Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования




Частная (специальная) – конкретизация общефилософского подхода к проблемам данной науки, которая реализуется с помощью системы объяснительных принципов.

Общая методология – определяет отправную точку анализа, структурные компоненты, формирующие общий принцип познания, анализа и обобщения.

Уровни методологии.

Методология – совокупность общих принципов, которыми руководствуется исследователь. Это учение о методах познания объективного мира, ключ к анализу, изучению многообразных форм существующей материи.

Методология, три уровня методологии

Значение методологии: она определяет принятое своеобразие жизни, носит всеобщий характер, то есть определяет и проникает все сферы жизни; определяет понятие меры и своеобразие отношений конкретной действительности. Являет систему объяснительных принципов. Позволяет объяснять наблюдаемые явления. Связанна с формированием мировоззрения, так как помогает создать картину видения и понимания мира. Объясняет все изучаемые явления. Это система видения мира, которая создается существующей социальной средой и внедряется в сознание человека с момента зачатия с помощью существующего образа жизни.

Основные методы социально-психологического исследования.

Наблюдение — это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.

Наблюдение как метод научного исследования подчиняется ряду правил и требований. К ним относятся:

1. во-первых, обяза­тельное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям ис­следования;

2. во-вторых, выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений;

3. в-третьих, планомерное про­ведение наблюдения по определенной схеме;

4. в-четвертых, про­верка результатов наблюдения с точки зрения их обоснован­ности и надежности.

Говоря о наблюдении как методе социально-психологи­ческого исследования, выделяют следующие его виды:

Ø Включенное наблюдение предполагает, что экспериментатор сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Причем экс­периментатор выступает для остальных индивидов не как на­блюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие.

Ø Невключенное наблюдение — это наблю­дение «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланиро­ванное и четко организованное невключенное наблюдение яв­ляется важной составной частью любого социально-психологи­ческого исследования. Оно позволяет исследователю не только глубоко интерпретировать полученные данные, но и иногда подсказывает новые направления и повороты в планируемом или осуществляемом эксперименте. Невключенное наблюдение часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения и конкретизации гипотез, определении принци­пов организации и методов основного исследования.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к на­блюдаемым выделяют:

Ø Открытое. Откры­тый вид наблюдения наиболее часто применяется в практике школы, т. е. учащиеся знают, что в определен­ных ситуациях они являются объектом специального изучения.

Ø Скрытое (инког­нито). При скрытом наблюдении учащиеся не подозревают, что ведет­ся наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом слу­чае нередко используются специальные записывающие устрой­ства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Разу­меется, скрытое наблюдение лишь тогда является орудием на­учного познания, когда оно не имеет ничего общего с подсмат­риванием и подслушиванием. Проведение скрытого наблюде­ния требует строгого соблюдения исследователем этических норм и принципов.

Таким образом, специфика социально-психологического наблюдения проступает уже в особенностях его классификации.

Исходя из особенностей организации наблюдения различа­ют наблюдение:

Ø Полевое - объектом наблюдения является реальный социальный процесс.

Ø Лабораторное - наблюдается экспери­ментальная ситуация, более или менее приближенная к реаль­ности модель.

Результаты наблюдений фиксируются: Это может быть протокол, деловые заметки, записи. Часто, приступая к наблюдению, исследователь заранее готовит специальные таб­лицы и матрицы, в которых ведет учет единиц наблюдения, ко­торые легко поддаются статистической обработке и анализу. Единицами наблюдения может быть число обращений за по­мощью к товарищу на уроке или при подготовке домашних за­даний, контакт с одноклассниками на перемене, активность на уроке (например, поднятая рука) и т. д.

Единица на­блюдения в социально-психологическом исследовании — это всегда определенный акт поведения индивида в группе. От того, насколько удачно выбраны единицы наблюдения, зави­сит, в конечном счете, обоснованность сделанных выводов.

Метод наблюдения, являясь широко распространенным в исследовательской практике, обладает рядом преимуществ( достоинства ):

· метод наблюдения позволяет фиксировать со­бытие в момент его протекания,

· позволяет получить информа­цию о действиях индивидов вне зависимости от их установок на «желательное», «одобряемое» поведение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.