Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологический эксперимент




Беседа — это метод получения информации на основе вер­бальной (словесной) коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на оп­ределенную тему. Беседа не ограничена во времени и по­рой с трудом укладывается в первоначально заданное русло.

Интервьюэто метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Направленность беседы и характер вопросов заданы жестко, опрашивающий (ин­тервьюер) только задает вопросы, а опрашиваемый (респон­дент) на них отвечает. Интервьюер сам навязывает темп и план беседы, более жестко держится в рамках обсуждаемых проблем. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь — ин­тервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стара­ясь сохранить нейтральную позицию, и последнему часто труд­но понять, разделяет исследователь его взгляды или нет.

Главное условие успешного проведения беседы или ин­тервьюэто создание дружеской атмосферы. Поэтому одним из самых важных моментов в беседе и интервьюировании явля­ется установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого до­верие и желание сотрудничать. Обычно рекомендуется начи­нать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предпола­гаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов.

Респондент в ходе исследования должен видеть в лице оп­рашивающего человека, который стремится его понять, не кри­тикует и не осуждает его высказываний, не навязывает своих мнений. Проводя беседу или интервью со школьниками, надо всегда помнить об особенностях возраста опрашиваемых.

Проведение беседы и интервью — это большое искусство, которым должен владеть педагог-исследователь. Беседа требу­ет особой гибкости и чуткости, умения слушать и одновремен­но вести ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксиро­вать внешние проявления (жесты, мимику, позы) внутренних состояний. Опытные исследователи могут за твердым «нет» ученика почувствовать растерянность и нерешительность, а за легко произнесенным «да» — желание «уйти» от ответа или «выдать» желаемый ответ.

Методом научного по­знания беседа становится лишь тогда, когда ее проведение оп­ределяется целями и задачами исследования, когда она высту­пает в качестве средства сбора первичной информации или слу­жит для уточнения, расширения и контроля данных, получен­ных каким-либо другим методом.

Анкетированиеопрос проводится письменно и использу­ется специально предназначенный для целей исследования на­бор структурно организованных вопросов (анкета).

Преимущества анкетирования:

Ø дает воз­можность исследователю одновременно подвергнуть процедуре исследования любое количество лиц.

Ø сравнительная легкость статисти­ческой обработки данных.

Составление анкеты — это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального ма­стерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. Со­ставлению анкеты должно всегда предшествовать формулиро­вание целей и задач исследования, которые и являются тем стержнем, который свяжет воедино составляющие анкету во­просы.

По форме вопросы анкеты делятся на:

Ø открытыевопросы - ответ формулируется самим отве­чающим в свободной форме.

Ø закры­тыевопросы - в формулировке со­держится перечень возможных вариантов ответов. Предложен­ные на выбор ответы могут различатьсяпо выраженности или по качественному признаку, возможно их комбинирование. Часто в анкетах используется дихотомическая форма отве­тов: респондент выбирает один из двух исключающих друг друга ответов («да» или «нет», «согласен» или «не согласен» и т. д.)

Каждый из типов вопросов имеет свои недостатки и преимущества:

· результаты закрытых вопросовлегче обра­батывать, они интерпретируются более однозначно. В то же время мнение испытуемого может не совпадать ни с одной из предложенных альтернатив.

· ответы на открытые вопросы, но­сящие субъективный, произвольный характер, нередко оказы­ваются несопоставимыми.

Эти трудности в значительной степе­ни преодолеваются введением полузакрытых вопросов, в кото­рых перечень альтернатив заканчивается введением альтерна­тивы «другое»

Ø прямыевопросы - обычно формули­руются в личной форме и направлены на получение непосред­ственной информации. Например, «Как часто ты ходишь в кино?».

Ø косвенныевопросы - ча­сто формулируются в безличной форме. Как правило, на них охотнее отвечают, особенно если речь идет о сугубо личност­ных сферах и предпочтениях опрашиваемого. Например, «Перечисли фильмы, которые ты видел за последний месяц».

При составлении анкеты (а также плана интервью) следует выполнять ряд общих правил и принципов:

I. Во-первых, набор вопросов должен быть логически связан с основной проблемой исследования и представлять из себя определенным образом организованную их последовательность.

II. Во-вторых, формулировка вопросов должна отличаться ясно­стью и точностью, а текст вопросов должен быть понятен рес­понденту и соответствовать его уровню знаний и образования. Сложные и трудные слова, а также многозначные слова долж­ны исключаться.

III. В-третьих, формулировка вопросов должна обеспечивать искренность и правдивость ответов респондента. Прежде всего это касается вопросов, ответы на которые могут выставить респондента в неприглядном свете, например пока­зать, что он ничего не знает о чем-то широко известном, или направлены на выявление социально неодобряемого типа по­ведения. Чтобы избежать получения ложной информации и предотвратить отказ от дальнейшей работы, исследователю необходимо особенно тщательно продумывать подобного рода во­просы.

IV. B-четвертых, в анкету включаются только наиболее су­щественные вопросы, ответы на которые исследователь может получить лишь путем анкетирования (или интервьюирования).

Помимо общих правил, существует еще ряд конкретных пра­вил, выполнение которых гарантирует от ошибок при формули­ровании вопросов, составлении их последовательности и т. д. Знание этих правил обязательно, если исследователь предпо­лагает в своей работе провести интервью или осуществить ан­кетирование. Существуют также определенные требования к общей композиции и внешнему виду анкеты.

Прежде чем применять анкету в социально-психологическом исследовании, необходимо проверить ее на пригодность в со­ответствии с целями исследования, проверить ее «работоспо­собность», а для этого провести пилотажное исследование. В ходе такой проверки (пилотажа) уточняются и переформу­лируются вопросы, исключаются «неработающие» или вводятся дополнительные вопросы.

Результаты опроса должны быть падежными и обоснован­ными. Одним из способов установления надежности анкеты (или интервью) является повторное проведение анкетирования (ин­тервьюирования) через определенный промежуток времени. Правда, нельзя не учитывать, что на стабильности результатов может отразиться изменение внешних условий или сдвиги в личностных характеристиках опрашиваемых.

Надежность информации, полученной методом опроса, обес­печивается и делением вопросов на основные и контрольные.

Функция контрольного вопросаустановить правдивость от­вета респондента на основной вопрос. В качестве контрольных вопросов чаще всего используются косвенные и открытые во­просы.

Обоснованность (валидность) анкетыэто соответствие со­держания вопросов целям исследования. Она определяется спо­собностью исследователя переводить содержание выдвинутой гипотезы на язык вопросов. Один из аспектов повышения валидности анкеты (интервью)это стремление к постановке таких вопросов, смысл которых выступал бы однозначно и для исследователя, и для респондента.

Экспериментэто организованное исследовате­лем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной си­туацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, переменных, от которых оно зависит. В данном случае исследователь выступает в роли эксперимен­татора, а исследуемые — в качестве испытуемых.

Достоинства:

Одной из особенностей эксперимента (и его преимуществом перед методом наблюдения) является создание особых экс­периментальных условий для выявления причинно-следствен­ных зависимостей, а также наличие возможности варьировать эти условия таким образом, чтобы полученные результаты мог­ли быть подвергнуты анализу с помощью проверки и доказа­тельства различных гипотез о причинных связях.

Другим преимуществом, которое дает эксперимент по срав­нению с методом наблюдения, является повышение точности регистрации действий испытуемых, зависимых и независимых переменных.

И, наконец, еще одной характерной особенностью экспери­мента является его более тесная связь с теорией — экспери­мент не только направляется некоторой теоретической гипоте­зой, но само проведение эксперимента становится возможным лишь тогда, когда исследователь имеет некоторые представле­ния о природе изучаемого процесса, о факторах, его детерми­нирующих, а иначе просто не может быть решен вопрос о соз­дании экспериментальной ситуации и тем более о целенаправ­ленном воздействии.

Чаще всего применение экспериментального метода на прак­тике сочетается с использованием неэкспериментальных мето­дов (наблюдением, опросом, беседой), которые могут непо­средственно включаться в процедуру эксперимента.

В зависимости от характера условий экспериментальной си­туации социально-психологические эксперименты делятся на естественные и лабораторные.

Естественный эксперимент (иногда его называют полевым) основан на управлении поведением исследуемых в повседнев­ных обстоятельствах их жизни путем введения ряда воздейст­вующих и контролируемых исследователем факторов. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, не содержат в себе чего-то необычного, искусственного, непривыч­ного для протекания, например, учебно-воспитательного про­цесса, а органично включены в него, являются его составной частью. Например, можно применить в одном или нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время определить их эффективность, сравнивая эти классы с други­ми, где это изменение не было введено.

Достоинства: Обычность, естественность условий при введении на их фоне экспериментальных переменных позволяет исследователю про­следить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.