Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 12




Тема: «ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА»

Цель: сформировать знания по теме «ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА»; навыки работы с микроскопом; умения показывать на таблицах и планшетах спинномозговые корешки, узлы, нервы шейного, плечевого и пояснично–крестцового сплетений, ядра черепно-мозговых нервов

Задание 1

Изучить гистологическое строение нерва, ганглия, зарисовать их. Дать определение:

Нервное волокно – это ___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Нерв – это __________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Гистологическое строение нерва Гистологическое строение ганглия

 

Задание 2

Рассмотреть рисунок, обозначить:

1 – тело позвонка 2 – остистый отросток 3 – передний корешок 4 - задний корешок 5 – спинномозговой узел 6 – спинной мозг 7 – передняя ветвь нерва 8 – задняя ветвь нерва 9 – менингиальная ветвь 10 – соединительные ветви 11 – симпатический узел  

Задание 3

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отделов периферической нервной системы»

Признак Соматическая нервная система Вегетативная нервная система
Какие органы и системы иннервируют?      
Подконтрольность сознания    
Расположение управляющих центров    
Местоположение центрального нервного узла      
Наличие вторых узлов (ганглиев) вне центральной нервной системы    
Наличие миелиновой оболочки    
Скорость проведения нервного импульса    

Задание 4

По таблицам и планшетам изучить положение и строение вегетативной нервной системы. Заполнить таблицу:

  Центральная часть Периферическая часть Функции
Симпатический отдел        
Парасимпатический отдел        

Задание 5

Обозначить:

       

Задание 6

Заполнить таблицу «Эффекты действии симпатической и парасимпатической систем в организме», вставить пропущенные слова

Орган Симпатическая система Парасимпатическая система
Голова ___________________________ зрачки. ________________________________ зрачки.
Сердце ___________________________ слюноотделение ___________________________ частоту и амплитуду сокращений, _____________________ сосуды сердца ___________________________ слюноотделение ___________________________ частоту и амплитуду сокращений
Кровеносная система ___________________________ артериолы кишечника и гладкие мышцы; _________________________ артериолы мозга и скелетные мышцы. __________________ кровяное давление. __________________ объем крови за счет сокращения селезенки. _____________________________________________ тонус артериол кишечника, гладких мышц, мозга и скелетных мышц _________________________. кровяное давление.
Легкие __________________________ бронхи и бронхиолы. __________________________ вентиляцию легких __________________________ бронхи и бронхиолы. __________________________ вентиляцию легких
Кишечник __________________________ перистальтику. __________________________ секрецию пищеварительных соков. __________________________ сокращение анального сфинктера. __________________________ перистальтику. __________________________ секрецию пищеварительных соков. __________________________ сокращение анального сфинктера.
Кожа Вызывает ___________________________ мышц, приподнимающих волосы. _________________________ артериолы в коже конечностей. ____________________________ потоотделение. _________________________________ артериолы в коже лица.
Почки ____________________________ реадсорбцию, ____________________________ диурез, удаляет с мочой лишний сахар. ____________________________ реадсорбцию, ____________________________ выделение с мочой хлоридов.
Мочевой пузырь ____________________________ сокращение сфинктера мочевого пузыря ____________________________ сфинктер мочевого пузыря, способствуя его опорожнению
Эффект воздействия на организм: - общий - интенсивность обмена - ритмические формы активности - пороги чувствительности    
Условия активизации ____________________________ во время опасности, стресса и активности; контролирует реакции на стресс ____________________________ в покое; контролирует физиологические функции в повседневных условиях

 

 

Сделать вывод на основе проделанной работы:

а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________

б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

 

Решить задачи:

1. Какой нерв шейного сплетения является самым крупным, что он инервирует?

2. Передние ветви I–XI грудных спинномозговых нервов идут в межреберных промежутках и называются межреберными нервами. Исключение составляет передняя ветвь XII грудного нерва. В чем оно состоит?

3. Больной жалуется на боль в области трапециевидной и груднно–ключично-сосцевидной мышц, першение в глотке, затрудненное дыхание. Какое нервное сплетение затронуто патологическим процессом?

4. При неврите, радикулите и плексите жалобы больных очень похожи. Что необходимо сделать такому больному, чтобы поставить более точный диагноз?

5. Как вы думаете, какие жалобы будут предъявлять больной при воспалении седалищного нерва?

6. Наблюдается опущение верхнего века (птоз), расширение зрачка, расходящееся косоглазие. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

7. Наблюдается атрофия жевательных мышц, расстройство болевой и температурной чувствительности в виде болей кожи лица. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

8. Наблюдается паралич мимических мышц, невозможно наморщить лоб, глаз не закрывается, сглаженность носогубной складки на стороне поражения, невозможен свист, затруднена речь, слезотечение. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

9. Наблюдается расстройство вкуса на задней трети языка, снижение глоточного рефлекса, расстройство глотания. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

10. Наблюдается расстройство глотания, парез мягкого неба, которое свисает и становится малоподвижным, глоточный рефлекс снижается или исчезает, паралич голосовых связок. Возможны изменения сердечной деятельности (брадикардия), дыхания, расстройства желудочно-кишечного тракта. Какая пара черепно-мозговых нервов поражена?

11. Что следует понимать под адаптационно–трофической функцией симпатической нервной системы?

12. Какие изменения, наблюдаемые визуально, произойдут в участке кожи после перерезки иннервирующих его симпатических волокон?

13. Так называемый «детектор лжи» предназначен для проверки того, говорит ли человек правду, отвечая на задаваемые ему вопросы. Принцип прибора основан на использовании влияния мозга больших полушарий на вегетативные функции. Опишите методику работы с прибором.

14. При возбуждении симпатической нервной системы возникает состояние, аналогические тому, которое бывает в момент выброса гормонов мозгового вещества надпочечников. Объясните почему?

15. Фармакологическим путем временно выключено влияние вегетативных нервов на тоническое сокращение гладких мышц сосудов. Будут ли в этих условиях отмечаться колебания периферического сосудистого сопротивления?

16. Животным вводили два различных лекарственных препарата. В первом случае наблюдается расширение зрачка и сужение сосудов кожи. Во втором случае – сужение зрачка и отсутствие реакции сосудов. Объясните механизм действия препаратов.

17. Для доказательства наличия тонуса вегетативных нервов в одном опыте производили перерезку нерва, а в другом – фармакологическое выключение его действия. В каком случае получены более четкие данные?

 

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.