КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность социальных служб
Общие социальные службы создаются в общине. Они получили развитие от существовавшей прежде службы семейной опеки, поэтому основная сфера их деятельности — семья и ее окружение. В семье могут возникать сложные конфликтные ситуации, которые требуют привлечения других специальных служб: помощи молодежи, социального обеспечения, охраны здоровья или других. Общие социальные службы имеют дело, как правило, со многими группами специалистов и широким спектром проблем, для решения которых может быть задействовано одновременно несколько различных специальных служб. В задачи общих служб входит выяснение причин сложившейся сложной ситуации в семье, информирование о возможностях оказания профилактической помощи при устранении (или предотвращении), например, межличностных конфликтов. В решении проблем и задач общих социальных служб принимают участие социальные работники или социальные педагоги, в функции которых входят: информирование, консультирование, анализ и оценка ситуации, оказание непосредственной помощи. Они используют методы индивидуальной, социально-групповой помощи и различные приемы социальной терапии. В последние годы социальные работники общих служб чаще посещают клиентов на дому, но отклоняют, как правило, так называемые «контрольные обходы» квартир. Посещение клиентов в домашних условиях по заявке рассматривается как форма сервиса. Такая форма обслуживания способствует проведению открытых, доверительных бесед и освобождает клиентов от страха перед официальными инстанциями. Так как социальные работники и социальные педагоги постоянно и в течении длительного периода работают в определенных городских кварталах и поэтому хорошо знают ситуацию в своем районе, они являются хорошими помощниками и партнерами сотрудников отделов служб социального планирования. Для достижения качественного социального обслуживания в городских районах сотрудники общих социальных служб должны постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с бригадой специалистов, систематически проводить консультации. Немецкие специалисты отмечают, что пока еще не разработан надежный измерительный инструментарий для определения необходимого объема работы сотрудников социальных служб. Неудовлетворительным является и существующее соотношение социальных работников и численности населения в городских районах. Десятилетия продолжается дискуссия по оптимальному определению соотношения размера территории района и необходимого количества социальных служб в нем. На сегодняшний день каждая община (коммуна) определяет своими критериями необходимое ей количество общих социальных служб и число сотрудников в них. На практике общие социальные службы во многих землях страны организационно взаимосвязаны с другими специальными социальными службами (бюро помощи молодежи, отделом социального обеспечения, охраны здоровья и т. п.). Но, кроме того, существуют и самостоятельные в организационном отношении общие социальные службы. Наряду с общими социальными службами в Германии большую роль в социальной сфере играют особые или специальные службы социальной помощи. Как правило, их задачи ограничены определенным кругом проблем, и создаются они нередко в связи с запросами клиентов. В целом по стране существует три вида специальных социальных служб: а) созданные внутри общих социальных служб как результат, реакция на потребность, возникшую в районе; б) действующие за пределами общих служб для решения особых проблем в городе или сельской местности; в) не связанные по своим задачам с общими социальными службами. К таким организациям относятся социальные службы на предприятиях, в армии, сельской больнице и др., которые не связаны с местными органами социального управления. Большой интерес представляет деятельность социальных служб на предприятиях, концернах, фирмах, где функции социальной работы возлагаются на ряд служб: социально-правовую и финансовую службу, медико-социальную службу, кадровую службу, службу непрерывного образования и повышения квалификации, службу социального обеспечения, службу руководящих кадров и стратегического менеджмента, службу работы с общественностью и средствами массовой информации и др. Все эти службы взаимодействуют и кооперируются для создания, сохранения и развития основного капитала предприятия — кадрового состава, выдвигая основным принципом деятельности социальное партнерство, благодаря которому удается добиться подъема экономики, социальной стабильности на каждом предприятии и в стране. Социальные службы предприятий эффективно решают задачи реализации социальных функций, осуществляя анализ, учет и использование ресурсов трудового коллектива, управляя социализацией, охраной здоровья, политикой, пенсионным обеспечением, социальным самоопределением и адаптацией сотрудников. Производственная адаптация находится в центре внимания социальных служб предприятия. Процесс адаптации, включения новых работников в производство и коллектив постоянно и целенаправленно управляется и регулируется службой персонала и стратегического