Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность социальных служб




Общие социальные службы создаются в общине. Они получили развитие от существовавшей прежде службы семейной опеки, поэтому основная сфера их деятельности — семья и ее окружение. В семье могут возникать сложные конфликтные ситуации, которые требуют привлечения других специальных служб: по­мощи молодежи, социального обеспечения, охраны здо­ровья или других. Общие социальные службы имеют дело, как правило, со многими группами специалистов и широким спектром проблем, для решения которых может быть задействовано одновременно несколько различных специальных служб.

В задачи общих служб входит выяснение причин сложившейся сложной ситуации в семье, информиро­вание о возможностях оказания профилактической помощи при устранении (или предотвращении), напри­мер, межличностных конфликтов. В решении проблем и задач общих социальных служб принимают участие социальные работники или социальные педагоги, в функции которых входят: информирование, консульти­рование, анализ и оценка ситуации, оказание непос­редственной помощи. Они используют методы индиви­дуальной, социально-групповой помощи и различные приемы социальной терапии.

В последние годы социальные работники общих служб чаще посещают клиентов на дому, но отклоняют, как правило, так называемые «контрольные обходы» квартир. Посещение клиентов в домашних условиях по заявке рассматривается как форма сервиса. Такая форма обслуживания способствует проведению откры­тых, доверительных бесед и освобождает клиентов от страха перед официальными инстанциями.

Так как социальные работники и социальные педа­гоги постоянно и в течении длительного периода рабо­тают в определенных городских кварталах и поэтому хорошо знают ситуацию в своем районе, они являются хорошими помощниками и партнерами сотрудников отделов служб социального планирования.

Для достижения качественного социального обслуживания в городских районах сотрудники общих социальных служб должны постоянно повышать свою ква­лификацию, уметь работать с бригадой специалистов, систематически проводить консультации. Немецкие специалисты отмечают, что пока еще не разработан надежный измерительный инструментарий для опре­деления необходимого объема работы сотрудников со­циальных служб. Неудовлетворительным является и существующее соотношение социальных работников и численности населения в городских районах. Десяти­летия продолжается дискуссия по оптимальному опре­делению соотношения размера территории района и необходимого количества социальных служб в нем. На сегодняшний день каждая община (коммуна) опреде­ляет своими критериями необходимое ей количество общих социальных служб и число сотрудников в них.

На практике общие социальные службы во многих землях страны организационно взаимосвязаны с дру­гими специальными социальными службами (бюро помощи молодежи, отделом социального обеспечения, охраны здоровья и т. п.). Но, кроме того, существуют и самостоятельные в организационном отношении общие социальные службы.

Наряду с общими социальными службами в Герма­нии большую роль в социальной сфере играют особые или специальные службы социальной помощи. Как правило, их задачи ограничены определенным кругом проблем, и создаются они нередко в связи с запросами клиентов.

В целом по стране существует три вида специаль­ных социальных служб:

а) созданные внутри общих социальных служб как результат, реакция на потребность, возникшую в районе;

б) действующие за пределами общих служб для ре­шения особых проблем в городе или сельской местности;

в) не связанные по своим задачам с общими соци­альными службами. К таким организациям относятся социальные службы на предприятиях, в армии, сельс­кой больнице и др., которые не связаны с местными органами социального управления.

Большой интерес представляет деятельность соци­альных служб на предприятиях, концернах, фирмах, где функции социальной работы возлагаются на ряд служб:

социально-правовую и финансовую службу, медико-со­циальную службу, кадровую службу, службу непрерыв­ного образования и повышения квалификации, службу социального обеспечения, службу руководящих кадров и стратегического менеджмента, службу работы с обще­ственностью и средствами массовой информации и др.

Все эти службы взаимодействуют и кооперируют­ся для создания, сохранения и развития основного ка­питала предприятия — кадрового состава, выдвигая основным принципом деятельности социальное парт­нерство, благодаря которому удается добиться подъе­ма экономики, социальной стабильности на каждом предприятии и в стране.

Социальные службы предприятий эффективно решают задачи реализации социальных функций, осу­ществляя анализ, учет и использование ресурсов тру­дового коллектива, управляя социализацией, охраной здоровья, политикой, пенсионным обеспечением, соци­альным самоопределением и адаптацией сотрудников.

Производственная адаптация находится в центре внимания социальных служб предприятия. Процесс адаптации, включения новых работников в производ­ство и коллектив постоянно и целенаправленно управ­ляется и регулируется службой персонала и стратеги­ческого менеджмента. Эта служба помогает раскрыть и реализовать творческо-трудовой потенциал, способ­ствует саморазвитию, образованию и самоопределе­нию каждого сотрудника.

Проблема кадрового обеспечения является важной в деятельности социальных служб предприятия, но в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры она может быть связана с вопросами переструктурирования, переориентации и сокращения, а значит переподготов­ки кадров, обеспечения рабочих мест для различных социальных групп и особенно для социально незащи­щенных. Развитие таких аспектов социальной работы, как рациональная организация труда, достижение кол­лективом высокого профессионализма, оптимальное использование фонда рабочего времени, обеспечение чувства удовлетворения у каждого сотрудника предпри­ятием и рабочим местом, влияет на экономическую эффективность производства.

Серьезная работа всех социальных служб на пред­приятии, овладение работниками этих служб соци­альными технологиями являются необходимыми усло­виями достижения коллективом каждого предприятия и обществом в целом высокого профессионализма и: компетентности.

В Германии социальные службы существуют также в судах и тюрьмах. Это службы помощи молодежи, в составе которых действуют социальные работники, ре­шающие две основные задачи: оказание помощи моло­дым правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения уголовного дела; и организация реа­билитации правонарушителей, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении.

Реализуя первую задачу, социальные работники службы судебной помощи молодежи выясняют соци­альные условия жизни молодого правонарушителя, изучают его личность, социально-психологические обстоятельства преступления и представляют письменный отчет прокурору и судье, а также предлагают меру наказания. Доказано, что заключение под стражу почти всегда негативно сказывается на дальнейшем разви­тии подростков, поэтому социальные работники пред­лагают такие меры, которые бы в будущем удерживали подростка от правонарушений, но не ограничивали его свободу стенами исправительных учреждений.

Вторая задача реализуется через комплекс так на­зываемых «амбулаторных мероприятий». Это привлечение правонарушителей к работе в домах престаре­лых, домах инвалидов, больницах, включение их в курс, социального тренинга; организация совместного про­живания правонарушителей с социальным работником. Помимо организации этих мероприятий, социальные работники оказывают правонарушителям и другие виды помощи, такие, как индивидуальные беседы, беседы с семьей, помощь в трудоустройстве, поиске жилища, финансовых затруднениях, регулирований вопросов страхования, правильном расходовании денег, регулировании долгов, проведении психиатрических исследований и психологической экспертизы.

В тюрьмах важнейшие задачи социального работ­ника состоят в том, чтобы вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодо­леть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; помочь советом родственникам заключенного в решении про­блем, связанных с его арестом и лишением свободы; помочь заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на сво­боду, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу.

|4. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям

Все социальные службы для детей, подростков и семей объединяются понятием «детско-юношеская помощь». Работа с детьми и подростками подразделяется на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании.

Забота о подростках охватывает все мероприятия по организации свободного времени или досуга детей и подростков: деятельность молодежных центров, ра­бота в молодежных организациях, работа в области образования молодежи, содействие и помощь спортив­ному движению, строительство спортивных площадок, мероприятия по проведению каникул, помощь в прове­дении отдыха, международные встречи, охрана прав и труда подростков. Речь идет о широкой превентивной работе с детьми и подростками.

Что касается «помощи в воспитании», то подразу­мевается оказание социальной помощи подросткам и тем семьям, в которых имеются значительные трудно­сти, например, проблемы в воспитании, проблемы об­щения и насилия в семье, аномалия родителей, детей и подростков. Первые мероприятия и законы о защите детей и подростков появились еще в конце прошлого столетия.

В мае 1990 года был принят закон о профилактике детской и юношеской преступности. В законе:

— осознанно учитываются различные семейные обстоятельства и многообразие жизненного уклада, как, например, разлука, развод и всевозможные другие неурядицы;

— отменены вмешательства в правопорядок;

— подчеркивается преимущество амбулаторной помощи детям и подросткам;

— обращает на себя внимание определенная се­мейная ориентация, т. е. заслуги, успехи принадлежат всем членам семьи, прежде всего родителям;

— новым и подлинно прогрессивным является принятие постановлений о защите, т. е. сбор, накопле­ние, использование и передача другим лицам инфор­мации возможны только с согласия семьи.

Работа в области детско-юношеской помощи, а так­же по профилактике детской и подростковой преступ­ности, а вместе с ней и работа с родителями проводится в соответствующих социальных организациях разны­ми профессиональными группами, а именно, соци­альными работниками, социальными педагогами, пси­хологами, педагогами, социологами, а также частично воспитателями, врачами и юристами. Социальные ра­ботники и социальные педагоги, использующие всеох­ватывающие и комплексные методы работы, представ­ляют собой самую сильную профессиональную группу.

В противовес первичной традиционной работе по предупреждению детской и подростковой преступнос­ти, которая только тогда активизируется, когда пробле­мы обостряются вплоть до безнадежности, все большего успеха добивается профилактическая, превентивная работа. Необходимо различать первичную и вторичную профилактику. Первичная оказывает влияние на жиз­ненно важные стабильные обстоятельства. Вторичная — означает профилактическую помощь в сложных ситуа­циях, которые могут перерасти в кризисные. Такие тя­желые ситуации представляют собой переходы между жизненными фазами и полями в самой биографии: на­пример, рождение ребенка, посещение ребенком детс­кого сада, школы, поступление на работу, уход из роди­тельского дома и т. д. или особые непредусмотренные изменения и события, такие как безработица, перемена места жительства, развод, осуждение, болезнь, смерть,

Основной принцип профилактики, который во многих регионах вследствие недостаточной социаль­ной инфраструктуры не может быть осуществлен, пред­полагает раннюю и своевременную поддержку и сня­тие с обвиняемого вины. Этому соответствует принцип социальной работы «помощь и воспитание вместо наказания», чему способствует внутреннее развитие и готовность к изменению, например, внутри семьи.

Принципы социальной работы базируются на гума­нистической психологии, которая исходит из того, что каждый человек как личность должен и хочет быть серь­езно воспринят в своей готовности и желании жить в мире, согласии и счастье с другими людьми и для реали­зации своего намерения нуждается в поддержке. Отсю­да исходит принцип «понимания вместо осуждения». Но под этим не следует понимать, например, что каждое преступное поведение может быть одобрено, наоборот, каждого человека необходимо принимать таким, каков он есть, а причины его поведения исследовать и разбирать. Речь идет о том, чтобы дать возможность провинившему­ся выразить свои чувства как позитивные, так и негатив­ные, понять их и серьезно принять.

Принцип «добровольность вместо контроля» пред­полагает предоставление клиенту возможности самому решать, какая помощь ему необходима и какую он хочет принять. Под этим также подразумевается, что соци­альный работник не должен навязывать подопечному свое мнение в форме советов или указаний, полагая, что он лучше знает то, что нужно подростку. Отношения в области социальной работы, находящиеся под контро­лем и включающие советы и доказательства, порожда­ют приспособляемость на основе страха и делают не­возможным собственное развитие подопечного.

В тесной связи с этим основным принципом стоит принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если социальный работник сам активен, все делает для своего подопечного и не требу­ет от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым, так что в конце концов тот вообще не способен быть за себя в ответе. Напротив, социальный работник должен дать ему возможность самому строить свою жизнь.

Принцип «скрытность, конфиденциальность» от­ражает право каждого на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житей­ских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия клиента.

Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверия. Подразумевается открытое и честное поведение профессионального социального работника, который ничего не позволит себе делать за спиной своего подопечного, например, получать сведения о клиенте от третьего лица. Так может нарушить­ся доверие подростка к социальному работнику.

Принцип «семейная ориентация» исходит из того, что защита и помощь находящимся под угрозой детям может быть обеспечена только совместными усилиями социального работника и родителей, при условии из­менения ситуации и отношений в семье. Это означает также, что родители принимают на себя ответственность за решение проблем своих детей и направляют на это все силы семьи.

Принцип «объединенная помощь — комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизнен­ных обстоятельств. Помощь социального работника дол­жна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот последний принцип показывает, что в соци­альной работе все большего признания добивается про­цессуально-систематическое видение социальных про­блем, которое объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные про­блемы.

Функции социальной работы исходят из процессу­ально-систематического способа видения, которое имеет дело не столько с состоянием отдельных изоли­рованных частей, т. е. отдельных личностей, сколько с взаимодействием между частями внутри системы и между системами на различных уровнях. Отдельные люди в своих стремлениях реализовать материальны­ми, эмоциональными и духовными средствами и воз­можностями свои планы и решить свои проблемы в современном сложном обществе руководствуются поддержкой неформальных и формальных систем своего узкого и широкого социального окружения, например, семьи, родственников, соседей, друзей, знакомых, цер­кви, социальных организаций, школ, больниц, учреж­дений, полиции и т. д.

Но существуют группы населения, например, так называемые группы риска, которые в силу своих соци­ально-психологических особенностей не в состоянии или не имеют возможности получить необходимые средства и поддержку. Поэтому социальная работа в основном занимается вопросами общения между людь­ми в проблемных ситуациях и их социальном окруже­нии, т. к. эти отношения и общение между отдельным человеком и его социальным окружением, или, как это было выше сказано, неформальной и формальной сис­темами, оказывают влияние на его способности и воз­можности решения жизненно важных задач.

Отсюда можно вывести главные функции социаль­ной работы:

— формирование способностей человека и расши­рение возможностей для разрешения проблем и жиз­ненных задач;

— установление связи и улучшение отношений между людьми и социальными системами;

— содействие эффективному и гуманному дей­ствию этих систем;

— социальная помощь в развитии и улучшении проводимой социальной политики.

Защита воспитания — это одна из форм поддерж­ки семей, имеющих проблемы в воспитании. Задача службы по защите воспитания, в которой заняты соци­альные педагоги, состоит прежде всего в оказании поддержки родителям по вопросам воспитания детей, а также в оказании помощи детям и подросткам в фор­ме совета или действенной помощи, чтобы таким обра­зом предупредить надвигающуюся опасность или пре­дотвратить всевозможные семейные конфликты и отклонения в поведении подростков.

Социально-педагогическая помощь семье осуще­ствляется социальным педагогом непрерывно (более чем 3 года) и интенсивно (до 20 часов в неделю) в форме бесед с родителями и детьми в свободное время. Цель социально-педагогической помощи семье заключает­ся в том, чтобы не допустить направления детей в дет­ский дом или интернат. Помещение детей в семьи об­ходится дешевле, чем пребывание в интернате, поэтому в силу своей эффективности в последние годы такой форме работы оказывается содействие в дальнейшем ее совершенствовании и развитии.

Проблемы наркомании, токсикомании имеют место во многих детских и юношеских учреждениях, напри­мер, молодежных центрах, интернатах и т. д. Беспомощ­ность педагогов перед лицом проблемы наркомании, алкоголизма и токсикомании — последняя особенно распространена среди девушек — привели к тому, что эта проблема вылилась в создание специальных орга­низаций помощи. Первыми в этой области стали консуль­тационные пункты по борьбе с наркоманией. Их помощь заключается в проведении бесед и амбулаторной тера­пии. При этом все большее распространение получает работа с родителями и родственниками находящихся в опасности детей и взрослых (индивидуальные беседы и групповая работа). Эффективными формами оказания социальной помощи являются также воспитательные мероприятия для молодых наркоманов, смена места жительства между выпиской из клиники и стационар­ной терапией, превентивные интернаты для находящих­ся в опасности детей и др.

Вслед за апробированными англо-американскими моделями, во многих крупных городах Германии полу­чила развитие в рамках службы социальной помощи молодежи новая форма «открытой» социальной рабо­ты, ориентированная на проблемы улицы.

К воспитательным мероприятиям, направленным на предотвращение опасности для групп детей и несовер­шеннолетних подростков, относят как помощь общего характера, так и специальную помощь, связанную с предотвращением опасности для отдельной личности.

Целью социально-педагогической работы в этом случае является не только предотвращение различного рода негативных процессов среди уличной молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать раз­витию личной ответственности детей и подростков и их самоопределения через организацию клубной работы.

Существуют различные концепции социальной работы на улицах города. Все они включают прежде всего превентивные (профилактические) меры:

— как можно раньше предопределить возникнове­ние запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление «случайных» контактов с ними в периоды их сборов и проведения свободного времени;

— определить потребности, проблемы уличных групп молодежи и формы оказания им соответствую­щей помощи, как индивидуальной, так и групповой;

— принять меры для предотвращения количества групп, способствовать их распаду и направлению их активности в менее агрессивное русло;

— выявить особо опасных подростков в уличных группах и попытаться вовлечь их в молодежные груп­пы, находящиеся под социально-педагогической опе­кой социальных работников;

— найти помещение для уличных групп молодежи и проводить с ними экскурсии, различные формы орга­низации досуга с целью ускорения процесса их соци­ализации или ресоциализации;

— установить контакты с наркоманами, направить их в соответствующее заведение.

В процессе контактов с уличными группами детей и подростков социальный работник должен проявлять максимум понимания и участия в их жизни. Вместе с тем, необходимо предъявлять молодым людям и опре­деленные требования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.