КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детская одаренность
Что представляет собой одаренный ребенок в познавательном плане? Как он ведет себя в обучении и учении? По определению Комитета образования США, одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной». Одаренный ребенок обычно: · владеет большим объемом информации, · имеет богатый словарный запас, · самостоятельно переносит усвоенное на новый материал, · устанавливает причинно-следственные связи, · обнаруживает скрытые зависимости и связи, · умеет делать выводы, · умеет интегрировать и синтезировать информацию, · по собственной инициативе выбирает для решения сложные задачи, · способен организовать и обобщить имеющуюся информацию, · умеет улавливать смысл достаточно сложных идей, · умеет замечать тонкие различия в материале, · чувствителен к противоречиям, · использует альтернативные пути для поисков нужной информации, · анализирует всякую возникшую ситуацию, прежде чем действовать в ней, · умеет оценивать как результат, так и сам процесс работы (решение задачи), · умеет предвидеть последствия своих и чужих действий, · умеет рассуждать, · умеет строить гипотезы, · применяет идеи на практике, · способен к творческим преобразованиям действительности условий задачи, · критичен в мышлении, · обладает высокой любознательностью, · способен рисковать, · имеет развитое дивергентное мышление, · гибок в мышлении и действиях, · имеет высокую скорость мышления, · способен высказывать оригинальные идеи, изобретать новое · обладает богатым воображением, · способен воспринимать неоднозначные вещи, · имеет высокие эстетические ценности. · обладает развитой интуицией. В отношении к себе и к другим людям, в оценках межличностных связей и отношений такой ребенок характеризуется достаточно реалистическим представлением о себе (адекватная самооценка), а также следующими чертами: — уважение к людям, — способность к сочувствию, сопереживанию, — терпимость к недостаткам других, — склонность к самоанализу, — нормальное отношение к критике, — готовность делиться с другими своими вещами и идея» — настойчивость в работе и учебе, — развитая потребность в достижении успехов, — слабо выраженная агрессивность, — независимость в мышлении и поведении, — отсутствие стремления к обязательному получению поощрений и наград за свои успехи, — готовность вступить в соревнование с другими людьми, — развитое чувство юмора, — уверенность в своих силах и способностях. В филогенезе одаренность ребенка часто проявляется в раннем овладении речью, в быстром увеличении словарного запаса. Наряду с этим отмечается обучаемость, повышенная любознательность, хорошая память и способность решать практические задачи (делать что-либо своими руками). Одаренные дети активно изучают окружающий мир, уже в раннем возрасте обнаруживают способность распределять внимание, прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Такие дети обладают отличной памятью, которая рано становится опосредствовавной речью и связанной с абстрактным мышлением. Склонность к классификации и категоризации у них нередко проявляется в стремлении к коллекционированию, в желании приводить свои коллектив надлежащий порядок. Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимание. «Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятии». Жажда новых впечатлений и интеллектуальной стимуляции характерная черта, присущая одаренным детям. Им также свойственно большое разнообразие интересов. Почти во всех своих начинаниях одаренный ребенок добивается успехов, иногда выдающихся. Вместе с тем таким детям свойственно острое переживание неудач. Они нередко бросают практически уже сделанную вещь или выполненную работу из-за какой-нибудь малосущественной мелочи. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора. Одаренные дети обладают более тонким восприятием происходящего вокруг, большим любопытством к тому, как устроен мир. Им интересно знать, почему мир устроен именно так, а не иначе, исследовательское отношение к происходящему вокруг. Такие дети любят заниматься решением сложных задач и не терпят, когда им предлагают готовый ответ, проявляют настойчивое желание отыскать его самостоятельно. У одаренных детей нередко обнаруживается обостренное чувство справедливости, и их характеризует ускоренное нравственное развитие. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют повышенные требования к себе и к окружающим людям. У них живое воображение, изобретательность и богатая фантазия. Вместе с тем таким детям нередко не хватает эмоциональной уравновешенности, терпения и выдержки. Они легко поддаются страхам, мнительны и в личностном плане уязвимы. Из-за всего этого у них нередко возникают трудности в общении со сверстниками. Рассмотрим пути развития детской одаренности с учетом всего сказанного. Проявлению и укреплению детской одаренности способствуют следующие действия со стороны родителей: — терпеливые и честные ответы на все вопросы ребенка, — серьезное отношение к вопросам и высказываниям ребенка, — предоставление ребенку возможности демонстрировать свои достижения, — сведение к минимуму наказаний за беспорядок в комнате ребенка или на его столе, если это связано с творческой работой и обнаруживается в то время, когда работа еще не закончена, — предоставление ребенку комнаты или ее части для занятий, — демонстрация ребенку того, что его любят таким, какой он есть, а не за достигнутые успехи, — поручение ребенку выполнения посильных для него дел, — оказание помощи ребенку в построении собственных планов и принятии решений, — приглашение ребенка с собой в поездки по интересным местам, — оказание помощи ребенку в улучшении результатов его работы, — оказание помощи ребенку в общении с детьми из разных социальных и культурных слоев, — установление для ребенка разумных поведенческих стандартов и слежение за тем, чтобы ребенок их соблюдал, – отсутствие заявлений о том, что ваш ребенок хуже других детей, — отсутствие действий, унижающих ребенка, — обеспечение ребенка книгами и материалами для его любимых занятий, — приучение ребенка мыслить самостоятельно, — регулярное чтение ребенку интересной в познавательном плане литературы, — приучение ребенка к чтению с малых лет, — побуждение ребенка к фантазированию, придумыванию историй, — внимательное отношение к личным потребностям ребенка — каждодневное нахождение времени для того» чтобы побыть ребенком наедине, — привлечение ребенка к участию в планировании семейных дел — отсутствие наказаний ребенка за ненамеренно сделанные ошибки, — похвала ребенка за выученные стихи, рассказы, песни и т.