менеджмента. Эта служба помогает раскрыть и реализовать творческо-трудовой потенциал, способствует саморазвитию, образованию и самоопределению каждого сотрудника. Проблема кадрового обеспечения является важной в деятельности социальных служб предприятия, но в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры она может быть связана с вопросами переструктурирования, переориентации и сокращения, а значит переподготовки кадров, обеспечения рабочих мест для различных социальных групп и особенно для социально незащищенных. Развитие таких аспектов социальной работы, как рациональная организация труда, достижение коллективом высокого профессионализма, оптимальное использование фонда рабочего времени, обеспечение чувства удовлетворения у каждого сотрудника предприятием и рабочим местом, влияет на экономическую эффективность производства. Серьезная работа всех социальных служб на предприятии, овладение работниками этих служб социальными технологиями являются необходимыми условиями достижения коллективом каждого предприятия и обществом в целом высокого профессионализма и: компетентности. В Германии социальные службы существуют также в судах и тюрьмах. Это службы помощи молодежи, в составе которых действуют социальные работники, решающие две основные задачи: оказание помощи молодым правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения уголовного дела; и организация реабилитации правонарушителей, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении. Реализуя первую задачу, социальные работники службы судебной помощи молодежи выясняют социальные условия жизни молодого правонарушителя, изучают его личность, социально-психологические обстоятельства преступления и представляют письменный отчет прокурору и судье, а также предлагают меру наказания. Доказано, что заключение под стражу почти всегда негативно сказывается на дальнейшем развитии подростков, поэтому социальные работники предлагают такие меры, которые бы в будущем удерживали подростка от правонарушений, но не ограничивали его свободу стенами исправительных учреждений. Вторая задача реализуется через комплекс так называемых «амбулаторных мероприятий». Это привлечение правонарушителей к работе в домах престарелых, домах инвалидов, больницах, включение их в курс, социального тренинга; организация совместного проживания правонарушителей с социальным работником. Помимо организации этих мероприятий, социальные работники оказывают правонарушителям и другие виды помощи, такие, как индивидуальные беседы, беседы с семьей, помощь в трудоустройстве, поиске жилища, финансовых затруднениях, регулирований вопросов страхования, правильном расходовании денег, регулировании долгов, проведении психиатрических исследований и психологической экспертизы. В тюрьмах важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; помочь советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с его арестом и лишением свободы; помочь заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу. |4. Социальная помощь детям, подросткам и их семьям Все социальные службы для детей, подростков и семей объединяются понятием «детско-юношеская помощь». Работа с детьми и подростками подразделяется на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании. Забота о подростках охватывает все мероприятия по организации свободного времени или досуга детей и подростков: деятельность молодежных центров, работа в молодежных организациях, работа в области образования молодежи, содействие и помощь спортивному движению, строительство спортивных площадок, мероприятия по проведению каникул, помощь в проведении отдыха, международные встречи, охрана прав и труда подростков. Речь идет о широкой превентивной работе с детьми и подростками. Что касается «помощи в воспитании», то подразумевается оказание социальной помощи подросткам и тем семьям, в которых имеются значительные трудности, например, проблемы в воспитании, проблемы общения и насилия в семье, аномалия родителей, детей и подростков. Первые мероприятия и законы о защите детей и подростков появились еще в конце прошлого столетия. В мае 1990 года был принят закон о профилактике детской и юношеской преступности. В законе: — осознанно учитываются различные семейные обстоятельства и многообразие жизненного уклада, как, например, разлука, развод и всевозможные другие неурядицы; — отменены вмешательства в правопорядок; — подчеркивается преимущество амбулаторной помощи детям и подросткам; — обращает на себя внимание определенная семейная ориентация, т. е. заслуги, успехи принадлежат всем членам семьи, прежде всего родителям; — новым и подлинно прогрессивным является принятие постановлений о защите, т. е. сбор, накопление, использование и передача другим лицам информации возможны только с согласия семьи. Работа в области детско-юношеской помощи, а также по профилактике детской и подростковой преступности, а вместе с ней и работа с родителями проводится в соответствующих социальных организациях разными профессиональными группами, а именно, социальными работниками, социальными педагогами, психологами, педагогами, социологами, а