Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шри Чайтанья Махапрабху. 2 страница




Даже не умеющие петь теперь пели чудесными, мелодичными голосами. Господа окружали лучшие из певцов, такие как Мурари, Мукунда Датта, Рамай, Говинда, Вакрешвара, Васудева и другие. Господь Нитьянанда и Гададхара Пандит танцевали по обеим сторонам от Господа, погруженные в божественное блаженство, и танцующая фигура Господа вызывала изумление и восторг в сердцах всех, кто видел Его.

Это было величественное зрелище. Танцующие медленно двигались вперед, и вместе с ними в буйном танце плясали миллионы пылающих факелов. Была ночь, но танцующую фигуру Господа было ясно видно, как в свете полной осенней луны. Иногда на Его теле были видны сияющие частички пыли, а иногда Он омывался в потоках слез экстаза, ниспадающих из Его глаз. На Его теле проступали различные признаки экстаза, подобно временам года сменяя одно другим: дрожь, испарина, гусиная кожа.

Звуки имени Господа разносились по всей вселенной: «Хари Харае нама Кришна Ядавая намаха, Гопала Говинда Рама Шри Мадхусудана», «Хари Рама Рама Хари». Некоторые преданные танцевали сами по себе, но было также и много больших групп преданных, танцевавших вместе и отбивающих ритм хлопаньем в ладоши.

Другим удивительным зрелищем были преданные, несшие факела и бочки с маслом. Навадвипа звенела звуками возвышенного ликования, как будто туда низошла духовная обитель Господа Вайкунтха, и жители Навадвипы приобрели те же черты, что и обитатели Вайкунтхи. Они все проявили четырехрукие формы, но поскольку они были так погружены в экстаз пения и танца, они даже не замечали эти чудесные изменения, происшедшие с ними. Все наполнило вечно свежее блаженство Вайкунтхи. Они проходили вдоль берега Ганги, и танцующий Господь Чайтанья выглядел, подобно Кришне, сыну Нанды Махараджи, с флейтой в руках и гирляндой из лесных цветов на шее.

Преданные никогда еще не испытывали блаженство такого многочисленного совместного воспевания. Они забыли о своих телах, о своих невзгодах, и танцевали и катались по земле. Многие осмелели и выражали свои мысли вслух. Кто-то говорил: «Куда скрылся этот негодяй Кази? Если я найду его, я отрублю ему голову!». Другие громко выкрикивали имена тех или иных безбожников и били по земле, как если бы они выносили последний приговор. Некоторые из них даже бегали вокруг, пытаясь действительно разыскать их. Невозможно было сосчитать число людей, поющих и играющих на мридангах. Навадвипа была переполнена нектарными потоками любви к Богу, и даже вечные обитатели Вайкунтхи жаждали испить этого блаженства. Когда Господь танцевал со Своими спутниками и преданными, непревзойденное ликование охватило всю планету, и ни для чего неблагоприятного или нечистого просто не осталось места. Это была первая крупная нагара-санкиртана Господа.

Процессия шла дальше, но никто не знал, куда они идут. Кругом был только один звук имени Господа, пронзавший покровы материального мира. Вместе со своим окружением с неба спустились полубоги, чтобы увидеть Господа. Увидев Его, подобно людям, они исполнились трансцендентной радости. Переодетые как люди, они смешались с толпой и с энтузиазмом присоединились к пению и танцам. Там были все полубоги: Брахма, Шива, Варуна, Кувера, Индра, Ямарадж, Сома и т.д. Они прознали о том, что все участники санкиртаны испытывали трансцендентный экстаз, и поэтому присоединились к преданным, желая получить больше общения Господа. Так люди и полубоги вместе воспевали святое имя Господа.

Процессия шла мимо бесчисленных чудесно украшенных домов, рынков и больших площадей – Навадвипа в то время была очень населенным и богатым городом. Ее жителей невозможно было сосчитать. Казалось, что поскольку Верховный Господь решил низойти сюда, Он устроил, чтобы здесь жило столько людей, и все они смогли принять участие в Его движении санкиртаны. Одних женщин, воспевавших святые имена, было столько, что все попытки сосчитать их были бы напрасными.