п., — обучение ребенка свободному общению со взрослыми людьми любого возраста, — оказание помощи ребенку в его экспериментировании с окружающей средой в познавательных целях, — позволение ребенку играть со всякими вещами, — побуждение ребенка к тому, чтобы находить проблемы и решать их, —нахождение достойного похвалы в занятиях ребенка, — отсутствие неискренней и беспредметной похвалы, — честность в оценках своих чувств по отношению к ребенку. — не исключение никаких тем из обсуждения с ребенком, — предоставление ребенку возможности принимать значимые решения, — оказание ребенку помощи в его личностном развитии, — оказание ребенку помощи в самостоятельном поиске и выборе заслуживающих внимания телепрограмм, — развитие у ребенка позитивного восприятия своих способностей, — поощрение ребенка к максимальной независимости от взрослых, — отсутствие примиренческого отношения к неудачам ребенка сопровождаемого словами «я тоже не умею это делать», — вера в здравый смысл ребенка и доверие к нему, — стимулирование самостоятельности ребенка. В работе с одаренными детьми и в педагогических усилиях, направленных на развитие детской одаренности, следует исходить из того, что у каждого физически здорового и психически нормального ребенка есть определенные задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности, т. е. из предположения о том, что каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным. Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром и со временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить. Первую из задач решает ранняя психодиагностика детей, вторую — такое построение учебных программ, чтобы они в максимальной степени способствовали развитию детской одаренности. Развивающие программы должны быть нацелены на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социально ответственности, социальной адаптации и лидерства. Для выявления детской одаренности и ее развития учебный материал должен выходить за рамки общепринятой учебной программы и содержать в себе что-то сверх нее, интересное и новое для детей. Учащимся, кроме того, должна быть представлена возможность для глубокого проникновения в содержание и задания обычной программы, более широкое поле для самостоятельной деятельности, исследования и экспериментирования в учебном процессе. Такая учебная программа должна предоставлять детям возможность добиваться успехов и демонстрировать свои индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах. Развивающая программа должна строиться на базе тщательной предварительной психодиагностики детей, точного определения зоны их потенциального развития, целей и задач обучения преподаваемому предмету. Наконец, учебная программа, рассчитанная на выявление и развитие детской одаренности, должна быть достаточно гибкой для того, чтобы позволить каждому ребенку выявить свою творческую индивидуальность. В ней должны содержаться необходимые стимулы, мотивирующие учебную деятельность и полностью раскрывающие способности ребенка. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Творческую активность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителей. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития творческой познавательной активности. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие ребенка к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим детям позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. Развитие творческих способностей детей можно стимулировать через введение их в необычную, гипотетическую ситуацию, через постановку перед ними вопросов типа «А что было бы, если...?». В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески их применять в возникшей ситуации. Неплохие результаты дают задания, предполагающие внимательное изучение какого-либо объекта с целью увидеть и описать его особенности. Существенно развивают детей и способствуют проявлению их интеллектуальной одаренности задачи, связанные с практически применением полученных в школе знаний. Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним заданий познавательного характера («соотнесите...», «перечислите…, «расскажите...», «сформулируйте...», «установите...», «опишите.., «назовите...»), заданий на понимание («расскажите своими словами...», «опишите, что вы чувствуете...», «покажите взаимосвязь...! «объясните смысл...»), заданий на сферу применения («продемонстрируйте...», «объясните цель...», «воспользуйтесь этим, чтобы решить...»), заданий аналитического характера («разложите на составляющие...», «объясните причины...», «сравните...», «расставьте по порядку...», «классифицируйте...», «объясните, почему...»), заданий синтетического характера («создайте...», «объедините по признаку...», «что произойдет, если соединить...», «придумайте другой вариант...», «есть ли иная причина...»), заданий оценочного плана («определите...», «установите нормы...», «отберите и выберите.., «выскажите замечания...», «выберите то, что вам больше всего нравится». Практическая работа № 1 Тема: Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы младшего школьника Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать признаки эмоционально-волевой и личностной сферы младшего школьника Ожидаемый результат: Навык дифференциации признаков эмоционально-волевой и личностной сферы младшего школьника Задание 1. Заполните таблицу. Приведите примеры и дайте содержательную характеристику периода младшего школьного возраста на основе возрастных задач.
