его драгоценный груз. У него почти не было денег, но Мадхавендра полагался на Господа и ничего не боялся. Он просто наслаждался своей нелегкой ношей – сандаловой пастой для Гопала. Одержимый любовью к Богу, преданный не заботится о себе и не страшится препятствий. Во всех обстоятельствах он ищет лишь служения Кришне, Верховной Личности Господа.

Всему миру Господь хотел показать величие Мадхавендры Пури и потому послал его в Нилачалу за сандалом и камфарой. Мадхавендра исполнил Его волю, несмотря на трудности. Господь остался доволен им, ведь Мадхавендра мужественно выдержал испытание. Любовные отношения Кришны и его преданного абсолютно духовны, и обычным людям не понять их».

Сказав это, Господь Чайтанья прочитал знаменитый стих, сочиненный Мадхавендрой Пури, который красотой своей подобен луне, заливающей светом весь мир. Чем дольше растирают сандаловую пасту из Малаи, тем сильнее она пахнет. Точно так же, чем дольше размышляют над этим стихом Мадхавендры Пури, тем глубже раскрывается его смысл. Камень Каустубха-мани, который Кришна носит на груди, – самый драгоценный из всех камней, также и этот стих – самый сладкий из всех поэм. На самом деле он изошел из уст Шримати Радхарани, потому что лишь по Ее милости Мадхавендра Пури мог произнести его. А до конца прочувствовать трансцендентный вкус этого стиха мог только Господь Чайтанья Махапрабху, потому что три личности в этом мире истинно понимают его внутренний смысл: Шримати Радахарани, Мадхавендра Пури и Господь Чайтанья Махапрабху, больше никто.

Мадхавендра Пури повторял этот сокровенный стих снова и снова, с ним на устах он покинул этот мир и вернулся в вечную обитель Господа. Звучал он так:

айи дина-дайардра натха хе
матхура-натха кадавалокйасе
хридайам твад-алока-катарам
дайита бхрамйати ким каромйахам
:

«О мой Господь! О самый милостивый Господин! О хозяин Матхуры! Когда я вновь увижу Тебя? В разлуке с Тобой Мое взволнованное сердце трепещет. О возлюбленный, что Мне теперь делать?!».

Когда Господь Кришна покинул Вриндаван, чтобы отправиться в царство Матхуры, Шримати Радхарани продолжала любить Его с еще большей силой, потому что нет любви к Богу сильнее, чем любовь в разлуке. В блаженной тоске Она говорила: «Дорогой Господь! В разлуке с Тобой Мне нет покоя! Что же Мне делать, скажи! Я очень несчастна, а Ты так милостив! Сжалься надо Мной, дай знать, когда Я вновь увижу Тебя!».

Господь Чайтанья Махапрабху жил чувствами Радхики, поэтому, произнеся стих Мадхавендры Пури, который выражал глубокую любовь в разлуке с Кришной, Он впал в транс и оставил внешнее сознание. Нитьянанда Прабху заботливо поднял Господа Чайтанью и положил к Себе на колени, ожидая, когда Он придет в Себя. Из полуприкрытых глаз Господа Чайтаньи текли слезы, силы покинули Его. Вскоре Он поднялся и снова стал петь и танцевать. Он даже не мог произнести этот стих до конца и только повторял первые слова: айи дина, айи дина … – «О всемилостивейшая Верховная Личность Господа!» Слезы непрерывным потоком текли из Его прекрасных глаз. Он дрожал всем телом, испарина выступила на лбу, лицо смертельно побледнело. Он ничего не понимал и не видел вокруг. Стих Мадхавендры Пури открыл в Его сердце затвор восторженной любви к Кришне, поток хлынул и неумолимо захватил Его»…

В Чайтанья Бхагавате рассказывается также история о встрече между Мадхавендрой Пури и Господом Нитьянандой:

«Путешествуя по западным провинциям, волею провидения Нитьянанда Прабху повстречался с Шри Мадхавендрой Пури. Эта удивительная встреча стала как бы продолжением необычайно близких отношений Нитьянанды со своим духовным учителем Лакшмипати Тиртхой, потому что Мадхавендра Пури тоже был его учеником, прославленным на всю Вселенную.

Увидя Мадхавендру Пури, Шрила Нитьянанда Прабху замер. Он словно остолбенел, а потом упал без чувств от нахлынувшей волны трансцендентной любви. И Мадхавендра Пури, глядя на Господа Нитьянанду, впал в восторженный транс и покинул внешнее сознание. Ишвара Пури и другие его ученики были свидетелями этой необычной встречи и слезы текли из их глаз. Вскоре сознание стало возвращаться к обоим, и они обнялись. Они катались по песку, громко кричали, не в силах сдерживать возвышенных чувств. Бесконечные потоки их слез очистили землю, даруя ей величайшие благословения. Оба содрогались от пробегающей волнами дрожи. Все это свидетельствовало о том, что Господь Чайтанья пребывал в сердцах обоих.

Первым заговорил Шри Нитьянанда: «Сегодня в одно мгновенье Я обрел величайшее благословение Моему многолетнему паломничеству. Глаза Мои узрели лотосные стопы Шри Мадхавендры Пури, и Моя жизнь обрела смысл благодаря его трансцендентной любви!».

Шри Мадхавендра Пури хранил молчание, прижимая Господа Нитьянанду к груди, – он не мог произнести ни слова. Ишвара Пури, Брахмананда Пури и остальные ученики понимали, что сейчас происходит что-то необыкновенное, и поэтому с растущим интересом и симпатией смотрели на Господа Нитьянанду. До сегодняшнего дня Мадхавендра Пури и Шрила Нитьянанда Прабху повидали много паломников. Были среди них поистине отреченные и святые, но оба они понимали, что никто не обладает трансцендентным даром любви к Богу. В памяти всплывали краткие встречи и дорожные беседы с самыми разными людьми, но все воспоминания вызывали только сожаление в душе. В поисках Кришны и Его преданных слуг Нитьянанда и Пурипада прошли столько земель, но все было напрасно. Жизнь казалась унылой и тяжкой ношей, потому что за долгие годы странствий ни один, ни другой не нашли то, чего искали. Какое же счастье принесла эта встреча, обоим даровавшая нектар любви к Богу!

Это были блаженные дни, полные сокровенных бесед о Кришне. Не в силах утолить свою жажду, Мадхавендра Пури и Шри Нитьянанда не могли расстаться ни на мгновение. Увидя в небе темное облако, Шри Мадхавендру неожиданно уносили волны транса, потому что оно напоминало цвет тела Господа Кришны. Днем и ночью он казался пьяным от любви к Кришне. Он смеялся, а через мгновение плакал и громко кричал. Шри Нитьянанда тоже пил божественный нектар любви к Господу Говинде. Он спотыкался и вставал, и снова падал, неистово крича или смеясь. Ученики поражались величию их духовного учителя и необыкновенной любви к Верховному Господу Шрилы Нитьянанды Прабху. Радостные, они постоянно пели святое имя Шри Хари. В божественной любви все потеряли счет времени; никто не знал, когда кончался день и начиналась ночь, забылось, где они и куда направляются.

Кто может передать сокровенные беседы Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху, полные сладостной премы? Только Господь Кришна, всеведущая Высшая душа, знает все. Шри Пури так привязался к Нитьянанде, что и думать не мог о расставании. Каждое мгновение близости с Нитаем одаривало божественным блаженством.

– Нигде я не видел такой необычайной любви, которая живым родником бьет из сердца Нитьянанды! Где проявляется эта любовь, там лучшее из святых мест. Господь Кришна благоволит ко мне, раз я обрел такого близкого собеседника как Нитьянанда Прабху. Встреча с Ним – огромная удача, это место станет самым великим из всех святых мест, потому что в нем проявились все духовные планеты Вайкунтхи. Кто бы ни встретился с Господом Нитьянандой, ни послушал бы Его, без сомнения, обретет чистейшую любовь к лотосным стопам Господа Кришны. Однако тень пренебрежения к Нему лишает милости Кришны даже тех, кто носит одежду Вайшнава.

Шри Мадхавендра Пури просто и ясно выражал свою глубокую любовь к Господу Нитьянанде. Нитьянанда отвечал на это не меньшей любовью. Встреча этих двух великих душ дала распуститься сладко пахнущему лотосу братской любви. Однако Нитьянанда почитал Шри Мадхаву как Своего духовного учителя, видя в нем продолжение Лакшмипати Тиртхи, тем более что Мадхавендра Пури был старше Нитьянанды и играл исключительную роль в миссии Господа Чайтаньи. Так расцветали их прекрасные взаимоотношения, оживляя в обоих экстатическую любовь к Кришне.

Прошло несколько счастливых дней, а потом Господь Нитьянанда простился со Шри Пури и направился на юг, где Господь Рамачандра построил мост на Ланку. Шри Мадхавендра Пури вместе с учениками пошел к святой реке Сараю. В блаженстве любви к Кришне не чувствуя земли под ногами, они разошлись каждый своей дорогой. Жизнь в таких чистых преданных поддерживается только сильной любовью к Господу. Если они вдруг очнутся от этой любви, они не проживут и мгновения, терзаемые болью разлуки с Господом.

Задание 62. Каков был основной вклад Мадхавендры Пури в нашей сампрадайе?

Задание 63. Какие качества проявлял Мадхавендра Пури в приведенных выше эпизодах? В чем они проявлялись?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.