КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологический эксперимент
Беседа — это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему. Беседа не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в первоначально заданное русло. Интервью — это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, опрашивающий (интервьюер) только задает вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает. Интервьюер сам навязывает темп и план беседы, более жестко держится в рамках обсуждаемых проблем. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь — интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию, и последнему часто трудно понять, разделяет исследователь его взгляды или нет. Главное условие успешного проведения беседы или интервью — это создание дружеской атмосферы. Поэтому одним из самых важных моментов в беседе и интервьюировании является установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать. Обычно рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Респондент в ходе исследования должен видеть в лице опрашивающего человека, который стремится его понять, не критикует и не осуждает его высказываний, не навязывает своих мнений. Проводя беседу или интервью со школьниками, надо всегда помнить об особенностях возраста опрашиваемых. Проведение беседы и интервью — это большое искусство, которым должен владеть педагог-исследователь. Беседа требует особой гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления (жесты, мимику, позы) внутренних состояний. Опытные исследователи могут за твердым «нет» ученика почувствовать растерянность и нерешительность, а за легко произнесенным «да» — желание «уйти» от ответа или «выдать» желаемый ответ. Методом научного познания беседа становится лишь тогда, когда ее проведение определяется целями и задачами исследования, когда она выступает в качестве средства сбора первичной информации или служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных каким-либо другим методом. Анкетирование — опрос проводится письменно и используется специально предназначенный для целей исследования набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущества анкетирования: Ø дает возможность исследователю одновременно подвергнуть процедуре исследования любое количество лиц. Ø сравнительная легкость статистической обработки данных. Составление анкеты — это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. Составлению анкеты должно всегда предшествовать формулирование целей и задач исследования, которые и являются тем стержнем, который свяжет воедино составляющие анкету вопросы. По форме вопросы анкеты делятся на: Ø открытыевопросы - ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Ø закрытыевопросы - в формулировке содержится перечень возможных вариантов ответов. Предложенные на выбор ответы могут различатьсяпо выраженности или по качественному признаку, возможно их комбинирование. Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов: респондент выбирает один из двух исключающих друг друга ответов («да» или «нет», «согласен» или «не согласен» и т. д.) Каждый из типов вопросов имеет свои недостатки и преимущества: · результаты закрытых вопросовлегче обрабатывать, они интерпретируются более однозначно. В то же время мнение испытуемого может не совпадать ни с одной из предложенных альтернатив. · ответы на открытые вопросы, носящие субъективный, произвольный характер, нередко оказываются несопоставимыми. Эти трудности в значительной степени преодолеваются введением полузакрытых вопросов, в которых перечень альтернатив заканчивается введением альтернативы «другое» Ø прямыевопросы - обычно формулируются в личной форме и направлены на получение непосредственной информации. Например, «Как часто ты ходишь в кино?». Ø косвенныевопросы - часто формулируются в безличной форме. Как правило, на них охотнее отвечают, особенно если речь идет о сугубо личностных сферах и предпочтениях опрашиваемого. Например, «Перечисли фильмы, которые ты видел за последний месяц». При составлении анкеты (а также плана интервью) следует выполнять ряд общих правил и принципов: I. Во-первых, набор вопросов должен быть логически связан с основной проблемой исследования и представлять из себя определенным образом организованную их последовательность. II. Во-вторых, формулировка вопросов должна отличаться ясностью и точностью, а текст вопросов должен быть понятен респонденту и соответствовать его уровню знаний и образования. Сложные и трудные слова, а также многозначные слова должны исключаться. III. В-третьих, формулировка вопросов должна обеспечивать искренность и правдивость ответов респондента. Прежде всего это касается вопросов, ответы на которые могут выставить респондента в неприглядном свете, например показать, что он ничего не знает о чем-то широко известном, или направлены на выявление социально неодобряемого типа поведения. Чтобы избежать получения ложной информации и предотвратить отказ от дальнейшей работы, исследователю необходимо особенно тщательно продумывать подобного рода вопросы. IV. B-четвертых, в анкету включаются только наиболее существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить лишь путем анкетирования (или интервьюирования). Помимо общих правил, существует еще ряд конкретных правил, выполнение которых гарантирует от ошибок при формулировании вопросов, составлении их последовательности и т. д. Знание этих правил обязательно, если исследователь предполагает в своей работе провести интервью или осуществить анкетирование. Существуют также определенные требования к общей композиции и внешнему виду анкеты. Прежде чем применять анкету в социально-психологическом исследовании, необходимо проверить ее на пригодность в соответствии с целями исследования, проверить ее «работоспособность», а для этого провести пилотажное исследование. В ходе такой проверки (пилотажа) уточняются и переформулируются вопросы, исключаются «неработающие» или вводятся дополнительные вопросы. Результаты опроса должны быть падежными и обоснованными. Одним из способов установления надежности анкеты (или интервью) является повторное проведение анкетирования (интервьюирования) через определенный промежуток времени. Правда, нельзя не учитывать, что на стабильности результатов может отразиться изменение внешних условий или сдвиги в личностных характеристиках опрашиваемых. Надежность информации, полученной методом опроса, обеспечивается и делением вопросов на основные и контрольные. Функция контрольного вопроса — установить правдивость ответа респондента на основной вопрос. В качестве контрольных вопросов чаще всего используются косвенные и открытые вопросы. Обоснованность (валидность) анкеты — это соответствие содержания вопросов целям исследования. Она определяется способностью исследователя переводить содержание выдвинутой гипотезы на язык вопросов. Один из аспектов повышения валидности анкеты (интервью) — это стремление к постановке таких вопросов, смысл которых выступал бы однозначно и для исследователя, и для респондента. Эксперимент — это организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, переменных, от которых оно зависит. В данном случае исследователь выступает в роли экспериментатора, а исследуемые — в качестве испытуемых. Достоинства: Одной из особенностей эксперимента (и его преимуществом перед методом наблюдения) является создание особых экспериментальных условий для выявления причинно-следственных зависимостей, а также наличие возможности варьировать эти условия таким образом, чтобы полученные результаты могли быть подвергнуты анализу с помощью проверки и доказательства различных гипотез о причинных связях. Другим преимуществом, которое дает эксперимент по сравнению с методом наблюдения, является повышение точности регистрации действий испытуемых, зависимых и независимых переменных. И, наконец, еще одной характерной особенностью эксперимента является его более тесная связь с теорией — эксперимент не только направляется некоторой теоретической гипотезой, но само проведение эксперимента становится возможным лишь тогда, когда исследователь имеет некоторые представления о природе изучаемого процесса, о факторах, его детерминирующих, а иначе просто не может быть решен вопрос о создании экспериментальной ситуации и тем более о целенаправленном воздействии. Чаще всего применение экспериментального метода на практике сочетается с использованием неэкспериментальных методов (наблюдением, опросом, беседой), которые могут непосредственно включаться в процедуру эксперимента. В зависимости от характера условий экспериментальной ситуации социально-психологические эксперименты делятся на естественные и лабораторные. Естественный эксперимент (иногда его называют полевым) основан на управлении поведением исследуемых в повседневных обстоятельствах их жизни путем введения ряда воздействующих и контролируемых исследователем факторов. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, не содержат в себе чего-то необычного, искусственного, непривычного для протекания, например, учебно-воспитательного процесса, а органично включены в него, являются его составной частью. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено. Достоинства: Обычность, естественность условий при введении на их фоне экспериментальных переменных позволяет исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |