КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности социальной работы и социальной педагогики
Социальная защита детей. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям Деятельность социальных служб Подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов Особенности социальной работы и социальной педагогики. Тема 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ГЕРМАНИИ (2 години) План: Ключові слова: деонтологія, етика, етичні відносини, етична свідомість, етичні принципи. Цілі та завдання вивчення розділу. Успішне вивчення розділу дозволяє: Мати уяву про особливості соціальної політики та організації соціальної роботи у Німеччині. Знати пріоритетні напрями соціальної роботи в країні, сутність організаційних та технологічних підходів до їх забезпечення Володіти ключовими поняттями розділу. Методичні рекомендації до вивчення Розділу 1. Навчальний матеріал Профессия социального работника в Германии возникла в начале XX столетия как сугубо женская. Первые законодательные акты о подготовке социальных работников появились в Пруссии в 1918г. На них ориентировались и в других землях страны. Термин «социальный работник» как юридическое обозначение профессии существует с 1959г., когда были созданы специальные высшие школы социальной работы. Этот термин заменил прежние — работник сферы социального обеспечения, благотворительного учреждения, народный опекун и т. п. Наименование «дипломированный социальный работник» введено с 1980г. после утверждения закона о высшей школе. В первые десятилетия социальная помощь оказывалась клиентам только в критических ситуациях как проявление заботы. С развитием законодательства по социальному обеспечению нуждающийся в социальной помощи стал рассматриваться как объект благотворительной деятельности, что в дальнейшем повлияло на понимание сущности профессии и выбор термина «социальный работник», который уже широко использовался в других странах мира. Специфические задачи и проблемы, которые решаются социальным работником, вытекают из характера взаимоотношений, сложившихся между человеком и его жизненной ситуацией. При этом социальный работник выступает в различных ролях — организатора или координатора необходимой помощи и т. п. В процессе выяснения причин осложнений жизненной ситуации он обязан привлекать, как правило, широкий круг людей — других членов семьи, соседей, друзей, коллег по работе, различных специалистов. Оказание помощи должно не только преследовать сиюминутные потребности, но и быть ориентировано на долговременное изменение положения клиента. Сфера деятельности социального работника охватывает: государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопомощи. Основными направлениями деятельности социальных работников являются: социальная помощь семье, отдельным членам или группам людей, все виды деятельности социальной службы, помощь молодежи, другим возрастным категориям, престарелым, инвалидам и больным, консультирование, охрана здоровья, работа в приютах, с иностранными гражданами, психиатрическая социальная работа, работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми и т.п. Социальный педагог в Германии — это специалист, занятый в сфере социальной работы или воспитательной деятельности. Это понятие, используемое для обозначения профессии и диплома об образовании (дипломированный социальный педагог), относительно новое. Оно было введено в оборот только после создания высших специальных школ социальной педагогики в 1966/67 учебном году. Разделение всей сферы социальной деятельности на социально-педагогическую и социальную работу, существовавшее в стране долгие годы, было обусловлено историческими факторами и берет свое начало из различных корней. Сегодня это разделение считается устаревшим, т. к. многие сферы деятельности социального педагога и социального работника тесно переплетаются. Различия остаются лишь в сфере приложения активности — в воспитательной области или социальной работе. Хотя сегодня сферы социальной работы и социальной педагогики не разделяют, но вопрос об идентичности обоих понятий еще окончательно не решен. До первой мировой войны сфера социальной работы называлась социальной благотворительностью. В настоящее время социальная работа — это собирательный термин, обозначающий всю систему социальной помощи. Первые истоки зарождения социальной работы уходят в XIX столетие (помощь бедным, благотворительность, женское движение, попечительство, забота и др.). С самого начала зарождения социальной работы, особенно в XX годы нашего столетия, подчеркивалось значение для социальной помощи взаимообусловленности личностных и средрвых факторов. Обращалось внимание на целостность жизненной ситуации индивида. При этом социальные факторы рассматривались как средство для оказания необходимой помощи. Уделялось внимание разработке методов как инструментария для профессиональных действий. Правда, в это время на передний план выдвигались задачи приспособления клиента к окружающим его условиям в ущерб профессиональной активности социальных работников по изменению отягчающих жизнь человека условий и обстоятельств. К середине XX в. в Германии получили распространение англо-американские методы социальной работы, которые сегодня считаются классическими. К ним относят индивидуальную помощь, групповую терапию и работу в общине. Развитие собственно германских исследований в области теории и практики социальной работы в этот период еще отставало от развития экспериментальных исследований в других странах (США, Голландии, Швейцарии). Постепенно, объем и тематика социально-педагогических исследований стали расширяться с учетом национальной специфики. Если традиционно в качестве основного адресата социальной помощи служили только дети и подростки (первоначально в отдельных проблемных, а позже и в общих жизненных ситуациях), то со временем предметом социально-педагогических исследований стали все возрастные категории общества и многообразные сферы их деятельности. Социальная педагогика развивалась главным образом в университетах и высших педагогических школах. Хотя за прошедшие десятилетия был накоплен немалый опыт в социально-педагогической деятельности, но до сих пор, по признанию многих немецких специалистов, не создана общая теория, обоснованная новейшей социальной наукой, которая охватывала бы всю полноту и разнообразие ситуативной проблематики жизни человека и моделей действия применительно к сфере социальной работы. Вместе с тем, немецкие специалисты считают, что сам термин «социальная педагогика», вошедший в научный оборот и получивший широкое признание, особенно в Германии, следует рассматривать как определенный вклад в развитие социально-педагогической мысли в международном масштабе. Это касается, в частности, единого курса «Социальная работа», введенного в специальных высших школах социальной работы; законодательного утверждения названия профессии «дипломированный социальный педагог и социальный работник» и др. Немецкие специалисты мотивируют правомерность признания единой профессии общностью целей, функций и задач, которые стоят перед социальной работой и социальной педагогикой. Трудно разделить многие сферы деятельности, считают они, и подчинить их только либо социальной педагогике, либо социальной работе (например, исходную проблемную ситуацию, адресат, модели действий и др.). Скорее речь может идти об определенных комбинациях отдельных элементов этой деятельности в том или другом случае. За последние 30 лет теория и практика социальной работы и социальной педагогики в Германии получила значительное развитие. Активизация социально-педагогической деятельности мотивировалась процессом совершенствования социальной структуры общества, что поставило перед социальной работой и социальной педагогикой много новых и сложных проблем — начиная с помощи беженцам, переселенным из других стран целыми семьями, пожилым и малозащищенным людям, работы в социально-педагогических институтах и различных социальных службах и вплоть до кооперации с гражданскими инициативами и группами самопомощи в социальной работе в настоящее время. Наряду с расширением задач и функций социальной работы и социальной педагогики интенсивно развивались в стране теоретические дискуссии, ставившие своей целью разъяснение новых задач и общественных функций в изменившихся условиях. Традиционно эклектическая по своей сути ориентация социальной работы и социальной педагогики стала меняться и приобретать междисциплинарный характер. В социально-педагогической работе начали использоваться результаты других социальных наук (политико-экономических основ теории государства и социальной политики, теорий социализации, интеракционализма и др.). Прежние узкопрофильные подходы, ориентированные либо на субъекта, либо на общественные условия, были дополнены новыми концепциями, связывающими социальную теорию с теорией действия и обозначающими контуры компетенции социально-педагогических действий в целом. Однако многие проблемы в этой связи остаются еще дискуссионными, как отмечают немецкие авторы. В принципе социальная работа и социальная педагогика в Германии ориентируется на: — требования и задачи, которые ставят перед человеком сложные жизненные ситуации; — возможности стимулирования и развития процессов в любой ситуации, а также преодоления или ослабления негативных явлений, налаживания взаимоотношений всеми имеющимися в распоряжении социальных работников и социальных педагогов профессиональными методами, специальными технологиями и образовательными концепциями. Благодаря этому социальные работники и социальные педагоги стимулируют клиентов на развитие их собственных сил, принятие самостоятельных решений; помогают найти конструктивное решение проблемных и конфликтных ситуаций; выравнивают социальный дефицит; стремятся интегрировать, привлекать к участию в решении проблем всех членов общества в соответствии с их возможностями. Социальная работа и социальная педагогика, в понимании немецких авторов,— это формы профессиональных действий, которые определяются принципами индивидуализации (индивидуального подхода) и изменения (в микро-, мезо- и макросистемах). Социальные работники и социальные педагоги могут быть задействованы в государственных социальных службах, различного рода свободных и независимых учреждениях, а также выступать самостоятельно в качестве организаторов социальной помощи. Их деятельность базируется на юридической основе и определяется целевыми установками соответствующих органов управления, а также потребностями, ожиданиями и желаниями людей. Специфические потребности и проблемы нуждающихся выявляются только тогда, когда проводится анализ совокупности всех факторов, влияющих на ситуацию. При этом важен также характер тех изменений, которые следует провести как в ближайшем, так и более далеком окружении клиента. При необходимости возможно привлечение дополнительных кадров и материальных ресурсов. При существующем некотором (условном) разграничении функций социальной работы и социальной педагоги немецкие специалисты исходят из того, что основные элементы (ценностные ориентации, цели, задачи, базовые знания и методы) должны рассматриваться общими. Но поскольку практическая деятельность имеет свою специфику (в отношении личности, ситуации, социального окружения и т. п.), то отсюда выкристаллизовываются для профессиональной квалификации социальных работников и социальных педагогов некоторые акценты применительно к определенным проблемам. В частности, для социальной работы особые акценты необходимы при решении конфликтных ситуаций, посреднической миссии в условиях оказания профессиональной помощи и выравнивания социального дефицита. Для социальной педагогики эти акценты концентрируются на вопросах, связанных с оказанием воспитательной и образовательной помощи. Однако все это не исключает совместной деятельности социальных работников и социальных педагогов во многих профессиональных сферах.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |