Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая анимация




Во Франции для характеристики организаторов послеурочной деятельности детей в свободное время был введен термин «аниматор», характеризующий спе­цифику работы такого руководителя (фр. зна­чит вдохновить, побудить к какой-либо деятельности).

Аниматор старается создать условия для увлека­тельной, вызывающей интерес деятельности, вдохнов­ляет детей и побуждает ею заниматься. Он восприни­мается как член группы, участвующий в ее жизни, а не находящийся вне ее или рядом с нею. Он ответстве­нен за социальное и культурное совершенствование группы. Его задачи заключаются в том, чтобы создать условия, при которых дети стремились бы к культуре; помочь установить доброжелательные отношения в группе; побудить детей к творческой деятельности.

Деятельность аниматора может быть разносторон­ней или иметь определенную специальную направлен­ность (например, техническое творчество). В первом случае руководитель занимается координирующей де­ятельностью, общим руководством коллектива, возмож­но, больше учитывая потребности коллектива. Во вто­ром — руководитель имеет конкретную техническую или другую квалификацию, специализацию. Деятель­ность коллектива может быть открыта для жителей этого квартала, деревни или города, а может быть на­правлена только на определенную группу жителей.

Термин «анимация» в том смысле, как он сейчас употребляется во французской педагогике, появился в связи с разработкой проблемы динамики группы и сво­бодного воспитания. Педагогическая анимация способ­ствует свободному и автономному самоопределению личности в группе и самоопределению групп. Признавая плюрализм мнений и позиций, она создает благопри­ятные условия для поиска правильного решения проблем и является, таким образом, своего рода школой подлин­ного гражданского становления личности.

По мнению французских педагогов, в частности Р. Торайя, педагогическая анимация не только охваты­вает внешкольную и внеурочную деятельность, но и ак­тивно внедряется в учебно-воспитательный процесс, так как ее цели глубоко гуманны. В противовес нивели­рующим и подавляющим личность процессам в обще­стве, педагогическая анимация пробуждает у индиви­да веру в свои силы и возможности, активизирует процесс общения, самопознания, самопризнания, ус­танавливает новый стиль человеческих отношений, от­вечающий потребности человека в проявлении своего творчества во всех видах деятельности.

Анимация находится в тесном взаимодействии с воспитанием в самом широком смысле, поскольку речь идет о всеобъемлющем воспитании, имеющем своей целью всестороннее формирование человеческой лич­ности не только в рамках школы, но и на протяжении всей жизни индивида. Таким образом, анимация стано­вится неотделимой частью воспитания. Педагогическая анимация не должна слепо копировать традиционные школьные формы работы, иначе она будет неэффектив­на. Задачей аниматора является не только передача зна­ний и умений, а прежде всего установление между чле­нами группы атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, творческого поиска и творческой деятельно­сти. При этом необходимо учитывать, что аниматор не является руководителем группы, а только помогает со­здавать условия для пробуждения мысли, принятия ре­шений и реализации действий.

Деятельность аниматора носит социальный и воспи­тательный характер, и педагогическая анимация видит главную задачу в обеспечении процесса развития груп­пы, коллектива и их членов на уровне общественных от­ношений и культурного формирования. Под общест­венными отношениями имеется в виду установление межличностных отношений между индивидами и обще­ственных связей с различными социальными института­ми. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, не входящим в школьную программу, при этом понятие культуры полу­чает самое широкое звучание. Долгое время культура отож­дествлялась только с шедеврами искусства, и учителя яв­лялись посредниками ее передачи. Важнейшая же цель процесса приобщения к культуре заключается для ани­матора в установлении подлинной внутренней связи между ребенком и окружающими его вещами.

Аниматор призван побуждать творческие способ­ности личности. В свете данной перспективы соци­альные и культурные функции аниматора сближают­ся, и он должен эффективно реализовывать процесс социализации ребенка, его гармоничной интеграции с обществом и миром средствами культуры.

Деятельность аниматоров строится по двум на­правлениям: первое носит общий характер, а вто­рое — специализированный и технический. К перво­му относятся: ответственные работники профсоюзов, ассоциаций, движений, группировок; работники об­щественно-воспитательных культурных учреждений, к примеру, библиотек и музеев. Ко второму — вожа­тые детских лагерей, тренеры спортивных клубов, ру­ководители художественной самодеятельности, тех­нических клубов и т. д.

Поле деятельности французских аниматоров весьма обширно. Условно в нем можно выделить четыре сферы:

— социально-экономическая сфера (например, но­вые города большого Парижа), где аниматоры контак­тируют с многочисленными ассоциациями и объеди­нениями;

— открытые для населения объединения в жилых кварталах, таких, как общественные, воспитательные и культурные, сельские центры, муниципальные отделы по делам молодежи, семейные ассоциации и др.;

— специальные объединения для отдельных кате­горий населения, а точнее, общежития молодых трудя­щихся, дома престарелых, детские дома, частные и общественные клубы крупных предприятий и т. п.;

— организация туризма и отдыха, а именно: турист­ские летние базы, семейные дома и деревни отдыха и др.

Для координации усилий всех местных институтов воспитания в коммуне введены так называемые муни­ципальные сотрудники. По их инициативе рабочая группа, состоящая из учителей, воспитателей,. аниматоров, родителей, определяет программу воспитатель­ной работы в микрорайоне, ее содержание, цели и общие направления. Такая комиссия является важным связующим звеном, объединяющим всех воспитателей.

Муниципалитет регулярно организует встречи, семинары, собрания заинтересованных лиц. Многооб­разные средства муниципальной информации (муни­ципальный бюллетень, детская газета, местное телеви­дение, школьный журнал, педагогические газеты и журналы, аудиовизуальные средства и т. д.) адресуют­ся одновременно родителям, учителям, подросткам, воспитателям, аниматорам и т. д.

В стране развита сеть центров по подготовке и переподготовке кадров (центр стажировки Министер­ства национального образования по вопросам воспи­тания, центры подготовки учителей, аниматоров и ро­дителей, стажировки различных детских и молодежных организаций и ассоциаций, центров досуга и спорта и т. д.). Регулярно проводятся семинары для родителей, учителей и аниматоров. Системе подготовки анимато­ров уделяется большое внимание со стороны многочис­ленных общественных, государственных и образова­тельных учреждений и центров. Профессиональная подготовка аниматоров осуществляется как в государ­ственных учреждениях, так и в частных специальных учебных заведениях. Так, специалистов для работы с детьми готовят, в частности, Лига народного образова­ния и Центр подготовки активным методам воспитания.

Педагогическая анимация активно развивается в культурно-досуговых центрах молодежи. Широкое рас­пространение в стране получили Дома культуры моло­дежи, где молодежь ориентируется на занятия в клубах по интересам, где представлены различные виды куль­туры и искусства. Популярными являются Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в свободное время.

Центры каникул и досуга включают: дошкольные лагеря для 4—6-летних детей; центры каникул для 6—14-летних детей; центры совместных каникул для подростков 13— 18 лет; места семейного отдыха с орга­низованным досугом; центры досуга под открытым не­бом, принимающие детей от 16 лет во время школьных каникул.

Основная цель Центров — физическое, нравствен­ное, эстетическое развитие ребенка. В этих же центрах готовят и аниматоров, преподавателей-организаторов досуга молодежи. Центрами организуется разнообразная деятельность учащихся на открытом воздухе: туризм, посещение исторических мест, ночевки на природе, спортивные игры. Предусмотрены художественно-эсте­тическая и научно-техническая деятельность, развитие творчества, воображения учащихся, воспитание их вкуса в различных центрах. В распоряжении детей находятся художественные салоны, гимнастические залы, игровые и спортивные площадки, бассейны, библиотеки, различ­ные мастерские, специально оборудованные кухни для изучения кулинарного искусства, игротеки и т. п.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.