Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритмизация диагностических процедур




Решение перечисленных задач немыслимо без алгоритма диагностического поиска. Под алгоритмом обычно понима­ют точное общепонятное предписание о выполнении в оп­ределенной (в каждом конкретном случае) последователь­ности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу).

Например, главная функция алгоритма в образователь­ном процессе состоит в том, чтобы выявить направленность действий учащихся. Для этого необходимо:

а) собрать наиболее полную и в то же время ограничен­ную диагностическими задачами информацию;

б) классифицировать ее по степени диагностической зна­чимости;

в) выбрать наиболее рациональные способы ее обработ­ки и постановки диагноза;

г) соотнести диагностические заключения с педагоги­ческими целями и конкретной системой педагогических мер тактического и стратегического характера.

Алгоритмизированный способ педагогического распозна­вания характеризуется целым рядом признаков, среди ко­торых наиболее существенны:

— детерминированность, т.е. все указания, входящие в алгоритм, должны точно определять характер и усло­вия каждого действия педагога-психолога, исключать случайность выбора;

— массовость, т.е. в качестве исходных данных может выс­тупать любое явление, процесс, событие, относящееся к определенному классу. Например, поступки, проступ­ки, характеризующие направленность личности, долж­ны иметь однородный характер, относиться к одному классу признаков (отношение к учебе, труду и т.д.);

— результативность, т.е. в итоге поиска, если соблюде­ны все условия алгоритмического предписания, дол­жен быть получен искомый результат.

Кроме того, необходимо учитывать наличие двух факто­ров, без которых алгоритм диагностического распознавания построить нельзя: наличие диагностической ситуации и ди­агностического уровня информации.

Диагностическая ситуация представляет собой такую со­вокупность условий, когда возникают проявления образо­вательной деятельности, имеющие диагностическую значи­мость. Важно отделить случайные факты от закономерных, наиболее типичных для образовательной деятельности.

Диагностический уровень информации возникает в тех слу­чаях, когда ее объем и качественная структура дают воз­можность осуществить количественный и качественный ана­лиз.

Алгоритм педагогической диагностики как серия после­довательно осуществляемых действий может быть представ­лен следующим образом:

— фронтальное изучение явления (объекта) с постанов­кой конкретных диагностических задач;

— первичное, целенаправленное, систематизированное накопление информации о деятельности, отношениях и связях для данного явления (объекта);

— классификация полученных данных с целью подго­товки к решению диагностических задач;

— определение диагностического уровня информации;

— учет и оценка внешних особенностей явления;

— анализ факторов, определивших внешние проявления;

— определение их устойчивости, периодичности;

— интерпретация полученной информации и выдвиже­ние гипотезы о возможной связи внешних проявле­ний с внутренним содержанием явления;

— проверка полноты, точности полученной информации, корректировка предварительной информации;

— определение их устойчивости, периодичности;

— кодирование информации, обеспечивающее ее исполь­зование в диагностических целях;

— прогнозирование дальнейших тенденций развития яв­ления с учетом реальных возможностей в поддержке положительных и блокировке и преодолении отрица­тельных факторов;

— проверка истинности диагноза и прогноза;

— перспективное и текущее планирование педагогиче­ской деятельности по реализации диагностических дан­ных.

Педагог одновременно должен учитывать то обстоятель­ство, что любая алгоритмизация диагностической деятель­ности является условной и требует творческого подхода с учетом особенностей диагностируемого явления, внешних факторов, опыта педагога-психолога и применяемого вида диагностирования.

Можно выделить три основных взаимосвязанных вида педагогической диагностики.

1. Ситуативная диагностика осуществляется в моменты практического взаимодействия субъекта с объектом воздей­ствия и обеспечивает решение ситуативных задач. Предме­том изучения в этом случае являются непосредственно на­блюдаемые действия, состояния, отношения «учитель — ученики», результаты их деятельности. Такой вид диагно­стики требует большого профессионального искусства, вдум­чивости, осторожности в оценках, тщательного анализа ре­зультатов.

2. Постситуативная диагностика осуществляется педаго­гом после педагогического воздействия посредством осмыс­ления имевших место фактов и диагностических предполо­жений. Она позволяет более глубоко вникнуть в сущность изучаемого явления, сделать заключения об учащихся и их поступках, вскрыть их причины.

Изучение взаимодействия происходит на обобщающе-творческом уровне. Если диагностические гипотезы не по­лучили доказательства в процессе ситуативной и постситуативной диагностики, диагноз считается предварительным и требует уточнения. Последнее производится путем новых наблюдений за объектом, дополнительных бесед и т.п.

3. Диагностика определения уровней воспитанности лич­ности представляет собой составление психолого-педаго­гических характеристик: объединяются данные ситуатив­ных и постситуативных диагнозов, анализируются факты, накопленные в результате длительного контакта с объек­том (например, учащимися), делаются выводы об устой­чивых, сформировавшихся качествах личности или кол­лектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.