КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования
Частная (специальная) – конкретизация общефилософского подхода к проблемам данной науки, которая реализуется с помощью системы объяснительных принципов. Общая методология – определяет отправную точку анализа, структурные компоненты, формирующие общий принцип познания, анализа и обобщения. Уровни методологии. Методология – совокупность общих принципов, которыми руководствуется исследователь. Это учение о методах познания объективного мира, ключ к анализу, изучению многообразных форм существующей материи. Методология, три уровня методологии Значение методологии: она определяет принятое своеобразие жизни, носит всеобщий характер, то есть определяет и проникает все сферы жизни; определяет понятие меры и своеобразие отношений конкретной действительности. Являет систему объяснительных принципов. Позволяет объяснять наблюдаемые явления. Связанна с формированием мировоззрения, так как помогает создать картину видения и понимания мира. Объясняет все изучаемые явления. Это система видения мира, которая создается существующей социальной средой и внедряется в сознание человека с момента зачатия с помощью существующего образа жизни. Основные методы социально-психологического исследования. Наблюдение — это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности. Наблюдение как метод научного исследования подчиняется ряду правил и требований. К ним относятся: 1. во-первых, обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования; 2. во-вторых, выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений; 3. в-третьих, планомерное проведение наблюдения по определенной схеме; 4. в-четвертых, проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности. Говоря о наблюдении как методе социально-психологического исследования, выделяют следующие его виды: Ø Включенное наблюдение предполагает, что экспериментатор сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования. Причем экспериментатор выступает для остальных индивидов не как наблюдатель, а как равноправный член группы, принимающий наравне со всеми участие. Ø Невключенное наблюдение — это наблюдение «со стороны», когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланированное и четко организованное невключенное наблюдение является важной составной частью любого социально-психологического исследования. Оно позволяет исследователю не только глубоко интерпретировать полученные данные, но и иногда подсказывает новые направления и повороты в планируемом или осуществляемом эксперименте. Невключенное наблюдение часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения и конкретизации гипотез, определении принципов организации и методов основного исследования. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют: Ø Открытое. Открытый вид наблюдения наиболее часто применяется в практике школы, т. е. учащиеся знают, что в определенных ситуациях они являются объектом специального изучения. Ø Скрытое (инкогнито). При скрытом наблюдении учащиеся не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью. В этом случае нередко используются специальные записывающие устройства, скрытые телекамеры, существуют специальные комнаты со стенами односторонней видимости (стенки Гезелла). Разумеется, скрытое наблюдение лишь тогда является орудием научного познания, когда оно не имеет ничего общего с подсматриванием и подслушиванием. Проведение скрытого наблюдения требует строгого соблюдения исследователем этических норм и принципов. Таким образом, специфика социально-психологического наблюдения проступает уже в особенностях его классификации. Исходя из особенностей организации наблюдения различают наблюдение: Ø Полевое - объектом наблюдения является реальный социальный процесс. Ø Лабораторное - наблюдается экспериментальная ситуация, более или менее приближенная к реальности модель. Результаты наблюдений фиксируются: Это может быть протокол, деловые заметки, записи. Часто, приступая к наблюдению, исследователь заранее готовит специальные таблицы и матрицы, в которых ведет учет единиц наблюдения, которые легко поддаются статистической обработке и анализу. Единицами наблюдения может быть число обращений за помощью к товарищу на уроке или при подготовке домашних заданий, контакт с одноклассниками на перемене, активность на уроке (например, поднятая рука) и т. д. Единица наблюдения в социально-психологическом исследовании — это всегда определенный акт поведения индивида в группе. От того, насколько удачно выбраны единицы наблюдения, зависит, в конечном счете, обоснованность сделанных выводов. Метод наблюдения, являясь широко распространенным в исследовательской практике, обладает рядом преимуществ( достоинства ): · метод наблюдения позволяет фиксировать событие в момент его протекания, · позволяет получить информацию о действиях индивидов вне зависимости от их установок на «желательное», «одобряемое» поведение
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |