Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие в социальной работе почтовой службы помощи населению




Социальная работа в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга)

Наркомания стала явлением социальной жизни Швеции, вызывающим растущую обеспокоенность в обществе. Эта тема постоянно присутствует в средствах массовой информации, регулярно сообщающих о рос­те злоупотреблений наркотиками в стране и сопутству­ющих этому негативных явлениях. Частичное объясне­ние данной тенденции находят в том, что за последнее время Европа, в том числе и Швеция, стала объектом повышенного интереса со стороны крупных наркосиндикатов из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, которые соперничают в борьбе за организацию масш­табных рынков сбыта своей продукции.

Общественность Гетеборга встревожена тем, что в последние годы обозначились три новые негативные тенденции. Во-первых: общий рост числа лиц, злоупот­ребляющих наркотиками. Во-вторых: если в 70—80-х годах специалисты, характеризуя общую картину нар­комании в городе, отмечали абсолютное преобладание так называемых «легких» наркотиков, т. е. марихуаны и амфетомина, то в настоящее время наблюдается всплеск популярности кокаина и героина. Причем, внутривенное употребление последнего напрямую свя­зывают с увеличившимся среди наркоманов числом инфицированных вирусом СПИДа, что и является тре­тьей составляющей обострения проблемы.

Вместе с тем в Гетеборге, как и по стране в целом, положение не считают критическим, т. к. в Швеции успешно действует система борьбы с наркоманией. Ее юридической основой является комплекс законов и законодательных актов, регулирующих все аспекты производства, торговли, экспорта и импорта, использо­вание наркотических средств, а также наказание за преступные действия в данной сфере. Она начала со­здаваться еще в 60-е годы, когда проблема только обо­значилась, и продолжает совершенствоваться до сегод­няшнего дня.

Наличие традиционно сильной системы самоуп­равления в стране позволило отказаться от создания общенациональных государственных структур, кото­рые занимались бы руководством этой деятельностью. На государственном уровне наиболее заметной орга­низацией выступает центральный союз по антиалко­гольному и антинаркотическому просвещению. Для проведения же массовых мероприятий периодически создаются временные рабочие группы при заинтере­сованных министерствах и ведомствах, общественных организациях.

Основная работа по борьбе с наркоманией ведет­ся на уровне губерний и коммун (общин). Опыт ее про­ведения показывает пример Гетеборга. В коммуне к по­добной деятельности привлечены учреждения здравоохранения, народного образования, полиция, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. В этой схеме го­ловным звеном является Социальная комиссия ком­мунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию рас­пространению наркомании.

Комиссия состоит из профессиональных работни­ков социальной сферы, многие из которых являются по образованию психологами, юристами, медиками, име­ющими опыт работы с наркоманами. К задачам группы относятся координация усилий государственных и об­щественных структур, разработка текущих и перс­пективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа.

Непосредственная помощь наркоманам осуществ­ляется через межрайонные группы, под опекой которых находятся несколько (5—6) городских районов. В Гетеборге таких групп — 4. В составе каждой — 8— 10 чело­век постоянного штата, в том числе медсестра, социальные работники, психолог. По мере необходимости сюда привлекаются школьные учителя.

В обязанности группы входит выявление лиц, име­ющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуаль­ных, так и коллективных, распространение антинарко­тической пропаганды.

Для осуществления первой функции группа сотруд­ничает с социальными работниками, находящимися в штате полиции и исправительных учреждений, кото­рые постоянно информируют своих коллег о выявлен­ных наркоманах в местах предварительного заключе­ния и тюрьмах, где наркологическое тестирование имеет 100%-ный охват.

Для этих же целей в Гетеборге в порядке экспе­римента создают так называемые наркопатрули. В ве­чернее время, в выходные и праздничные дни вместе с полицейскими на маршрут выходят специалисты из межрайонных групп. Они посещают вокзалы, места об­щественного пользования, дискотеки, неблагополучные в криминогенном отношении кварталы, места традици­онного сбора молодежи. Такая же работа ведется в шко­лах, общежитиях, районах, населенных эмигрантами. Среди выявленных наркоманов сотрудники групп ведут разъяснительную работу, имеющую целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу.

При направлении в медицинское учреждение стро­го соблюдается принцип добровольности. Отступление от этого принципа рассматривается шведской обще­ственностью как нарушение прав человека. Кроме того, только сознательное лечение, по мнению шведских специалистов, обеспечивает его эффективность. В ком­муне Гетеборга была создана первая в стране специ­альная наркологическая поликлиника в составе Сальгренской больницы.

Межрайонные группы проводят систему меропри­ятий по социальной реабилитации наркоманов, как уже прошедших курс медицинского лечения, так и тех, кто еще не готов к этому. Им оказывается помощь в адап­тации к нормальной жизни, приобретении профессии, трудоустройстве, преодолении психологических труд­ностей, в решении жилищных вопросов.

Важный участок работы групп — издание и рас­пространение пропагандистской литературы. Это бро­шюры, листовки и плакаты, в простой и доходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркоти­ков, о том, каким образом и где можно получить кон­сультацию и помощь специалистов. Литература, печа­тающаяся за счет бюджета общины, распространяется в учебных заведениях, по месту жительства, в больницах, на рабочих местах.

Особый упор в работе групп делается на молодежь,, поскольку основная масса наркоманов — это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Эксперты, привлекаемые соци­альными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях. Причем, не только среди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки ока­зания неотложной помощи в экстремальных случаях.

В сравнительно малонаселенных районах Швеции, преимущественно в сельской местности, муниципали­теты всегда сталкивались с трудностями в предостав­лении населению социальной помощи в необходимых для нормальной жизни размерах и объеме. Это, в пер­вую очередь, объясняется значительной в ряде случаев удаленностью мест проживания нуждающихся в помо­щи людей от своего муниципалитета, который ответ­ственен за их обслуживание.

Попытка найти решение этой проблемы привела к привлечению почтовой службы к непосредственному участию в оказании социальной помощи сельскому населению. В сельских районах почтальоны, кроме своих обычных обязанностей, за дополнительное воз­награждение выполняют ряд функций, связанных с задачами социальной службы.

Сельские почтальоны, передвигаясь по участку на автомашинах, выступают в качестве мобильного почто­вого отделения: они оформляют, принимают и выплачи­вают денежные платежи, переводы, банковские вклады, перечисления и выплаты, продают знаки почтовой оп­латы, конверты, принимают телеграммы, посылки ит. п. прямо по месту жительства. Хотя эти услуги несколько выше по затратам, чем при их совершении в почтовых отделениях, почтовая служба считает важным помочь нуждающимся в социальной заботе людям, даже если они проживают далеко от почтовых отделений, и полу­чают при этом средства на покрытие своих дополнительных расходов из социального фонда..

Как отмечают шведские социономы, каждый сель­ский почтальон, выполняя свои обычные обязанности по доставке почты, встречается с живущими на его терри­тории людьми по крайней мере несколько раз в месяц. В этой связи он хорошо представляет себе не только жилищные условия, но и потребности в социальной помощи. Он, в частности, первый может заметить, ухуд­шается ли зрение и слух у пожилых, и нуждаются ли они в медицинской помощи; насколько ухожен их дом и не требуется ли приглашение помощников по дому, сиде­лок; хватает ли зимой нарубленных дров; не тяжело ли старикам приносить воду в дом; не нужна ли им машина для поездок по своим делам и т. п. В этой связи сельские почтальоны могут внести весомый вклад в организацию социальной работы с нуждающимися.

Работники сферы социального обеспечения при­шли к заключению, что с участием сельской почтовой службы люди смогут получать в более полном объеме необходимую им социальную помощь. В таком случае отодвигается срок их переселения в дома для преста­релых, они дольше смогут жить в собственном доме, а не в пансионате, что отвечает интересам как самих пенсионеров, так и сферы социального обеспечения, поскольку снижает финансовые расходы последней.

Организационно участие почтовой службы в ока­зании социальных услуг населению было оформлено в 1974г. специальным рамочным соглашением между Генеральным директоратом почтовой службы и наци­ональным министерством социального обеспечения. Оно предусматривает возможность заключения дого­воров на выполнение почтальонами части социальной работы в сельской местности между муниципалитета­ми, отвечающими за оказание социальной помощи на­селению, и региональными почтовыми отделениями.

Как правило, такие договоры обязательно включают;

— доставку товаров на дом;

— посещения по месту жительства;

— информирование работников социальной служ­бы о людях, нуждающихся в социальной помощи.

Доставка товаров на дом (по принимаемым почталь­оном предварительным заказам) осуществляется тем лицам, которые фигурируют в списках, утвержденных муниципалитетами на получение такой формы помощи.

Посещения на дому выполняются сельским почта­льоном по требованию комитета социальной помощи муниципалитета. Они могут иметь регулярный харак­тер, если почтальону будет поручена забота о пенсио­нере, и осуществляться на разовой основе (также по требованию указанного комитета), например, для запол­нения какой-либо анкеты, формы и т. п. Посещения на дому также предусмотрены общим рамочным соглаше­нием, но выполняются сельским почтальоном лишь в том случае, если в договор между конкретным муници­палитетом и данным почтовым отделением включена эта форма социальной работы.

В поддержании контактов работников социальной службы муниципалитета с лицами, нуждающимися в социальной помощи, сельские почтальоны также игра­ют важную роль. Почтальоны являются, по сути, посто­янно действующим связующим звеном, информирую­щим муниципальные власти о положении и состоянии1 указанной категории лиц на своем участке.

С целью информирования сельских почтальонов о задачах и особенностях социальной службы в предсто­ящем году, муниципалитеты организуют ежегодные1 специальные встречи с ними. В свою очередь, сельские почтальоны ежегодно представляют муниципалитету отчет о всех домах и их владельцах на обслуживаемом участке с приложением схемы проезда к ним. Этот отчет дает детальную информацию работникам социальной службы муниципалитета о ситуации с пенсионерами и жилым фондом и составляет основу для планирования посещений пенсионеров муниципальными служащими. Как правило, такие плановые визиты наносятся ими в ходе поездки сельского почтальона по своему участку с целью доставки почты и продовольственных наборов.

Поскольку годичные отчеты не могут отражать текущие изменения в состоянии здоровья пенсионеров и их потребности в дополнительной помощи, сельским почтальонам вменяется в обязанность поддерживать регулярные контакты с лицами, нуждающимися в по­мощи, и в определенные часы и дни недели по телефо­ну информировать работника социальной службы муниципалитета, отвечающего за данный участок, о необходимости такой помощи. Кроме того, предусмот­рена экстренная телефонная связь с муниципалитетом в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, требующих принятия немедленных мер (госпитализация, направление сиделки или помощника по уходу и т. п.) для помощи пенсионерам, инвалидам и другим лицам, нуждающимся в социальной помощи. 1

За выполнение дополнительных обязанностей, возлагаемых на сельских почтальонов, согласно заключен­ному договору, почтовому отделению от муниципали­тета поступает определенная в договоре плата, основная часть которой выплачивается в качестве дополнитель­ного вознаграждения почтальонам за выполняемую ими социальную работу.

За регулярные контакты сельских почтальонов с лицами, указанными в списке муниципалитета, после­дний переводит почтовому отделению ежемесячную пла­ту. Муниципальные власти при этом сами определяют, кому в данном районе социальная помощь будет оказы­ваться с привлечением возможностей почтовой службы.

При разовых посещениях сельским почтальоном проживающих на его участке пенсионеров и других лиц, визиты к которым обусловлены действующим до­говором, муниципалитет выплачивает вознаграждение за каждое такое посещение.

Аналогичным образом плата почтовому отделению за доставку наборов товаров переводится муниципали­тетом за каждую такую операцию. Необходимо отме­тить, что владелец магазина в этих случаях вносит по­ловину указанной платы.

Муниципальные власти, заключая договор с почто­вым отделением, сами определяют, какими суммами они располагают на упомянутые виды социальной по­мощи населению, и в каком объеме эта помощь может быть предоставлена нуждающимся с привлечением возможностей почтовой службы.

Для того, чтобы сельские почтальоны могли достаточ­но квалифицированно выполнять функции социальной службы и выступать в качестве действенного связующе­го звена между лицами, нуждающимися в социальной помощи, и муниципалитетами, в стране после 1974 г. всту­пила в действие система специальной дополнительной подготовки сельских почтальонов. Повышению их ква­лификации в социальной работе способствуют также ежегодные информационные встречи-семинары, организуемые и проводимые специалистами комитетов социаль­ной помощи муниципалитетов.

По мнению шведских социономов, использование сил и возможностей почтовой службы в сельской мест­ности является важным элементом улучшения системы социального обслуживания проживающего там населе­ния, которое в противном случае не получило бы соци­альную помощь в объеме, гарантируемом действующим законодательством каждому гражданину Швеции.

 

Міністерство освіти і науки України

 

Луганський національний університет

імені Тараса Шевченка

 

“Затверджую”

Завідувач кафедри соціальної роботи

________________(_________________)

“___” ____________200___р.

 

 

Плани семінарських занять

та завдання для самостійної роботи

з дисципліни

 

“Технології соціальної роботи у зарубіжних країнах”

для підготовки фахівців

зі спеціальності “Соціальна робота”

(заочне відділення)

 

Укладач:

доц. каф. соц. роботи

Ларіонова Н.Б.

Затверджено

на засіданні кафедри

соціальної роботи

Протокол №____

від _________________ р.

 

 

Луганськ – 2014

 

 

Шановні студенти!

Зверніть увагу!

На перевірку для отримання точки контролю Вам необхідно підготувати й передати:

1. Тези відповідей на питання тем 5-6.

2. Завдання до всіх тем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.