Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 2 страница




Кардинальные перемены, происходящие в нашем обществе в связи с переходом от тоталитарного государства к демократическому, требу­ют также и переосмысления содержания социальной политики и, преж­де всего, такого ее важного аспекта, как превенция социальных откло­нений. Если в экономике эти перемены связаны с переходом к рынку, в политике — к многопартийности и плюрализму, то в социальной политике предстоит отказаться от показного, декларированного, непер-

17 2-6886


сонализированного гуманизма и перейти к гуманизму истинному, ориентированному на каждого конкретного человека с его проблемами и слабостями.

Принцип гуманизации социальной сферы требует понимания и принятия человека и его природы, понимания проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным индивидом, особенно — формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношениях ребенком, подростком, юношей, задает, по сути дела, новую парадигму современной социальной науки и практики. Одним из важнейших признаков этой парадигмы является то, что основной целью и, вместе с тем, индикатором эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, которое определяется устойчивыми тен­денциями снижения таких проявлений социального неблагополучия, как преступность, наркомания, самоубийства, агрессивность, социаль­ное сиротство, проституция, сексуальные нарушения и психические заболевания. При этом предполагается, что социальное оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной помощи, оказываемой всем нужда­ющимся членам общества и ориентированной на актуализацию и само­реализацию внутренних возможностей и личностного потенциала каж­дого отдельного индивида.

Гуманизированная социальная политика должна иметь комплекс­ный долговременный характер и системное междисциплинарное науч­ное обеспечение. Превенция социального неблагополучия как квинтэс­сенция социальной политики включает решение проблем социального управления, основанного на социально-экономическом, социально-де­мографическом и социологическом прогнозировании; решение проблем правового регулирования, в основе которого — законодательные и нор­мативные акты, направленные на охрану прав различных слоев насе­ления и прежде всего материнства и детства, и, наконец, создание системы социальных служб, способных оказать человеку социально-психологическую, медико-психологическую помощь в решении его личностных, семейно-бытовых и других затруднений.

Для решения этого комплекса проблем социального управления, правового регулирования и социального-психологической помощи не­обходима интеграция многих смежных отраслей знания, каждое из которых имеет свой предмет, объект, область практического приме­нения, и системная интеграция которых способна составить целостное научное обеспечение современной социальной политики и пре­вентивной практики. Важная роль при этом, особенно когда речь идет о предупреждении отклонений и аномалий в социальном развитии детей и подростков, отводится психологии. Интегрировать отрасли психо­логического знания, способного объяснить природу и генезис отклоня­ющегося поведения в период взросления, а также дать научное обосно­вание комплексным профилактическим мерам призвана превентивная психология, рассмотрению предмета которой и посвящена настоящая книга.

1.2. Превентивная психология:

предмет, специфика, область применения

Современная охранно-защитная концепция профилактики пред­полагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-пра­вовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подрост­ков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Междуна­родный опыт показывает, что реализация превентивных мер и прог­рамм имеет определенные общие тенденции и принципы:

— профессионализация воспитательно-профилактической и ох-ранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

— создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консуль­тации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

— признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с зада­чами воспитания;

— психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помо­щи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и под­ростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности отечественных социальных институтов, осуществля­ющих воспитательно-профилактическую работу, которая предполага­ет, во-первых, существенное сужение сферы деятельности специаль­ных органов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов), во-вторых, раз­работку и внедрение в широкую практику органов народного образо­вания, здравоохранения диагностико-коррекционных и реабилитаци-онных программ для детей и подростков с различными формами пси­хической и социальной дезадаптации, а также создание системы служб социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, подросткам.


Весь этот широкий и во многом новый для нас фронт решаемых в превентивной практике задач не может быть развернут без должного психологического обеспечения и требует интенсивного развития специальной отрасли прикладной психологической науки — превен­тивной психологии. Задача превентивной психологии — вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сот­рудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальных педагогов, практических психо­логов) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

И для превентивной практики, и для превентивной теории важно прежде всего определить объект, предмет, область применения и психо­логический инструментарий, позволяющий решать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняюще­гося поведения детей и подростков.

Если в качестве объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных откло­нений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета — природа отклоня­ющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обус­ловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, не­благоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выра­ботка мер по их нейтрализации.

Выявление такого рода негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразных факторов, действую­щих в разных возрастных периодах с разным негативным вкладом и «весом» в развитие отклоняющегося поведения. Так, в свое время Б.Г.Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимо­действием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направлен­ного воздействия на формирование личности), собственной практичес­кой деятельности человека» [10, с. 45 ].

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловлива­ющих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как:

индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социаль­ную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, прояв­ляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особеннос-

ти взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окру­жением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

личностный фактор, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воз­действиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценност­ных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Учитывая, что генезис отклоняющегося поведения детей и подро­стков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов, во-вторых, применения сравнительного анализа, сопоставляющего условия бла­гоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, и, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не поз­воляет замыкаться в рамках одной специализации, а, напротив, пред­полагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология.

Как мы уже отмечали, превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений, распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население страны. Однако сферой применения превентивной психологии является прежде всего воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершенно­летних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершен­нолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целе­направленных, организованных и стихийных, неорганизованных воз­действий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиоло­гические факторы, знание которых необходимо для эффективной вос­питательно-профилактической деятельности.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося пове­дения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Что же касается предупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения,то в данном случае психологическое обеспе­чение в большей степени осуществляется в рамках правовой и крими­нальной психологии, которые, с одной стороны, помогают совершенст­вовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а с другой — изучают личность взрослого преступника, причины, обусловливающие преступления среди взрос-


лого населения и пути их предупреждения с помощью уголовных, адми­нистративных, дисциплинарных и общественных мер воздействия.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность,-которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досу-говыми социально-педагогическими центрами, психологическими кон­сультациями, службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершенно­летних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в про­цессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее — это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшко­лы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль в предупреж­дении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступ­ности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными кол­лективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим пре­ступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).

Всю эту важную правоохранительную деятельность по предупреж­дению преступности несовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивной психологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриваться возрастные аспекты следствен­ной, судебной, пенитенциарной, правовой, криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактичес­кой работе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к ме­рам воспитания, перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педа­гогической и социальной запущенности.

Вопрос об объекте ранней профилактики, о том, какие несовершен­нолетние, с какого возраста, с какими отклонениями должны стать объектом воспитательно-профилактических усилий органов ранней профилактики — один из самых сложных и дискуссионных. Об этом свидетельствуют хотя бы те многочисленные, применяемые без доста­точно различимого содержания к детям и подросткам различного воз­раста, начиная с дошкольного и включая юношеский, понятия «труд­ный», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социаль­но-запущенный», «дезадаптивный» и т.д.

На какой стадии должны подключаться к работе с несовершенно­летним превентивные, правоохранительные органы, органы специаль­ной и общей профилактики? Этот вопрос имеет также немаловажное

значение при определении предмета и содержания превентивной психологии.

Видимо, сферу применения превентивной психологии следует относить к той воспитательно-профилактической деятельности, кото­рая распространяется на ранний, так называемый докриминальный уровень социальной дезадаптации. В этот докриминальный период не­совершеннолетний еще не приобщен к преступной деятельности, пре­сечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но тем не менее его социальное развитие протекает неблагоприятно, ха­рактеризуется отчуждением от основных социализирующих институ­тов, различными поведенческими проявлениями асоциального харак­тера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью и корыст­ными правонарушениями, отлыниванием от учебы, работы, склонно­стью к бродяжничеству.

Очевидно, что воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции прежде всего требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Эти неблагоприятные воздействия среды могут иметь как прямой, так и косвенный десоциализирующий характер. В одном случае они могут быть представлены образцами антиобщественного поведения или взглядов, в другом — проявляться в наличии неблагоприятных социаль­но-психологических условий, затрудняющих усвоение социальных норм и ценностей позитивно ориентированной среды. Очевидно, что различные по своему характеру десоциализирующие влияния требуют и различных превентивных мер, дифференцировать, рекомендовать и частично осуществить которые и призвана превентивная психология.

В системе охранно-защитных превентивных мер особо важное ме­сто занимают психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, направленные на выявление отклонений в психосоциаль­ном развитии и их коррекцию. Следует помнить, что в превентивной практике психолог работает в тесной связи с воспитателем, педагогом, социальным работником, то есть своим смежником, который также в пределах своей компетенции должен быть вооружен необходимым пси­хологическим знанием и инструментарием. Отсюда важной задачей превентивной психологии является вооружение практики социальной воспитательно-профилактической работы диагностико-коррекцион-ными методами и программами, которыми по принципу взаимодопол­нения могли бы пользоваться превентивные психологические и социально-педагогические службы.

Прежде чем определить превентивный психолого-диагностический инструментарий, необходимо ответить на простые, но вместе с тем и крайне важные вопросы: что является объектом и последующим адре-


сатом результатов диагностического обследования, то есть, кого должен обследовать практический психолог превентивной службы, какие пара­метры и с какой целью следует выявлять и кому затем адресовать для дальнейшей коррекционной работы результаты своего диагностическо­го обследования? Поскольку превентивная психологическая служба ориентирована на детей и семьи группы риска, то есть на тех, кому трудно и с кем трудно, то важно прежде всего выявить истоки и характер этих трудностей. При этом требуется не только определить характер и причины отклонений, но и наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздо­ровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию детей и под­ростков, и провести индивидуально-психологическую коррекцию.

