Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка причин трудностей, возникающих в учебной деятельности




Подросток и взрослые

Общение со сверстниками.

Динамика мотивов общения со сверстниками:

1) 4 класс – желание быть в среде сверстников, вместе играть, что-то делать;

2) 5-6 класс – желание занять определенное место в коллективе;

3) 7-8 кл. – стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их ребенок. А у подростков (с 4 кл.) начинает развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов или успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

1) Первый источник проблем со взрослыми – непонимание внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах, стремлениях, ценностях.

2) и родители и учителя в большинстве своем не умеют увидеть и учитывать в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подр. возр, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.

3) Старшие подростки испытывают потребность в общении со взрослыми «на равных». Из-за неудовлетворенной потребности подростка признания его равноправия в общении взрослыми (особенно родителями) порождает многочисленные конфликты подростка с родителями и учителями.

4) Виновником конфликта всегда признается подросток – мнение родителей, учителей. Подобную самообвиняющую позицию называют «психологическим смирением». Ломка позиции «психологического смирения» приводит к «психологическому бунтарству».

5) Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают его негативные стороны и не замечают развитие позитивного, в частности способности к эмпатии по отношению ко взрослым.

6) Содержание общения с учителями младших подростков сосредоточивается вокруг вопросов учения и поведения, получения поддержки от учителя, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам. С 4 класса подростков больше всего волнуют профессиональные и личностные качества педагогов.

По данным опроса С.К. Масгутовой (1988) лишь 4,7% подростков не испытывают затруднений в процессе учения.

Подростки видят причины этих трудностей:

1) в самих себе (плохая память, внимание). Младшие подростки считают, что у них «не хватает знаний и умений», а старшие сетуют на «лень» и «безволие».

2) сложность учебной программы (младшие чаще)

3) профессиональная некомпетентность педагогов (больше в 8 кл.)

Учителя видят причины трудности в учебе:

1) в самих подростках («обвиняющая позиция»)

2) плохая помощь родителей

3) сложности программы

Родители причинами трудностей считают:

1) недоступность программы

2) высокие требования школы

3) недостаток способностей детей

Проблемы в учебной деятельности подростков м.б. обусловлены также отсутствием или неразвитостью познавательной мотивации. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности усвоения знаний списываются за счет «лени» служит тормозом для личностного развития как учеников, так и учителей.

Самопознание, самоопределение, самореализация подростков.

Мощным фактором саморазвития в старш. подр. возр. становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем.

Для личностного развития, самоопределения важно научить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства

Старш. подр. и ран. юнош. возр. является сензитивным для становления временной перспективы, системы жизненных целей. Если у подростка появляется какая-то важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные подростки – подростки, не имеющие жизненных целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.