Каждый, кто видел, как Господь поет и танцует, подобно золотой молнии, не мог сдержать свое сердце от переполнявших чувств. Даже люди с каменными сердцами были тронуты до слез, видя, как Господь проливал Свою беспричинную милость, и слыша восторженные восклики преданных. Господь танцевал, непрестанно повторяя имя Господа Хари, и цветочная гирлянда буйно раскачивалась у Него на шее. От Его красоты захватывало дух: брахманский шнур, свободно висящий на Его плечах, изящно сложенное дхоти, его золотая фигура, покрытая тончайшей сияющей пылью. Нескончаемые потоки слез текли из Его лотосных глаз, подобно потоку Мандакини Ганги с райских планет. Кому бы захотелось смотреть на луну после того, как он увидел лотосоподобный лик Господа?! Несколько слезинок повисли на краешке Его изящного носа и сияли, подобно нитке белых жемчужин. Его лоснящиеся черные волосы, переплетающиеся с гирляндами на Его шее, представляли прекрасное зрелище. Преданные молились: «О Господь, пожалуйста, исполни лишь одно наше желание: чтобы жизнь за жизнью мы могли хранить в своих сердцах эту лилу». Так преданные просили Господа о благословениях, в то время как Он продолжал Свой необычайный танец в окружении Своих близких спутников. Господь знал, как вдохновить преданных петь и танцевать, и Сам танцевал, подстраиваясь под настроение и движения преданных. Господь Вайкунтхи танцевал, а преданные пели: «Все и каждый, приходите и пойте: «Хари! Хари!». Ничего не бойтесь, потому что святое имя, даже если оно повторяется нечисто, избавит вас от смерти!».

В этих стихах автор смиренно описал танец Господа Гауранги. Господь Вишвамбхара, Господь Вселенной, танцевал, двигаясь вдоль берега Ганги. Преданные с рвением посыпали себя пылью с отпечатков Его лотосных стоп. Он проявлял удивительные признаки духовных переживаний, и слезы, подобно нектару, катились из Его глаз. Громовым голосом Он воспевал святое имя Господа Хари. Чудесно улыбаясь, Он воздел руки и пел. Его золотая фигура была гораздо восхитительнее, чем облик Купидона. В изысканных одеждах, с черными волнистыми волосами, украшенными свежими ароматными венками, своей красотой Он сводил с ума, подобно тому, как сердце человека пронзают пять цветочных стрел бога любви.

В полном блаженстве Вишвамбхара двигался в неугомонном танце, опьяненный святым именем. Его тело, умащенное сандаловой пастой, было идеально сложено и прекрасно. На шее в такт движениям, выражающим божественную любовь, раскачивалась гирлянда. Его изогнутые дугами брови были подобны лукам Купидона, испускающим стрелы притягательных чар. Его ослепительно белые зубы напоминали жемчужины, а лучезарное лицо было подобно океану милости. Как я могу описать многочисленные сотни проявлений Его духовных эмоций: слезы, дрожь, испарина и т.д. Иногда Он вставал в позу Кришны, изящно изогнутую в трех местах, и подносил к устам пальцы, как бы играя на флейте. Свет очей каждого, Он двигался походкой опьяненного слона. Его широкую грудь украшал брахманический шнур, и казалось, что Сам Ананта Шеша принял облик тонкой нити, чтобы служить Своему Господу. Господь Нитьянанда, Гададхара и все остальные близкие преданные танцевали рядом с Господом, и каждый раз, когда они смотрели на Него, Господь улыбался им в ответ. Воспевая имена этого Господа, Господь Шива сходит с ума и скитается повсюду, обнаженный. Тот же самый Господь теперь идет по улицам Навадвипы, ведя совместное воспевание святых имен. Лакшмидеви, богиня процветания, которую так очаровывают одеяния этого Верховного Господа, всегда стремится коснуться Его черных волнистых волос и украсить их. Тот же самый Верховный Господь теперь так поглощен пением и танцем, что в экстазе катается в пыли. За Ним следуют Его преданные, несущие миллионы пылающих факелов, освещающих мир подобно полной луне, и ни одна душа была не в силах удержаться от воспевания святого имени Господа. Такого чуда Навадвипа не видела еще никогда, и горожане смотрели друг на друга и воспевали: «Хари! Хари!».

Господь Нитьянанда всегда находился рядом с Господом, понимая, что чувствует Господь в каждый из моментов, поэтому всякий раз, когда Господь падал без чувств, Он протягивал руки, чтобы подхватить Его. Поддерживаемый Им, Вишвамбхара медленно садился в медитативную позу и начинал громко восклицать: «Хари! Хари!». Затем Он начинал невинно по-детски говорить: «Я - Верховный Господь Нараяна! Я убил демона Камсу и обманул Бали Махараджа! Я построил тот мост через океан Шри Ланку и убил демона Равану! Я - Господь Рамачандра!». Таким образом, Он раскрывал Свою настоящую Верховную сущность. Не каждый мог понять эту эзотерическую истину, ибо она непостижима для человеческого разума. А в следующее мгновение, чтобы сбить всех с толку еще больше, Господь полностью менял Свое настроение, и с крайней кротостью и смирением произносил: «О Господь, пожалуйста, даруй Мне преданность Твоим лотосным стопам».

Что бы Господь ни делал, это всегда сбивает с толку, даже когда Он кладет большой палец ноги к Себе в рот. Господь Вайкунтхи, Господь Вишвамбхара танцевал по всей Навадвипе. Этот город – в действительности, Шветадвипа духовного мира, о которой впоследствии расскажут Веды. Посреди звуков бесчисленных мриданг, раковин, каратал и воспевания святого имени танцевал Господь, подобный драгоценному камню в короне. Слава совместному воспеванию! Слава Господу Вишвамбхаре! Слава преданным Господа! Куда бы я ни кинул взгляд, Господь Вишвамбхара топит всех в нектарном океане любви к Богу.

Иногда процессия двигалась быстрее, а иногда медленнее – в зависимости от того, как долго Господь танцевал на одном месте. Пение было исполнено радости и эхом отдавалось в духовной обители Вайкунтхи. Господь, свет очей каждого, опьяненный святым именем, Своими движениями напоминал безумного льва. Процессия миновала множество гхатов и направилась к Шимулие. Никто не чувствовал усталости, миллионы людей пели и танцевали, и миллионы пылающих факелов вводили в замешательство: день ли был или же ночь. Жители домов, мимо которых проходила процессия, приветствовали ее, украшая двери цветами и другими украшениями, полубоги сыпали конфетти ароматных цветов. Мать Земля дрожала от экстаза, когда Господь шел и танцевал на ее поверхности. Она хотела, чтобы Господь шел по мягкой поверхности, и потому усыпала себя цветами, так что дорога казалась ее нежным языком.

Шриваса, Адвайта, Харидас – танцевали вместе со своими группами, двигаясь впереди Господа Вишвамбхары. Когда процессия входила в очередную деревню, жители выбегали из домов, чтобы увидеть Господа. Они забыли про все свои другие дела и родственников – настолько они горели желанием увидеть это прекрасное луноподобное лицо Высшей души всего творения. Сами того не осознавая, они все присоединялись к этому совместному воспеванию, и их опьяняло святое имя Кришны. Они начали проявлять признаки трансцендентного восторга. Некоторые катались по земле, другие подражали звукам музыкальных инструментов, третьи обнимали друг друга, четвертые падали на землю в поклоне, некоторые старались коснуться стоп преданных, а иные просто плакали в экстазе.

Повсюду можно было слышать различные реплики. Кто-то говорил: «Я – Нимай Пандит. Мне поручено освободить весь мир!». Другой говорил: «Я - Вайшнав из Шветадвипы!». Третий восклицал: «Я - вечный обитатель Вайкунтхи!». Четвертый кричал: «Где этот негодяй Кази? Если он попадется мне в руки, я размозжу ему голову!». Услышав эти реплики, кто-то погнался за одним безбожником, залез на дерево, а затем спрыгнул вниз, крича в гневе: «Смерть безбожникам!». Кто-то сказал: «Ты слышишь меня, О бог смерти? О бог солнца, скажи мне, где твой сын?».

Господь Вайкунтхи, явившийся как сын Шачи, теперь пел и танцевал, открыв ворота плотины святого Имени. Святые имена, которые дали богу Смерти Ямараджу имя «Дхармарадж», или защитник религиозных принципов, святые имена, которые спасли худшего из грешников Аджамилу из лап смерти, теперь свободно раздавались Самим Господом, и те, кто не могли воспевать их, по крайней мере, слышали их, и так получали трансцендентное благо. Читрагупте, ведущему учет хороших и дурных поступков людей, нужно передать, чтобы он немедленно выбросил записи греховных поступков, и если он ослушается, то не вините меня, если я предприму против него суровые меры, ибо теперь все живые существа получили освобождение.

Это святое имя превратило Варанаси в одно из самых важных мест паломничества, потому что Господь Шива постоянно воспевает святое имя Кришны. Это святое имя всегда воспевают чистейшие из преданных, вечные жители духовной обители. Господь Шива стал объектом поклонения всех людей и полубогов, потому что он каждое мгновение наслаждается сладостным нектаром святого имени. Теперь это самое имя слушают все живые существа. Поэтому преданные предупредили всех безбожников, что если они не оставят свои греховные привычки и не начнут воспевать святое имя и поклоняться Господу Вишвамбхаре, то им придет конец. Преданные громко вызывали безбожников попытаться выйти и помешать их воспеванию имени Кришны. Они били кулаками по земле, как будто стараясь размолотить безбожников в порошок. Святое имя буквально свело их с ума, и они не отдавали себе отчета в своих словах и поступках.

Когда безбожники увидели, что жители Навадвипы сошли с ума от экстаза, их сердца затопила ненависть и зависть. Они собрались и начали перешептываться:

– Посмотрел бы я, куда бы убежал этот Нимай, если бы сейчас пришел Кази. Интересно, что будет со всеми их песнями и танцами? Как только Кази услышит этот шум и увидит их горящие факела, он немедленно придет сюда, и чтобы уберечься от его гнева, им придется попрыгать в Гангу.

– Тогда я подбегу к бегущей толпе, и буду толкать их взашей, – произнес другой.

– Давайте же тогда пойдем и донесем обо всем Кази, – предложил третий.

– Да нет, я не вижу в этом никакой логики, – возразил ему кто-то.

– Единственная логичная вещь, которую я вижу, – это всем вместе подойти к этим сентименталам и громко закричать: «Спасайтесь! Кази и его стража идут!» – и тогда они быстро разбегутся.

Так безбожники обливались ядом, в то время как преданные плавали на облаках экстатического пения и танца.

Преданные буквально сияли. Они были украшены сандаловой пастой и цветочными гирляндами. Они были настолько охвачены святым именем, что не обращали ни на что внимания. Санкиртана двигалась к Шимулие. Господь пел и танцевал, окруженный Своими преданными, и их энтузиазм усиливал экстаз Господа. Невозможно было вообразить, сколько воды было в лотосных глазах Господа. Нескончаемые потоки нектарных слез ручьями текли по Его щекам. Иногда Его охватывала такая сильная дрожь, что Он ложился на землю, и даже Нитьянанда Прабху жаловался, что не мог удержать Его. А когда в наивысшем экстазе Он терял сознание, Он подолгу не подавал никаких признаков жизни. Это было величайшим из чудес. Люди возбужденно переговаривались между собой:

– Это, должно быть, Сам Верховный Господь Нараяна.

– Он прямо как Нарада, Прахлад или даже Шукадева Госвами.

– Кем бы Он ни был, Он, несомненно, необыкновенный человек.

– Он действительно великий преданный, – говорили настроенные более скептически.

Каждый оценивал все в соответствии со своим уровнем понимания. Господь Нимай ни в чем не отдавал себе отчета. Он был погружен в экстаз святого имени, и когда, воздев руки, Он восклицал «Хари! Хари!» – все окружавшие Господа чувствовали неодолимую тягу к Нему и эхом повторяли за Ним имя Господа. Куда бы ни шел Господь, вся толпа следовала за ним.

Теперь Господь двигался по направлению к дому Кази, и звуки киртана были уже отчетливо слышны у него во дворце. Когда Кази услышал громкое пение, он спросил: «Вы слышите эту музыку и пение? Это что, свадьба или просто какие-то ненормальные поют странные мантры? Неужели они осмелились ослушаться моего приказа и опять начали проводить свои индуистские обряды прямо на улице? Ступайте скорее, разузнайте, что происходит, доложите мне, и потом я пойду туда сам». Соглядатаи немедленно отправились исполнять приказание и прибыли на сцену гигантского киртана. Вид огромной толпы, скандирующей: «Убить Кази!», привел их в ужас, и, бормоча стихи из Корана, они в страхе убежали.

Прибежав к Кази, они, захлебываясь стали говорить:

– Что мы здесь еще делаем? Давайте спасаться бегством как можно скорее. Этот Нимай Ачарья приближается сюда с тысячами последователей. Они несут тысячи пылающих факелов и все поют имена их индуистского Бога. Все жители украсили свои дома в знак приветствия этой невероятной гигантской процессии. Дороги усеяны лепестками и воздушным рисом. Звук их пения столь громок, что разрывает барабанные перепонки. Мы никогда не видели подобного зрелища. Даже приезд нашего царя не собирает таких невероятных толп. Нимай – их предводитель, Он танцует посредине, и все просто следуют за Ним. Те певцы, на которых мы напали несколько дней назад, тоже там, и все они кричат: «Убить Кази!». И Нимай, предводитель этих людей, подстрекает их на это. Интересно, почему этот брахман так сильно плачет. Слезы льются из его глаз, как два водопада.

– Я думаю, может быть, Он соскучился по какому-нибудь родственнику, находящемуся на чужбине, – ответил другой соглядатай.

– Я даже боюсь смотреть на Него, Он выглядит так, как будто хочет проглотить тебя, – сказал третий.

– А это вправду Нимай Пандит? Может быть, он решил жениться? Я не могу поверить, что кто-то осмелится ослушаться моего приказания. Если сделают это, то я обращу их всех в ислам».

Пока они так разговаривали, звуки киртана все приближались. Огромная толпа людей собралась неподалеку от дворца Кази, и Господь Вишвамбхара вел танец. Звуки их пения разносились по всей вселенной, раздаваясь в раю, на земле и в аду. Они стали невыносимо громкими для Кази и его людей, и они заспешили спастись бегством, чтобы избежать худшей участи, подобно мыши, убегающей при виде пасти змеи. Но они запутались в сутолоке и потеряли дорогу. Они развязали свои чалмы и обвязали ими свои бороды, и с колотящимися от страха сердцами присоединились к танцующим. Но на улице было столько людей, что невозможно было узнать кого-либо в лицо, да и люди были настолько возбуждены, что не осознавали даже самих себя. Все растворились в танце и пении.

Господь Вишвамбхара остановился перед воротами дворца Кази и гневным громоподобным голосом произнес: «Где этот негодяй Кази? Приведите его немедленно ко мне и отрубите ему голову. Я сотру с лица земли всю расу яванов, как Я уже делал это раньше. Врывайтесь и крушите все подряд! Крушите! Крушите!». Это были приказания Верховного Господа, поэтому кто бы мог ослушаться их? Толпа уже была возбуждена благодаря святому имени и общению с Господом Чайтаньей, и поэтому Его команда с огромным энтузиазмом была немедленно воплощена в жизнь. Они опустошили весь сад и прокатились по дому, словно ураган, сокрушая все на своем пути. Кругом валялись вывернутые с корнем банановые деревья, ветви манговых деревьев, цветочные клумбы были сравнены с землей. Сотни тысяч людей наводнили дворец и двор. Все это время толпа пела: «Хари! Хари!». Святое имя было их постоянным спутником. Каждое движение они сопровождали святым именем Господа Хари.

Затем Господь Вишвамбхара сказал: «Теперь поджигайте все. Пусть Кази и его люди сгорят в этом пожаре. Я хочу посмотреть, что сможет сделать со Мной этот царь. Я хочу посмотреть, кто наберется смелости противостоять Мне. Бог смерти и время – слуги моих преданных слуг. Я создал их, просто взглянув на материальную природу. Я пришел, главным образом, чтобы распространять совместное воспевание святого имени, и если кто-либо попытается воспрепятствовать Мне, Я уничтожу его. Даже если самый падший из грешников примет участие в воспевании имени Господа, Я запомню это и спасу его. С другой стороны, даже если кто-то будет совершать аскезы, вести отреченный образ жизни, изучать Веды, заниматься йогой, но не присоединится к движению санкиртаны, он, несомненно, погибнет. Поэтому, теперь не бойтесь, поджигайте дворец! Я полностью уничтожу всю расу яванов!».

Когда преданные увидели гнев Господа, они упали на колени и, воздев руки, обратились к Нему с молитвами: «Господь Санкаршана – одно из Твоих главных проявлений, но Он проявляет Свой гнев лишь тогда, когда нужно. Когда приходит время уничтожения материального мира, тогда из Господа Санкаршаны исходит Рудра. Завершив свою работу вселенского уничтожения, он вновь возвращается в Твое трансцендентное тело. Так дело уничтожения совершает экспансия Твоей экспансии, поэтому, если Ты разгневаешься, то кто сможет сдержать Твой гнев? Веды прославляют Тебя как «неподверженного гневу» и «исполненного вечного блаженства», и наши сердца не могут вынести, когда мы видим, что Ты пренебрегаешь ведическими предписаниями. Сегодня Ты достаточно наказал Кази, а если в следующий раз он совершит что-нибудь еще, Ты сможешь уничтожить его. Слава Господу Вишвамбхаре, Верховному Повелителю всех богов! Слава Господу Гаурасундаре, Властелину Вселенной, Господину Лакшми деви, Тому, кто покоится на ложе Ананта Шеши!».

Услышав их изысканные молитвы, Господь Чайтанья улыбнулся и начал петь и танцевать вместе со всеми. Кази понес справедливое наказание. Сделав так, что совместное воспевание на улицах будет продолжаться, Господь успокоился и повел процессию назад в город. Пение и танец опять протекали с теми же радостью и восторгом. Ликование опять наполнило атмосферу. Преданные избавились ото всех страхов и могли в любое время беспрепятственно воспевать имя их возлюбленного Господа Кришны. Безбожники были усмирены и морально уничтожены, а преданные ликовали и торжествовали победу. Они опять погрузились в экстаз пения и танца. Теперь они шли впереди, а Господь следовал за ними.

Господь Брахма, Господь Шива, Господь Ананта и все остальные полубоги наслаждались, принимая участие в совместном воспевании. Процессия приблизилась к кварталу торговцев раковинами и другими атрибутами поклонения. Все жители вышли на улицы и встретили толпу должными ведическими ритуалами, называемыми «пурна-кумбха». Дороги были усыпаны цветами, и во всех домах горели лампады. Затем танцующие прошли через квартал ткачей, которые приветствовали толпу громкими ликующими возгласами и воспеванием святого имени Господа. Везде, где они проходили, люди буквально сходили с ума от радости, наслаждаясь заслуженной победой над тиранией. Господь Чайтанья был очень доволен, что все воспевали святое имя Господа…».

Санкиртана в играх Господа Чайтаньи – это отражение танца раса-лила в играх Шри Шри Радхи Кришны. Господь Кришна – раса-радж, тот, кто может воистину наслаждаться всеми оттенками эмоций и взаимоотношений. В танце раса Он одновременно наслаждается служением бесчисленного множества Своих наивысших преданных – гопи, возглавляемых Шримати Радхарани. Многие из них обладают диаметрально противоположными характерами, но в танце раса Кришна ухитряется принимать служение от всех них одновременно, полностью удовлетворяя их желание любить Его. Во время танца раса Радха и Кришна танцуют в центре, а все остальные гопи танцуют вокруг Них. Теперь же Кришна вместе со Своими спутниками низошел как Господь Чайтанья и погрузился в нектар санкиртана-лилы, где в центре – святые имена Радхи и Кришны (неотличные от Них), а бесчисленные преданные поют и танцуют вокруг Них.

Иногда Господь открывал Свою божественную природу преданным, но большую часть времени он пребывал в настроении преданного. Мирские люди не понимали Его божественной сущности и частенько совершали оскорбления. Однажды, когда, охваченный возвышенными эмоциями, он восклицал имена гопи и «отчитывал» Кришну за то, что тот уехал в Матхуру, один из студентов начал Его отчитывать за то, что Он совершает поступки, противоречащие ведическим предписаниям. Прогнав восвояси этого невежду, Махапрабху задумался: «Я пришел, чтобы спасти людей. Не зная Моего истинного положения, они пренебрежительно относятся ко Мне и тем самым совершают оскорбления. Таким образом, вместо того, чтобы стать причиной их освобождения, Я становлюсь причиной их деградации. Я должен что-то предпринять! Я приму саньясу! Все люди естественным образом выражают почтение санньяси. Считая Меня отреченным монахом, они будут кланяться Мне, и таким образом делать свои первые шаги в преданном служении».

Господь Чайтанья решил принять саньясу от Кешавы Бхарати, последователя маявада-сампрадайи. Так уж исторически сложилось, что в те времена в общественном сознании саньяса ассоциировалась с последователями учения Шанкарачарьи. Вместе с этим перспектива оскверниться философией маявады совсем не привлекала Господа. Обеспокоенный, Он обратился с сомнениями к Мукунде Датте, который вместе с Господом Нитьянандой и Чандрашекхарой Ачарьей сопровождал его в Катву, где должен был произойти обряд посвящения:

– Я приму саньясу, и мне дадут мантру «тат твам аси» - «ты есть то». Как я смогу повторять эту мантру, ведь она означает, что все есть безличный Брахман.

– Но у этой мантры есть и другое значение, – отозвался Мукунда. – Она означает «твои желания неотличны от желаний Господа».

Господь Чайтанья очень обрадовался, но все-таки проблема оставалась. Когда человек получает мантру, он получает не просто какие-то слова, он получает еще и настроение, которое за ними стоит, смысл, который вкладывает в них человек, произносящий их. Кешава Бхарати, без сомнения, и не догадывался о Вайшнавском значении этой мантры – он вложил бы в нее типичное имперсональное понимание. И тогда Господь придумал замечательный план.

Когда Господь Чайтанья предстал перед Кешавой Бхарати, Он принес поклоны и очень смиренно обратился к нему:

– Сегодня ночью мне приснился удивительный сон. Мне приснилось, как ты даешь мне посвящение в саньясу. Вручив мне атрибуты санньяси, ты наклонился и прошептал мне на ухо саньяса-мантру. Можно я произнесу тебе эту мантру? Мне просто интересно, та ли это мантра, которую ты собираешься Мне дать, или нет.

– Конечно, да! – согласился Кешава Бхарати.

Тогда Господь Чайтанья наклонился к нему и прошептал на ухо: «Тат твам аси».

– Ну конечно! – восторженно воскликнул Кешава Бхарати. – Это та самая мантра, и теперь я вручаю ее Тебе. Слушай: «Тат твам аси».