Таким образом, диагностика как самоцель в данном случае, как, впрочем, и в других, теряет смысл и необходима только для так назы­ваемых диагностико-коррекционных комплексов, позволяющих как выявить дефект психосоциального развития, так и наметить комплекс­ную программу его коррекции.

Для общей ориентировки в разнообразных методах психологичес­кой диагностики необходимо определить некоторые общие принципы отбора превентивных психодиагностических методов, которые позво­лят выявить характер и причины социальной и психологической дез-адаптации детей и подростков. Решение этой проблемы лежит также на путях системного анализа генезиса отклоняющегося поведения несо­вершеннолетних, позволяющего выявить комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических и социально-психо­логических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.

Отсюда, очевидно, превентивная психодиагностика должна начи­наться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических пред­посылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адап­тацию ребенка (отставания или задержки в умственном развитии, на­личия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий — неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии, раз­личных пограничных состояний). Обнаружение такого рода неблаго­приятных психобиологических особенностей требует специальных ле­чебно-воспитательных программ, в которые необходимо включать вра­чей, дефектологов, патопсихологов.

Далее, важно выявить дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотиваци-онной сфер (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эм-патийные качества), акцентуации характера, неадекватная самооцен­ка и т.д., что требует индивидуального педагогического подхода, а так­же дополнительных психокоррекционных программ.

Следует также, наряду с индивидуально-психологическими осо­бенностями, изучить и социально-психологические особенности

личности подростка, характеризующегося социальной дезадаптацией. Эта задача тесно связана с проблемой социального развития, которая, по сути дела, лишь обозначена в нашей литературе (А.В. Петровский) и практически не исследована ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. Поэтому, прежде чем говорить о личностной социально-психо­логической диагностике, необходимо выделить диагностически значи­мые социально-психологические параметры социального развития, подлежащие превентивному диагностическому исследованию.

Сюда следует отнести уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социали­зации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания). Затем, параметры важнейшей социально-психологиче­ской характеристики личности — направленности (ценностные ориен­тации и социальные установки, ценностно-нормативные представле­ния). Отдельно следует выделить референтные ориентации, играющие очень большую роль в подростковом возрасте. Выступая своего рода перцептивными фильтрами, референтные ориентации регулируют социальную перцепцию подростка, восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей. И, наконец, немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подро­стков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Кроме того, важно отметить, что превентивное психодиагностиче­ское исследование не может ограничиться лишь личностной диагнос­тикой, даже если она и носит столь многомерный характер, о котором было сказано выше. Необходимо также исследование социальной ситу­ации, провоцирующей дезадаптацию детей и подростков. Эта социаль­ная ситуация представлена, как правило, неблагоприятно складыва­ющимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, ха­рактером межличностных отношений и социометрическим статусом ребенка, подростка в среде сверстников, педагогической позицией учи­теля, школьной атмосферой, социально-психологическим климатом в классном коллективе. Здесь требуется батарея социально-психологи­ческих и прежде всего социометрических методов: наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и т.д.

Таким образом, очевидно, что в психодиагностическом превен­тивном обследовании также нельзя ограничиваться методами, пред­ставленными какой-то одной отраслью психологического знания. Так же, как и при изучении природы отклоняющегося поведения, здесь необходим системный междисциплинарный подход, позволяющий ин­тегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии. То есть речь, по сути дела, идет о конечном этапе развития психологического знания, когда проис­ходит интеграция различных узких дисциплин для решения единой актуальной социальной проблемы.


При этом интегрирующим стержнем выступает природа отклоня­ющегося поведения, выявление тех неблагоприятных психобиологи­ческих, психолого-педагогических и социально-психологических фак­торов, которые деформируют процесс социализации, процесс усвоения индивидом социального опыта и вхождения в систему общественных отношений.

Вопросы и задания к I главе

1. Сущность биологизаторского и социологизаторского подхода к объяснению причин преступности.

2. Западные социально-психологические теории отклоняющегося поведения.

3. Отечественный опыт превентивной и пенитанциарной практики.

4. Предмет, объект, задачи превентивной психологии.

5. Общая характеристика диагностико-коррекционного инстру­ментария, применяемого в превентивной психологии.

6. Основные принципы изучения отклоняющегося поведения детей и подростков.

7. Подобрать батарею методов психологической диагностики, которые могут быть использованы в превентивных психологических службах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.