Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации 4 страница




Тем не менее, этот анализ показывает, что индивидные качества детей и подростков при отсутствии дополнительной медико-педагогиче­ской коррекции способны оказывать свое негативное влияние на соци­альную ситуацию развития, а сответственно, и на процесс социального развития личности. Прежде чем переходить к криминологическому анализу, выявляющему роль неблагоприятных индивидных особенно­стей в генезисе асоциального поведения несовершеннолетних, необ­ходимо более четко определить само содержание понятия «индивидный» биологический фактор.

Так, А.Г. Асмолов в качестве индивидных свойств личности пред­лагает считать половозрастные, конституционные и нейродинамичес-кие свойства, включая телосложение, биохимические свойства и такие интегральные, индивидные характеристики как темперамент и задатки [18 ]. В.М. Русалов в монографии «Биологические основы индивидуаль­но-психологических различий» на экспериментальном материале показывает, что биологический тип, составляющий основу индивиду­ально-психологических различий, представляет совокупность таких индивидных свойств, как соматические, нейродинамические и нейрогу-моральные свойства 1151 ].

Таким образом, когда речь идет о неблагоприятных индивидных особенностях, выступающих в качестве психобиологических предпосы­лок асоциального поведения, необходимо иметь в виду весьма широкий круг природных свойств человека, далеко выходящих за рамки физиологии, а также нервно-психического здоровья и развития, чем иногда ограничиваются исследователи при изучении данного вопроса.

Важным методологическим положением при изучении места и ро­ли индивидного фактора в генезисе отклоняющегося поведения являет­ся положение об изначальной «безличности», «нейтральности» органи­ческих предпосылок по отношению к социальному развитию личности, которые играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от социальных факторов, воспитания, среды, определя­ющих в конечном счете социальную ситуацию развития.

Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, «парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность как и индивид есть продукт интеграции процессов, осущест­вляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фун-

даментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отно­шений: это специфические общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности» [98, с. 178 ].

Выявление так называемых психобиологических предпосылок асо­циального поведения, тех неблагоприятных свойств психики и орга­низма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, являет­ся отнюдь не самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет строить воспитательно-профилактическую деятельность системы органов ранней профилак­тики с учетом всех, в том числе и индивидных факторов, обусловлива­ющих отклонения в поведении и сознании личности. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители раз­личных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Следует отметить, что в последнее время в работах отечественных криминологов, в частности Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, В.Н. Куд­рявцева, Н.Ф. Кузнецовой и других, этим вопросам отводится достаточ­но серьезное внимание. Так, Н.Ф. Кузнецова считает, что «основные стыки» криминологии и естественных наук располагаются ныне в таких основных направлениях: криминология и генетика, криминология и физиология, криминология и психиатрия» [89, с. 79 ].

Показывая недостаточность генетического объяснения причин пре­ступности, автор указывает вместе с тем на ряд серьезных проблем, которые существуют на стыках криминологии и физиологии, кримино­логии и психиатрии. Это такие проблемы, как акселерация и ее связь с отдельными преступлениями несовершеннолетних, хронобиология и биоритмология и их проявления в поведении человека, особенно суще­ственна их роль в дорожно-транспортных нарушениях. Далее указыва­ется на высокий уровень невротизма, психопатий и психопатоподобных состояний преступников, что должно быть учтено в воспитательно-профилактической и пенитенциарной практике.

Г.А. Аванесов, останавливаясь на данной проблеме, отмечает опре -деленные трудности в ее исследовании, связанные с тем, что «все биоло­гическое в личности в большей или меньшей степени социализировано. Это делает задачу изучения влияния биологических факторов чрезвы­чайно трудной, однако реально решаемой» [21, с. 211 ]. \

Выделяя биологические предпосылки, играющие отрицательную • роль в поведении человека, он отмечает, что речь отнюдь не идет «о специальных генах, фатально обусловливающих преступное пове­дение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогиче­ской требуют также и медицинской коррекции».

Так, в частности, Г.А. Аванесов среди таких предпосылок рас­сматривает следующие:

1. Патология биологических потребностей, что, в частности, неред­ко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений.


2. Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повы­шающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекват­ную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями.

3. Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследствен­ности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.

4. Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситу­аций, изменение химического состава окружающей среды, использо­вание новых видов энергии, которые приводят как к различным психо­соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и слу­жат дополнительным криминальным фактором [1, с. 226 — 230 ].

Таким образом, в понятие «психобиологические предпосылки асоциального поведения» криминологи включают различные пато­логии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный либо врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ. Чрезвычайно важным для правильного адекватного оценивания роли психобиологических пред­посылок асоциального поведения является понимание того факта, что влияние этих предпосылок отнюдь не носит фатального характера и не ведет с неизбежной необходимостью к преступным проявлениям. Одна­ко наличие неблагоприятных психобиологических предпосылок требует, как правило, дополнительных и психолого-педагогических, и медицинских корректирующих мер и воздействий. То есть общество мо­жет и должно предупреждать преступное поведение индивидов, имеющих неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социаль­но-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этой части правонарушителей, имеющих неблагоприятный ха­рактер психобиологических особенностей.

Следует отметить, что до сих пор мы обращались к анализу небла­гоприятных предпосылок преступного поведения вообще. В то же время асоциальное поведение несовершеннолетних требует самостоятельного криминологического анализа, проведенного не только в ракурсе социальных и социально-психологических причин преступности несо­вершеннолетних, но и под углом рассмотрения непосредственных психофизиологических особенностей подросткового возраста и наибо­лее характерных для несовершеннолетних правонарушителей откло­нений и патологий психики и организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.