также частично воспитателями, врачами и юристами. Социальные работники и социальные педагоги, использующие всеохватывающие и комплексные методы работы, представляют собой самую сильную профессиональную группу. В противовес первичной традиционной работе по предупреждению детской и подростковой преступности, которая только тогда активизируется, когда проблемы обостряются вплоть до безнадежности, все большего успеха добивается профилактическая, превентивная работа. Необходимо различать первичную и вторичную профилактику. Первичная оказывает влияние на жизненно важные стабильные обстоятельства. Вторичная — означает профилактическую помощь в сложных ситуациях, которые могут перерасти в кризисные. Такие тяжелые ситуации представляют собой переходы между жизненными фазами и полями в самой биографии: например, рождение ребенка, посещение ребенком детского сада, школы, поступление на работу, уход из родительского дома и т. д. или особые непредусмотренные изменения и события, такие как безработица, перемена места жительства, развод, осуждение, болезнь, смерть, Основной принцип профилактики, который во многих регионах вследствие недостаточной социальной инфраструктуры не может быть осуществлен, предполагает раннюю и своевременную поддержку и снятие с обвиняемого вины. Этому соответствует принцип социальной работы «помощь и воспитание вместо наказания», чему способствует внутреннее развитие и готовность к изменению, например, внутри семьи. Принципы социальной работы базируются на гуманистической психологии, которая исходит из того, что каждый человек как личность должен и хочет быть серьезно воспринят в своей готовности и желании жить в мире, согласии и счастье с другими людьми и для реализации своего намерения нуждается в поддержке. Отсюда исходит принцип «понимания вместо осуждения». Но под этим не следует понимать, например, что каждое преступное поведение может быть одобрено, наоборот, каждого человека необходимо принимать таким, каков он есть, а причины его поведения исследовать и разбирать. Речь идет о том, чтобы дать возможность провинившемуся выразить свои чувства как позитивные, так и негативные, понять их и серьезно принять. Принцип «добровольность вместо контроля» предполагает предоставление клиенту возможности самому решать, какая помощь ему необходима и какую он хочет принять. Под этим также подразумевается, что социальный работник не должен навязывать подопечному свое мнение в форме советов или указаний, полагая, что он лучше знает то, что нужно подростку. Отношения в области социальной работы, находящиеся под контролем и включающие советы и доказательства, порождают приспособляемость на основе страха и делают невозможным собственное развитие подопечного. В тесной связи с этим основным принципом стоит принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если социальный работник сам активен, все делает для своего подопечного и не требует от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым, так что в конце концов тот вообще не способен быть за себя в ответе. Напротив, социальный работник должен дать ему возможность самому строить свою жизнь. Принцип «скрытность, конфиденциальность» отражает право каждого на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житейских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия клиента. Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверия. Подразумевается открытое и честное поведение профессионального социального работника, который ничего не позволит себе делать за спиной своего подопечного, например, получать сведения о клиенте от третьего лица. Так может нарушиться доверие подростка к социальному работнику. Принцип «семейная ориентация» исходит из того, что защита и помощь находящимся под угрозой детям может быть обеспечена только совместными усилиями социального работника и родителей, при условии изменения ситуации и отношений в семье. Это означает также, что родители принимают на себя ответственность за решение проблем своих детей и направляют на это все силы семьи. Принцип «объединенная помощь — комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизненных обстоятельств. Помощь социального работника должна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот последний принцип показывает, что в социальной работе все большего признания добивается процессуально-систематическое видение социальных проблем, которое объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные проблемы. Функции социальной работы исходят из процессуально-систематического способа видения, которое имеет дело не столько с состоянием отдельных изолированных частей, т. е. отдельных личностей, сколько с взаимодействием между частями внутри системы и между системами на различных уровнях. Отдельные люди в своих стремлениях реализовать материальными, эмоциональными и духовными средствами и возможностями свои планы и решить свои проблемы в современном сложном обществе руководствуются поддержкой неформальных и формальных систем своего узкого и широкого социального