Так, сам того не ведая, Кешава Бхарати получил посвящение в преданное служение от Господа Чайтаньи, а потом «инициировал» Его Самого. При посвящении он дал Господу духовное имя «Шри Кришна Чайтанья». После принятия саньясы по просьбе матери Шачи Господь Чайтанья отправился в Джаганнатха Пури, чтобы она могла регулярно получать вести о своем божественном сыне.

Когда Господь Чайтанья впервые появился в Пури, Он повстречал Васудеву Сарвабауму Бхаттачарью, крупного ученого, слава о котором разнеслась по всему индийскому полуострову. В Навадвипе Бхаттачарья основал диалектическую школу навья-ньяи, в которую стекались ученые со всей Индии, и которая затмила собой школу Митхилы, крупнейший центр образования Северной Индии тех времен. Бхаттачарья покинул Навадвипу из-за гонений Хуссейн Шаха, тогдашнего мусульманского правителя Бенгалии, и жил в Пури под покровительством царя Пратапарудры, правителя Ориссы, который относился к нему с большим уважением. Когда Господь Чайтанья появился в Пури, Бхаттачарье было около восьмидесяти лет.

Когда Махапрабху впервые вошел в храм Джаганнатхи и увидел трансцендентную форму Божества, Он тут же пришел в экстаз. Он подумал: «О, Кришна! Я так долго хотел увидеть Тебя, и теперь, наконец, Я могу это сделать». Он не видел разницы между храмовым изображением и тем обликом Кришны, в котором Он живет в царстве Бога. Глаза Господа действительно были умащены бальзамом любви, и Он наслаждался абсолютной природой формы Кришны, которая полностью проявилась пред Ним в виде Божества Джаганнатхи. Господь Чайтанья был настолько охвачен счастьем, что не смог даже выговорить имя Господа Джаганнатхи и вместо этого просто вскрикнул: «Джага... Джага... Джага...» и, переполненный экстазом, рухнул без чувств на пол храма.

Храмовые сторожа были потрясены поведением Господа Чайтаньи и немедленно побежали к Бхаттачарье, признанному авторитету в духовных вопросах. Переступив порог храма, Бхаттачарья стал подозревать, что обморок этого саньяси – это отнюдь не банальное происшествие. Он увидел, что это, наоборот, редкое проявление божественной любви, на которое способны лишь самые возвышенные души. Поэтому он попросил сторожей не причинять Господу беспокойств, а бережно отнести Его к нему домой. Как ученый и человек научно-академического склада, он хотел методично исследовать состояние транса, в котором находился Господь. Он хотел с помощью такого тщательного анализа найти доказательства тому, что Господь Чайтанья действительно проявлял признаки экстаза.

Бхаттачарья был не из тех людей, на которых производят впечатление внешние, физические проявления. Он знал, что существует множество бессовестных людей, готовых симулировать признаки экстаза для того, чтобы заслужить себе славу и получить известность. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья проанализировал состояние Господа на основе научных сведений и авторитетных писаний. Он проверил пульс Господа Чайтаньи, биение сердца, движения желудка и другие признаки жизни и увидел, что все функции тела Господа полностью остановились. Но, поместив возле ноздрей Господа небольшой кусочек ваты, Бхаттачарья увидел, что крошечные волокна еле заметно двигаются, когда Он выдыхает. Сарвабхаума смог таким образом понять, что транс Господа Чайтаньи не был поддельным.

Закончив свои исследования, он попытался вернуть Господа к жизни традиционным способом. Однако Господь Чайтанья не реагировал на обычные средства. Он мог прийти в чувство лишь услышав святое имя Господа, но об этом Бхаттачарья не знал. Вскоре появились товарищи Господа, возглавляемые Нитьянандой Прабху, которые начали громко петь маха-мантру Харе Кришна. К великому удивлению Бхаттачарьи, Господь быстро вышел из транса и вернулся к жизни. Пораженный Бхаттачарья пригласил Господа и Его последователей к себе домой в качестве почетных гостей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.