Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания. 1. Говорить с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются




1. Говорить с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются.

2. Терпеливо относиться к вспышкам и спокойно объяснять, что такое поведение не достойно взрослого человека

3. Предоставить больше самостоятельности, свободы в дружбе со сверстниками (назойливый контроль нетерпим для подростка), но невзначай раскрывать положительное и отрицательное в товарищах, поговорить о последствиях дурных влияний

4. Основной метод воздействия – убеждение типа доказательства (косвенное внушение). Доказывая, признавайте правоту подростка в каком-то пункте спора, вместе с тем покажите и непоследовательность в суждениях

5. Если подросток не выполнил поручения, дайте ему почувствовать вашу обиду – лучше не разговаривать с ним, пока поручение не будет выполнено, в другой раз – можно лишить его денег на кино. Здесь важно единство требований всех взрослых.

Практическая работа № 1

Тема: Познавательное и личностное развитие в подростковом возрасте.

Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать признаки познавательной и личностной сферы подростка.

Ожидаемый результат: Навык дифференциации признаков познавательной и личностной сферы подростка.

Задание 1. Приведите пример и дайте содержательную характеристику подросткового периода на основе возрастных задач.

 

Задание 2. Заполните таблицу. Приведите пример – что является зоной ближайшего и зоной актуального развития в следующих возрастных периодах?

Задание 3. Приведите пример основных новообразований подросткового периода в интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Выявите динамику изменений с периодом младшего школьного возраста.

Задание 4. В основе исследования Д.И. Фельдштейна (подросткового возраста) лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс:

- разрешение внутренних противоречий;

- смена типов деятельности.

Этот подход позволяет выявить пути, механизмы становления личности подростка в онтогенезе.

Приведите пример и дайте характеристику трёх уровней процесса развития подростка по Д.И.Фельдштейну.

 

Задание 5. Решить задачи.

Задача 1

При беседе с психологом мама подростка (12 лет) рассказывает: Миша стал замкнутым, мало рассказывает о школе, но при этом много говорит по телефону с товарищами. В школе успеваемость не снизилась, но появились замечания в дневнике по плохому поведению.

Как вести себя во взаимоотношениях с сыном?

Интерпретируйте рассказ мамы и дайте рекомендации по общению в семье. Аргументируйте ответ.

Задача 2

При подготовке к олимпиаде по математике ученики седьмого класса решали задачи разного уровня сложности. Задачи были на анализ, сравнение и обобщение. Не все ребята, претендовавшие на выступление, смогли решить задачи.

Какой вид мышления по (Ж.Пиаже) свойственен этому возрасту и какой вид формируется?

Аргументируйте ответ.

Задача 3

Оля (13 лет) собиралась на дискотеку в школу, оделась и незаметно от мамы положила косметичку в сумочку. По окончанию мероприятия в школе девочка вернулась с красными глазами.

Что скрывает подросток и в чем помощь родителей во взрослении своих детей? Интерпретируйте пример и дайте рекомендации родителям (маме).

Задача 4

Подросток Саша (14 лет) пришел из школы с запахом курения. Мама с порога начала его ругать, воспитывать, грозиться встречать его из школы. С работы пришел отец, мать рассказала всё ему, сыну досталось и от отца.

Интерпретируйте факт, дайте рекомендации во взаимодействии с подростком этого возраста.

Задача 5

На консультации мама подростка девочки рассказывает: Катя (14 лет), придя из школы, очень часто закрывается в комнате и что-то всё пишет и пишет. На вопрос что ты пишешь, она отвечает – ничего или уроки, но отметки в школе средние. Настроение очень часто меняется: то она весёлая, то чуть ли не плачет и сидит, закрывшись в комнате, никого не пускает.

Что происходит с девочкой? Интерпретируйте факт и дайте рекомендации родителям по общению с дочерью. Аргументируйте ответ.

Задача 6

Миша (14 лет) пожаловался маме, что тренер не взял его для занятий в спортивной секции, после того как он сказал, что раньше никогда не занимался спортом.

В чем причина отказа тренера Мише в его просьбе? Аргументируйте ответ.

Практическая работа № 2

Тема: Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка.

Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать признаки интимно-личностного общения подростка со сверстниками.

Ожидаемый результат: Навык дифференциации признаков интимно-личностного общения подростка со сверстниками.

Задание 1. Заполните таблицу, приведите примеры. Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?

 

Задание 2. Соотнесите название видов общения подростка и мотивов, побуждающих, направляющих и придающих смысл тому или иному виду общения.

А. Интимно-личностное.

Б. Стихийно-групповое.

В. Социально-ориентированное.

1. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками.

2. «Быть как все»

3. Мотив самоутверждения среди сверстников.

4. Мотив взаимопомощи и сотрудничества со взрослыми.

5. Мотив самоутверждения среди взрослых.

6. Мотив доверия и понимания.

7. Самоутверждения. самореализация в общем деле.

8. Мотив эмоционального сопереживания.

9. переживание общих чувств радости, веселья.

Аргументируйте ответы.

Задание 3. Составьте психологический портрет старшего школьника, переживающего кризис подросткового периода, связанный с интимностью, идентичностью и взрослостью.

Задание 4. По исследованиям кризиса пубертатного периода многими отечественными авторами (Д,Б. Эльконин, Т.В.Драгунова, Л.С.Выготский) выявлено, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый.

Приведите примеры видов взрослости, основываясь на разные психологические источники.

 

Задание 5. Решить задачи.

Задача 1

Подросток (16 лет). В классе унижает своих одноклассников, подчеркивает их недостатки, чтобы повысить свою значимость и самооценку. Высокая самооценка, по его мнению, помогает достичь поставленных целей и задач.

Как отразятся эти действия в будущем на самом молодом человеке? Интерпретируйте пример и дайте рекомендации родителям по воспитанию подростка.

Задача 2

Оле (13 лет). Девочка учиться хорошо, успевает заниматься в музыкальной школе, участвует в олимпиадах за честь школы, но не имеет подруг в классе. Все подруги за пределами школы и она постоянно находится одна на переменах, что создаёт впечатление – проблемной девочки.

Дайте рекомендации классному руководителю по формированию комфортных условий для этой девочки в классе. Аргументируйте ответ.

Задача 3

Весь класс (7) разбился на небольшие группы. Одна группа конфликтует с другой, между собой происходят споры и конфликты. Девочки ссорятся между собой, что не было раньше.

С каким новообразованием связано такое поведение подростков и что делать классному руководителю для формирования и развития дружеских взаимоотношений? Дайте рекомендации. Аргументируйте ответ.

Задача 4

В седьмом, восьмом классах ребята, в основном, мало занимаются домашним заданием, уроки выполняют на переменах или вообще не делают, но не все снижают успехи в учебе.

Чем это вызвано? Что можно сказать о познавательных способностях в этом возрасте?

Задача 5

Юра успешен в математике, физике, ему нравится история и литература. Педагоги видят способности мальчика и используют их на олимпиадах и выступлениях.

Что может произойти с подростком и как помочь мальчику определится в своих склонностях и интересах? Дайте рекомендации. Аргументируйте ответ.

Задача 6

Иногда взрослый человек воспринимает как личное оскорбление случаи протеста и неподчинения подростка.

Дайте психологическое обоснование этому явлению. Аргументируйте ответ.

Старший школьный возраст, ранняя юность – 9-11 классы

Ранний юношеский возраст ( 15-18 лет ) – начальный период становления социальных, политических, религиозных, экономических и др. позиций человека, мировоззрения. Завершение периода полового созревания. К окончанию школы мировоззрение определяется, взгляды стабильны. Происходит поиск ответов на вопросы: «кем быть?», «каким быть?». Это время погружения в себя и самоанализа. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.

Особенности ран. юнош. возраста:

1) снижается острота межличностных конфликтов;

2) в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окр. людьми;

3) улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие;

4) повышается контактность и общительность;

5) отмечается больше разумности и сдержанности в поведении;

6) снижается уровень тревожности, нормализуется самооценка;

7) повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность

8) ран. юн. возр. – пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений.

9) интеллектуальная зрелость, готовность ставить и решать различные жизненные задачи;

10) следование определенным нормам морали;

11) развитость форм мужского и женского поведения

12) окончательное самоопределение в будущей профессии, наличие профессиональных предпочтений;

13) сформированность системы социальных установок.

Когнитивное развитие. 1)В этом периоде развивается абстрактное мышление, в результате чего молодежь учится анализировать и сознательно изменять процессы своего мышления. Т.О. диапазон мышления становится шире, а содержание – богаче и сложнее. 2) Развиваются более сложные стратегии для различных типов решения задач. 3) Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме. 4) Растет интеллект, включая в себя как накопленные знания, так и развитие компонентов обработки информации. 5) Растет интерес к социальным, политическим и моральным проблемам.

Эпоха юности делится на 2 периода: 1) происходит личностное самоопределение через установление дружеских связей в межличностном общении. Неудовлетворенность существующими формами общения, неумение понять и выразить свои смутные переживания приводит к накоплению невысказанного неосознанного. Это период самовыражения через активную деятельность. 2) здесь ведущей деятельностью является конкретно-профессиональное самоопределение, выбор специальности, профессии, места работы. Основная цель этого периода – самоопределение, поиск своего места в жизни.

18-23-25 лет – период поздней юности и начало зрелости. Результаты деятельности оцениваются по взрослым стандартам. Образование носит специфический профессиональный характер. Это период вступления в брак, обретения независимости в той или иной мере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.