Задание 2. Приведите примеры основных новообразований периода младшего школьника в интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Выявите динамику изменений с дошкольным периодом. Задание 3. Приведите примеры и дайте содержательную характеристику психологической готовности ребёнка к школьному обучению (А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Л.С.Выготский).
Задание 4. Центральная задача младшего школьника- формирование «умений учиться». Опишите эти умения и дайте пример. · выделять и удерживать учебную задачу; · самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; · адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; · владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; · использовать законы логического мышления; · владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; · уметь участвовать в коллективно распределённых видах деятельности; · иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности. Задание 5. Решить задачи. Задача 1 Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Серёжа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснение учителя. Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Серёжа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовали систематических занятий. Волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки. Какие качества личности не были сформированы у Серёжи? Как помочь мальчику учиться? Аргументируйте ответ. Задача 2 При собеседовании для выявления готовности ребёнка к школе у Ирины получили следующие показатели: - интеллектуальная готовность – высокий уровень; - личностная готовность – высокий уровень; - сформированность мелкой моторики – на среднем уровне. Интерпретируйте результаты и дайте рекомендации родителям по результатам собеседования. Аргументируйте ответ. Задача 3 Женя (8 лет) был очень хорошо подготовлен к школе. Мама водила его в школу развития, на курсы изучения английского языка, занимались дома с педагогом. В начале года Жене было интересно в школе, он встретил новых друзей, познакомился со школой, но к середине года на женю стали жаловаться, что он мешает на уроках, отвлекает товарищей, на переменах бегает, дерётся. Что произошло с ребёнком? Дайте рекомендации учителю и родителям по дальнейшему взаимодействию с Женей. Аргументируйте ответ. Задача 4 Коля (7лет) – неорганизованный мальчик. Он небрежно одет, самостоятелен в поступках, не реагирует на замечания. Активный, любит быть первым, но не всегда получается доводить дело до конца. Рисунки его грязные и небрежные. Предположите, какое место в классе займет Коля, каковы будут его успехи в школе? Аргументируйте ответ. Задача 5 Мама семилетней девочки рассказывает: «У меня растет дочь Оксана. Она скоро пойдет в школу. В детском саду о ней хорошо отзываются: активная, развитая, послушная. Но мы с мужем заметили: Оксана старается всегда быть первой и этой цели добивается не лучшими средствами. Мы ей объясняем, что первой хорошо быть, если достигаешь этого честно. Как помочь дочери научиться считаться с другими? Думаем, в школьном коллективе её может быть нелегко». Права ли мама в своих волнениях? Дайте рекомендации родителям. Аргументируйте ответ. Задача 6 В игре при распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается: часть детей предлагает главную роль другому; часть детей заявляет своё право на главную роль. Дайте психологическое объяснение этому наблюдению? Аргументируйте ответ. Подростковый возраст (11-15 лет) Переход к подр. возр. характеризуется глубокими изменениями: физиология организма, отношения подростка со взрослыми и сверстниками, уровень развития познавательных процессов, интеллект, способности. Происходит переход от детства к взрослости. Организм ребенка быстро перестраивается и превращается в организм взрослого человека. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются соц. установки, отношения к себе, к людям, стабилизируются черты характера и формы поведения. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение. Все познавательные процессы достигают высокого уровня. Становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых. В начале подр. возр. у ребенка появляется стремление быть похожим на старших – подражают внешним формам поведения, моде в одежде, прическе и т.д. На первом месте – общение со сверстниками – ведущая деятельность. Для него важно занимать среди них удовлетворяющее его положение (желание занять в группе позицию лидера или быть признанным). Неумение, невозможность добиться такого положения является причиной недисциплинированности и правонарушений подростков, это сопровождается повышенному влиянию компаний. Основная особенность переходного возраста состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем он достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Следовательно, многие подростки начинают половую жизнь уже в подростковом возрасте, соответственно возникают и ранние беременность и роды, ведущие к осложнению жизни матери, проблемам воспитания младенца. Шаги к решению проблемы в США - психологический патронаж (продолжение образования, налаживание отношений с бабушкой, уход за младенцем); в России – введение курса этики и психологии семейной жизни.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |