Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность телефонной психологической службы




Молодежные телефонные психологические служ­бы в США создаются в основном при ведущих детских психотерапевтических центрах. Включение телефона доверия в систему специализированной медицинской помощи считается одним из непреложных условий его организации.

Один из старейших юношеских телефонов дове­рия — Филадельфийский — располагается при церкви, куда в часы службы стекается все окрестное население, в том числе и молодое. Консультирование, начатое по телефону, может иметь продолжение в личной беседе у входа в помещение службы или прямо на прилегающей к ней улице.

В отличие от взрослого телефона доверия в США, юношеский работает не круглосуточно, а начиная с середины дня, когда подростки из школ и колледжей возвращаются домой (а взрослые еще на работе), и кончая утром следующего дня. Длительность беседы 30 минут, исключая особо трудные случаи, когда она мо­жет продлиться и дольше.

Проблема «кадров» телефона доверия с начала его основания была и до сих пор остается дискуссионной. Спор вызывают два момента. Первый связан с участи­ем в службе профессионалов, второй — с проблемой возраста сотрудников тех телефонов доверия, деятель­ность которых рассчитана на подростков.

После долгих дискуссий многие американские исследователи пришли к выводу, что целесообразно вводить в штат телефона доверия социальных работни­ков. Именно эти люди, имея и определенные знания по психологии, и ориентирующиеся в современных про­блемах подростков, умеющие, если это необходимо, разговаривать на «языке нового поколения», знающие, что интересует ребят в музыке, политике, моде, владе­ющие основами права, валеологии, умеющие и сочув­ствовать, и понимать, и сопереживать чужой беде — могут помочь подросткам ориентироваться в современ­ных социальных условиях.

Что касается возраста сотрудников подростковых телефонов доверия (от 18 до 68 лет), то скорее всего, это не самый главный критерий для отбора консультантов.

По самым общим данным, отражающим работу ряда телефонных служб для подростков и юношества в США, более половины «запросов» носит психологический характер. Примерно в трети случаев абонент, выйдя на контакт, отвечает молчанием, дает «отбой», просит про­щение за ошибочное попадание. Существенная часть обращений носит деловой характер, когда функция консультанта сводится лишь к тому, чтобы дать разо­вую консультацию, сообщив необходимую информа­цию. Нередки случаи, когда консультирование, напро­тив, выходит за рамки разовой беседы, и абоненту назначается встреча в центрах и пунктах социально-психологической помощи.

Большинство «запросов» (до 60% и выше) исходит от девушек (чаще) и юношей (существенно реже) до 18 лет. Примерно седьмая часть обращений исходит от молоде­жи старше 18-ти. Наконец, звонят бабушки и родители (преимущественно матери, очень редко — отцы).

Проблемы, с которыми подростки звонят по телефону доверия, в самом общем виде можно сгруппиро­вать следующим образом.

1. Субъективные переживания по поводу общения с другими — застенчивость и страх, препятствующие общению; желание пользоваться большим успехом у сверстников; переживание чувства обиды на кого-то; давление и угрозы со стороны компании сверстников. Особо выделяется проблема общения девочек со свер­стницами (зафиксирована волна насилия среди дево­чек, возросшая за последние годы).

2. Взаимоотношения в семье — непонимание со стороны родителей, слежка и жестокие запреты, борь­ба подростков за самостоятельность, побеги из дома, семейные конфликты, беспокойство о членах семьи.

3. Проблема «мальчики—девочки» вне сферы сек­са — ссора с любимым человеком и страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т. д.

4. Секс и беременность — давление со стороны партнера с требованием интимной близости, поиск информации о контрацептивных средствах, ранняя беременность, переживание страха перед венеричес­кими заболеваниями, сексуальные комплексы и функ­циональные сексуальные нарушения.

5. Школа — успеваемость, несправедливость и пре­следование со стороны учителей, отказ ходить в школу, проблемы жизненного предназначения, выбора про­фессии.

6. Отношения с законом — поиск правовой инфор­мации, проблемы, затрагивающие широкий круг юри­дических вопросов: от призыва на военную или аль­тернативную службу до угрозы быть осужденным за противоправные действия.

7. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ — поиск медицинской инфор­мации, опасение в связи с употреблением медикамен­тов, наркотическая зависимость, алкоголизация, несча­стные случаи и самоотравление.

8. Досуг и молодежная рок-культура.

9. Проблемы, перечисленные выше, но предпола­гающие прямое участие консультанта телефонной пси­хологической службы в их решении — потребность в жилье, работе или деньгах; справки и посредничество в установлении контактов с разного рода учреждения­ми и социальными службами.

10. Внутреннее эмоциональное состояние личнос­ти подростка, не связанное ни с одной из указанных выше проблем,— чувство вины, тоски, пустоты и оди­ночества, отчаяния; страдание по поводу своего физи­ческого облика; переживание утраты смысла жизни; намерение покончить с жизнью.

Эффективность деятельности телефона доверия зависит от владения консультантом технологией обще­ния по телефону. Рассмотрим основные этапы работы с абонентом.

Начало разговора преследует две цели:

а) придать молодому человеку уверенность в том, что он обратился туда, где его поймут и поддержат;

б) определить степень серьезности ситуации и состояние абонента.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как социальный работник слушает, не пере­бивая, не вмешиваясь преждевременно в ход его речи и собирая всю первичную информацию. Допустимы только нейтральные реплики, «поддакивание», помога­ющие абоненту высказаться.

Второй шаг призван заложить основу развития от­ношений с подростком. Социальный работник исходит из тех фундаментальных для ситуации помощи устано­вок, которые разработаны К. Роджерсом: безусловное принятие личности человека, которому оказывается помощь, и его внутренних переживаний; отсутствие оценок в отношении к нему; понимание внутреннего мира, глубокое сопереживание и т. д. Заметим, подро­стки безошибочно угадывают истинный внутренний настрой собеседника, и подмена этих глубоких тера­певтических установок чисто внешней технологией, пользование ими как «приемами» может иметь только обратный эффект. При соблюдении названных условий подросток начинает свободнее говорить о своей ситуации, включая и те ее стороны, упоминать о которых поначалу стеснялся или опасался.

Чем серьезнее события, перед лицом которых ока­зался юный абонент, тем более необходимо сразу же сфокусироваться на содержании проблемы. Как правило, когда человек дезорганизован, ему трудно изло­жить суть того, что его тревожит. Роль социального работника на втором этапе сводится к тому, чтобы по­мочь подростку идентифицировать проблему: он уточ­няет отдельные моменты сообщения, прибегает к «от­крытым» вопросам и репликам («Пожалуйста, если можно, подробнее...»).

Когда запрос уточнен, начинается третий этап, цель которого в том, чтобы помочь подростку в интеллекту­альном и ценностном овладении проблемой. Консуль­тант уточняет источник наиболее негативных эмоций («что именно в этом так огорчает?»), вербализует то, что его собеседник только подразумевает, выделяет опор­ные смысловые моменты событий, помогает формиро­ванию все более объективной и ясной картины. Соци­альный работник выступает своего рода «проводником» в поиске новых ценностей. Шаг за шагом, вместе о переживанием первых проблесков ясности, восстанав­ливается внутренняя цельность и складываются пред­посылки для воссоздания нарушенных функций.

На четвертом этапе важно установить и поддержать все позитивные стороны личности подростка, обратив их на то, чтобы повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе и одновременно установить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ему помочь.

Пятый этап — это выработка плана действий, на­правленных на преодоление критической ситуации. Основываясь на достигнутом, подросток подводится к осознанию того варианта решения проблемы, с кото­рым он согласен сам. Участие подростка в разработке плана действий налагает на него внутренние обязательства выполнить намеченное. Консультант занимает позицию «пассивной» активности: «держит» паузу; если что-то предлагает, то вполне деликатно и в форме не готовых решений, а только предположений.

Заключительный этап — это снова поддержка и максимальное ободрение абонента: выражается вера в него самого, в его силы, уверенность в осуществлении намеченного.

Соблюдение последовательности этих этапов — одно из требований к оказанию неотложной помощи телефону. Но нельзя пренебрегать и интуицией, значе­ние которой в такой нетрадиционной форме, как помощь сквозь расстояние, по телефону, трудно переоценить.

Социально опасные подростки: программы и социальные службы

Тесная взаимосвязь программ и мероприятий, про­водимых в штатах и общинах, характеризуется широ­ким спектром предложений по оказанию социальной помощи «трудным» подросткам и несовершеннолетним из групп риска. К этой категории молодых людей в первую очередь относят тех, в среде которых высока вероятность совершения противоправных действий.

Учреждения по социальному обслуживанию детей и подростков участвуют в реализации целого ряда про­грамм. Одни из них инициированы правительствами штатов или общинами, другие выполняются частными организациями с разрешения штатов. Частными орга­низациями могут быть как промышленные предприятия, так и религиозные, благотворительные организации.

Деятельность в рамках национального движения за возвращение детей в родную общину — вместо разме­щения в далеко расположенных местностях — многие штаты начали с сокращения числа детей, содержащих­ся в больших государственных учреждениях (интерна­тах). Финансируемые штатами программы способству­ют созданию небольших открытых исправительных учреждений и служб, которые позволяют детям остать­ся вблизи их семей.

Такими программами охвачено множество интер­натов различного типа: от открытых интернатов с посто­янно проживающим в них персоналом до временных пристанищ, где могут быть удовлетворены основные потребности в жилье и питании, где бежавшие из дома дети могут получить информацию о различных соци­альных службах. Наряду с интернатами, детям и их ро­дителям предлагается целый ряд других услуг: кругло­суточно работающая служба по оказанию экстренной помощи, консультационные учреждения для семей и отдельных лиц, «групповая терапия», службы по трудоустройству и др.

Основные усилия направлены на то, чтобы выхва­тить несовершеннолетнего из формальной системы судов по делам о несовершеннолетних и передать забо­ту о нем местным организациям, не относящимся к системе правосудия; вывести несовершеннолетних за рамки закрытых интернатов, колоний или тюрем, пред­ложив целый ряд программ, призванных помочь отдель­ным лицам или семьям в чрезвычайных обстоятель­ствах, оказать содействие в организации досуга, в учебно-воспитательной работе, в трудоустройстве.

Такие программы предусматривают участие несо­вершеннолетнего в определенных акциях и мероприя­тиях. При этом речь идет о трех типах программ:

— базовые программы полиции;

— базовые программы судов по делам о несовер­шеннолетних;

— базовые программы школ,

Именно от полиции во многом зависит, передавать ли документы в суды по делам о несовершеннолетних. Большинство программ полиции ориентируется на откло­нения от норм в поведении и реализуется собственно полицией или во взаимодействии ее с другими организа­циями. Так, зачастую именно полицейские спортивные клубы содействуют укреплению отношений в семье, при­влекают несовершеннолетних к полезным делам. Если же станет очевидным, что восстановление определенной стабильности в семейных отношениях вновь возможно, что эта стабильность может послужить прочной основой для изменения поведения подростка, то он может снова вернуться к родителям.

Базовые программы судов по делам о несовершен­нолетних сориентированы на реабилитацию несовер­шеннолетних и сосредоточены на круге лиц, которые были направлены в суд по делам о несовершеннолет­них вследствие совершения ими правонарушений.

Школьные программы подразделяются на две груп­пы: для общеобразовательных школ и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных под­ростков. В обоих случаях школа берет на себя ответствен­ность за оказание помощи подросткам, направленным правоохранительными органами или органами соци­ального обеспечения.

В 1967 году были созданы бюро социальных услуг молодежи, которые выполняют роль центров, коорди­нирующих деятельность, направленную на недопуще­ние вовлечения подростков в орбиту деятельности су­дов по делам о несовершеннолетних. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемы­ми общинами с целью оказания помощи осужденным и неосужденным подросткам. Их деятельность необходи­ма в общине с точки зрения многообразия оказывае­мых несовершеннолетним услуг, а также для создания служб, нехватка которых ощущается наиболее остро. Бюро социальных услуг молодежи содействуют тому, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мел­ких правонарушений, могут изначально избежать не­компетентного ведения дела, зачастую нечеловеческих условий содержания и передачи их дел в суд без ока­зания помощи общиной.

По организационной структуре бюро социальных услуг молодежи очень различны, большинство из них не предлагают собственных услуг, а выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она удовлетворяла потребно­стям несовершеннолетних. Есть и такие бюро, как, например, в Калифорнии, приоритетным направлени­ем деятельности которых является не посредничество, а предложение социальных услуг: консультационная помощь семьям и отдельным лицам, медицинская по­мощь, обеспечение занятости, организация отдыха, представление интересов подростков в других органи­зациях и учреждениях. Прием несовершеннолетних производится при определенных условиях: подросток не должен быть условно осужденным, речь может идти о незначительном и первом известном правонарушении, подросток должен постоянно проживать в местности, на территории которой реализуется данный проект.

С лишением свободы и отбытием наказания связа­ны две категории учреждений: закрытые места лише­ния свободы и закрытые воспитательные заведения. Закрытые места лишения свободы — это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления, находящихся в предварительном заключе­нии на время проверки фактических обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения — это государственные или частные организации, призван­ные разместить и ограничить свободу передвижения несовершеннолетних, направленных по решению суда или осужденных за совершение наказуемого деяния. К воспитательным учреждениям относятся как от­крытые приюты и общежития, так и закрытые заведе­ния. Существует 4 типа воспитательных заведений для несовершеннолетних:

— школы по перевоспитанию;

— молодежные лагеря и ранчо;

— закрытые приюты и детские дома;

— центры круглосуточного надзора.

Факторами, учитываемыми при анализе отклоняю­щегося от нормы или криминального поведения, являют­ся уклонение от школьных занятий или работы, употреб­ление алкоголя или наркотических веществ, негативное влияние круга друзей и ровесников, семейные обстоя­тельства. В проектах, ориентированных на работу в об­щине, предлагаются необходимые для анализа и учета этих факторов возможности, а также обязательные для реализации индивидуального подхода оборудование и среда. В целом ряде случаев направлению в соответству­ющее учреждение или прикреплению к определенной программе предшествует психиатрическое обследова­ние в специализированном диагностическом учрежде­нии для несовершеннолетних.

К социально опасным несовершеннолетним относят бежавших из дома и ставших не по своей вине бездомны­ми детей и подростков. Беглецам и бездомным детям со­циальные службы предлагают следующие услуги:

— предоставление мест в приютах и общежитиях;

— индивидуальные или групповые консультации;

— беседы с родителями с целью возвращения ре­бенка в семью;

— обеспечение местом в воспитательном учреж­дении, если это представляется целесообразным;

— оказание консультационной и иной помощи се­мьям, вновь объединившимся с детьми, с целью их укрепления и недопущения нового разрыва.

Центры и приюты для беглецов предлагают одно­временно соответствующие услуги для следующих ка­тегорий лиц: заброшенные дети; дети, занимающиеся проституцией; жертвы половых насильственных пре­ступлений; наркоманы, преступники и рецидивисты.

Центр для беглецов и бездомных является неболь­шим учреждением, предлагающим исключительно при­ют, консультации и неотложную помощь в кризисных ситуациях юным беглецам, бездомным и их родителям. Центр располагается чаще всего в каком-либо приюте или бюро и взаимодействует с рядом добровольных по­печительных заведений, каждое из которых может при­нять от 6 до 14 несовершеннолетних на срок от одного дня до двух недель. Число подростков, в течение месяца принимаемых одним таким центром, колеблется между 40 и 180. Ядро услуг составляет обеспечение жильем, питанием и консультациями.

Члены подростковых и молодежных банд пополня­ют число социально опасных подростков. Основным отличительным признаком феномена подростковых и молодежных банд является социально-психологичес­кое участие многих, чаще всего лиц одного возраста, в подготовке и совершении противоправных действий. Подростковая банда является саморегулирующимся формированием подростков одного возраста, которое чаще всего можно встретить в районах, называемых «кольцом бедности» города. Эксперты и соответствую­щие органы, анализируя феномен подростковых банд, различают группы подростков, совершающие преступ­ные действия, и собственно подростковые банды. Их криминальный репертуар содержит все: от мелких краж до изнасилований и убийств с целью ограбления.

Многочисленные программы по работе с бандами охватывают широкий спектр мероприятий: от личной инициативы до так называемых программ по вмеша­тельству в деятельность подростковых банд с исполь­зованием подразделений специального назначения.

Алкоголизм и наркомания — актуальная соци­альная проблема. При ее решении особую роль играет Институт по борьбе со злоупотреблением наркотика­ми. Психиатрические службы, профилактории, «телефоны доверия» — вот некоторые из основных социальных услуг в этой области.

Высокий уровень безработицы, особенно среди национальных меньшинств (негры и выходцы из Ла­тинской Америки), влекущий за собой целый ряд по­следствий, является серьезной проблемой для большей части молодежи Америки. Безработица особенно опас­на для бедных семей, для лиц, получающих социальную помощь, для неграмотных бездомных, беглецов и мате­рей-одиночек, поскольку она отбирает у них последний шанс нормального существования в обществе.

Большое количество программ в области профес­сионального обучения, программ по профилактике преступности несовершеннолетних, программ по воз­вращению несовершеннолетних матерей в школу (для получения аттестата зрелости), консультационных про­грамм частных агентств по трудоустройству несовер­шеннолетних, а также правительственных программ по проведению летних работ направлено на избавление от безработицы или, по крайней мере, на снижение ее уровня.

Питання для самоконтролю:

1. Каковы особенности организации социальной работы в США. Как эти особенности связаны с социальной политикой государства?

2. Подготовка кадров социальных работников.

3. Социальная работа с семьей.

4. Социальная работа в школе.

5. Социальная работа с детьми и молодежью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.