окружения, например, семьи, родственников, соседей, друзей, знакомых, церкви, социальных организаций, школ, больниц, учреждений, полиции и т. д. Но существуют группы населения, например, так называемые группы риска, которые в силу своих социально-психологических особенностей не в состоянии или не имеют возможности получить необходимые средства и поддержку. Поэтому социальная работа в основном занимается вопросами общения между людьми в проблемных ситуациях и их социальном окружении, т. к. эти отношения и общение между отдельным человеком и его социальным окружением, или, как это было выше сказано, неформальной и формальной системами, оказывают влияние на его способности и возможности решения жизненно важных задач. Отсюда можно вывести главные функции социальной работы: — формирование способностей человека и расширение возможностей для разрешения проблем и жизненных задач; — установление связи и улучшение отношений между людьми и социальными системами; — содействие эффективному и гуманному действию этих систем; — социальная помощь в развитии и улучшении проводимой социальной политики. Защита воспитания — это одна из форм поддержки семей, имеющих проблемы в воспитании. Задача службы по защите воспитания, в которой заняты социальные педагоги, состоит прежде всего в оказании поддержки родителям по вопросам воспитания детей, а также в оказании помощи детям и подросткам в форме совета или действенной помощи, чтобы таким образом предупредить надвигающуюся опасность или предотвратить всевозможные семейные конфликты и отклонения в поведении подростков. Социально-педагогическая помощь семье осуществляется социальным педагогом непрерывно (более чем 3 года) и интенсивно (до 20 часов в неделю) в форме бесед с родителями и детьми в свободное время. Цель социально-педагогической помощи семье заключается в том, чтобы не допустить направления детей в детский дом или интернат. Помещение детей в семьи обходится дешевле, чем пребывание в интернате, поэтому в силу своей эффективности в последние годы такой форме работы оказывается содействие в дальнейшем ее совершенствовании и развитии. Проблемы наркомании, токсикомании имеют место во многих детских и юношеских учреждениях, например, молодежных центрах, интернатах и т. д. Беспомощность педагогов перед лицом проблемы наркомании, алкоголизма и токсикомании — последняя особенно распространена среди девушек — привели к тому, что эта проблема вылилась в создание специальных организаций помощи. Первыми в этой области стали консультационные пункты по борьбе с наркоманией. Их помощь заключается в проведении бесед и амбулаторной терапии. При этом все большее распространение получает работа с родителями и родственниками находящихся в опасности детей и взрослых (индивидуальные беседы и групповая работа). Эффективными формами оказания социальной помощи являются также воспитательные мероприятия для молодых наркоманов, смена места жительства между выпиской из клиники и стационарной терапией, превентивные интернаты для находящихся в опасности детей и др. Вслед за апробированными англо-американскими моделями, во многих крупных городах Германии получила развитие в рамках службы социальной помощи молодежи новая форма «открытой» социальной работы, ориентированная на проблемы улицы. К воспитательным мероприятиям, направленным на предотвращение опасности для групп детей и несовершеннолетних подростков, относят как помощь общего характера, так и специальную помощь, связанную с предотвращением опасности для отдельной личности. Целью социально-педагогической работы в этом случае является не только предотвращение различного рода негативных процессов среди уличной молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать развитию личной ответственности детей и подростков и их самоопределения через организацию клубной работы. Существуют различные концепции социальной работы на улицах города. Все они включают прежде всего превентивные (профилактические) меры: — как можно раньше предопределить возникновение запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление «случайных» контактов с ними в периоды их сборов и проведения свободного времени; — определить потребности, проблемы уличных групп молодежи и формы оказания им соответствующей помощи, как индивидуальной, так и групповой; — принять меры для предотвращения количества групп, способствовать их распаду и направлению их активности в менее агрессивное русло; — выявить особо опасных подростков в уличных группах и попытаться вовлечь их в молодежные группы, находящиеся под социально-педагогической опекой социальных работников; — найти помещение для уличных групп молодежи и проводить с ними экскурсии, различные формы организации досуга с целью ускорения процесса их социализации или ресоциализации; — установить контакты с наркоманами, направить их в соответствующее заведение. В процессе контактов с уличными группами детей и подростков социальный работник должен проявлять максимум понимания и участия в их жизни. Вместе с тем, необходимо предъявлять молодым людям и определенные требования.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |