КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участие в социальной работе почтовой службы помощи населению
Социальная работа в области борьбы с наркоманией (на примере г. Гетеборга) Наркомания стала явлением социальной жизни Швеции, вызывающим растущую обеспокоенность в обществе. Эта тема постоянно присутствует в средствах массовой информации, регулярно сообщающих о росте злоупотреблений наркотиками в стране и сопутствующих этому негативных явлениях. Частичное объяснение данной тенденции находят в том, что за последнее время Европа, в том числе и Швеция, стала объектом повышенного интереса со стороны крупных наркосиндикатов из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, которые соперничают в борьбе за организацию масштабных рынков сбыта своей продукции. Общественность Гетеборга встревожена тем, что в последние годы обозначились три новые негативные тенденции. Во-первых: общий рост числа лиц, злоупотребляющих наркотиками. Во-вторых: если в 70—80-х годах специалисты, характеризуя общую картину наркомании в городе, отмечали абсолютное преобладание так называемых «легких» наркотиков, т. е. марихуаны и амфетомина, то в настоящее время наблюдается всплеск популярности кокаина и героина. Причем, внутривенное употребление последнего напрямую связывают с увеличившимся среди наркоманов числом инфицированных вирусом СПИДа, что и является третьей составляющей обострения проблемы. Вместе с тем в Гетеборге, как и по стране в целом, положение не считают критическим, т. к. в Швеции успешно действует система борьбы с наркоманией. Ее юридической основой является комплекс законов и законодательных актов, регулирующих все аспекты производства, торговли, экспорта и импорта, использование наркотических средств, а также наказание за преступные действия в данной сфере. Она начала создаваться еще в 60-е годы, когда проблема только обозначилась, и продолжает совершенствоваться до сегодняшнего дня.
Наличие традиционно сильной системы самоуправления в стране позволило отказаться от создания общенациональных государственных структур, которые занимались бы руководством этой деятельностью. На государственном уровне наиболее заметной организацией выступает центральный союз по антиалкогольному и антинаркотическому просвещению. Для проведения же массовых мероприятий периодически создаются временные рабочие группы при заинтересованных министерствах и ведомствах, общественных организациях. Основная работа по борьбе с наркоманией ведется на уровне губерний и коммун (общин). Опыт ее проведения показывает пример Гетеборга. В коммуне к подобной деятельности привлечены учреждения здравоохранения, народного образования, полиция, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. В этой схеме головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию распространению наркомании. Комиссия состоит из профессиональных работников социальной сферы, многие из которых являются по образованию психологами, юристами, медиками, имеющими опыт работы с наркоманами. К задачам группы относятся координация усилий государственных и общественных структур, разработка текущих и перспективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа. Непосредственная помощь наркоманам осуществляется через межрайонные группы, под опекой которых находятся несколько (5—6) городских районов. В Гетеборге таких групп — 4. В составе каждой — 8— 10 человек постоянного штата, в том числе медсестра, социальные работники, психолог. По мере необходимости сюда привлекаются школьные учителя.
В обязанности группы входит выявление лиц, имеющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуальных, так и коллективных, распространение антинаркотической пропаганды. Для осуществления первой функции группа сотрудничает с социальными работниками, находящимися в штате полиции и исправительных учреждений, которые постоянно информируют своих коллег о выявленных наркоманах в местах предварительного заключения и тюрьмах, где наркологическое тестирование имеет 100%-ный охват. Для этих же целей в Гетеборге в порядке эксперимента создают так называемые наркопатрули. В вечернее время, в выходные и праздничные дни вместе с полицейскими на маршрут выходят специалисты из межрайонных групп. Они посещают вокзалы, места общественного пользования, дискотеки, неблагополучные в криминогенном отношении кварталы, места традиционного сбора молодежи. Такая же работа ведется в школах, общежитиях, районах, населенных эмигрантами. Среди выявленных наркоманов сотрудники групп ведут разъяснительную работу, имеющую целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу. При направлении в медицинское учреждение строго соблюдается принцип добровольности. Отступление от этого принципа рассматривается шведской общественностью как нарушение прав человека. Кроме того, только сознательное лечение, по мнению шведских специалистов, обеспечивает его эффективность. В коммуне Гетеборга была создана первая в стране специальная наркологическая поликлиника в составе Сальгренской больницы. Межрайонные группы проводят систему мероприятий по социальной реабилитации наркоманов, как уже прошедших курс медицинского лечения, так и тех, кто еще не готов к этому. Им оказывается помощь в адаптации к нормальной жизни, приобретении профессии, трудоустройстве, преодолении психологических трудностей, в решении жилищных вопросов. Важный участок работы групп — издание и распространение пропагандистской литературы. Это брошюры, листовки и плакаты, в простой и доходчивой форме рассказывающие о вреде алкоголя и наркотиков, о том, каким образом и где можно получить консультацию и помощь специалистов. Литература, печатающаяся за счет бюджета общины, распространяется в учебных заведениях, по месту жительства, в больницах, на рабочих местах.
Особый упор в работе групп делается на молодежь,, поскольку основная масса наркоманов — это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Эксперты, привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях. Причем, не только среди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстремальных случаях. В сравнительно малонаселенных районах Швеции, преимущественно в сельской местности, муниципалитеты всегда сталкивались с трудностями в предоставлении населению социальной помощи в необходимых для нормальной жизни размерах и объеме. Это, в первую очередь, объясняется значительной в ряде случаев удаленностью мест проживания нуждающихся в помощи людей от своего муниципалитета, который ответственен за их обслуживание. Попытка найти решение этой проблемы привела к привлечению почтовой службы к непосредственному участию в оказании социальной помощи сельскому населению. В сельских районах почтальоны, кроме своих обычных обязанностей, за дополнительное вознаграждение выполняют ряд функций, связанных с задачами социальной службы. Сельские почтальоны, передвигаясь по участку на автомашинах, выступают в качестве мобильного почтового отделения: они оформляют, принимают и выплачивают денежные платежи, переводы, банковские вклады, перечисления и выплаты, продают знаки почтовой оплаты, конверты, принимают телеграммы, посылки ит. п. прямо по месту жительства. Хотя эти услуги несколько выше по затратам, чем при их совершении в почтовых отделениях, почтовая служба считает важным помочь нуждающимся в социальной заботе людям, даже если они проживают далеко от почтовых отделений, и получают при этом средства на покрытие своих дополнительных расходов из социального фонда..
Как отмечают шведские социономы, каждый сельский почтальон, выполняя свои обычные обязанности по доставке почты, встречается с живущими на его территории людьми по крайней мере несколько раз в месяц. В этой связи он хорошо представляет себе не только жилищные условия, но и потребности в социальной помощи. Он, в частности, первый может заметить, ухудшается ли зрение и слух у пожилых, и нуждаются ли они в медицинской помощи; насколько ухожен их дом и не требуется ли приглашение помощников по дому, сиделок; хватает ли зимой нарубленных дров; не тяжело ли старикам приносить воду в дом; не нужна ли им машина для поездок по своим делам и т. п. В этой связи сельские почтальоны могут внести весомый вклад в организацию социальной работы с нуждающимися. Работники сферы социального обеспечения пришли к заключению, что с участием сельской почтовой службы люди смогут получать в более полном объеме необходимую им социальную помощь. В таком случае отодвигается срок их переселения в дома для престарелых, они дольше смогут жить в собственном доме, а не в пансионате, что отвечает интересам как самих пенсионеров, так и сферы социального обеспечения, поскольку снижает финансовые расходы последней. Организационно участие почтовой службы в оказании социальных услуг населению было оформлено в 1974г. специальным рамочным соглашением между Генеральным директоратом почтовой службы и национальным министерством социального обеспечения. Оно предусматривает возможность заключения договоров на выполнение почтальонами части социальной работы в сельской местности между муниципалитетами, отвечающими за оказание социальной помощи населению, и региональными почтовыми отделениями. Как правило, такие договоры обязательно включают; — доставку товаров на дом; — посещения по месту жительства; — информирование работников социальной службы о людях, нуждающихся в социальной помощи. Доставка товаров на дом (по принимаемым почтальоном предварительным заказам) осуществляется тем лицам, которые фигурируют в списках, утвержденных муниципалитетами на получение такой формы помощи. Посещения на дому выполняются сельским почтальоном по требованию комитета социальной помощи муниципалитета. Они могут иметь регулярный характер, если почтальону будет поручена забота о пенсионере, и осуществляться на разовой основе (также по требованию указанного комитета), например, для заполнения какой-либо анкеты, формы и т. п. Посещения на дому также предусмотрены общим рамочным соглашением, но выполняются сельским почтальоном лишь в том случае, если в договор между конкретным муниципалитетом и данным почтовым отделением включена эта форма социальной работы. В поддержании контактов работников социальной службы муниципалитета с лицами, нуждающимися в социальной помощи, сельские почтальоны также играют важную роль. Почтальоны являются, по сути, постоянно действующим связующим звеном, информирующим муниципальные власти о положении и состоянии1 указанной категории лиц на своем участке. С целью информирования сельских почтальонов о задачах и особенностях социальной службы в предстоящем году, муниципалитеты организуют ежегодные1 специальные встречи с ними. В свою очередь, сельские почтальоны ежегодно представляют муниципалитету отчет о всех домах и их владельцах на обслуживаемом участке с приложением схемы проезда к ним. Этот отчет дает детальную информацию работникам социальной службы муниципалитета о ситуации с пенсионерами и жилым фондом и составляет основу для планирования посещений пенсионеров муниципальными служащими. Как правило, такие плановые визиты наносятся ими в ходе поездки сельского почтальона по своему участку с целью доставки почты и продовольственных наборов. Поскольку годичные отчеты не могут отражать текущие изменения в состоянии здоровья пенсионеров и их потребности в дополнительной помощи, сельским почтальонам вменяется в обязанность поддерживать регулярные контакты с лицами, нуждающимися в помощи, и в определенные часы и дни недели по телефону информировать работника социальной службы муниципалитета, отвечающего за данный участок, о необходимости такой помощи. Кроме того, предусмотрена экстренная телефонная связь с муниципалитетом в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, требующих принятия немедленных мер (госпитализация, направление сиделки или помощника по уходу и т. п.) для помощи пенсионерам, инвалидам и другим лицам, нуждающимся в социальной помощи. 1 За выполнение дополнительных обязанностей, возлагаемых на сельских почтальонов, согласно заключенному договору, почтовому отделению от муниципалитета поступает определенная в договоре плата, основная часть которой выплачивается в качестве дополнительного вознаграждения почтальонам за выполняемую ими социальную работу. За регулярные контакты сельских почтальонов с лицами, указанными в списке муниципалитета, последний переводит почтовому отделению ежемесячную плату. Муниципальные власти при этом сами определяют, кому в данном районе социальная помощь будет оказываться с привлечением возможностей почтовой службы. При разовых посещениях сельским почтальоном проживающих на его участке пенсионеров и других лиц, визиты к которым обусловлены действующим договором, муниципалитет выплачивает вознаграждение за каждое такое посещение. Аналогичным образом плата почтовому отделению за доставку наборов товаров переводится муниципалитетом за каждую такую операцию. Необходимо отметить, что владелец магазина в этих случаях вносит половину указанной платы. Муниципальные власти, заключая договор с почтовым отделением, сами определяют, какими суммами они располагают на упомянутые виды социальной помощи населению, и в каком объеме эта помощь может быть предоставлена нуждающимся с привлечением возможностей почтовой службы. Для того, чтобы сельские почтальоны могли достаточно квалифицированно выполнять функции социальной службы и выступать в качестве действенного связующего звена между лицами, нуждающимися в социальной помощи, и муниципалитетами, в стране после 1974 г. вступила в действие система специальной дополнительной подготовки сельских почтальонов. Повышению их квалификации в социальной работе способствуют также ежегодные информационные встречи-семинары, организуемые и проводимые специалистами комитетов социальной помощи муниципалитетов. По мнению шведских социономов, использование сил и возможностей почтовой службы в сельской местности является важным элементом улучшения системы социального обслуживания проживающего там населения, которое в противном случае не получило бы социальную помощь в объеме, гарантируемом действующим законодательством каждому гражданину Швеции.
Міністерство освіти і науки України
Луганський національний університет імені Тараса Шевченка
“Затверджую” Завідувач кафедри соціальної роботи ________________(_________________) “___” ____________200___р.
Плани семінарських занять та завдання для самостійної роботи з дисципліни
“Технології соціальної роботи у зарубіжних країнах” для підготовки фахівців зі спеціальності “Соціальна робота” (заочне відділення)
Укладач: доц. каф. соц. роботи Ларіонова Н.Б. Затверджено на засіданні кафедри соціальної роботи Протокол №____ від _________________ р.
Луганськ – 2014
Шановні студенти! Зверніть увагу! На перевірку для отримання точки контролю Вам необхідно підготувати й передати: 1. Тези відповідей на питання тем 5-6. 2. Завдання до всіх тем.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |